Программа дополнительного образования "Мастерская Самоделкина"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Данная программа расчитана на 2 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством различных видов прикладного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masterskaya_samodelkina.docx | 61.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
методическим советом Директор школы: МБОУ «ИнжавинскаяСОШ» И.Ю.Хурцилава
Протокол №___от______ Приказ №_____ от________
Дополнительная образовательная программа
«Мастерская Самоделкина»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
Инжавино , 2020 год
Информационная карта
1 | Название образовательной программы | «Матерская Самоделкина» |
2 | Тип образовательной программы | Модифицированная |
3 | Направленность | техническая |
4 | Срок реализации | 2 года |
5 | Область применения | Дополнительное образование |
6 | Возрастной диапазон | 5-7 лет |
7 | Ф.И.О. педагога | Ивлиева Елена Владимировна |
8 | Образование | Средне-специальное |
9 | стаж работы в данном учреждении | 27 лет |
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса
- Методическое обеспечение образовательной программы
- Список литературы для педагога и обучающихся
- Пояснительная записка
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у детей значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Одним из факторов, оказывающих влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно-прикладным искусством.
Программа дополнительного образования «Мастерская Самоделкина» имеет техническую направленность и предназначена для разновозрастных категорий дошкольников, имеет общекультурный уровень её освоения, предусматривает развитие у дошкольников художественно–конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Данная программа решает проблему творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе, что обуславливает ее актуальность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена запросом детей и их родителей на этот вид деятельности.
Программа ориентирует дошкольников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Общеобразовательная программа «Мастерская Самоделкина» объединяет занятия по нескольким видам декоративного творчества, наиболее востребованным в наши дни.
Связь данной программы с уже существующими по данному направлению деятельности заключается в том, что в неё включены и объединены основы некоторых видов декоративно прикладного творчества присутствующих в других общеобразовательных программах.
Ключевые понятия, которыми оперирует автор.
Творческая деятельность открывает перед педагогом огромные возможности для развития человека в целом (эстетически, морально, культурно) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения. Общеобразовательная программа «Мастерская Самоделкина» реализуется с целью формирования и развития творческих способностей, как способа самореализации, раскрытия природных задатков обучающихся.
Акварель – краски на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные этими красками.
Ансамбль – взаимосвязь, взаимная согласованность, гармоническое единство частей, каждая из которых представляет собой законченное целое.
Аппликация (от латинского слова «application» - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Техника выполнения аппликации успешно осваивается учащимися любого возраста благодаря простоте приёмов работы и доступности используемых материалов, а разнообразие в изготовлении ярких декоративных композиций позволяет заинтересовать, несомненно, любого ребёнка. Предмет «аппликация» способствует творческому самовыражению, понимания чувства цвета и пропорций, эстетическому развитию. Развиваются воображение, нестандартное мышление, речь, наблюдательность, мелкая моторика рук, развиваются коммуникативные способности и навыки контроля поведения, формирование положительной оценки, уверенности в себе. Воспитываются нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Архитектура – зодчество, искусство проектировать и строить.
Бумага – материал для письма, графических и живописных работ, художественных и бытовых изделий.
Бумагопластика – это искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трёхмерных скульптур.
Гуашь – непрозрачная (корпусная, кроющая) краска, которая разводится водой.
Декоративное искусство – один из видов пластических искусств.
Изонить – это графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, шёлковые и другие. Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Занятия нитяной графикой даёт:
- понятие о разных углах: величине, длине сторон, об окружности, упражняются в количественном и порядковом счете; закрепляют знание направлений: вверху, внизу, слева, справа; дает понятие о середине, центре, вершине, крае;
- развивает цветовое восприятие: понятия о холодных и теплых тонах, научит подбирать цвет к фону, научит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;
- развивает абстрактное мышление;
- научит детей владеть иголкой, шилом, ниткой; научит работать с трафаретом;
- развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
- воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
- познакомит с новым видом художественной деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
- развивает активный и пассивный словарь детей; развивает объяснительную и доказательную речь.
Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.
Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Коллаж – творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами – тушью, акварелью и т.д.
Объёмная аппликация – крепление изображения предметов на фон здесь производится только частью плоскости.
Оригами – вид декоративно – прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги, сложившееся в Японии.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности дошкольников, направленных на достижение личностных и предметных результатов освоения курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Этапы реализации образовательной программы.
Для эффективной реализации программного материала необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие обустроенного помещения для проведения занятий.
2. Наличие наглядных пособий, демонстрационного материала.
