Экологический проект «Друзья пернатые»
план-конспект занятия (старшая группа)

Савинцева Марина Павловна

На кануне экологического праздника «Синичкин день» я решила провести викторину, чтобы расширить представления детей о народных праздниках и приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам. В ходе образовательно-воспитательного процесса, у детей возник вопрос как питаются птицы зимой и чем можно их кормить. Также выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект о птицах «Друзья пернатые». Это позволит расширить и углубить знание детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Реализуя данный проект, у детей повысится уровень знания о птицах, а также будет формироваться экологическая культура.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_druzya_pernatye_savintseva_m.p.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Центр развития ребенка- детский сад № 501 «Медвежонок» Октябрьского района

630017 г.Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/1

Тел.260-59-11, e-mail: ds_501_nsk@nios.ru

Экологический проект

«Друзья пернатые»

Субъект образовательной деятельности – воспитанники 5-6 лет

Автор: Савинцева Марина Павловна

Старшая группа № 21

МКДОУ ЦРР д/с № 501 «Медвежонок»

Воспитатель: Конева Наталья Юрьевна

Новосибирск, 2024


Экологический проект «Друзья пернатые»

Срок реализации проекта: с 11 - 15 ноября 2024 года

Цель проекта: Формирование ответственности и бережного отношения к птицам. Дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой.

Задачи:

  • формировать представления детей о птицах;
  • Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.
  • Классифицировать птиц на зимующих(ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
  • развивать детско-родительские отношения

I. Подготовительный этап

  1. Планирование непосредственно-образовательной деятельности.
  2. Информационный лист для родителей о начале проекта.
  3. Подбор иллюстрационного материла, подвижных, дидактических игр, раскрасок, художественной литературы.

Тип проекта: познавательный, краткосрочный (неделя) .

Участники: дети старшей группы №21 «Белочка» 5-6 лет, воспитатели и родители детей.

Формы работы с детьми:

НОД, наблюдение, п. /и игры, беседы, рассказывание, художественное творчество.

Актуальность:

На кануне экологического праздника «Синичкин день» я решила провести викторину, чтобы расширить представления детей о народных праздниках и приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам. В ходе образовательно-воспитательного процесса, у детей возник вопрос как питаются птицы зимой и чем можно их кормить. Также выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект о птицах «Друзья пернатые». Это позволит расширить и углубить знание детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Реализуя данный проект, у детей повысится уровень знания о птицах, а также будет формироваться экологическая культура.

II. Основной этап (практический)

Самостоятельная деятельность, совместная деятельность, образовательная деятельность.

  1. Беседа о зимующих и перелетных птицах, рассматривание альбома «Птицы нашего края».

Цель: Дать детям элементарное знание о перелетных и зимующих птицах, о том, как питаются птицы зимой, расширить кругозор детей о птице (место обитания, питания)

  1. Подвижная игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных».

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

  1. Отгадывание загадок, беседа о птице «Синица», чем она питается и какую пользу приносить. Беседа «Синичкин день 12 ноября»

Цель: познакомить детей с птицей, тренировать память, речь, расширять словарный запас.

  1. Подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы».

Цель: развивать у детей выполнение движений по сигналу.

  1. Беседа о птицах «Дятел» и «Снегирь». Дидактическая игра : «Птичья столовая» Напиши письмо Снегирю. Нарисовать Снегиря.

Цель: познакомить детей с птицами, тренировать память, речь, расширять словарный запас. Дать представление о том, что у каждого вида птиц свой корм. Пополнение кормушек кормом для птиц, формирование бережного и заботливого отношения к птицам, желание помогать им в зимних условиях Приучать заботиться о птицах,  дать детям элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой.

III. Заключительный этап (совместно с родителями и детьми)

1. Оформление альбома «Друзья пернатые-птицы»

2. Съедобные кормушки для птиц своими руками

3. Поделки, рисунки

4. Открытое мероприятие для родителей и детей викторина «Друзья пернатые»


Содержание

ВС в роли лесной феи: Здравствуйте ребята, я прилетела к вам из самой чащи леса. У меня случилась беда, часть птиц пропала, а тем птицам, что остались, совсем нечего есть. Помогите накормить птичек.  Какие птицы бывают?

Дети: перелетные и зимующие.

ВС: Назовите перелетных птиц.

Дети: Соловьи, скворцы, грачи, ласточки, журавли, жаворонки и т. д.

ВС: Какие птицы остаются зимовать с нами?

Дети: ворона, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния выставляю иллюстрации зимующих птиц).

ВС: Молодцы. Значит птицы не пропали, а улетели в теплые края. Спасибо что помогли разобраться! Хорошо, а теперь поиграем в игру «Раздели птиц на зимующих и перелетных». Задание: нужно посадить зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего.

ВС: Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку:

Маленькая птичка
Чирикает отлично,
Прыгает по веткам,
Жить не станет в клетке.
Не таится от людей
Развесёлый...

