развитие речи детей средствами малых форм фольклора
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) по теме
перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivka_starsh.gr_.docx | 24.11 КБ |
perspektivka_podg.gr_.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Знакомство с малыми фольклорными формами. | Продолжать знакомить детей с потешками, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку, отгадывать описательные загадки. Развивать речевую и двигательную активность . Развивать артикуляционный аппарат. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Рассматривание иллюстраций к потешкам Ю. Васнецова. Выразительное и ритмичное чтение потешек. Д/и «Подскажи словечко» Игровое упражнение с солнечным зайчиком. Отгадывание детьми некоторых предметов – игрушек через игру «Чудесный мешочек» | Иллюстрации Ю.Васнецова к потешкам. Ритмичная музыка. Зеркальце. Игрушки животных. Мешочек для игры. | Чтение с детьми потешек, русских народных сказок, пословиц и поговорок. |
Октябрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
В гости к бабушке Загадушке. (загадки, чистоговорки, скороговорки) | Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; Формировать представление о жанре загадки; Продолжать знакомить со скороговорками, их назначением; Учить четко произносить чистоговорки и скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету; Развивать артикуляционный аппарат; Воспитывать внимательное отношение к родному языку. | Вступительное слово о назначении загадки. Отгадывание детьми некоторых предметов – игрушек через игру «Чудесный мешочек» Отгадывание загадок. Обобщающая беседа о назначении загадки. Физминутка по выбору детей. Рассказ педагога о назначении чистоговорок и скогроговорок. Проговаривание скороговорок детьми. | Иллюстрации Ю.Васнецова к загадкам. Ритмичная музыка. Игрушки животных. Мешочек для игры. Мяч. | Предложить для домашнего чтения и заучивания разные загадки, а также чистоговорки и скороговорки для заучивания и тренировки артикуляционного аппарата. |
Ноябрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Тайное всегда становится явным… | Учить детей понимать содержание и значение пословицы; Произносить чистоговорки; Помочь заучить текст народной игры «Панас»; Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Воспитывать интерес к народному творчеству.
| Чтение пословицы «Тайное становится явным»; Беседа по содержанию пословицы; Д/игра «Продолжи скороговорку»; Разучивание старинной русской игры. | Карточки к д/и; Карточки к д/упр. (оса, коза, жук, медведь) | Разучить совместно с родителями небольшую по объему чистоговорку: Жа- жа- жа, жу-жу- жу – едемв гости мы к ежу. |
Январь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Колядки –колядушки. | Познакомить детей с новыми колядками; Повторить уже знакомые колядки, помочь заучить текст небольших колядок; Развивать образность речи детей; Развивать познавательную активность детей; Воспитывать выразительность речи детей, внутреннюю готовность к восприятию истоков русской культуры.
| Д/и «Отгадай и назови»; Рассказ воспитателя о Рождестве, рождественских колядках; Чтение новых колядок педагогом; Беседа, вопросы уточняющего характера; Проговаривание колядок под музыку с движениями. | Плоскостные изображения персонажей колядок (коза, медведь); Маски животных; Музыкальные записи русских народных мелодий. | Разучить с детьми предложенные воспитателем рождественские и новогодние колядки. |
Декабрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Потешки. Рассматривание иллюстраций к потешкам Ю.Васнецова. | Учить детей выразительно и ритмично рассказывать потешку «Божья коровка»; Развивать умение отгадывать описательные загадки; Формировать у детей интерес к книгам; Познакомить детей с иллюстрированными изданиями знакомых потешек; Развивать познавательную активность; Воспитывать интерес к книге, УНТ.
| Загадки о насекомых; Психологические этюды «Бабочка», «Жук», «Рыжий кот»; Чтение педагогом потешки «Божья коровка», вопросы детям, совместное рассказывание. Выставка иллюстраций к знакомым потешкам; Рассматривание иллюстраций; Д/и «Покажи иллюстрацию»; Вопросы детям.