3. Использование новейших информационных технологий, методической литературы.
4. Учет возрастных особенностей и творческий подход к темам.
5. Взаимодействие с родителями, социальными партнерами, образовательными учреждениями.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
Предлагаемая программа предназначена для обучения детей 5-7 лет.
Условия набора в объединение: состав группы формируется на добровольной основе на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих.
Формы и режим занятий.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 2 года (144 часа).
За год – 72 часа.
В неделю - 2 часа.
Формы занятий:
•индивидуальная;
•работа в парах;
•групповая;
•коллективная.
Новизна данной образовательной программы заключается в использовании проектных технологий в проведении занятий и формах диагностики и подведения итогов реализации программы.
Цель данной программы: развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно–прикладного искусства;
- формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
- формирование умения навыка проектной деятельности.
Развивающие:
- развитие стремления к творческой самореализации;
-развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности;
- развитие личностного самообразования, активности, самостоятельности;
Воспитательные:
-воспитание интереса и бережного отношения к произведениям творчества;
-воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
-воспитание в детях любви к своей родине, к традициям.
Прогнозируемые результаты.
В процессе обучения дети:
-получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- получат знания о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
-овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий.
В результате обучения должны знать:
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Усвоение программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих видов контроля:
- входящего: проводится в начале обучения по программе;
-текущего: планируется творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей;
- итогового: выставка творческих работ, участие в отчетной выставке.
Оценка результатов деятельности
Формы выявления результатов: постоянно действующая выставка, творческие конкурсы, отчетная выставка, конкурсы, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов деятельности детей, анкетирование, тестирование, зачёт, взаимозачёт.
Формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, анкеты, тестирование.
Формы предъявления результатов: выставки, конкурсы, фестивали, демонстрация моделей, готовые изделия, защита творческих проектов выпускников. В современных условиях важно осознать и принять принципиальную педагогическую установку - каждый ребенок может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего труда.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе, дети могут усваивать материал на разных уровнях.
Критерии оценки
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
• соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
• широта кругозора;
• свобода восприятия теоретической информации;
• развитость практических навыков работы с дополнительной литературой по декоративно-прикладному искусству;
• свобода использования различных материалов в одной композиции.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
• соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
• свобода владения оборудованием и инструментами;
• качество выполнения практических заданий;
• технологичность практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
• культура организации практической деятельности;
• культура поведения;
• аккуратность и ответственность при работе.
В данной программе предусмотрены три уровня результативности усвоения: высокий, средний и низкий.
Уровни результативности освоения программы
Высокий уровень: |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Условия эффективной реализации образовательной программы.
Для эффективной реализации программного материала необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие обустроенного помещения для проведения занятий.
2. Наличие наглядных пособий, демонстрационного материала.
3. Использование новейших информационных технологий, методической литературы.
4. Учет возрастных особенностей и творческий подход к темам.
5. Взаимодействие с родителями, социальными партнерами, образовательными учреждениями.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
I. Бумага | 2 | 8 | 10 | |
1 | Божья коровка | 1 | 1 | 2 |
2 | Открытка | - | 1 | 1 |
3 | Лилия | - | 1 | 1 |
4 | Аппликация «Аквариум» | - | 1 | 1 |
5 | Корзинка с цветами | - | 1 | 1 |
6 | Поляна с цветами | - | 1 | 1 |
