Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская деревообработки «Интерьер» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
статья на тему
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская деревообработки «Интерьер» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
I. Наиболее существенным общественным заказом на сегодняшний день в современном информационном, техногенном обществе является заказ на осуществление в дополнительном образовании образовательной деятельности по направленностям, связанным с изучением различных технологий, материаловедения (ручной работой с инструментами, деревом, пластиком, металлом).
В стране огромное количество молодых людей, получивших мало востребованные сегодня специальности: юрист, экономист, менеджер и др. В последние годы отмечается направленность государственной политики в области образования на рабочие специальности. Образовательным организациям необходимо ориентировать молодежь на получение рабочих специальностей.
Современным мальчикам и юношам, как здоровым, так и с ОВЗ, крайне необходим практический опыт работы со столярными, слесарными инструментами, деревом, другими материалами, как для обычной жизни, так и для осуществления творческих планов, выбора профессии.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания из – за недостаточных условий для социальной адаптации в обществе, проблемам социальной адаптации детей с ОВЗ, образования в инклюзивном пространстве посвящено большое количество научных работ, учебных программ как зарубежных, так и российских ученых. [1]. Одним из средств успешной социализации детей с ОВЗ является реализация программ профессиональной ориентации в инклюзивном пространстве.
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах..»[2, Ст.№ 79]. В процессе совместной работы со здоровыми сверстниками по программе воспитанникам с ОВЗ прививается оптимистический взгляд на свои способности, вера в свои силы, дается реальная возможность овладеть основами исконно русского ремесла, что поможет в дальнейшем организовать самозанятость и получать реальный заработок. В этом и заключена актуальность программы.
В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В целях реализации права на образование государства – участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Инклюзивное образование – одна из составных частей проекта «Новая школа», внедряющегося в практику по инициативе президента РФ В.В. Путина.
«Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья… понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания»[3].
Противоречие 1: С одной стороны, наблюдается недостаточная сформированность компетентностей по работе с инструментами, различными материалами у детей и подростков как здоровых, так и с ОВЗ вследствие недостаточного количества практических занятий по деревообработке, «Технологии» ФГОС в общеобразовательной школе и недостаточно полного, а подчас и скудного оснащения материально – технической базы общеобразовательных школ для осуществления практической образовательной деятельности по «Технологии» ФГОС (материаловедение), с другой стороны, в рамках образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе «Мастерская деревообработки «Интерьер» существует возможность создания необходимых условий для формирования предметных компетентностей по работе с инструментами, деревом и др. материалами у детей и молодежи.
Противоречие 2: С одной стороны, в современном обществе существуют недостаточные условия для социализации детей с ОВЗ, наблюдается недостаточный уровень сформированности толерантного отношения у детей и подростков к людям с ОВЗ, с другой стороны, программа профессиональной ориентации «Мастерская деревообработки «Интерьер» решает задачи социализации детей с ОВЗ с дальнейшей их адаптацией в современном обществе, а также задачу формирования толерантного отношения здоровых детей к сверстникам с особенностями развития посредством занятия декоративно – прикладным творчеством в инклюзивном пространстве.
Цель программы «Мастерская деревообработки «Интерьер» - создание условий для разностороннего развития личности учащегося и его социализации средствами декоративно-прикладного искусства в условиях творческой Мастерской деревообработки «Интерьер».
Задачи программы
Учебные задачи:
- Формирование компетенций по истории развития художественных промыслов России, связанных с художественной обработкой древесины, о традициях русского зодчества; по материаловедению (о древесине);
- Формирование предметных компетентностей работы со столярным инструментом и приспособлениями (напильник, наждачная бумага, лобзик, электровыжигатель, стусло и др.), по столярной вязке;
- Формирование основ выпиливания, основ выжигания, выжигания;
- Формирование знаний правил техники безопасной работы со столярным инструментом и навыков их применения в работе;
- Формирование компетенций об этических нормах.
