Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
материал на тему

Сорокина Ирина Алексеевна

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              «Детский сад № 189 «Солнышко комбинированного вида                                        г.Камень-на-Оби Алтайского края

Организация дополнительных образовательных услуг,                          как средство индивидуализации образовательного процесса                      и развития творческих способностей детей

Подготовила:

Сорокина И.А., старший воспитатель

 высшей квалификационной категории

2015г.

Во вступившем в силу Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в гл.2 ст. 10  отмечено, что дошкольное образование является  первым уровнем  общего образования, а это предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Мы, педагоги, понимаем: ребенок, приходящий в детский сад,- отнюдь не чистый лист. У него уже есть заданность характера, врожденных способностей, выраженная в его наследственности (как биологической, так и социальной). Он имеет свои личностные цели, ценности, надежды - как осознанные, так и неосознанные. И он верит, что они реализуются. Если этого не происходит, то он не любит детский сад, затем школу, работу, да и саму жизнь. Он тяготится всем, что делается в ней.

«Время стрессов и страстей» - называют наш век. Оба фактора цивилизованного стресса, информативный и гиподинамический, начинают действовать на человека уже в раннем детстве. Более того, мы, взрослые, специально помещаем детей в среду, где их влияние особенно сильно - в детский сад и школу.

Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма. Ребенок должен хотеть жить и развиваться. А чтобы это произошло, должно быть не просто пребывание в детском саду, а кропотливая работа педагогов, нацеленная на рост личности, постоянное ощущение «живости бытия». Значит нужно учить детей не столько решать примеры, сколько выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой.

Сегодня в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. Для этого разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС - это толчок в сторону продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования. Как говорили древние греки «учиться надо не ради обучения, а ради жизни». (слайд)

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

(слайд) В нашем ДОУ давно используются приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Это метод проектов, ТРИЗ, мнемотехника, педагогическая технология Марии Монтессори и другие. Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие - все как в китайской пословице: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я пойму».  

А чтобы это происходило каждый день, должно быть не просто пребывание в детском саду, а кропотливая работа педагогов, нацеленная на рост личности, постоянное ощущение «живости бытия».

    (слайд) Одной из целей развития нашего дошкольного учреждения в контексте индивидуализации образовательного процесса является создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого ребенка.

Современные условия жизни: динамика и темп, большие нагрузки -умственные и физические, ухудшение здоровья воспитанников, возросший уровень родительских притязаний - все это вызвало необходимость организации дополнительных образовательных услуг в нашем ДОУ.

Предоставляемые дополнительные образовательные услуги в МБДОУ «Детский сад № 189» - это наиболее полное удовлетворение потребностей населения микрорайона станции Камень-на-Оби в оздоровительном и всестороннем образовании детей, развитии их творческих способностей и интересов, обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, а также привлечение средств из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы и повышение заработной платы сотрудников, т.к. некоторые услуги - платные.

Разумная организация (слайд) собственной деятельности помогла коллективу ДОУ пересмотреть и по-хозяйски оценить свои финансовые возможности, выбрать основные направления развития и спектр дополнительных образовательных услуг, а так же рационально использовать кадровый потенциал. А это в конечном итоге на деле способствовало реализации личностно-ориентированных форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, поиску нетрадиционных путей развития творческого потенциала воспитанников.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков и студий. Кадровый состав (слайд) педагогов осуществляющих дополнительные образовательные услуги, включая куратора: это более 83% - высшая квалификационная категория, менее 17% - первая квалификационная категория. (слад) 4 педагога  отмечены Почетными грамотами Комитета по образованию и делам молодежи администрации  г.Камень-на-Оби, 3 педагога отмечены Почетными грамотами Главного управления Алтайского края по образованию и молодежной политике, 2 педагога отмечены нагрудным «Почетный работник общего образования РФ».

(слайд) С 2011г. по 2014г. количество воспитанников посещающих дополнительные образовательные услуги возросло с 67 до 140 человек.

Каждый год увеличивается контингент детей, желающих пользоваться дополнительными образовательными услугами. Для этого мы  привлекаем родителей, заинтересовываем их, изучаем спрос и потребности их детей, решая этим  задачи проведения маркетинга оказываемых услуг и рекламы.

Так,  в начале каждого учебного года проводится  общее родительское собрание,  с целью ознакомления с перечнем предлагаемых услуг, с педагогами, осуществляющими данные услуги и их программами. В рамках групповых собраний были проведены мастер-классы (слайд) для родителей «Аквариум для рыбок» (2-я мл.группы), «Сказочный замок» (средняя группа) (слайд), «Роза» (1-я мл.группа); «В осеннем танце листья кружатся»(Подготовительная к школе группа), «Триптих. «Цветочные фантазии» (старшая группа); Созданы в цветном варианте рекламные буклеты (слайд), визитная карточка, выпуск садовой газеты «Солнышко» (слайд ). 

Проводится «День открытых дверей», где каждый желающий может  познакомиться с условиями проведения дополнительных образовательных услуг в течение учебного года.

 Периодически организуются выставки достижений воспитанников ДОУ как персональные, так и тематические, «Ярмарки талантов» (слайд). С родителями ведутся индивидуальные беседы, общение на форуме. Вся информация о дополнительных образовательных услугах предоставляется для родителей на сайте дошкольного учреждения. С помощью рекламы оказываемых услуг нам удалось более глубоко раскрыть содержание данных услуг. По результатам работы ДОУ по оказанию дополнительных образовательных услуг от родителей поступают положительные отзывы, что очень приятно.