| Картинки с изображением насекомых; Иллюстрации к русским потешкам. | Придумывание загадок о насекомых; Заучивание потешек «Ксонька – мурысонька», «Заяц Егорка», «Гуси вы, гуси». |
Февраль.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Составление рассказов по пословицам и поговоркам. | Продолжать знакомить детей с русским фольклором; Углублять представление о пословицах и поговорках; Развивать выразительность речи в процессе их исполнения; Учить составлять рассказы по пословицам и поговоркам; Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
| Беседа с детьми о различных фольклорных формах , которую дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки); Рассказ педагога по пословицам и поговоркам; Вопросы детям; Составление рассказов детьми; Хороводная игра « Гори, гори ясно». | Иллюстрации и картины по потешкам Ю.Васнецова; Предметы народного промысла; Произведения с малыми фольклорными формами. | Прослушивание аудиозаписи с малыми фольклорными формами ( сказки, песенки, колыбельные); Разучивание с детьми поговорок, песенок, потешек, загадок; Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний. |
Март.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Приметы, потешки. | Продолжать знакомить детей с особенностями фольклора; Развивать интонационную выразительность речи в процессе их исполнения; Развивать познавательную активность; Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
| Беседа с детьми о различных фольклорных формах; Инсценированное чтение потешек; Рассказ педагога о народных приметах; Заучивание нескольких примет; Прослушивание аудиокассеты с русским народным фольклором; Хороводная игра « Гори, гори ясно». | Изделия русских умельцев; Атрибуты для игры; Набор картин Ю.Васнецова; Аудиозапись с русским народным фольклором. | Наблюдения за погодой, разучивание народных примет; Собрать аудиокассеты с русским народным фольклором; Поездки к бабушкам в деревню. |
Апрель.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Заучивание русской народной песенки «Ласточка, ласточка» | Продолжать учить детей запоминать текст, произносить его выразительно, соблюдая интонацию голоса; Развивать у детей память и эстетическое восприятие произведения; Развивать речевую и двигательную активность . Воспитывать интерес к изучению русского народного фольклора, литературно – художественный вкус.
| Прослушивание русской народной музыки; Разговор с детьми об особенностях русского народного фольклора; Чтение песенки педагогом, вопросы к детям; Повторение с детьми различных форм фольклора, которые дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки); Хороводная игра « Гори, гори ясно». | Книга с русскими народными песенками, потешками «Русский фольклор»; Иллюстрации Ю. Васнецова. Атрибуты для игры; Аудиозапись русской народной музыки. Ритмичная музыка. | Приобретение книг с русскими народными песенками, потешками; Заучивание русских народных песенок |
Май.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Повторенье – мать ученья. | Закрепить знание детей скороговорок, частушек, загадок, песенок, пословиц и поговорок. Развивать речевую и двигательную активность . Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Продолжать воспитывать интерес к изучению русского народного фольклора, прививать литературно – художественный вкус. Продолжать воспитывать интерес к книге, УНТ. | Прослушивание русской народной музыки; Разговор с детьми об особенностях русского народного фольклора; Проговаривание скороговорок детьми. Отгадывание загадок. Повторение с детьми различных форм фольклора, которые дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки); Д/и « Волшебный мешочек» | Иллюстрации Ю. Васнецова. Аудиозапись русской народной музыки. Мешочек для игры. Игрушки животных. | Продолжать заучивать с детьми пословицы, поговорки. Загадывать детям загадки. Прослушивать на досуге русскую народную музыку. |
Перспективное планирование занятий по теме:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
средствами малых форм фольклора»
(старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Знакомство с малыми фольклорными формами. (потешки, загадки) | Уточнить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм, учить пониманию переносного значения образных выражений; Продолжать знакомить детей с потешками, загадками; Формировать выразительность, точность речи; Развивать артикуляционный аппарат. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Беседа о жанрах народного творчества; Рассматривание книжек – потешек; Совместное чтение потешек; Физминутка «Вот как бабушка прядет» Отгадывание и придумывание загадок детьми. Отгадывание детьми некоторых предметов – игрушек через игру «Чудесный мешочек» | Иллюстрации ,картинки к потешкам, загадкам. Ритмичная музыка. Мешочек для игры. | Разучивание потешек, загадок; Рассматривание и чтение книг с потешками, загадками. |
Октябрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Заучивание русской народной песни «Ласточка, ласточка» | Продолжать учить детей запоминать текст, читать его выразительно, соблюдая интонацию голоса; Развивать память, речь детей, эстетическое восприятие произведения; Воспитывать внимательное отношение к родному языку. | Прослушивание русской народной музыки; Разговор с детьми об особенностях русского народного фольклора; Чтение песенки педагогом, вопросы детям. | Аудиозапись русской народной музыки; Книга с русскими народными песенками , потешками. | Заучивание русских народных песенок; Приобретение аудиозаписи с русскими народными песнями. |
Ноябрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Пословица недаром молвится… | Учить детей понимать содержание и значение пословицы; Произносить чистоговорки; Помочь заучить текст народной игры «Панас»; Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Воспитывать интерес к народному творчеству.
| Чтение пословицы о труде. Беседа по содержанию пословиц; Д/игра «Продолжи скороговорку»; Д/игра «Придумай пословицу»; Разучивание старинной русской игры. | Карточки к д/и; Карточки к д/упр. (оса, коза, жук, медведь) Иллюстрации пословиц о труде. | Творческая работа на тему: «Придумайте пословицу с детьми и нарисуйте к ней рисунок» Разучивание с детьми пословиц о труде. |
Декабрь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Частушки, колядки, загадки. | Продолжать занкомить с малыми фольклорными формами: частушками, колядками, загадками; Поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; Развивать интонационную выразительность речи; Развивать познавательную активность; Воспитывать интерес к книге, УНТ.