Развивающие задачи:
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; усидчивости, трудолюбия; моторики рук, выносливости; зрительно - слуховой и зрительно - моторной координации; развитие целостности восприятия предмета, времени и пространства;
- Формирование, поддержанию и развитию сохранных интеллектуальных, эмоциональных и нравственных функций для детей с ОВЗ; активизация познавательной деятельности.
Воспитательные задачи:
- Формирование коммуникативных навыков, адаптация к жизни в коллективе и в обществе; целостных отношений к окружающему миру;
- Формирование уважения воспитанников друг к другу, формирование уважения к труду (своему и чужому);
- Формирование чувства собственного достоинства и личной ответственности за свое будущее;
- Формирование нравственности, сопереживания, доброты, взаимопомощи и взаимовыручки;
- Формирование коллектива; создание в творческой Мастерской деревообработки «Интерьер» комфортного микроклимата, способствующего эффективному усвоению материала и выполнению воспитанниками творческих работ.
II. Таким образом, выявляется профессиональная проблема готовности педагога дополнительного образования по деревообработке к созданию условий для формирования компетентностей по работе с инструментами, деревом и др. материалами у учащихся, формирования толерантного отношения у здоровых детей к детям-инвалидам, а также для социализации детей с ОВЗ посредством реализации дополнительной образовательной программы в условиях инклюзивного пространства «Мастерская деревообработки «Интерьер».
III. Образовательная деятельность в 2013 – 2014 учебном году осуществлялась с 66 - мя учащимися:
Сроки обучения в ЦВО «Творчество» | Кол-во групп (воспитанников) | ||
Месяц | сентябрь | декабрь | май |
1 год обучения | 1 гр. (12 чел.) | 1 гр. (12 чел.) | 1 гр. (12 чел.) |
1 год обучения | 1 гр. (12 чел.) | 1 гр. (12 чел.) | 1 гр. (12 чел.) |
1 год обучения | 1 гр. (12 чел.) | 1 гр. (12 чел.) | 1 гр. (12 чел.) |
2 год обучения | 1 гр. (10 чел.) | 1 гр. (10 чел.) | 1 гр. (10 чел.) |
2 год обучения | 1 гр. (10 чел.) | 1 гр. (10 чел.) | 1 гр. (10 чел.) |
2 год обучения | 1 гр. (10 чел.) | 1 гр. (10 чел.) | 1 гр. (10 чел.) |
Итого: | 6 гр. (66 чел.) | 6 гр. (66 чел.) | 6 гр. (66 чел.) |
Из общего количества воспитанников на сентябрь 2013г.:
-младший школьный возраст – 1-4 кл. (6 - 11 лет) – 36 чел., мальчиков – 36 ч.
-средний школьный возраст 5-7 кл. (12 - 14 лет) – 30 чел., мальчиков – 30 чел.
Из общего количества воспитанников на май 2014 г.:
-младший школьный возраст – 1-4 кл. (6 - 11 лет) – 36 чел., мальчиков – 30 ч.
-средний школьный возраст 5-7 кл. (12 - 14 лет) – 30 чел., мальчиков – 30 чел.
Контингент учащихся в течение учебного года был сохранен на 100 %.
Критерии зачетной оценки результатов обучения распределяются по следующим уровням:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень |
Учащийся имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок, нуждается в постоянной опеке. | Запас знаний учащегося близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической (репродуктивной) деятельности. | Учащийся имеет полное четкое представление о предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен, креативен. | Компетенции гибко переносятся и применяются в новых условиях. Учащийся владеет творческим уровнем деятельности (самостоятелен, высокое мастерство, качество работы, культура организации деятельности). Высокий уровень достижений. |
По итогам 2013-2014 года были зарегистрированы следующие показатели обученности по уровням:
Уровень | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий |
Кол-во учащихся (66 чел.) | 0 | 0 | 38 | 22 | 6 |
% от общего числа воспитанников | 0 | 0 | 57,6 | 33,3 | 9 |
Приведенные результаты можно представить в виде диаграммы:
По итогам анализа степени обученности учащихся необходимо отметить, что более половины учащихся в результате освоения ДОП «Мастерская деревообработки «Интерьер» обладают средним и высоким уровнем приобретенных предметных компетентностей и имеют достижения на конкурсных мероприятиях городского, областного и международного уровней.
