Духовно - нравственное воспитание детей средствами малых форм фольклора
методическая разработка (подготовительная группа)
Духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора
Комментарий к празднику «Шутки шутить – людей насмешить»
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Считаем, что мы должны всегда помнить об этом. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Наша задача – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, играх – забавах, загадках, пословицах, поговорках, сказках, произведениях народного декоративного искусства.
Мы ориентируемся на исконно русские праздники: «Осенины», «Широкая масленица», «Веснянка», «Рождественские святки». Это праздники, обладающие особой привлекательностью и притягательностью – праздники, в основе которых лежит русский фольклор. Яркие, живые, образные, они оставляют радостное впечатление и запоминаются легко, надолго, если ни на всю жизнь. Праздник «Конкурса потешек «Шутки шутить - людей насмешить» по ознакомлению с народным творчеством проходил в «Русской избе».
Совместно с родителями в группах создаются необходимые условия по воспитанию у воспитанников интереса к русскому творчеству. Пополняются новыми книгами, уже имеющиеся в группе, библиотеки, подбираются русские народные прибаутки, потешки, песенки, загадки, пословицы. В музыкальных уголках помещаются народные инструменты, игрушки народных умельцев.
Проводя работу по фольклору и наблюдая за детьми, мы можем с уверенностью сказать: что покидая детский сад, они твёрдо будут знать правила, «Умей говорить языком доброты»; умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе час»; береги дружбу и помни: «Дружба и братство — дороже богатства»; люби и цени семью свою, знай: «В семье лад, так не нужен и клад»; цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Шутки шутить – людей насмешить»
Праздник русского народного фольклора
Программное содержание:
- Продолжать прививать детям любовь к русской народной культуре.
- Продолжать знакомить детей с потешным фольклором: потешками, песенками, небылицами, играми.
Предварительная работа:
- Разучивание русских народных песен, потешек.
- Рассматривание иллюстраций по потешкам, русской народной избы, домашней утвари.
Ход праздника.
(Зал украшен в стиле ” Русской избы”).
Хозяюшка:
Здравствуйте, гостюшки дорогие!
Милости просим к нам в избу!
В старину у русского народа была традиция: вечерами после работы или в праздники люди собирались вместе на народные гуляния попеть, поиграть, хороводы поводить. Во время гуляния люди пели песни, частушки, загадывали загадки, составляли пословицы, поговорки, скороговорки, веселили друг друга смешными стихами, песнями.
А вы знаете, что у русского народа смешные весёлые стихи называются потешками, а весёлые и шутливые - песенки-прибаутки.
… Как же вечер скучен, долог…. Насчитаю сорок елок,
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Вы, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки!
Вы, ребята – молодцы, озорные удальцы!
Выходите поплясать, долгий вечер скоротать!
Исполняется Русский народный хоровод (все группы) - садятся.
Хозяюшка:
Поудобнее садитесь, веселиться не ленитесь!
Ждут вас шутки, озорство и улыбок штук по сто!
Ребята, собрались мы сегодня … позабавиться да потешиться! А ещё мы будем:
Дети: - играть!
- смеяться!
- шутить!
- веселиться!
Хозяюшка:
У меня для вас вопрос:
Кто потешек знает воз!
Дети: МЫ!
Хозяюшка:
А коли так, то потешьте меня, гости дорогие! Песней звонкою, развеселою! Хороводом весёлым, дружным! Да потешкой русской, мудрой.
Сценка-потешка (песня, хоровод).
Хозяюшка:
Возьму в руки балалайку,
Да потешу я хозяйку.
Станем, братцы, все рядком
Да песенку пропоём.
Исполнение песни «Два весёлых гуся».
Проводится игра: «-------------------------«
Хозяюшка:
У меня за печкой есть для вас подарочек!
Отгадайте, какой? Правильно, загадки-складки. Слушайте внимательно мои загадки…
(см. Приложение № 1)
Деревяшка небольшая, три струны всего на ней
А как только зазвенит, сразу всех развеселит!
Дети: БАЛАЛАЙКА!
Хозяюшка:
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Выходи смелее друг! Плясуны, вставайте в круг!
Сценка-потешка (песня, хоровод)
Хозяюшка:
Тара - ра, тара - ра.
Идут дети со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Проводится игра: «Тень- тень, потетень».
Хозяюшка:
Позвала Я вас сюда повеселиться, поиграть да потешки рассказать.
