Сценарий для старшего дошкольного возраста «Мой край родной – Кузбасс!»
материал (старшая группа)
Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордости
за родной край на примере народных промыслов.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» №9
Сценарий для старшего дошкольного возраста «Мой край родной – Кузбасс!»
Автор:
Петерс Татьяна Евгеньевна,
Воспитатели
Топки-2020
Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордости
за родной край на примере народных промыслов.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.
Предварительная работа: беседа “Моя малая Родина – Кузбасс”, прослушивание аудиозаписи гимна Кемеровской области, знакомство с символикой Кемеровской области, дидактические игры собери картинку («Флаги», «Герб»), рассматривание и чтение глав из книг: «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьев, «Угольный Кузбасс. Страницы истории», «Природа Кузбасса» А. Куприянов, Ю. Манаков, «Кузбасс» фотоальбом о Кемеровской Области, экскурсия в Топкинский исторический музей.
Оборудование: Символика Кемеровской области, разрезные карточки с изображением герба и флага, куклы – берегини, мини-музей «Народные промыслы родного края», альбом с изображением и краткой историей народных промыслов, прослушивание русских, шорских, татарских народных песен, пословиц, загадок, песен.
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда? Вы ответите, когда послушаете стихотворение.
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду - смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Ведущий: А что вам вспоминается, если звучит слово «Родина»? (Ответы детей)
Ведущий:
Есть в России уголок особый,
Где природа радует наш глаз
Имя носит гордое и звучное.
Знают в мире все - Кузбасс!
Это тонны угля и металла,
Это реки, горы и леса.
И, конечно, замечательные люди,
Создающие земные чудеса!
Горжусь, что я живу в Кузбассе!
И, что в Кузбассе родилась.
Сценка «Диалог мамы и сына»
Сын: Мама, а что такое Родина?
Мама: Родина – это место, где человек родился, где живут его самые близкие люди. Где смотришь в глубокое небо и дышишь ароматом трав, где радуешься тонкому нежному лучику и слушаешь звонкую трель, где понимаешь, что счастлив родившись на этой земле. Все это сынок – Родина!
Сын: А моя Родина в Кузбассе?
Мама: Да, ты родился в маленьком городе Топки, Кемеровской области, а сейчас нашу область зовут Кемеровская область - Кузбасс.
Ведущий: Ребята, а как вы понимаете слова «малая родина»? (ответы детей)
Ведущий: Да, все ваши ответы верны. Названия разные, но обозначают они одно, и тоже. Это наша с вами малая Родина, где мы с вами родились и живём. И где бы мы с вами не были, мы с тоской вспоминаем наш город. Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких ему людей. Но ведь родной дом – это не только жилой дом по улице, это еще и город, в котором человек родился, и страна, и область, в которой он живет, наш детский сад «Сказка» тоже малая Родина.
Ведущий: Расскажите, ребята, какая она – Родина? (рассказы детей)
Исполняется песня «Край родной» Разуваевой
Ведущий: Назовите столицу Кузбасса.
Ведущий: Правильно Кемерово- главный город земли Кузбасской. Ребята, расскажите, чем богат наш край, и чем славится Кузбасс?
Ребёнок. Край лесов и рек, горы и луга –
Это наш Кузбасс, Родина моя!
У нас много шахт, богата земля.
Заводы – гиганты: Запсиб, КМК.
И герб прославляет богатство Кузбасса:
Добычу угля, металла и кварца,
Колхозы, совхозы, поля урожая
Ты их не обхватишь от края до края.
Растут города, и становятся краше.
Возводятся парки - и это всё наше!
Можно учиться, жить, отдыхать,
Работать на шахте, строить, пахать.
Новая жизнь возрождается здесь.
Ребёнок. Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в будни эпохи,
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс
Ребёнок:
Под самым небом шахты и отроги,
Внизу – леса, раздолье и поля.
Вперёд бегут железные дороги…
Всё это есть Кузнецкая земля!
Ведущий: Наша область имеет два символа - герб и флаг.
Помогите, пожалуйста, собрать пазлы с изображением герба и флага.
Ведущий: Ребята, уважаемые гости, скажите какой наш Кузбасс?
К - красивый
У - удивительный, угольный, уникальный
З - замечательный, золотой, зелёный
Б - богатый, благополучный, благоустроенный
А – автономный
С - современный
С - самостоятельный, славный.
