Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская деревообработки «Интерьер» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
статья на тему


Предварительный просмотр:

Статья: «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская деревообработки «Интерьер» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

I. Наиболее существенным общественным заказом на сегодняшний день в современном информационном, техногенном обществе является заказ на осуществление в дополнительном образовании образовательной деятельности по направленностям, связанным с изучением различных технологий, материаловедения (ручной работой с инструментами, деревом, пластиком, металлом).

В стране огромное количество молодых людей, получивших мало востребованные сегодня специальности: юрист, экономист, менеджер и др. В последние годы отмечается направленность государственной политики в области образования на рабочие специальности. Образовательным организациям необходимо ориентировать молодежь на получение рабочих специальностей.

Современным мальчикам и юношам, как здоровым, так и с ОВЗ, крайне необходим практический опыт работы со столярными, слесарными инструментами, деревом, другими материалами, как для обычной жизни, так и для осуществления творческих планов, выбора профессии.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания из – за недостаточных условий для социальной адаптации в обществе, проблемам социальной адаптации детей с ОВЗ, образования в инклюзивном пространстве посвящено большое количество научных работ, учебных программ как зарубежных, так и российских ученых. [1]. Одним из средств успешной социализации детей с ОВЗ является реализация программ профессиональной ориентации в инклюзивном пространстве.

«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах..»[2, Ст.№ 79]. В процессе совместной работы со здоровыми сверстниками по программе воспитанникам с ОВЗ прививается оптимистический взгляд на свои способности, вера в свои силы, дается реальная возможность овладеть основами исконно русского ремесла, что поможет в дальнейшем организовать самозанятость и получать реальный заработок. В этом и заключена актуальность программы.

В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В целях реализации права на образование государства – участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Инклюзивное образование – одна из составных частей проекта «Новая школа», внедряющегося в практику по инициативе президента РФ В.В. Путина.

 «Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья… понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания»[3].

Противоречие 1: С одной стороны, наблюдается недостаточная сформированность компетентностей по работе с инструментами, различными материалами у детей и подростков как здоровых, так и с ОВЗ вследствие недостаточного количества практических занятий по деревообработке, «Технологии» ФГОС в общеобразовательной школе и недостаточно полного, а подчас и скудного оснащения материально – технической базы общеобразовательных школ для осуществления практической образовательной деятельности по «Технологии» ФГОС (материаловедение), с другой стороны, в рамках образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе «Мастерская деревообработки «Интерьер» существует возможность создания необходимых условий для формирования предметных компетентностей по работе с инструментами, деревом и др. материалами у детей и молодежи.

Противоречие 2: С одной стороны, в современном обществе существуют недостаточные условия для социализации детей с ОВЗ, наблюдается недостаточный уровень сформированности толерантного отношения у детей и подростков к людям с ОВЗ, с другой стороны, программа профессиональной ориентации «Мастерская деревообработки «Интерьер» решает задачи социализации детей с ОВЗ с дальнейшей их адаптацией в современном обществе, а также задачу формирования толерантного отношения здоровых детей к сверстникам с особенностями развития посредством занятия декоративно – прикладным творчеством в инклюзивном пространстве.

Цель программы «Мастерская деревообработки «Интерьер» - создание условий для разностороннего развития личности учащегося и его социализации средствами декоративно-прикладного искусства в условиях творческой Мастерской деревообработки «Интерьер».

Задачи программы

Учебные задачи:

  • Формирование компетенций по истории развития художественных промыслов России, связанных с художественной обработкой древесины, о традициях русского зодчества; по материаловедению (о древесине);
  • Формирование предметных компетентностей работы со столярным инструментом и приспособлениями (напильник, наждачная бумага, лобзик, электровыжигатель, стусло и др.), по столярной вязке;
  • Формирование основ выпиливания, основ выжигания, выжигания;
  • Формирование знаний правил техники безопасной работы со столярным инструментом и навыков их применения в работе;
  • Формирование компетенций об этических нормах.

