«Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Воронцова Ирина Алексеевна

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства и подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод, германизация воспитания с первых лет жизни.

Второе: малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особенное отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чём они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и не только детские, но и труднодоступные по смыслу. 

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребёнка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребёнка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации. Малые формы фольклора прекрасно подходят для решения этой задачи, т.к. ребёнку, слушая и повторяя потешки, прибаутки, приходится представлять то, о чём идет речь в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи через использование малых фольклорных

форм во второй младшей группе

«Знакомство с кошкой Муркой»

Программные задачи: закреплять знание уже известных детям потешек, продолжать знакомить с новыми формами фольклора- песней; расширять словарный запас; развивать интерес к фольклорному жанру, продолжать учить работать с аппликацией, закреплять знания о цвете; развивать мускулатуру пальцев; добиваться выразительности при передаче образов, воспитывать в детях желание делать добро, любовь к животным, книге.

Материал: дом, забор, печь, игрушки: петушок, собачка, кошка, солнышко, прищепки желтого и красного цвета, скамейка, сундук. Дидактическая игра «Собери животное», красочная книга.

Для аппликации: котята, вырезанные из бумаги, разноцветные банты, корзина, нарисованная на ватмане, клей, кисти, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: ребятки, а пойдёмте сегодня в гости к бабушке, она давно нас приглашала.

Бабушка: (работник библиотеки)

Ребята, проходите располагайтесь. Вот моя изба. Как здесь тепло, уютно, а от чего тепло идёт? (печь топится) Посмотрите, печка русская, а внутри дрова трещат, а для чего ещё печка нужна? (для приготовления пищи). Посмотрите, кто это сидит на окошке? (петушок).

Давайте петушку расскажем потешку:

Петушок, петушок, золотой гребешок!

Масляна головушка, шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь.

Деткам спать не даёшь?

Воспитатель: какой красивый петушок.

Как кричит Петушок? (“Ку – ка – ре – ку! ”)

Бабушка:  прокричал Петушок и солнце яркое проснулось и к нам в окошко заглянуло, давайте поздороваемся с солнышком. (Здравствуй, солнышко.)

(Ребенок рассказывает потешку «Солнышко - вёдрышко».)

Бабушка (работник библиотеки) : достаёт солнышко (с одной стороны оно грустное, с другой- весёлое) .

Воспитатель:  что-то солнышко какое-то грустное. Почему? (Нет лучиков.)

А давайте лучики ему сделаем. (Из прищепок.) Смотрите—солнышко улыбается, радуется. (Поворачиваем улыбающейся стороной.)

СОЛНЫШКО-КОЛОКОЛНЫШКО,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать.

Проснулось солнышко, согрело нашу избу, деток землю. А нашу горницу кто-то ночью сторожил. Отгадайте кто это?

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвостик колечком.

Дети: собака.

Воспитатель: правильно. Только мы собачку тревожить не станем, она устала за ночь, пусть поспит.

Бабушка :  молодцы, всё- то вы знаете! Чем же вас удивить? Чем порадовать? Вот знаю, Посмотрите, у нас есть лавки, печь, сундук, стол, а вот поиграть-то и не с кем, вот бы кошечку сюда, правда (Да.)

Воспитатель : позовём её? (Кис-кис-кис.)

Не отзывается! А может мы про неё загадку загадаем? Она услышит и захочет разгадать загадку и отзовётся:

Бабушка;

Кто мурлычет под рукой?

Носик розовый такой.

У кого усы удивительной красы.

Пьёт из блюдца молоко и шагает так легко,

Лапкой умывается, как она называется?

Воспитатель:  не отзывается! Устали, ребята? Отдохнём?

Физминутка: 

Есть у нашей кошке лапки, а на лапках цап - царапки,

Цап - царапки коготки, очень острые они.

Кошка целый день хлопочет, коготочки остро точит.

Наточила, спать легла, а во сне произнесла:  МЯУ!

Воспитатель:  вот и загадку разгадали, и поиграли, но кисоньку не находим, где же она?

Давайте её поищем? Заглянем в сундучок.

 (в сундучке д.игра «Собери животное»)

Курочка - пеструшечка

По двору ходит,

Цыпляток водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Хрюшки- хрюшки недовольны:

--- Хрю- хрю- хрю! —кричат- кричат.

--- Не хотим носы такие!

Лишь две дырочки торчат.

Так, за сундуком –нет, под столом- нет, может, на печке?

Да вот же (снимаю кошку и глажу рукой).

На печке была, на печке спала!

Так вот ещё для чего печка служит, для того, чтобы лежать на ней, вот кошка там и спит.

 Посмотрите какая она?

Дети: красивая, мягкая, пушистая.

Воспитатель: для вас кошка наряжалась, красивый бантик повязала. Какого он цвета?

Дети: красного.

Воспитатель: а какого цвета сама кошка?

Дети: серого.

Воспитатель:  послушайте, я её глажу, а она песенки поёт, как?

Дети: Мур - мур

Воспитатель: а что кошка любит есть?

Дети: молоко, сметану.

Воспитатель  а кого кошки ловят?

Дети: мышей.

Бабушка : ох, рада наша кошка, что мы о ней столько много знаем, да вот беда вы-то уйдёте в группу, а кошка здесь останется, скучно ей одной.

Воспитатель:  как же быть? Как кошечке помочь?

У меня есть план. Мы сейчас сделаем аппликацию и подарим нашей кошке Мурке и бабушке. У меня есть вот такие котята (показывает) и корзинка для того, чтобы котятам было мягче спать. Мы создадим прекрасную картину «Корзина с котятами». У кошки будут котята, которые всегда будут рядом с Муркой.

(На ватмане приклеена корзинка, ребята должны поместить в корзинку котят)

Воспитатель: всё хорошо, да только вот у нашей Мурки бантик есть и котятам нашим не помешает. Приклеивают.

Смотрите, наша Мурка повеселела, она песенки поёт, а котята ей подпевают Мур-мур.

 Бабушка, тебе нравятся наши котята?

А посмотрите, Мурка устала, ей спать пора и котятам тоже. Давайте споём колыбельную (песня).

Вот и всё, кошка и котята уснули.

Бабушка: дети, вы такие добрые и умные, я вам в подарок книгу приготовила, рассаживайтесь поудобнее, мы её рассмотрим.

(Дети рассматривают книгу, прощаются с бабушкой, благодарят её и уходят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...

Развитие образной речи детей малыми формами фольклора.

Образная речь является частью связной речи. Очень важно её развивать. Одним из таких средств, котрое поможет это сделать - это малые формы фольклора....

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Открытое мероприятие.

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Работа по развитию речи через малые формы фольклора построена на основании авторской Программы по развитию речи дете...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Консультация для воспитателей «Речевое развитие дошкольников посредством малых форм фольклора»

       Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В «Концепции дошкольного воспитания»...