7 | Фонарик | - | 1 | 1 |
8 | Подарочная коробка | - | 1 | 1 |
II. Пластилин | 4 | 6 | 10 | |
1 | Черепашка | 1 | 1 | 2 |
2 | Самолет | 1 | 1 | 2 |
3 | Улитка | 1 | 1 | 2 |
4 | Семья китов | 1 | 1 | 2 |
5 | Грибная поляна | - | 2 | 2 |
III. Соленое тесто | 2 | 30 | 32 | |
1 | Подкова | 1 | 3 | 4 |
2 | Мышки с сыром | - | 4 | 4 |
3 | Виноград | - | 4 | 4 |
4 | Сливы | - | 4 | 4 |
5 | Яблоки | - | 4 | 4 |
6 | Пирожное | - | 4 | 4 |
7 | Ваза с фруктами | 1 | 3 | 4 |
8 | Курочка с цыплятами | - | 4 | 4 |
V. Случайные материалы | - | 20 | 20 | |
1 | Сердце из спичек | - | 4 | 4 |
3 | Цветы из одноразовых стаканов | - | 2 | 2 |
4 | Изделия из соли | - | 3 | 3 |
5 | Игрушки из шишек | - | 2 | 2 |
6 | Игрушки из ваты | - | 3 | 3 |
8 | Изделия из семечек | - | 3 | 3 |
9 | Аппликация из резаных ниток «Мышка» | - | 1 | 1 |
10 | Изделие из крупы | - | 1 | 1 |
Итоговая выставка - презентация творческих работ | - | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 8 | 64 | 72 |
2 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
I. Бумага | 3 | 14 | 17 | |
1 | Бумага и приемы работы. Бумажные цветы | 2 | 2 | 4 |
2 | Весенний букет | 1 | 5 | 6 |
3 | Алые розы | - | 1 | 1 |
4 | Подсолнух | - | 1 | 1 |
5 | Фантазии из «ладошек» | - | 2 | 2 |
6 | Открытка для папы | - | 1 | 1 |
7 | Светофорчик | - | 1 | 1 |
8 | Подарочная упаковка | - | 1 | 1 |
II. Соленое тесто | 1 | 31 | 33 | |
1 | Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. | 1 | 1 | 2 |
2 | Корзина с фруктами | - | 2 | 2 |
3 | Мышка и сыр | - | 2 | 2 |
4 | Лягушка | - | 3 | 3 |
5 | Подсолнух | - | 3 | 3 |
6 | Подставка для яиц | - | 3 | 3 |
7 | Поросенок | - | 3 | 3 |
8 | Веселые буквы | - | 3 | 3 |
9 | Рыбки | - | 3 | 3 |
10 | Венок из фруктов | - | 3 | 3 |
11 | Мышата | - | 3 | 3 |
12 | Рябина | - | 3 | 3 |
III. Пластилин | - | 7 | 7 | |
1 | Кот на клубке | - | 1 | 1 |
2 | Собачка | - | 1 | 1 |
3 | Тигр | - | 1 | 1 |
4 | Утёнок | - | 1 | 1 |
5 | Пони | - | 1 | 1 |
6 | Зебра | - | 1 | 1 |
7 | Жираф | - | 1 | 1 |
IV. Случайные материалы | - | 15 | 15 | |
1 | Божья коровка из одноразовых ложек | 2 | 2 | |
2 | Букет гвоздик из салфеток | - | 2 | 2 |
3 | Праздничные колокольчики из одноразовых стаканчиков | - | 2 | 2 |
4 | Ваза из пуговиц | - | 2 | 2 |
5 | Овечка из ваты | - | 2 | 2 |
6 | Поделки из макарон | - | 4 | 4 |
Итоговая выставка-презентация творческих работ | - | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 5 | 67 | 72 |
Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие. Игра на знакомство, рассказ об объединении. Постановка целей и задач перед детьми на учебный год. Входная диагностика.
Раздел №1. Бумага (10 часов)
Темы: «Божья коровка», «Лилия», «Открытка», «Аппликация «Аквариум»», «Корзинка с цветами», «Поляна с цветами», « Фонарик», «Подарочная коробка».
Теоретическая часть: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – каждое занятие. Рассказ о божьих коровках, и фонаре, загадки о цветах, беседа об открытках, рамках для фотографий.
Приёмы работы: сгибание, складывание, вырезание, аппликация, щелевое соединение, составление композиционных проектов.
Оборудование и оснащение: презентация, цветная бумага, картон, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, восковые мелки, клей, ножницы.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения занятий: индивидуально-групповая.
Раздел №2. Пластилин (10 часов)
Темы: «Черепашка», «Самолет», « Улитка», «Семья китов», «Грибная поляна».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Свойства и виды пластилина, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки; конструктивный и скульптурный способы создания формы, их комбинирование, рассказ о черепахах и улитках, сказка о семье китов, Презентация «Всё о самолётах».
Приемы работы: создание формы, конструктивный способ, скульптурный способ, комбинированный способ, оформление, декорирование, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей..
Оборудование и оснащение: компьютер, пластилин, ножницы, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №3. Соленое тесто (32 часа)
Темы: «Подкова», «Мышки с сыром», «Виноград», «Сливы», «Яблоки», «Пирожное», «Ваза с фруктами», «Курочка с цыплятами».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Свойства соленого теста, способы его изготовления, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки. Рассказы, беседы, загадки, видеопрезентации, сказки по темам.
Приемы работы: создание формы, конструктивный способ, особенности работы с плоским изображением, рельефная лепка, модульная лепка, оформление, декорирование, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей.