Развивающие задачи:

  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; усидчивости, трудолюбия; моторики рук, выносливости; зрительно - слуховой и зрительно - моторной координации; развитие целостности восприятия предмета, времени и пространства;
  •         Формирование, поддержанию и развитию сохранных интеллектуальных, эмоциональных и нравственных функций для детей с ОВЗ; активизация познавательной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Формирование коммуникативных навыков, адаптация к жизни в коллективе и в обществе; целостных отношений к окружающему миру;
  • Формирование уважения воспитанников друг к другу, формирование уважения к труду (своему и чужому);
  • Формирование чувства собственного достоинства и личной ответственности за свое будущее;
  • Формирование нравственности, сопереживания, доброты, взаимопомощи и взаимовыручки;
  • Формирование коллектива; создание в творческой Мастерской деревообработки «Интерьер» комфортного микроклимата, способствующего эффективному усвоению материала и выполнению воспитанниками творческих работ.

II. Таким образом, выявляется профессиональная проблема готовности педагога дополнительного образования по деревообработке к созданию условий для формирования компетентностей по работе с инструментами, деревом и др. материалами у учащихся, формирования толерантного отношения у здоровых детей к детям-инвалидам, а также для социализации детей с ОВЗ посредством реализации дополнительной образовательной программы в условиях инклюзивного пространства «Мастерская деревообработки «Интерьер».

III. Образовательная деятельность в 2013 – 2014 учебном году осуществлялась с 66 - мя учащимися:

Сроки  обучения в ЦВО «Творчество»

Кол-во групп (воспитанников)

Месяц

сентябрь

декабрь

май

1 год обучения

1 гр. (12 чел.)

1 гр. (12 чел.)

1 гр. (12 чел.)

1 год обучения

1 гр. (12 чел.)

1 гр. (12 чел.)

1 гр. (12 чел.)

1 год обучения

1 гр. (12 чел.)

1 гр. (12 чел.)

1 гр. (12 чел.)

2 год обучения

1 гр. (10 чел.)

1 гр. (10 чел.)

1 гр. (10 чел.)

2 год обучения

1 гр. (10 чел.)

1 гр. (10 чел.)

1 гр. (10 чел.)

2 год обучения

1 гр. (10 чел.)

1 гр. (10 чел.)

1 гр. (10 чел.)

Итого:

6 гр. (66 чел.)

6 гр. (66 чел.)

6 гр. (66 чел.)

Из общего количества воспитанников на сентябрь 2013г.:

-младший школьный возраст – 1-4 кл. (6 - 11 лет) – 36 чел., мальчиков – 36 ч.

-средний школьный возраст 5-7 кл. (12 - 14 лет) – 30 чел., мальчиков – 30 чел.

Из общего количества воспитанников на май 2014 г.:

-младший школьный возраст – 1-4 кл. (6 - 11 лет) – 36 чел., мальчиков – 30 ч.

-средний школьный возраст 5-7 кл. (12 - 14 лет) – 30 чел., мальчиков – 30 чел.

Контингент учащихся в течение учебного года был сохранен на 100 %.

Критерии зачетной оценки результатов обучения  распределяются  по следующим уровням:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

Учащийся имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке.

Запас знаний учащегося близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической (репродуктивной) деятельности.

Учащийся имеет полное четкое представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен, креативен.

Компетенции гибко переносятся и применяются в новых условиях. Учащийся владеет творческим уровнем деятельности (самостоятелен, высокое мастерство, качество работы, культура организации деятельности). Высокий уровень достижений.

По итогам 2013-2014 года были зарегистрированы следующие показатели обученности по уровням:

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Кол-во учащихся

(66 чел.)

0

0

38

22

6

% от общего числа воспитанников

0

0

57,6

33,3

9

Приведенные результаты можно представить в виде диаграммы:

По итогам анализа степени обученности учащихся необходимо отметить, что более половины учащихся в результате освоения ДОП «Мастерская деревообработки «Интерьер» обладают средним и высоким уровнем приобретенных предметных компетентностей и имеют достижения на конкурсных мероприятиях городского, областного и международного уровней.

