Методическая разработка Экологический проект "Наши пернатые друзья"
проект (младшая группа)
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Экологический проект во второй младшей группе
«Наши пернатые гости»
Тип проекта: познавательно- воспитательный.
Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой.
Форма реализации: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность проекта:
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры
Привлечение детей является значимым фактором экологического развития и воспитания. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к птицам, заботиться о них в трудный ,зимний период для них.. Необходимо дать детям элементарные знания о птицах, их образе жизни, повадках и научить детей заботиться о них, сопереживать им. Несомненно, важная роль в создании условий для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям, принадлежит и родителям. Задача воспитателей через сотрудничество с родителями, как с непосредственными партнёрами и участниками в образовательном процессе, разбудить в детях интерес, любовь к природе, научить беречь окружающий мир. Предложение родителям изготовление кормушек из бросового материала так же является актуальным, так как после после окончании сезона кормушки убираются (мусор сортируется раздельно).
Проблема:
Недостаточные экологические представления у детей об окружающем мире.
Цель проекта: развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) знаний о зимующих птицах и заботливого отношения к пернатым через различные виды деятельности
Гипотеза: экологическое воспитание младших дошкольников будет успешным, если работа, проводимая в этом направлении, будет построена на содружестве с родителями.
Задачи:
Образовательные:
-Расширять представление детей о зимующих перелетных птицах.
-Познакомить с особенностями внешнего вида птиц, с повадками и условиями их жизни.
- Обогатить словарный запас: снегирь, ворона, воробей, синица, голубь, зимующие,
-Повысить уровень экологической культуры родителей с помощью информационных сообщений и совместных мероприятий.
Развивающие:
-Развивать умение сравнивать и анализировать
-Развивать творчество, любознательность участников проекта
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, рассказах, поделках.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому
-Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание им помогать, прививать любовь к природе
Принципы:
- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников
- Принцип опоры на интересы ребенка
- Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого
- Принцип наглядности
- Принцип системности
- Принцип последовательности
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения
- Принцип интеграции
Этапы проекта
Подготовительный этап (организационный)-формулирование проблемы, цели проекта:
-Выявить уровень знаний детей о птицах.
-Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте
-Пополнить развивающую среду: (картинки, художественная и познавательная литература, энциклопедии , иллюстрации)
-Разработка плана и НОД познавательного цикла.
-Подготовка информации для родителей по теме.
Основной этап ( цикл практических работ)
-Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
-Создать единый детско-взрослый коллектив.
Заключительный этап (итоговый)
-Обобщение , обработка опыта и определение результатов практической деятельности педагогов, внесение поправок, дополнений. Оформление материалов, подготовка отчетности.
Круглый стол с участием педагогов и родителей « Наши результаты»
Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии;
- познавательное чтение;
- конкурсы и викторины;
- продуктивная деятельность;
- экологические, подвижные, дидактические игры
- итоговые мероприятия.
Формы и методы работы с родителями:
- Оформление папок –передвижек, памяток, буклетов, выставки совместного творчества, создание альбомов, коллажей.
- Консультации и сообщения экологической направленности .
- Участие родителей в АКЦИИ «Птичья столовая» ( создание кормушек из вторичного сырья)
Ожидаемые результаты:
- Формирование элементарных представлений детей о зимующих птицах.
о правильных способах взаимодействия с ними. - Развитие интереса детей к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность)
- Активное взаимодействие всех участников в процессе изучения образа жизни зимующих птиц и организации помощи им.
- Повышение уровня экологической воспитанности родителей.
Продукты проекта:
- Выставка творческих работ.
- Выставка кормушек.
- Распределение кормушек для птиц на площадке группы и пополнение их кормом.
Паспорт проекта
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности | Взаимодействие с родителями | |
«Познание» | Познавательно- Обучающая Проектная Коммуникативная | Наблюдение «Жизнь птиц» - ежедневно на прогулке. Задачи: -Организовать наблюдение за птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду. - Организовать кормление. -Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе. -Учить детей выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.