За ступенькою ступенька – станет лесенка.
Слово к слову стань складенько – будет песенка.
А колечко на колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко – будет сказочка.
Сценка-потешка (песня, хоровод).
Хозяюшка:
Эй, ребята, что сидите?
Поиграть вы не хотите?
В бубен звонко ударяю,
Поиграть всех приглашаю.
Проводится игра: «-----------------------«
Хозяюшка:
Ладно, ладно, расскажу я вам сказку, да не сказку, а стих, и даже не стих, а песню и даже не песню, а пословицу. И вовсе не я, а вы, ребята, сами…
(пословицы о Дружбе)
Я начинаю, а вы заканчиваете. Готовы? (Да).
Раз-два! Раз-два! Начинается игра…
- «Сядем рядком, ……………………да поговорим ладком».
- "За хлебом-солью …………………всякая шутка хороша!»
- «Где потеснее, ……………………..там и веселее!»
- «….
- «….
Группа №4. Проводится игра: «-------------------------«
Хозяюшка:
Припасли мы для вас
Забавушек на всякий вкус:
Кому - сказку, кому - правду,
Кому - песенку, потешку.
Сценка-потешка (песня, хоровод).
Хозяюшка:
Поиграть хотите?
Дети: ДА!
Хозяюшка:
Ждёт вас новая игра! “Так бывает или нет?” – дайте дети мне ответ:
“По поднебесью, братцы, медведь летит
медведь летит, хвостом вертит!
Ну-ка, кто мне даст ответ: так бывает или нет?
Дети: НЕТ!
Хозяюшка:
Свинья на ели гнездо вывела, милых деточек, поросяточек!
Поросяточки по сучкам висят, полететь хотят.
Ну-ка, кто мне даст ответ: так бывает или нет?
Дети: НЕТ!
Хозяюшка:
Это братцы не чудо. Я чуднее расскажу!
На базаре козел старика продает, на веревочке поваживает
Полтора рубля запрашивает.
Ну-ка, кто мне даст ответ: так бывает или нет?
Дети: НЕТ!
Хозяюшка:
Верно дети! Молодцы! Вам в награду…… пироги!
Вот они какие, вкусные, ароматные! (показывает и раздает детям)
Хозяюшка:
Никого я не забыла?
Дети: НЕТ!
Хозяюшка:
Хорошо повеселились, поиграли, порезвились
Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям
(Под музыку дети уходят в группы)
Загадки: «Посуда и домашняя утварь».
>
1.
Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
2.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает;
Что схватит, отдает.
Сам в угол идет. (Ухват)
3
Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковш)
4
Три братца
Пошли купаться;
Два купаются,
Третий на берегу валяется,
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведро и коромысло)
5
Две галки
сидят на одной палке.
(Ведро и коромысло)
6
Сами не едим,
А людей кормим. (Ложки)
7
Новая посудина,
А вся в дырах. (Сито)
8
В небо дыра,
В землю дыра,
А в середине
Огонь да вода. (Самовар)
***
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)
9
Скручен, связан,
По комнате пляшет. (Веник)
10
В лесу родился,
А дома хозяйничает.
(Веник)
11
Бежит, торопится,
Под лавочку хоронится. (Веник)
12
Наша толстая Федора,
Наедается нескоро,
А зато когда сыта,
От Федоры - теплота. (Печь)
***
В избе - изба,
На избе - труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе. (Печь)
13
Сидит на крыше всех выше,
Дымом дышит. (Труба)
14
Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не бывает.
Накормишь - живет,
Напоишь - умрёт. ( Огонь)
15
Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака,
И ушел в облака. (Дым)
***
Белый столб стоит на крыше,
И растёт все выше, выше.
Вот дорос он до небес -
И исчез. (Дым)
16
Мочили, колотили,
Рвали, крутили,
Узор вышивали,
И на стол клали. (Скатерть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие речи детей средствами малых форм фольклора
перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
Духовно-нравственное воспитание детей средствами художественного слова и театральной деятельности
Художественная литература, в том числе и основанная на православной традиции, является сильным действенным средством духовно-нравственного воспитания детей....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»
Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...
«Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в до...
Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"
ldquo;От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» ...
Нравственное воспитание детей через малые формы фольклора
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить ...
Духовно - нравственное воспитание детей средствами спорта.
Подготовила доклад и выступила в рамках областной научно - практической конференции "Седьмые Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Нравственные ценности и будущее человечества"...