По итогам 2013-2014 учебного года были зарегистрированы следующие показатели динамики роста у учащихся первого года обучения:
Тематический раздел | Полученные результаты | Степень/уровень обученности | ||||||
Сентябрь | Май | |||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||
Материало-ведение | Владение знаниями по основам материаловедения | 70% | 30% | - | - | 55% | 45% | |
Технология выпиливания лобзиком | Владение технологией работы с лобзиком деревом, фанерой, пластиком | 90% | 10% | - | - | 35% | 65% | |
Технология отделки изделия | Владение технологией отделки дерева, фанеры, пластика, основами дизайна | 90% | 10% | - | - | 35% | 65% | |
Разработка и изготовление творческого проекта | Умение ставить и решать творческую проблему, разрабатывая собственный замысел и завершая её авторским оформлением. | 40% | 60% | - | - | 10% | 90% | |
Участие в смотрах - конкурсах | Значимые достижения | 90% | 10% | - | - | 15% | 85% |
IV. Для решения профессиональной проблемы было определены изменения в содержании образовательной деятельности, средствах обучения, воспитания и контроля по программе.
А. В содержание программы в соответствии с проведенным анализом для активизации познавательной деятельности, поддержания интереса учащихся к обучению художественной обработке древесины были включены дополнительные темы, содержащие изделия (их конструкции, технологии изготовления и оформления), обновляющиеся с учетом развития науки, техники, культуры, технологий и социальной сферы.
Реализация программы «Мастерская деревообработки «Интерьер» по годам обучения:
Тематика содержания практических, теоретических занятий | Количество часов по годам обучения | ||
1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |
«Русская игрушка и предметы интерьера» | 144 | ||
«Русская игрушка и предметы интерьера» «Русское деревянное зодчество» | 216 | ||
«Русское деревянное зодчество» | 216 | ||
ИТОГО: | 144 | 216 | 216 |
Определены сроки реализации программы «Мастерская деревообработки «Интерьер» 3 года; рассчитана на детей и подростков в возрасте 11 – 21г., здоровые дети обучаются в мастерской до 15 лет, а дети с ОВЗ – до 21 года.
Б. В результате изменений в содержания, средствах обучения, воспитания образовательная программа «Мастерская деревообработки «Интерьер» выявились следующие признаки, характерные для инновационной программы:
- программа содержит образовательные области, апробирующие новые формы, методы и технологии (технологии – проектирование, дизайн);
- программа интегрирует различные области знаний и обеспечивает гибкость, вариативный характер дополнительного образования (декоративно – прикладное искусство – область технических работ с деревообрабатывающими инструментами - и художественные - литературу, живопись, музыку); [4]
- программа ориентирует учащихся на инновационные технологии, развитие конструирования (СОТ, ИКТ, метод творческого проекта);
- программа постоянно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
- Педагогические технологии, формы и методы, используемые программой:
Традиционные педагогические технологии | Современные, инновационные образовательные технологии [5], применяемые программой (СОТ) |
Используются технологии развивающего, модульного и дифференцированного обучения, а в воспитании - коллективной творческой деятельности. | Метод творческих ситуаций: соревновательная творческая ситуация (конкурсы, выставки и др.); -ситуация заботы - обеспечить ребёнку такую деятельность, которую он будет совершать не ради признания его способностей, а ради блага и радости другого человека; -игровая ситуация (ситуативные, интеллектуальные игры); -исследовательская ситуация, результат - индивидуальные и коллективные творческие работы и проекты [5]. |
Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игр (интеллектуальных, ролевых), практических работ. Ведущая форма – практическое занятие. Индивидуальная работа с учащимися проводится в рамках групповых занятий. | Информационно – коммуникативные технологии в различных видах образовательной деятельности (теоретических, практических занятиях, руководстве проектной деятельностью учащихся) и педагога (занятиях различных типов, руководстве творческими проектами, самостоятельной деятельностью учащихся). |
Формы и методы работы в инклюзивном пространстве по программе[1].