«Каких птиц я видел, гуляя с родителями » «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Чем кормить птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
НОД «Путешествие в птичий мир с Кешей» Дидактические и настольно-печатные игры «Большой – маленький», «Один – много», «Угадай, что за птица», «Что в мешочке?», «Какая птичка улетела?» Разрезные картинки зимующих птиц( Синичка, Клест, Снегирь, Свиристель, Сойка) Рассматривание энциклопедий | Участие в акции «Птичья столовая» изготовление кормушек из вторичного сырья | |
«Речевое развитие» | Коммуникативная | -Рассматривание познавательной литературы, энциклопедий -Чтение художественной литературы о птицах: А.Яшин «Покормите птиц зимой» С.Маршак «Где обедал воробей?» Ю. Никонова «Зимние гости» Р. Новикова «Поможем птицам» Г. Ладонщиков «Каждый день..» -Отгадывание загадок по теме. | Пополнения родителями художественной и познавательной литературы о птицах. | |
« Социально-коммуникативное развитие» | Коммуникативная, игровая | Викторина «Что мы знаем о птицах» Сюжетно ролевые игры: «Больница для птиц», « Птичий магазин» Игра- ситуация «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой» -Хозяйственно-бытовой труд: «Готовим птицам угощения» | ||
«Художественно- эстетическое развитие» | Продуктивная, музыкальная, изобразительная | Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский Пластилинографии Коллективная работа «Птичья столовая» Нетрадиционное рисование(ладошкой) «Пернатые друзья» Слушание пения птиц Конструирование из мягких модулей: «Домик для птиц» | ||
«Физическое развитие» | Двигательная, игровая | Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и автомобиль» Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Воробей» Физминутки: «Полет птички», «Птичка-невеличка»,»Снегири» |
Литература
1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3.
3. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера,
4.Вишневский В.А. Жизнь и поведение птиц( изд.2-е, доп и перер) Москва.
5.Рубрики: Птицы-Поведение; Птицы-наблюдение за ними.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Дидактическая игра «Один-много»
Цели: учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова: один (одна), много.
Воспитатель (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых птиц). Вот воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев много).
Дидактическая игра «Что в мешочке?»
В один мешочек насыпано пшено, в другой – горох. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь, какое зерно насыпано в мешочек: горох или пшено
Дидактическая игра «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну картинку убирает. Какая птица улетела?
Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Черненькая шапочка
Желтенькая грудка
Маленькая птичка,
А зовут её … (Cиничка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
* * *
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек
На крыльцо бежим скорей-
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На окошке сидя, птицы
Чистят пёрышки свои.
Здесь щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли, не пугливы-
Хоть руками их бери.
Г. Ладонщиков.
* * *
Поможем птицам
Поможем птицам
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка.
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать.
(Р. Новикова)
Зимние гости
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
- Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом -
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
- Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай, кричат:
- И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Ю. Никонова)
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"
Методическая разработка по развитию речи в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Наши пернатые друзья»
Возраст воспитанников: старший дошкольный возрастВиды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, двигательнаяЦель: обобщить знания о...
Методическая разработка для детей в подготовительной к школе группе на тему «как живут наши пернатые друзья зимой»
Интеграция образовательных областей: «Познание», формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой. «Речевое разви...
Презентация "Пернатые друзья"Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес.
Презентация «Пернатые друзья. Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять...
Методическая разработка по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте«Пернатые друзья». Разработала воспитатель Беляева И.П.
Методическая разработка по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте«Пернатые друзья». Разработала воспитатель Беляева И.П....
Методическая разработка по познавательной деятельности "Наши пернатые друзья"
Методическая разработка по познавательной деятельности "Наши пернатые друзья"Цель: расширение представлений детей о перелетных птицах.Задачи:· закр...