Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"
презентация к уроку (младшая группа)
“От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Что основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре, в основе которой лежит огромный жизненный опыт, мудрость, которые передавались от поколения к поколению, в том числе художественной форме.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_nravstven_vospt.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А . Сухомлинский Что основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре, в основе которой лежит огромный жизненный опыт, мудрость, которые передавались от поколения к поколению, в том числе художественной форме . В.А . Сухомлинский
Актуальность Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине . Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.
Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой . Детский фольклор включает в себя: песни, колыбельные песни, сказки, пестушки , потешки , скороговорки, заклички , дразнилки, считалки, загадки и тд .
Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основываясь на традициях русского народного фольклора.
В своей педагогической деятельности я определяю следующие задачи : - воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности; - прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда; - воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми; - учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену) В своей педагогической деятельности я определяю следующие задачи : - воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности; - прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда; - воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми; - учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену)
В работе я основываюсь на следующих принципах: 1 . Систематичность и последовательность. 2. Культуросообразность (воспитание основывается на общечеловеческих культурных ценностях. 3. Интеграция (синтез разнообразных видов деятельности). 4. Природосообразность и доступность материала. 5. Наглядность (пособия, атрибуты народного быта ) Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции.
Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек , прибауток, пестушек . С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, Коза ” и т.д.) три фото Идет коза рогатая, Идет коза бодатая , За малыми ребятами, За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт — Забодает, забодает, забодает!
Через колыбельные малыш узнает первые сведения об окружающем мире, о проблемах и радостях взрослого мира, дает первые представления о родном языке, знакомит с народной музыкой. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Баю-баюшки-баю Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И ухватит за бочек. И потащит во лесок Под осиновый кусток. Ты к нам, волчек , не ходи, Нашу Машу не буди.
Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои… .
Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребенок впитывает в себя представления о красоте человеческой души.
З агадки очень любимы детьми. Они развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности. Клохчет , клохчет, Детей созывает. Всех под крылья подбирает. (Отв. Курица)
Еще одним важным жанром фольклора является игра. Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Ребенок живет чувствами, что эмоционально окрашивает его жизнь. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других, эстетические вкусы, предпочтения.
Игра с «козликом». Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом. Вышел козлик погулять, Свои ножки поразмять. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит: « Бе -е-е, бе -е!» Дети стоят в кругу, а « козлик»стучит «копытцами» и показывает «рожки». « Козлик» кричит и догоняет детей , которые разбегаются.
Вывод Яркий, поэтичный, пронизанный добротой и любовью ко всему живому русский народный фольклор помогет посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества. В результате своей работы мы видим как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители. Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: " Духовность- как нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в ...
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы
Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...
Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества
Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»
Взаимодействие с родителями посредством организации работы детско-родительского клуба чтения художественной литературы и театрализации "Библиотека домашних сказок"Роль семейного чтения в дух...