Ценность дополнительных образовательных услуг состоит в том, что они усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительных образовательных услуг дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

За годы работы накоплен определенный положительный опыт организации дополнительных образовательных услуг, ведется системный мониторинг. Дополнительные образовательные услуги по праву стали важнейшей составляющей образовательного пространства ДОУ. Они  социально востребованы как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка дошкольного возраста, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется их содержание, методы и формы работы с детьми, видна творческая, авторская позиция педагога.

Опыт показал, что дети, занимающиеся в студиях, секциях, кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования города, художественных, музыкальных, спортивных школах. Детский танцевальный коллектив, творческие работы детей становились постоянными участниками, лауреатами городских смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества. Многочисленны и личные достижения отдельных воспитанников на различных федеральных, краевых и городских выставках.

Так результатом демонстрации  успешности воспитанников,  посещающих  ПОУ стали (слайд):

«Весёлые чешки»

Городской конкурс «Ребёнок в мире красоты» Приз за оригинальность  

 Городской конкурс «Воспитатель года 2012» Выступление на закрытии конкурса

    Торжественный вечер, посвященный 45-летию физкультурного отделения Каменского педагогического колледжа    Выступление старшей группы  

 Городской  конкурс Дети за зелёную планету»  Выступление младшей группы на закрытии конкурса

«Бумагопластика»

Городской конкурс «Ребёнок в мире красоты»  II место в номинации «Декоративно-прикладное искусство»

Городская выставка- конкурс «Природа глазами детей» III место в номинации «Декоративно-прикладное искусство «Зелёная планета»

   Международный конкурс по произведениям С.Михалкова «Я карандаш с бумагой взял»

 Городской конкурс «Дети за зеленую планету» Лауреат конкурса в номинации «Лучшая детская работа»

Городской выставка-конкурс «Пасхальный сувенир-2013» Победитель в номинации «Картинная галерея»

   IX краевая выставка «Пасхальный сувенир» Почетная грамота  

   Всероссийский конкурс «В ледяной карете мчится Зимушка-зима».

 Городской конкурс, посвященный «Дню семьи, любви и верности» 1 место

«Тестопластика»

       Городской конкурс «Ребёнок в мире красоты»  Участник в номинации «Декоративно-прикладное искусство»  

«Юный исследователь

      Городской этап конкурса «Юный исследователь»

         Это далеко не полный список мероприятий демонстрирующих достижения детей.

Программы  дополнительных образовательных услуг  были представлены на Конкурсах и выставках различного уровня: 2 программы стали Дипломантами Образовательной выставки АКИПКРО, 1 программа  - Дипломант конкурса проведенного журналом «Дошкольная педагогика» и была напечатана в сборнике материалов в издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;

        Педагоги неоднократно демонстрировали успехи детей и результаты идей и инноваций через различные формы методической работы: на городских методических неделях, в рамках городского методического объединения воспитателей и специалистов, на педагогическом совете ДОУ и др.

        Очень интересной формой работы стал 1 открытый фестиваль (слайд № 14) детского творчества "ЗВЕЗДОПАД" среди воспитанников дополнительных образовательных услуг муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 189 «Солнышко» И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  г.Камень-на-Оби.

Он способствовал (слайд):

- привлечению детей к активной творческой жизни, воспитанию любви к искусству;

- предоставлению детям возможности проявить себя, раскрыть свои таланты, развить умения заниматься творческой работой в коллективе;

- поиску талантливых детей и творческих руководителей;

- распространению опыта работы творческих коллективов.

  В фестивале приняли участие (слайд)  - в фестивале приняли участие  6 дошкольных учреждений города;

- всего приняло участие  более 160 дошкольников

в 4 номинациях детей в возрасте от  4 до 7 лет;

 

- на сцене были представлены  9 детских  коллективов  -   90 воспитанников;

- выставка «Радуга звезд» представляла работы  более 70 воспитанников  - 12 творческих студий и кружков.

Надеемся он станет традиционным.

 Отмечая позитивный опыт (слайд) по данному направлению деятельности, нельзя не отметить, что дополнительные образовательные услуги, предлагаемые в нашем дошкольном учреждении ДОУ, опережают спрос. Сегодня это стало велением времени. Настало время новых перспектив в деятельности педагогов, оказывающих дополнительные образовательные услуги.

На наш взгляд, в условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении, ребенок, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении  педагогов, знакомых и близких ему людей, что повышает степень его адаптивных процессов и уровень интеграции в социуме.

Реализация дополнительных образовательных (слад) услуг в ДОУ осуществляется более 4-х лет. Мы  не останавливаемся на достигнутом, а задумываемся над тем, как и где наши  воспитанники будут продолжать образование.

И в заключение хочется сказать:

Потенциал дополнительных образовательных услуг используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. Созданная система в МБДОУ «Детский сад № 189» помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.

Сегодня (слайд) дошкольники получают самое современное образование в условиях дошкольного образовательного учреждения. Многие из них  посещают занятия дополнительного образования, где развивают свои таланты – учатся петь, танцевать, рисовать.  Современный детский сад – это место, где ребенок получает все необходимые знания, развивает творческие способности, в том числе, и с помощью дополнительных образовательных услуг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

Перспективный план работы по дополнительной образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей "Умные руки"

Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов, которых волнует тема творческого развития дошкольников...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса".

В консультации говортся о преимуществах  интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса....

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Образовательный проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» с детьми 6-7 лет

Срок проекта: долгосрочный (2024-2025 гг.)Вид проекта: практико-ориентируемыйУчастники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.Проблема: Недостаточно развита творческая фантазия у во...