По итогам 2013-2014 учебного года были зарегистрированы следующие показатели динамики роста у учащихся первого года обучения:

Тематический раздел

Полученные результаты

Степень/уровень обученности

Сентябрь

Май

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Материало-ведение

Владение знаниями по основам материаловедения

70%

30%

-

-

55%

45%

Технология выпиливания лобзиком

Владение технологией  работы с лобзиком деревом, фанерой, пластиком

90%

10%

-

-

35%

65%

Технология отделки изделия

Владение технологией  отделки дерева, фанеры, пластика, основами дизайна

90%

10%

-

-

35%

65%

Разработка и изготовление творческого проекта

Умение ставить и решать творческую проблему, разрабатывая собственный замысел и завершая её авторским оформлением.

40%

60%

-

-

10%

90%

Участие в смотрах - конкурсах

Значимые достижения

90%

10%

-

-

15%

85%

IV. Для решения профессиональной проблемы было определены изменения в содержании образовательной деятельности, средствах обучения, воспитания и контроля по программе.

А. В содержание программы в соответствии с проведенным анализом для активизации познавательной деятельности, поддержания интереса учащихся к обучению художественной обработке древесины были включены дополнительные темы, содержащие изделия (их конструкции, технологии  изготовления и оформления), обновляющиеся с учетом развития науки, техники, культуры, технологий и социальной сферы.

Реализация программы «Мастерская деревообработки «Интерьер» по годам обучения:

Тематика содержания практических, теоретических занятий

Количество часов по годам обучения

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

«Русская игрушка и предметы интерьера»

144

«Русская игрушка и предметы интерьера» «Русское деревянное зодчество»

216

«Русское деревянное зодчество»

216

ИТОГО:

144

216

216

Определены сроки реализации программы «Мастерская деревообработки «Интерьер» 3 года; рассчитана на детей и подростков в возрасте 11 – 21г., здоровые дети обучаются в мастерской до 15 лет, а дети с ОВЗ – до 21 года.

Б. В результате изменений в содержания, средствах обучения, воспитания образовательная программа «Мастерская деревообработки «Интерьер» выявились следующие признаки, характерные для инновационной программы:

  •  программа содержит образовательные области, апробирующие новые формы, методы и технологии (технологии – проектирование, дизайн);
  • программа интегрирует различные области знаний и обеспечивает гибкость, вариативный характер дополнительного образования (декоративно – прикладное искусство – область технических работ с деревообрабатывающими инструментами - и художественные - литературу, живопись, музыку); [4]
  •  программа ориентирует учащихся на инновационные технологии, развитие конструирования (СОТ, ИКТ, метод творческого проекта);
  •  программа постоянно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
  1. Педагогические технологии, формы и методы, используемые программой:

Традиционные педагогические технологии

Современные, инновационные образовательные технологии [5], применяемые программой (СОТ)

Используются технологии развивающего, модульного и дифференцированного обучения, а в воспитании - коллективной творческой деятельности.

Метод творческих ситуаций: соревновательная творческая ситуация (конкурсы, выставки и др.);

-ситуация заботы - обеспечить ребёнку такую деятельность, которую он будет совершать не ради признания его способностей,  а ради блага  и радости другого человека;

-игровая ситуация (ситуативные, интеллектуальные игры);

-исследовательская ситуация, результат - индивидуальные и коллективные творческие работы и проекты [5].

Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игр (интеллектуальных, ролевых), практических работ.

Ведущая форма – практическое занятие. Индивидуальная работа с учащимися проводится в рамках групповых занятий.

Информационно – коммуникативные технологии в различных видах образовательной деятельности (теоретических, практических занятиях, руководстве проектной деятельностью учащихся) и педагога (занятиях различных типов, руководстве творческими проектами, самостоятельной деятельностью учащихся).

Формы и методы работы в инклюзивном пространстве по программе[1].