Достаточно эффективный опыт работы по программе в условиях инклюзивного образования, содержит следующие способы включения:
принятие учащихся с инвалидностью «как любых других учащихся в коллективе»; включение детей с ОВЗ в те же виды активности, при постановке разных задач; вовлечение всех учащихся в групповые формы работы и в групповое решение задач; использование активных форм обучения – манипуляции, игры, проекты, исследования.
Контроль деятельности по программе (см. Приложения 1,2,3)
В. Контроль деятельности по программе
На занятиях в детском объединении используются следующие формы текущего контроля: игры, тесты, мини-конкурсы, выставки работ, защита самостоятельных и коллективных творческих проектов, зачет, собственное электронное портфолио достижений воспитанника.
Формой итогового контроля является творческий проект или самостоятельная творческая работа, а также служат выставки декоративно – прикладного искусства и народных промыслов различного уровня – от учрежденческого до международного.
Формой контроля воспитанности и личного роста является анкетный опрос по методике В. Степанова (см. Приложение 1).
Развитие творческих способностей воспитанников диагностируется с помощью различных методик (см. Приложение № 2).
V. Изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
А. Кадровое обеспечение программы: для успешного решения профессиональной проблемы педагог дополнительного образования декоративно-прикладной направленности должен обладать высоким уровнем общих компетентностей, предметных компетентностей в области деревообработки, хорошо развитым эстетическим вкусом и фантазией, а также определенной системой знаний, умений и опыта творческой деятельности.
Показателями качества деятельности педагога, в рамках решения профессиональной проблемы являются следующие:
- педагог активно участвует в инновационной деятельности ОУ;
- педагог участвует в изучении и распространении передового педагогического опыта;
- педагог имеет высокие показатели качества обученности учащихся;
- учащиеся – участники и победители конкурсов, выставок художественной направленности..
Б. Изменения в программно – методическом обеспечении (см. Приложение 6)
В.Изменения в материально – техническом обеспечении очень существенны (см. Приложение 4).
Г. Нормативно – правовое обеспечение программы (см. Приложение 5).
Д. Информационное – Интернет – ресурсы.
Е. Организационные Изменения в организационных и педагогических принципах программы: группы стали комплектоваться как из здоровых детей, так и из детей - инвалидов, проходящих комплексную медико - психолого - педагогическую реабилитацию в отделе реабилитации ЦВО «Творчество». Разрабатывается строго индивидуальная траектория следования по маршруту программы ребенка с ОВЗ, она напрямую зависит от сохранных функций конкретного ребенка. Программа подстраивается под индивидуальные особенности ребенка. Основным принципом при определении результативности усвоения материала стал принцип сравнения ребенка сегодняшнего с ним вчерашним, сравнения сегодняшних его результатов с результатами вчерашними.
Список источников и литературы
- Алехина С.В., канд. психол. наук, Кутепова Е.Н., канд. педаг. наук, Учебная программа «Организация инклюзивного пространства в образовательном учреждении», М., 2013 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 272 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М., 2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»», М., 2012 г.
- Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 г., М., 2010 г.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е издание, - М., Школа-Пресс, 2000.
- Полат Е.С. Метод проектов. – М.: ИОСО РАО, 2002.
- Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М., 2003.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е издание, - М., Школа-Пресс, 2000.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М., Ростов-на-Дону 2006.
- Подласый И.П. Педагогика. Кн.1: Процесс обучения. - М., 2003.
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. – М., 1998.
- Современные педагогические технологии в профильном обучении. – СПб., КАРО, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
В работе представлена разработка и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....
Педагогическая статья "Реализация программы дополнительного образования "Цветные ладошки"
Условия дополнительного образования в ДОУ позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком,...
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...
РППС в рамках реализации программы дополнительного образования "Волшебная мастерская" для детей 6-7 лет
Знакомство с понятием конструирования и его типами. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе....
Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды
Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансо...
Реализация проекта "Здоровые привычки" в рамках реализации программы дополнительного образования "Секреты здоровых привычек"
В данной статье раскрываются мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Здоровые привычки»с детьми младшего дошкольного возраста. Рассматриваются задачи по формированию представ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...