Экологический проект «Друзья пернатые»
план-конспект занятия (старшая группа)
На кануне экологического праздника «Синичкин день» я решила провести викторину, чтобы расширить представления детей о народных праздниках и приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам. В ходе образовательно-воспитательного процесса, у детей возник вопрос как питаются птицы зимой и чем можно их кормить. Также выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект о птицах «Друзья пернатые». Это позволит расширить и углубить знание детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Реализуя данный проект, у детей повысится уровень знания о птицах, а также будет формироваться экологическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_druzya_pernatye_savintseva_m.p.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребенка- детский сад № 501 «Медвежонок» Октябрьского района
630017 г.Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/1
Тел.260-59-11, e-mail: ds_501_nsk@nios.ru
Экологический проект
«Друзья пернатые»
Субъект образовательной деятельности – воспитанники 5-6 лет
Автор: Савинцева Марина Павловна
Старшая группа № 21
МКДОУ ЦРР д/с № 501 «Медвежонок»
Воспитатель: Конева Наталья Юрьевна
Новосибирск, 2024
Экологический проект «Друзья пернатые»Срок реализации проекта: с 11 - 15 ноября 2024 года
Цель проекта: Формирование ответственности и бережного отношения к птицам. Дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой.
Задачи:
- формировать представления детей о птицах;
- Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.
- Классифицировать птиц на зимующих(ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
- развивать детско-родительские отношения
I. Подготовительный этап
- Планирование непосредственно-образовательной деятельности.
- Информационный лист для родителей о начале проекта.
- Подбор иллюстрационного материла, подвижных, дидактических игр, раскрасок, художественной литературы.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный (неделя) .
Участники: дети старшей группы №21 «Белочка» 5-6 лет, воспитатели и родители детей.
Формы работы с детьми:
НОД, наблюдение, п. /и игры, беседы, рассказывание, художественное творчество.
Актуальность:
На кануне экологического праздника «Синичкин день» я решила провести викторину, чтобы расширить представления детей о народных праздниках и приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам. В ходе образовательно-воспитательного процесса, у детей возник вопрос как питаются птицы зимой и чем можно их кормить. Также выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект о птицах «Друзья пернатые». Это позволит расширить и углубить знание детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Реализуя данный проект, у детей повысится уровень знания о птицах, а также будет формироваться экологическая культура.
II. Основной этап (практический)
Самостоятельная деятельность, совместная деятельность, образовательная деятельность.
- Беседа о зимующих и перелетных птицах, рассматривание альбома «Птицы нашего края».
Цель: Дать детям элементарное знание о перелетных и зимующих птицах, о том, как питаются птицы зимой, расширить кругозор детей о птице (место обитания, питания)
- Подвижная игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных».
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
- Отгадывание загадок, беседа о птице «Синица», чем она питается и какую пользу приносить. Беседа «Синичкин день 12 ноября»
Цель: познакомить детей с птицей, тренировать память, речь, расширять словарный запас.
- Подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы».
Цель: развивать у детей выполнение движений по сигналу.
- Беседа о птицах «Дятел» и «Снегирь». Дидактическая игра : «Птичья столовая» Напиши письмо Снегирю. Нарисовать Снегиря.
Цель: познакомить детей с птицами, тренировать память, речь, расширять словарный запас. Дать представление о том, что у каждого вида птиц свой корм. Пополнение кормушек кормом для птиц, формирование бережного и заботливого отношения к птицам, желание помогать им в зимних условиях Приучать заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой.
III. Заключительный этап (совместно с родителями и детьми)
1. Оформление альбома «Друзья пернатые-птицы»
2. Съедобные кормушки для птиц своими руками
3. Поделки, рисунки
4. Открытое мероприятие для родителей и детей викторина «Друзья пернатые»
Содержание
ВС в роли лесной феи: Здравствуйте ребята, я прилетела к вам из самой чащи леса. У меня случилась беда, часть птиц пропала, а тем птицам, что остались, совсем нечего есть. Помогите накормить птичек. Какие птицы бывают?
Дети: перелетные и зимующие.
ВС: Назовите перелетных птиц.
Дети: Соловьи, скворцы, грачи, ласточки, журавли, жаворонки и т. д.
ВС: Какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети: ворона, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния выставляю иллюстрации зимующих птиц).
ВС: Молодцы. Значит птицы не пропали, а улетели в теплые края. Спасибо что помогли разобраться! Хорошо, а теперь поиграем в игру «Раздели птиц на зимующих и перелетных». Задание: нужно посадить зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего.
ВС: Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку:
Маленькая птичка
Чирикает отлично,
Прыгает по веткам,
Жить не станет в клетке.
Не таится от людей
Развесёлый...
Дети: Воробей
ВС: Как воробьи клюют корм?
Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево.
ВС: А ещё?
Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.
ВС: Где живут воробьи?