 Достаточно эффективный опыт работы по программе в условиях инклюзивного образования, содержит следующие способы включения:

принятие учащихся с инвалидностью «как любых других учащихся в коллективе»; включение детей с ОВЗ в те же виды активности, при постановке разных задач;  вовлечение всех учащихся в групповые формы работы и в групповое решение задач; использование активных форм обучения – манипуляции, игры, проекты, исследования.

Контроль деятельности по программе (см. Приложения 1,2,3)

В. Контроль деятельности по программе

На занятиях в детском объединении используются следующие формы текущего контроля: игры, тесты, мини-конкурсы, выставки работ, защита самостоятельных и коллективных творческих проектов, зачет, собственное электронное портфолио достижений воспитанника.

Формой итогового контроля является творческий проект или самостоятельная творческая работа, а также служат выставки декоративно – прикладного искусства и народных промыслов различного уровня – от учрежденческого до международного.

Формой контроля воспитанности и личного роста является анкетный опрос по методике В. Степанова (см. Приложение 1).

Развитие творческих способностей воспитанников диагностируется с помощью различных методик (см. Приложение № 2).

V. Изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

А. Кадровое обеспечение программы: для успешного решения профессиональной проблемы педагог дополнительного образования декоративно-прикладной направленности должен обладать высоким уровнем общих компетентностей, предметных компетентностей в области деревообработки, хорошо развитым эстетическим вкусом и фантазией, а также определенной системой знаний, умений и опыта творческой деятельности.

Показателями качества деятельности педагога, в рамках решения профессиональной проблемы являются следующие:

  • педагог активно  участвует в инновационной деятельности ОУ;
  • педагог участвует в изучении и распространении передового педагогического опыта;
  • педагог имеет высокие показатели качества обученности учащихся;
  • учащиеся – участники и победители конкурсов, выставок художественной направленности..
Б. Изменения в программно – методическом обеспечении (см. Приложение 6)

В.Изменения в материально – техническом обеспечении очень существенны (см. Приложение 4).

Г. Нормативно – правовое обеспечение программы (см. Приложение 5).

Д. Информационное – Интернет – ресурсы.

Е. Организационные Изменения в организационных и педагогических принципах программы: группы стали комплектоваться как из здоровых детей, так и из детей - инвалидов, проходящих комплексную медико - психолого - педагогическую реабилитацию в отделе реабилитации ЦВО «Творчество». Разрабатывается строго индивидуальная траектория следования по маршруту программы ребенка с ОВЗ, она напрямую зависит от сохранных функций конкретного ребенка. Программа подстраивается под индивидуальные особенности ребенка. Основным принципом при определении результативности усвоения материала стал принцип сравнения ребенка сегодняшнего с ним вчерашним, сравнения сегодняшних его результатов с результатами вчерашними.

Список источников и литературы

  1. Алехина С.В., канд. психол. наук, Кутепова Е.Н., канд. педаг. наук, Учебная программа «Организация инклюзивного пространства в образовательном учреждении», М., 2013 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 272 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М., 2012 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»», М., 2012 г.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 г., М., 2010 г.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е издание, - М., Школа-Пресс, 2000.
  6. Полат Е.С. Метод проектов. – М.: ИОСО РАО,  2002.
  7. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М., 2003.
  8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е издание, - М., Школа-Пресс, 2000.
  9. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М., Ростов-на-Дону 2006.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Кн.1: Процесс обучения. - М., 2003.
  11. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. – М., 1998.
  12. Современные педагогические технологии в профильном обучении. – СПб., КАРО, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

В работе представлена разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....

Педагогическая статья "Реализация программы дополнительного образования "Цветные ладошки"

Условия дополнительного образования в ДОУ позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком,...

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...

РППС в рамках реализации программы дополнительного образования "Волшебная мастерская" для детей 6-7 лет

Знакомство с понятием конструирования и его типами. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе....

Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды

Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансо...

Реализация проекта "Здоровые привычки" в рамках реализации программы дополнительного образования "Секреты здоровых привычек"

В данной статье раскрываются мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Здоровые привычки»с детьми младшего дошкольного возраста. Рассматриваются задачи по формированию представ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...