Скучен день до вечера , коли делать нечего
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скучен день до вечера, коли делать нечего

(старшая, подготовительная группа).

(русская изба, печка, стол, лавки, прялка, самовар, и т. д.

Хозяйка, дети рассаживаются.

Под р.н.п. )

Ведущая: На завалинках, в светёлке иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как! В горелки! Ах! Горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок, и, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить!

(под р. н. п. на середину выходит хозяйка)

Хозяйка: Рады видеть вас у себя в гостях в нашей горнице. Здесь для вас ,

для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!

По обычаю по старинному посиделками называется.

Эй, люди добрые!

Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть!

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

(входят несколько гостей – старшая группа)

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

Гость: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим!

(хоз. Усаживает, приговаривая):

Хозяйка: У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!

Гость: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят!

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость!

Гость: Дома сидеть- ничего не высидеть. Решили на людей поглядеть да

себя показать!

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю – почёт, хозяину – честь!

Гость: Туда голуби летают, где их привечают!.

Хозяйка: Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Гость: Ехали мы мимо, да завернули до дыму!

(хоз. усаживает последнего гостя)

Хозяйка: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало,

как говорится, половина дела. Припасли мы для вас забавушек на

всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Гость: Гостям – то , известное дело, хватило места, а вот не тесновато ли

хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком да поговорим ладком!

Гостья: Хозяйка в дому- что оладушек в меду!

Она прибирает, ко всем добра бывает, одна за всех отвечает.

Хозяйка: Всех дочурок нарядила,

Нарядила, обшила, прясть, вышивать научила.

(р.н.п. «Было у матушки 12 дочерей»)

Хозяйка: Полно песни распевать, пора и за работу.

Не будет скуки, коли заняты руки!

(мальчики принимаются за работу)

А ну-ка, дочки, берите нитки, пяльца, иголки,

Будем петь – вышивать, старину вспоминать!

(Под рус. нар. мелодию работают)

Р. Весело живётся, весело и работа даётся!

Игла – барыня сквозь холст проходит-

Расписной узор наводит. (показывает вышивку)

Все : Ух! Красиво – то как!

Хозяйка: Всех в гости пригласили, а кого же мы забыли?

(За печкой падает ложка)

Васенька, ты ли это балуешь?

Вася: Нет, не я! (снова падает ложка).

Хозяйка: Машенька, может, ты балуешь?

Маша: Нет, не я!

Хозяйка: Ой-ё-ёй! Дедушку- то домового забыли,

В горницу- то не пригласили!..

(За печкой слышится стук)

Домовёнок Кузя : Апчхи!

Хоз-ка: Здравствуй, дедушка Домовой, чего ты шалишь?

Кузя: А с чаво бы мне не шалить?

Нужно было меня в дом позвать, каши подать,-

Я бы и не шалил!

Хоз-ка: Ну, Кузьма Кузьмич, - уважь, отведай кашки –то, да с ребятами

поиграй…

(Кормит его)

Ну как? Хороша каша?

Кузя: Ай! Хороша…

Как куснёшь, так уснёшь,

Как вскочишь, ещё захочешь!

Хоз-ка : Кузя, а Кузя, а что ты ещё ребятам приготовил? Не прячь,

покажи!

Кузя: Я за печкой сижу, лапти вяжу! На вот Коленьке примерь!

Коля: Знатные лапти – век не сносить!

Хоз-ка : А вы что же ,ребятушки, призадумались, пригорюнились?

Вижу, что и вам в лаптях походить захотелось! Для вас у меня

есть игра- забава. Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…

И удобны, и красивы, и на игру споры. А сумеете ли вы, ребя-

тушки, в лапти быстро обуться?

(Игра «Кто быстрей в лаптях пробежит»)

Хоз-ка: Сынок, сходи за водицей!

Р: Живот болит!

Хоз-ка: Сынок, иди кашу есть!

Р: Ну что ж! (встаёт, потягивается) Раз мать велит, надо идти!

Хоз-ка: А Дуняша наша встала, дубовы ведёрки взяла, за водицей

ключевою пошла.

( «Пошла млада за водой»)

Ведущая: На Руси уж так идёт, что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Хоз- ка: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто

хочет своё уменье показать? Нужно бублички нанизать и верё-

вочкой связать.

(Игра «Бублички»)

Хоз-ка: Это только начало, а что будет впереди, приготовься и гляди.

Вдоль улицы во конец шёл удалый молодец.

Не товар продавать- себя людям показать.

(р.н.п. «Молодчик») – 2 человека.

1 Молодчик: Здравствуй, хозяюшка! Здравствуйте, девицы!

2Молодчик: А чего это вы скучаете? Наверное, нас дожидаете?

Дев: А с чем пришли?

1 молодчик: Пришли на вас поглядеть, себя показать.

Чай, тоже не лыком шиты!

Дев: А частушки знаете?

2 молодчик: Знаем! Эх и потешим же мы хозяюшку!..

Встанем, братцы, все рядком да частушки пропоём!

Дев: Эй, девчушки – хохотушки, запоём и мы частушки,

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

(Частушки)

Р: Как гармошка заиграла ,

И пустились ноги в пляс.