Дети: Воробей

ВС: Как воробьи клюют корм?

Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево.

ВС: А ещё?

Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.

ВС: Где живут воробьи?

Дети: Они занимают пустые гнёзда

ВС: Миша, ты приготовил для детей загадку. Расскажи ее.

Миша:

Маленькая птичка - просто невеличка.
Синенькое горлышко, а сама, как солнышко.

Дети: Синица

ВС: У наших предков существовало поверье, что именно 12 ноября зимующие птицы прилетают в города и села. В этот день взрослые чинили старые птичьи кормушки и вешали новые, а дети кормили птиц. Славяне верили, что синицы приносят в дом счастье, поэтому этих ярких птичек старались приманить, размещая рядом с домами кормушки, а на деревья развешивали веревочки с кусочками сала.

12 ноября уже несколько лет является официальным Синичкиным днем, созданным по инициативе Союза охраны птиц России.

 Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы?

Дети: Они любят несолёное тесто, сало.

ВС: Где живут синицы?

Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека.

ВС: Ребята, а какую пользу приносят синицы?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

ВС: Каких?

Дети: Жучков, мошек.

ВС: А где синицы их находят?

Дети: В щелях, в коре деревьев.

Молодцы, а теперь приглашаю вас на ковер поиграть.

ВС: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

ВС: Возвращаемся на свои места, Василиса загадай и ты загадку.

Василиса: Он на дереве сидит,
Все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре
Чтоб обед добыть себе.

Дети: Дятел

ВС: Ребята, как ещё называют дятла?

Дети: «Лесной доктор»

ВС: Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?

Дети: Он спасает деревья.

ВС: Каким образом?

Дети: Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.

ВС: А чем ещё питается дятел?

Дети: Семенами шишек.

ВС: А какую пользу ещё приносит дятел лесу?

Дети: Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.

ВС: загадка

С красной грудкой
Зимний гость.
У него есть крылья, хвост,
Есть и перышки, и клюв,
Как у птиц любых вокруг.
Летом лес весь обойдешь,
Но птицу эту не найдешь.

Дети: Снегирь.

ВС: Молодцы, а теперь  давайте покормим птичек. Вы с родителями сделали съедобные кормушки, давайте полюбуемся на них. После праздника сходим и развешаем наши кормушки на деревья. Я тоже принесла корм птичкам, но пока я несла, то все перемешала и не смогу одна разобраться. Помогите разложить корм для каждой птички по кормушкам. В первую кормушку мы насыпаем семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, крошки хлеба. Во вторую кормушку для Воробья и Овсянки овес и пшено. Для Синицы и Снегиря кусочки сырого мяса и не соленого сала обвязываем ниткой (проволокой) и развесим на ветках деревьев. В кормушки класть нельзя, иначе Вороны утащат. Я вам хочу предложить написать письмо Снегирю и пригласить его в гости.

Адрес:  Г.Новосибирск, Бориса Богаткова, 194/1, дс «Медвежонок», 21гр. «Белочка».

Куда: Еловая страна, большой лес, голубая ель.

Кому: Снегирю обыкновенному.

Особые приметы: Грудка красная, сам черно-серый, прилетает зимой, питается рябиной и салом.

Дорогой Снегирь, приглашаем тебя в гости в наш ДС мы уже приготовили птичью столовую, развесили кормушки. У нас здесь есть зерно, хлеб, рядом растет рябина с вкусными ягодами. Тебе у нас понравится. Ждем.

ВС: Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?

Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки.

ВС: Молодцы, ребята. Спасибо что помогли  найти птичек, они не потерялись, а улетели в теплые края. Что еще интересного сегодня вы узнали?

Дети: Чем можно кормить птичек.

Что кормушки бывают съедобные.

12 ноября день синички.

ВС: На этом наше занятие подходит к концу. Надеюсь, вы сможете рассказать мамам и папам о зимующих птицах. Также будете помогать им зимой. Мне понравилось, как вы вели себя на занятии, были очень активными. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите пернатых зимой"

Разработанный мною проект будет интересен воспитателям средних групп. Главная задача данной разработки воспитание у детей бережного и заботливого отношения к птицам....

Экологический проект "Помоги пернатому другу"

Проект рассказывает о том, какие мероприятия можно провести с родителями и детьми по теме зимующие птицы....

Экологический проект «Помоги пернатым друзьям» Подготовила Кузнецова Н.В.

Проект "Помоги пернатым друзьям" разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста, их родителей к Всероссийской экологической акции "Поможем городской синичке", пров...

Проект "Друзья пернатые"

дети в недостаточной степени обладают знаниями о сезонно – перелетных птицах, об особенностях их жизнедеятельности, о пользе их в природе и для человека....

Методическая разработка Экологический проект "Наши пернатые друзья"

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирова...

Экологический проект "Наши пернатые друзья"

В современных условиях экологическое  воспитание  дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирова...