Программа дополнительного образования "Творческая мастерская"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В составленной программе кружка «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
DOP_PROGRAMMA.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района - детский сад "Родничок" общеразвивающего вида с приоритетным направлением
социально-личностного развития воспитанников
Утверждаю:
Заведующий ДОУ "Родничок" Ж.А.Толчина
« » 2010 г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Творческая мастерская»
Ольховик Т.Д., воспитатель,
первая квалификационная категория
г. Куйбышев, 2010 год
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В составленной программе кружка «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Программа рассчитана на 1 год занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
По своей структура Программы ориентирована на 4 направления:
- «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции и орфоэпии. С этой целью в Программу включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений.
- «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
- «Этика и этикет» включает обучение культуре общения, нормам поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным слушателе, а в перспективе и читателем, зрителем театра.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.
Содержание занятий включает в себя:
- чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей.
- Формирование общей культуры.
- Приобретение знаний и практики в области театрального искусства
В результате освоения программы театрального кружка «Творческая мастерская» дети получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
- Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Программа предусматривает творческие отчеты деятельности кружка:
- Показ театральных этюдов (дети младшего дошкольного возраста) - 1 раз в 3 месяца
- Драматизация с импровизацией детей (дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители) – 2 раза в год.
Литература:
Антипина Е.А. театрализованная деятельность в детском саду. ТЦ «Сфера». М., 2009
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991
Охорзина Т.П. Развитие общих и специальных способностей детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре «Театр». Новосибирск, 1996.
Шорохова О.А. Играем в сказку. ТЦ «Сфера». М., 2008
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Цель, содержание занятия | Кол-во часов | Сроки (неделя/месяц) | |
1 | Этот удивительный мир театра | Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. | 1 | 1 неделя | сентябрь |
2 | Разрешите представить | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?) | 1 | ||
3 | Экскурсия в РДК | Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки". Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер. | 1 | 2 неделя | |
4 | Давайте поговорим | Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу", "Давай поговорим" | 1 | ||
5-6 | Веселые сочинялки | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (П, Р, О) | 2 | 3 неделя | |
7 | Послушный язычок | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Удивленный бегемот». | 1 | 4 неделя | |
8 | Ритмопластика. | Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М.Глинка. "Вальс фантазия". | 1 | ||
9 | Веселые фантазии | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем". Объяснение игр. Обсуждение движений, оценка и анализ. | 1 | 1 неделя | октябрь |
10 | Сценические этюды | Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. | 1 | ||
11 | Сценические этюды | Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. | 1 | 2 неделя | |
12 | Беседа - диалог. | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы). | 1 | ||
13-14 | Беседа - диалог. | Закрепление материала предыдущего занятия. Знакомство с терминами: драматург, пьеса, режиссер, постановка, художник, костюмер. | 2 | 3 неделя | |
15 | Все о театре | Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус (мультимедийная презентация «Виды детских театров»). | 1 | 4 неделя | |
16 | Сказка «Теремок» | Чтение сказки. Обсуждение и дополнение. | 1 | ||
17 | Сказка «Теремок» | Познакомить детей со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. | 1 | 1 неделя | ноябрь |
18 | Распределение ролей. | Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ. Беседа. Оценка и анализ выбранных ролей. | 1 | 2 неделя | |
19 | Ритмопластика. | Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. Показ и отработка движений животных. | 1 | ||
20 | Отработка диалогов. | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Отработка диалогов: Мышка – еж. Мышка – заяц. Лягушка – комар. | 1 | 3 неделя | |
21 | Техника речи. | Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон. Отработка диалогов. | 1 | ||
22 | Техника речи. | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. Диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка - волк. | 1 | 4 неделя | |
23 | Репетиция. | Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. | 1 | ||
24 | Репетиция. | Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных через пластические возможности своего тела. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция. | 1 | 1 неделя | декабрь |