| Беседа о малых фольклорных формах( виды, особенности, сравнения); Рассматривание иллюстраций; Д/и «Придумай загадку»; Д/и «Повтори скороговорку»; Разбор образных слов; Прослушивание аудиозаписи (частушки, колядки) Разучивание частушек, исполнение их под музыку. | Книги с малыми фольклорными формами; Музыкальные инструменты; Иллюстрации к загадкам; Кассета с записями частушек. | Просмотр телепередачи «Играй , гармонь» Посещение с детьми концертов русского народного хора. Прослушивание аудиозаписей. |
Январь.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Колядки , колядки! | Познакомить детей с новыми колядками; Повторить уже знакомые колядки, помочь заучить текст небольших колядок; Развивать образность речи детей; Развивать познавательную активность детей; Воспитывать выразительность речи детей, внутреннюю готовность к восприятию истоков русской культуры.
| Д/и «Отгадай и назови»; Рассказ воспитателя о Рождестве, рождественских колядках; Чтение новых колядок педагогом; Беседа, вопросы уточняющего характера; Проговаривание колядок под музыку с движениями. | Плоскостные изображения персонажей колядок (коза, медведь); Маски животных; Музыкальные записи русских народных мелодий. Кассета с записями колядок. | Разучить с детьми предложенные воспитателем рождественские и новогодние колядки. Прослушивание аудиозаписей. |
Февраль.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Колыбельная песня. Пословицы. | Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: колыбельными песнями, пословицами; Сформировать представления об особенностях; Развивать память; Воспитывать интерес к народному творчеству. Развивать познавательную активность; Воспитывать интерес к книге, УНТ.
| Беседа о маленьких детях; песенках, пословицах с рассматриванием иллюстраций; Д/и «Придумай зколыбельную песню для куклы»; Д/и «Скажи по другому»; Заучивание пословиц о дружбе; Творческое рассказывание по пословице. | Куклы и другие игрушки; Выставка книг с песенками, пословицами, колыбельными песнями. | Прослушивание аудиозаписей колыбельных песен; Заучивание и пение колыбельных песен; Просмотр телепередач для детей. |
Март.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Составление рассказов по пословицам и поговоркам. | Продолжать знакомить детей с русским фольклором; Углублять представление о пословицах и поговорках; Развивать выразительность речи в процессе их исполнения; Учить составлять рассказы по пословицам и поговоркам; Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
| Беседа с детьми о различных фольклорных формах , которую дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки); Рассказ педагога по пословицам и поговоркам; Вопросы детям; Составление рассказов детьми; Хороводная игра « Гори, гори ясно». | Иллюстрации и картины по потешкам Ю.Васнецова; Предметы народного промысла; Произведения с малыми фольклорными формами. | Прослушивание аудиозаписи с малыми фольклорными формами ( сказки, песенки, колыбельные); Разучивание с детьми поговорок, песенок, потешек, загадок; Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний. |
Май.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Повторенье – мать ученья. | Закрепить знание детей скороговорок, частушек, загадок, песенок, пословиц и поговорок. Развивать речевую и двигательную активность . Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Продолжать воспитывать интерес к изучению русского народного фольклора, прививать литературно – художественный вкус. Продолжать воспитывать интерес к книге, УНТ. | Прослушивание русской народной музыки; Повторение с детьми различных форм фольклора, которые дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки); Отгадывание загадок. Д/и « Волшебный мешочек» Вопросы детям; Составление рассказов детьми; | Иллюстрации Ю. Васнецова. Аудиозапись русской народной музыки. Мешочек для игры. Игрушки животных. | Продолжать заучивать с детьми пословицы, поговорки. Загадывать детям загадки. Прослушивать на досуге русскую народную музыку. |
Апрель.
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность Д/с - семья |
Составление рассказов по пословицам и поговоркам. | Продолжать знакомить детей с русским фольклором; Углублять представление о пословицах и поговорках; Развивать выразительность речи в процессе их исполнения; Учить составлять рассказы по пословицам и поговоркам; Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
| Беседа с детьми о различных фольклорных формах , которую дети знают (частушки, колядки, загадки, песенки, пословицы и поговорки); Рассказ педагога по пословицам и поговоркам; Вопросы детям; Составление рассказов детьми; Хороводная игра « Гори, гори ясно». | Иллюстрации и картины по потешкам Ю.Васнецова; Предметы народного промысла; Произведения с малыми фольклорными формами. | Прослушивание аудиозаписи с малыми фольклорными формами ( сказки, песенки, колыбельные); Разучивание с детьми поговорок, песенок, потешек, загадок; Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"
Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...
Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора
Педагогический проект...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...
Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»
Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией ...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»
Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...
«Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в до...
Конспект занятию по развитию речи с использованием малых форм фольклора в группе детей раннего возраста "Веселые дорожки"
Данное занятие проводилось, как итоговое по теме самообразования: «Использование малых форм фольклора для развития речи детей раннего возраста»Это интегрированное занятие выстроено по опре...