Оборудование и оснащение: компьютер, соленое тесто, ножницы, кисти, краски, непроливайка, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел № 4. Случайные материалы (20 часов)
Темы: «Сердце из спичек», «Цветы из одноразовых стаканов», «Изделия из соли», «Игрушки из шишек», «Игрушки из ваты», «Изделия из семечек».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Свойства и назначение различных материалов, возможности использования в творчестве, особенности их обработки; загадки, беседы познавательного и занимательного характера, творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса.
Приемы работы: сгибание, складывание, вырезывание, конструирование, создание формы, оформление, декорирование, составление композиционных проектов.
Оборудование и оснащение: компьютер, клей, ножницы, картон, кисти, краски, простой карандаш, непроливайка, соль, спички, вата, шишки, одноразовые стаканы.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Итоговая выставка-презентация творческих работ. Подготовка стендовых, выставочных материалов. Итоговая диагностика освоения программы.
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие. Коммуникативная игра. Видеопрезентация объединения. Подведение итогов прошлого учебного года. Постановка целей и задач на новый учебный год. Входная диагностика.
Раздел №1. Бумага (17 часов)
Темы: «Весенний букет», «Алые розы», «Подсолнух», «Фантазии из «ладошек», «Открытка для папы», «Светофорчик», «Подарочная упаковка».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – каждое занятие. Виды и свойства бумаги, способы ее обработки, возможности использования в творчестве. Просмотр видеопрезентации с демонстрацией интересных детских поделок из бумаги, беседы, рассказы, загадки по темам.
Приемы работы: сгибание, складывание, вырезывание, аппликация, щелевое соединение, конструирование поделок, технические модели; креповая (гофрированная) бумага – изготовление шаблонов (половинные шаблоны), гофрирование, собирание чашей, растягивание, обматывание стеблей.
Оборудование и оснащение: презентация, цветная бумага, картон, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, восковые мелки, клей, ножницы.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №2. Соленое тесто (33 часа)
Темы: «Корзина с фруктами», «Мышка и сыр», «Лягушка», « Подсолнух», « Подставка для яиц», « Поросенок», «Веселые буквы», «Рыбки», «Венок из фруктов», «Спящие мышата», «Рябина»
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места – на каждом занятии. Свойства соленого теста, способы его изготовления, его назначение, возможности использования в творчестве, особенности обработки при изготовлении объемных и полуобъемных поделок. Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. Загадки, кроссворды о животных, беседы познавательного и занимательного характера по темам занятия, творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса.
Приемы работы: создание формы, конструктивный способ, скульптурный способ, комбинированный способ, рельефная лепка, лепка на форме, модульная лепка, оформление, декорирование, получение новых цветов и оттенков, скрепление деталей, составление композиционных проектов.
Оборудование и оснащение: компьютер, соленое тесто, ножницы, кисти, краски, непроливайка, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел №3. Пластилин (7 часов)
Темы: «Кот на клубке», «Собачка», «Тигр», «Утёнок», «Пони», «Зебра», «Жираф».
Теоретические материалы: Техника безопасности, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса, развитие мышления.
Приемы работы: сборка, составление композиционных проектов, оформление изделий.
Оборудование и оснащение: компьютер, пластилин, ножницы, стеки, доска для лепки.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Раздел № 4. Случайные материалы (15 часов)
Темы: «Божья коровка из одноразовых ложек», «Букет гвоздик из салфеток», «Праздничные колокольчики из одноразовых стаканчиков», «Ваза из пуговиц».
Теоретические материалы: Инструктаж по ТБ, выбор инструментов, подготовка рабочего места. Свойства и назначение различных материалов, возможности использования в творчестве, особенности их обработки; загадки, беседы познавательного и занимательного характера, творческие задания на развитие воображения и расширение словарного запаса.
Приемы работы: сгибание, складывание, вырезывание, конструирование, создание формы, оформление, декорирование, составление композиционных проектов.
Оборудование и оснащение: компьютер, клей, ножницы, картон, кисти, краски, простой карандаш, непроливайка, салфетки, одноразовые ложки, одноразовые стаканы, пуговицы, газеты.
Место проведения занятий: кабинет.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
4. Методическое обеспечение программы
Приёмы и методы организации занятий.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично-поисковый; практический.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Основные виды деятельности дошкольников:
- овладение различными техниками декоративно-прикладного искусства;
- составление композиционных проектов;
- участие в проектной деятельности.
Технологическое обеспечение программы
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с воспитателем, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития овладения детьми практическими навыками, предусмотренными программой.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у дошкольников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией.