25 | Сцена | Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел. Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. Репетиция. | 1 | ||
26 | Последний штрих | Генеральная репетиция в костюмах с декорациями, музыкальным сопровождением | 1 | 2 неделя 3 неделя | |
27 | Премьера сказки | Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями | 1 | ||
28 | Веселые фантазии | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем". | 1 | 3 неделя | январь |
29 | Веселые фантазии | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Коллективное составление юмористической сказки по серии сюжетных картин | 1 | ||
30 | Беседа - диалог | Знакомство с пантомимой. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. | 1 | 4 неделя | |
31 | Психогимнастика. | Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль. "Разные лица" "Жадный медведь". | 1 | ||
32 | Психогимнастика. | Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка. "Разные лица" "Жадный медведь". | 1 | 1 неделя | февр а л ь |
33 | Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов | Знакомство с понятиями «этика и этикет». Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | 1 | ||
34 | Азбука общения | Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»). Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | 1 | 2 неделя | |
35 | Азбука общения | Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры детей. Сценические этюды. | 1 | ||
36 | Сценические этюды. | Игры-превращения. Продолжить учить владеть своим телом. Развивать фантазию, воображение, выразительность. | 1 | 3 неделя | |
37 | «Салат» из сказок | Чтение сказок «Хитрая лиса» на основе сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел» | 1 | ||
38 | «Салат» из сказок | Придумывание сказки «Хитрая лиса» на основе сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел» | 1 | 4 неделя | |
39 | Игра-драматизация | Показ руководителями кружка кукольного спектакля по сценарию придуманной детьми сказки. | 1 | ||
40 | Экскурсия в кинопрокат | Просмотр сказки Ш.Перро «Красная шапочка» с последующим обсуждением. | 1 | 1 неделя | м а р т |
41 | Сказка «Красная шапочка» | Чтение сценария сказки «Красная шапочка» (по мотивам сказки Ш. Перро) | 1 | ||
42 | Распределение ролей. | Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Беседа. Оценка и анализ выбранных ролей. | 1 | 2 неделя | |
43 | Техника речи. | Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. | 1 | ||
44-45 | Мастерская актера. | Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. | 2 | 3 неделя | |
46 | Техника речи. | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей | 1 | 4 неделя | |
47 | Репетиция. | Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. | 1 | ||
48-49 | Репетиция. | Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы героев через пластические возможности своего тела. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция. | 2 | 1 неделя | а п р е л ь |
50-51 | Работа с костюмами. | Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. | 1 | 2 неделя | |
52-53 | Сцена | Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел. Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. Репетиция. | 1 | ||
54 | Репетиция. | Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция. | 1 | 3 неделя | |
55 | Последний штрих | Генеральная репетиция в костюмах(с декорациями и музыкальным сопровождением) | 1 | ||
57 | Премьера сказки | Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями | 2 | 4 неделя | |
58-59 | Сказкотерапия | Создание условий для интегративной деятельности, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Зайка-зазнайка» | 2 | 1 неделя | май |
60-61 | Сказкотерапия | Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Кривляки» | 2 | 2 неделя | |
62-63 | Сказкотерапия | Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Волшебные слова» | 2 | 3 неделя | |
64-65 | Сказкотерапия | Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Доброе превращение» | 2 | 4 неделя | |
66-68 | Резервные | 3 | При показе сказок и этюдов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Творческая мастерская""
Программа «Творческая мастерская» предназначена для работы с детьми от 2 до 6 лет. Она способствует развитию познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображени...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).
Данная программа является авторской и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...
Программа дополнительного образования "Мастерская чудес"
Программа дополнительного образования « Мастерская чудес» является программой художественно-эстетического направления.Детский дизайн – новая художественно-продуктивная дея...
Программа кружка "Квиллинг"Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги Творческая мастерская «Волшебный завиток» Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных лент).
Рабочая программа для дополнительной платной услуги. Программа расчитана для детей старшей и подготовительной группы. Развиваем моторику рук, дети увличенно занимаются в кружке....
Программа дополнительного образования "Мастерская Самоделкина"
Данная программа расчитана на 2 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством различных видов прикладного творчества. ...
Комментарии
Молодец
Спасибо, Алла Анатольевна