Ведущий: из года в год наш Кузбасс становится все наряднее и краше, моложе, сильнее и богаче. Что является богатством края? (уголь). Кузбасс богат не только полезными ископаемыми, но и своим многонациональным народом.
Ведущий: задолго до нашего появления на свет в Кузбассе жили шорцы, телеуты, сибирские татары — это малый народ Сибири, они жили племенами, родами, большими семьями.
Звучит шорская музыка, дети садятся на пол в круг.
(Выходит Шаман с бубном, обходит вокруг воспроизводит шаманские действия).
Шаман: Про нас говорили, что мы были детьми природы и верили в духов, в колдовство, поклонялись горам и деревьям, подчинялись колдунам – шаманам. Меня считают лекарем, советчиком и предсказателем. Основное занятие шорцев охота, рыбалка и собирательство ягоды, травы, кореньев, орех. Еще шорцы называли поселки, горы именами людей.
Ведущий: У шорцев, как и любого другого народа, есть своя культура, обычаи и традиции. Одним из наиболее почитаемых праздников является «Мылтык». Как еще его называют?
Ответ детей: Праздник охотников или праздник ружья
Ведущий: Этот праздник уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению и был приурочен праздник Мылтык.
Какими должны быть охотники?
Ответы детей: Меткими, сильными, смекалистыми, выносливыми, терпеливыми, знать повадки зверей…
Шаман: Правильно: меткими, зоркими. Давайте узнаем, есть ли среди нас такие мальчики.
- «Угадай - ка». Отгадывание по элементам, чей это костюм (шорский или русский).
- «Обувайкино» - эстафета в лаптях и сапогах.
- Игра «Меткий стрелок». (2 дротика на липучках, 2 мишени).
Шаман: Еще одно традиционное состязание этого праздника - перетягивание каната, тем самым определяли самого сильного парня. Давайте и мы выявим самого сильного из нас.
Игра «Перетягивание каната».
Ведущий: Несмотря на то, что шорцы – язычники, а мы христиане, праздники совпадают по датам. А на рассвете 19 января в день Крещения господня во всех шорских селениях мужчины стреляли из своих ружей, разгоняя злых духов и нечистую силу, что, по их мнению, это способствовало веселому празднику. Он празднуются христианами, как символ начала светлой и благополучной жизни и мылтык шорцами.
Ведущий: Коренные народы Кузбасса на праздник надевали красивые нарядные головные уборы, бусы, серьги.
Ведущий: А сейчас мы с вами проведем самый важный обряд этого праздника «Шачиг» - повязывание ленточек на священное дерево. По шорским поверьям ленточки вяжут только на березу, потому, что только через березу доходят просьбы до духов. Ленточки шорцы называют чаламы. Черный чалам бросают в огонь, с ним сгорают все беды и болезни, а ленты красного, голубого и белого цветов повязывают на дерево.
Повязывание ленточек. Шаман сжигает черные чаламы. Костер (в спрятанных дровах лампочка).
Ведущий: Вот и закончился обряд благопожелания.
Дорогие ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Берегите себя и других. Уважайте и любите всё, что есть на земле! Мы надеемся, что вы, когда вырастете, будете приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше и краше.
Кузбасс — Родина моя.
Кузбасс — гордость моя.
Вечно юн, вечно молодой
Кузбасс наш — твой и мой.
На этом доброй ноте мы заканчиваем наш праздник! Спасибо всем за участие!
Список литературы
- Кацюба, Д.В. История Кузбасса. Краеведческое пособие. Кемерово. Книжное издательство, 1975г.
- Куприянов, А.Н. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи/А.Н. Куприянов, Ю.А. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 72 с.
- Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / Вера Лаврина. – 3-е изд., стереотип. Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007. – 80 с.
- Майданкина, Н.Ю., Большакова А.Н. Приобщение старших дошкольников к культуре и истории народов мира. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №4. – С 62.
- Особенности гражданского воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – С 14
- Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе «С любовью к городу». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»
Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрыв...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " В краю родном"
Усвоение детьми духовно-нравственных моделей поведения...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной, мой край любимый"
Презентация для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным Краснодарским краем: географическим положением, символами, столиценй, природой, экономикой, знаменитыми людьми....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной - Мордовия моя"
Занятие предназначено для закрепления материала о своём родном крае. Проводится в виде игры, что очень нравится детям....