При выполнении задания перед детьми ставится задача определить назначение своего изделия.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу воспитателя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии.
Индивидуальный труд детей во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством воспитателя они самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей дошкоьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Главная задача воспитателя- забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы образовательного процесса:
• занятия–объяснения,
• занятия общения и систематизации знаний,
• контрольно-проверочные занятия,
• комбинированные занятия,
• тестирование, защита творческих проектов,
• выставка творческих работ.
При проведении занятий учитывается:
• уровень знаний, умений и навыков воспитанников,
• самостоятельность ребенка,
• его активность,
• его индивидуальные особенности,
• особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Основные задачи, стоящие перед воспитателем в течение первого года обучения:
* помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
* дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
* научить вести себя в коллективе;
* развивать мелкую моторику рук, глазомер;
* освоить приёмы владения простейшими инструментами;
* прививать культуру труда.
Работы выполняются по образцу.
Основными задачами второго года обучения являются следующие:
* расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
* освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее яркое - творческое воображение и мышление. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Кроме того занятие лепкой:
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
* виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
* деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
* необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
На каждом занятии основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Материальное обеспечение программы
Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, инструменты и материалы.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами обучения по программе «Мастерская Самоделкина» является формирование следующих УУД:
- мотивация к творческому труду;
- развитие самостоятельности;
- приобретение творческих навыков и умений, осознание их важности в настоящем времени и будущей жизни;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами обучения по программе является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- уметь анализировать задание, отделять известное от неизвестного;
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять задание по составленному плану;
- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты и явления;
- делать выводы на основе полученных знаний;
Коммуникативные УУД:
- умение работать в коллективе, умение вести диалог, умение договариваться;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться понимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя разные роли в группе, оказывать взаимопомощь в совместном решении проблемы.
Предметными результатами обучения по программе является формирование знаний и умений.
Знать:
- общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, функциональность, эстетическую выразительность;
- правила и порядок чтения чертежа схемы и наглядного изображения;
-основные приемы конструирования;
- особенности дизайна (оригинальность конструкторского строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности);
- особенности составления технологической схемы сборки модели;
- последовательность выполнения изделий в традиционных и новейших техниках, заложенных в программе;
- как организовать рабочее место;
- правила техники безопасности при работе с инструментами;
- правила работы с материалами
- свойства материалов;
- как экономно расходовать материалы;
- правила личной гигиены до работы и после неё;
- о способах оформления интерьера предметами прикладного творчества;
Уметь:
- руководствоваться общими правилами создания предметов декоративно прикладного творчества;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять самоконтроль практически выполняемых действий;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- готовить творческие работы к защите и представлять их на конкурсах;
- организовать своё рабочее место;
- осознанно подбирать доступные в обработке материалы изделий в соответствии с поставленной задачей;
- экономно расходовать используемые материалы;
- слаженно работать в паре и группе;
- соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами и приспособлениями;
- изготовить декоративное панно, сувенир к празднику.
5. Список используемой литературы для педагога
- Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
- Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
- Введенский В.Н. От концепции к образовательной программе/ В.Н. Введенский// Методист. - 2004. - №5
- Величайшие творения человечества. Энциклопедия. Волгоград: Учитель - АСТ, 2001
- Дополнительное образование детей: Концепции, локальные акты, технологии управления, методики организации образовательного процесса//Библиотечка журнала «Вестник образования России». М.- 2006.
- Примерные программы внеурочной деятельности Под редакцией В.А. Горского – Москва «Просвещение» 2011.
- Румянцева Е.А. Делаем игрушки сами/ Е.А. Румянцева. – Изд.2-е – М.: «Айрис-пресс», 2005.
Список используемой литературы для обучающихся
- Б.Казагранда «Поделки из соленого теста»
- М.А. Гусакова «Аппликация»
- А.Багрянцева «Домашние любимцы из пластилина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»
Общеразвивающая программа по конструированию из конструктора "Лего"...
программа дополнительного образования "самоделкин"
программа дополнительного образования "самоделкин"...
Рабочая программа дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из бумаги) «Мастерская Самоделкина» (3-4 лет)
Для дополнительных занятий с детьми...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Самоделкины
Программа имеет художественную направленность, в частности объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Программа направлена на общее развитие, а так же на развитие у детей ...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Самоделкин"
I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумно...
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности "Самоделкин"
Аннотация к программе....
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа "Самоделкин"
Актуальность данной программы состоит в том,что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста,приобщает к культуре и искусству,а так же организовывает увлекательный и с...