Мы весёлые частушки

Пропоём сейчас для вас.

Р: Купи, тятя, мне коня,

Вороные ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.

Р: Ох, ноги мои.

Что мне делать с вами?

Для хороших для гостей

Пляшите вы сами.

Р: У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи!

Р: Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

Р: Я не тятькина,

Я не мамкина.

Я на улице росла,

Меня курица снесла!

Р: На окошке два цветочка-

Голубой да аленький.

Я мальчишка боевой.

Хоть и ростом маленький.

Р: Я любила писаря.

Только очень лысого.

Ему нечего писать.

Только голову чесать.

Р: Подружка моя,

Говорушка моя.

Как начнёшь говорить,

Так головушка болит.

Р: Шёл я полем, торопился.

Из-под ног огонь летел.

На Ивана разозлился,

Разорвать его хотел.

Р: Все частушки перепели.

Пели- не напелися.

Пели- не напелися.

Сели- разревелися! ------ Всё!

1молодчик: Да… Частушки могут петь!

А дозволь, хозяюшка, поглядеть, какие они у тебя рукодельницы

Хоз-ка: Это они мигом…

(Игра «Пришей пуговицу»)

Сразу видно – мастерицы. Надо всем у них учиться.

А вы, добры молодцы, покажите свою ловкость: кто пробежит

гусиным шагом из конца в конец?

(Игра «Гусиные бега»).

Хоз-ка: Что-то пляска не видна?

Девочки: Нет, неправда, вот она!

Мальчики: Плясуны нехороши!

Д: Сам пойди да попляши!

М: Мы присядем, ногу в бок!

Д: А мы ногу на носок!

М: Топотушками пойдём!

Д: А мы сядем, отдохнём!

М: С вами мы плясать пойдём.

Д: Лучше после отдохнём!

Гость: Ох! Пустая голова! Позабыл гостинцы раздать!

Подходи- налетай: шёлк, платки и атлас,

Весь девичий припас!

Хоз-ка: Это- Машеньке.

Это- Дашеньке,

Это- Ксюшеньке,

Это- Лушеньке,

А это- маленькой Катюшеньке!

Уж вы гостя –то уважьте, спляшите с обновками!

(Р.н.т. «С платочками»)

Хоз-ка: Дальше бой скороговорок, разрешите нам начать. Кто-то пусть

скороговорит, остальных прошу молчать.

Гость: Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам её повторить, что

комара словить.

Хоз-ка: Слушайте, запоминайте, да складно, быстро повторяйте:

Три сороки тараторки

Тараторили на горке!

(дети по очереди повторяют).

Хоз-ка: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!

А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд- вы смекалистый народ!

Деревянная подружка. Без неё мы как без рук,

На досуге – веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт!

Дети: Ложка!

Р: Звонкие, резные ложки расписные.

От зари и до зари веселятся ложкари.

Хоз-ка: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас вам всем докажем.

(Игра на ложках.)

Хоз-ка: У меня к вам есть вопрос:

Кто потешек знает воз?

(Показывает картинки, дети рассказывают потешки).

Р: Лодырь да бездельник, им праздник и в понедельник!

Р: Нынче гуляшки, завтра гуляшки- находишься и без рубашки!

Хоз-ка: Там, где песня льётся, там легче живётся.

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

(«Ой, вставала я ранёшенько»)

Ведущая: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ

гостеприимством да угощением знатным.

Хоз-ка: Чем же вас, гости дорогие, угостить, попотчевать?

Гость: Спасибо, хозяюшка, за добрые слова. Можно бы чайком

с пирогами побаловаться.

(Хозяйка посмотрела на самовар, в ведро)

Хоз-ка: Самовар пуст и в ведре ни капельки. Надо бы сходить принести.

Р: Посылали молодицу под горушку по водицу.

А водица далеко, а ведёрко велико.

(Муз.композиция «У колодца»)

Гость: Ну что ж, хозяюшка, посидели, повеселились, пора и честь знать.

Гость: Спасибо за гостеприимство, за внимание и за ласку.

Хоз-ка: Спасибо, гости дорогие, на добром слове. Заходите ещё на

огонёк, мы вам всегда будем рады. («К нам гости пришли»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Скучен день до вечера,коли делать нечего!"

Конспект проведения НОД для детей среднего дошкольного возраста (4 - 5лет)...

Сценарий досуга на тему «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Материал представляет собой разработку сценария досуга для воспитанников и и их родителей. Содержит разнообразные игровые задания для детей и взрослых....

Родительское собрание на тему: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Родительское собрание направлено на пропаганду семейных ценностей и популяризации семейных традиций....

Конспект проведения НОД по речевому развитию в старшей группе на тему недели: "Скучен день до вечера, коли делать нечего"

Конспект проведения НОД в старшей группе на тему недели: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Интеграция образовательных областей:Коммуникация: привлечь внимание детей к живому русском...

Занятие "Коли скучен день до вечера,коли делать не чего"

Знакомство детей с домашними животными и птицами....

проект в подготовительной группе "Скучен день до вечера, коли делать нечего"

Ппи помощи интеграции образовательных областей расширять знания детей о профессиях взрослых людей, разнообразии хобби и развлечений....