Дети: Они занимают пустые гнёзда
ВС: Миша, ты приготовил для детей загадку. Расскажи ее.
Миша:
Маленькая птичка - просто невеличка.
Синенькое горлышко, а сама, как солнышко.
Дети: Синица
ВС: У наших предков существовало поверье, что именно 12 ноября зимующие птицы прилетают в города и села. В этот день взрослые чинили старые птичьи кормушки и вешали новые, а дети кормили птиц. Славяне верили, что синицы приносят в дом счастье, поэтому этих ярких птичек старались приманить, размещая рядом с домами кормушки, а на деревья развешивали веревочки с кусочками сала.
12 ноября уже несколько лет является официальным Синичкиным днем, созданным по инициативе Союза охраны птиц России.
Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы?
Дети: Они любят несолёное тесто, сало.
ВС: Где живут синицы?
Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека.
ВС: Ребята, а какую пользу приносят синицы?
Дети: Уничтожают вредных насекомых.
ВС: Каких?
Дети: Жучков, мошек.
ВС: А где синицы их находят?
Дети: В щелях, в коре деревьев.
Молодцы, а теперь приглашаю вас на ковер поиграть.
ВС: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
ВС: Возвращаемся на свои места, Василиса загадай и ты загадку.
Василиса: Он на дереве сидит,
Все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре
Чтоб обед добыть себе.
Дети: Дятел
ВС: Ребята, как ещё называют дятла?
Дети: «Лесной доктор»
ВС: Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?
Дети: Он спасает деревья.
ВС: Каким образом?
Дети: Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.
ВС: А чем ещё питается дятел?
Дети: Семенами шишек.
ВС: А какую пользу ещё приносит дятел лесу?
Дети: Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.
ВС: загадка
С красной грудкой
Зимний гость.
У него есть крылья, хвост,
Есть и перышки, и клюв,
Как у птиц любых вокруг.
Летом лес весь обойдешь,
Но птицу эту не найдешь.
Дети: Снегирь.
ВС: Молодцы, а теперь давайте покормим птичек. Вы с родителями сделали съедобные кормушки, давайте полюбуемся на них. После праздника сходим и развешаем наши кормушки на деревья. Я тоже принесла корм птичкам, но пока я несла, то все перемешала и не смогу одна разобраться. Помогите разложить корм для каждой птички по кормушкам. В первую кормушку мы насыпаем семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, крошки хлеба. Во вторую кормушку для Воробья и Овсянки овес и пшено. Для Синицы и Снегиря кусочки сырого мяса и не соленого сала обвязываем ниткой (проволокой) и развесим на ветках деревьев. В кормушки класть нельзя, иначе Вороны утащат. Я вам хочу предложить написать письмо Снегирю и пригласить его в гости.
Адрес: Г.Новосибирск, Бориса Богаткова, 194/1, дс «Медвежонок», 21гр. «Белочка».
Куда: Еловая страна, большой лес, голубая ель.
Кому: Снегирю обыкновенному.
Особые приметы: Грудка красная, сам черно-серый, прилетает зимой, питается рябиной и салом.
Дорогой Снегирь, приглашаем тебя в гости в наш ДС мы уже приготовили птичью столовую, развесили кормушки. У нас здесь есть зерно, хлеб, рядом растет рябина с вкусными ягодами. Тебе у нас понравится. Ждем.
ВС: Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?
Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки.
ВС: Молодцы, ребята. Спасибо что помогли найти птичек, они не потерялись, а улетели в теплые края. Что еще интересного сегодня вы узнали?
Дети: Чем можно кормить птичек.
Что кормушки бывают съедобные.
12 ноября день синички.
ВС: На этом наше занятие подходит к концу. Надеюсь, вы сможете рассказать мамам и папам о зимующих птицах. Также будете помогать им зимой. Мне понравилось, как вы вели себя на занятии, были очень активными. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Покормите пернатых зимой"
Разработанный мною проект будет интересен воспитателям средних групп. Главная задача данной разработки воспитание у детей бережного и заботливого отношения к птицам....
Экологический проект «Наши пернатые друзья» во второй младшей группе
Экологический проект...
Экологический проект "Помоги пернатому другу"
Проект рассказывает о том, какие мероприятия можно провести с родителями и детьми по теме зимующие птицы....
Экологический проект «Помоги пернатым друзьям» Подготовила Кузнецова Н.В.
Проект "Помоги пернатым друзьям" разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста, их родителей к Всероссийской экологической акции "Поможем городской синичке", пров...
Проект "Друзья пернатые"
дети в недостаточной степени обладают знаниями о сезонно – перелетных птицах, об особенностях их жизнедеятельности, о пользе их в природе и для человека....
Методическая разработка Экологический проект "Наши пернатые друзья"
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирова...
Экологический проект "Наши пернатые друзья"
В современных условиях экологическое воспитание дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирова...