Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной - Мордовия моя"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мальцева Оксана Валерьевна

Занятие предназначено для закрепления материала о своём родном крае. Проводится в виде игры, что очень нравится детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Здесь Родины моей начало

Мой край – Мордовия моя!»

Тема: «Мой край родной – Мордовия моя»

Цель: формировать у детей патриотические чувства к малой Родине

Задачи:

Образовательная: продолжать формировать у детей знания о Мордовии, промыслах, растительном и животном мире республики. Закреплять умения эмоционально и выразительно читать стихи.

Развивающая: развивать умение использовать элементы мордовской вышивки в художественном творчестве.

Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.

Материалы и оборудование: Декорации уголка старинной мордовской избы с предметами быта (прялка, туесок и т.п.). Иллюстрации к мордовским сказкам. Диск с записью мордовской  плясовой «Луганяса келуня».  Заготовки из бумаги в виде мордовского головного убора - сорки, фломастеры. Мордовские народные костюмы для детей и взрослого.

 Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Проведение экскурсий в краеведческий музей, библиотеку села Атемар, на природу. Знакомство с мордовской народной вышивкой.

             Ход НОД.

      Занятие проводится в форме игры в КВН. Две команды детей в мордовских народных костюмах входят по музыку в зал. Их встречает Хозяюшка (взрослый в мордовском национальном костюме), приглашает в гости, рассаживает на приготовленные лавочки.

Хозяюшка:

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия,

Пою я гимн, любовь моя.

  Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас. Есть в самом центре России уголок, который нам всем особенно близок и дорог. Это наша малая родина – Мордовия. И живут здесь замечательные, гостеприимные люди. И  я тоже люблю встречать гостей, песни петь, хороводы водить да в игры интересные играть. Предлагаю вам игру, в ходе которой мы узнаем много интересного о нашем родном Мордовском крае. В игре будут принимать участие две команды.

Команды строятся.

Хозяюшка: Прежде чем начать игру, нам нужно выбрать жюри. ( Выбирают взрослых). Теперь попросим команды представиться.

Команда «Эрзяночка»

На радость нам наш край цветёт,

Хороший здесь народ живёт.

Природу Мордовии беречь мы должны

И помнить преданья седой старины.

Команда «Мокшаночка»

Мы – за чистый лес и воду.

Мы охраняем Мордовии покой.

Кто любит родную природу,

Тот любит и край родной.

Хозяюшка: Сейчас «Разминка»

- В какой республике мы  живём? (В Республике Мордовия).

- Назовите дерево, которое встречается в Мордовии чаще всего? (Берёза).

- Назовите столицу нашей  республики? ( Саранск).

- В каком районе нашей республики мы живём? (Лямбирский)

- Как называется наше село? (Атемар).

- Назовите самую большую  улицу  нашего села? ( Центральная).

Оценка жюри.

Хозяюшка: Много стихов сочинили поэты о нашем Мордовском крае. Познакомьте нас с этими стихотворениями.

Конкурс чтецов. (По одному ребёнку  из каждой команды читают стихотворения о Мордовии, о Родине.( приложение 1)

Жюри оценивает исполнение в баллах.

Хозяюшка: Все вы знаете, что раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на танец «Луганяса келуня»

Дети и хозяюшка танцуют мордовский танец по фонограмму      (приложение 2).

Хозяюшка: Мордовская земля богата лесами, где растут деревья самых разных пород.

Конкурс «Назови дерево».

(Вопросы для игроков).

- Из какого дерева строят дома? (Из сосны).

- Из какого дерева делают посуду? (Из липы).

- Из какого дерева делали корыта, вёдра (из осины, так как её древесина не гниёт)

- Что ещё делают в Мордовии из дерева? (Игрушки).

Хозяюшка: Разнообразен и животный мир Мордовии. А теперь следующий конкурс.

Конкурс «Животный мир»

 (Вопросы для игроков)

- Какие животные живут в мордовских лесах (медведь, волк, заяц, лиса, лось)

- В каком районе расположен Мордовский государственный заповедник (в Темниковском районе).

- Какая редкая птица обитает на территории заповедника (черный аист)

- Какие реки есть в Мордовии (Сура, Мокша)

Хозяюшка: Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

Конкурс «Мордовская вышивка».

(Вопросы для команд)

- Какие цвета используются в мордовской вышивке? (черный, красный).

- Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи (панар, покай), передники (рукават), пояс(каркс), головные уборы (сорка, панго).

- Назовите основные элементы мордовской вышивки. (Крест, зубчик, гармошка, фонарик).

Оценка жюри.

Хозяюшка: Люди во все времена старались украсить свою одежду. И раньше её украшали вышивкой. Я хочу вам предложить украсить мордовский головной убор - сорку элементами мордовской вышивки.

Конкурс « Украшаем  сорку».

 По два – три ребёнка от каждой команды  садятся за столы и работают. В это время с остальными детьми  проводится следующий конкурс.

Хозяюшка: 

Конкурс «Закончи пословицу»

В родном краю жизнь как (в раю).

Человек без родины, что птица без (гнезда).

Мордва проста с виду, да не даст себя  (в обиду).

Кто умеет трудиться, тот умеет и (жить).

Доброе дело добром (оплачивается).

От злости стареешь, от доброты (молодеешь).

Жюри оценивает конкурс.

Хозяюшка: Давайте посмотрим, как участники конкурса постарались украсить сорку.

Жюри оценивает в баллах работы детей, учитывая аккуратность, яркость росписи.

А пока жюри работает я предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «Раю-раю». (приложение 3).

Хозяюшка: Много сказок придумал наш мордовский народ. И чтобы узнать, как вы знаете мордовские сказки, давайте проведём следующий конкурс.

Конкурс «Угадай, из какой я сказки»

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации к мордовским народным сказкам, отгадать их название.

Мордовские народные сказки: «Благодарный медведь» «Диль-диль, дедынька» «Как собака друга искала» «Чёрная корова» «Горячие сани» «Девушка берёзка».

Хозяюшка: Вот и закончился последний конкурс для наших команд. Жюри подведёт итоги, а мы в это время ещё поиграем.

     В конце занятия члены жюри объявляют итоги. Воспитатель подводит итог занятия и детям вручаются призы.

Приложение 1.

«Самое дорогое».

Семён Самошкин.

Спросят – скажите нам слово такое,            

Самое гордое и дорогое.        

Родина! – тотчас ответит любой.        

С ней мы навеки сроднились судьбой.        

Выйди на улицу вечером поздним –                      

Вроде бы все одинаковы звёзды,        

Я убеждён беспредельно в одном:        

Самые яркие – в небе родном.        

Родина! Славу в труде умножая,        

Строит заводы, растит урожаи,

И дерзновенно шагает вперёд

Твой в испытаньях сплочённый народ.

Мир восхищая своими делами,

Где бы мы ни были, родина  с нами.

Подвиг её озаряет века,

Как путеводный огонь маяка.

Спросят – скажите нам слово такое,

Самое светлое и дорогое.

- Родина! – гордо ответит любой, -

С ней мы навеки сроднились с удьбой.

«Привет»

С. Дрожжин.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой, и неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше в мире края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей!

Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом

Родина твоя.

Живи, расти и пой

Знай, что Родина с тобой!

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

Приложение 2.

«Луганяса келуня» (диск с записью фонограммы).

Приложение 3.

Мордовская народная игра «Раю – раю»

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пороль.

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

        

Литература:

  1. « Мы в Мордовии живём». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
  2. «Валдоня». Программа и методические рекомендации.
  3. Хрестоматия к программе «Валдоня».
  4. «Мордовские пословицы, поговорки». Седова Л.В.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".

Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-исторически...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша армия родная»

Формировать представление детей о Российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для старшей дошкольной группы (5-6 лет) «Путешествие по родному городу Новочебоксарск»

Закреплять знания о достопримечательностях Новочебоксарска. Вызвать желание рассказать о своих впечатлениях посещения достопримечательностей. Воспитывать в детях любовь к родному городу. Закрепить и о...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сталинградской битве-77 лет"

Конспект занятия "Сталинградская битва". Патриотическое воспитание. Старший дошкольный возраст. Материал к 75 летию Великой Отечественной Войны в детском саду. Стихи о Сталинградской битве....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в Подготовительной группе "Край,в котором я живу"

Данный материал содержит информацию о краткой истории нашего посёлка,закрепляет знания детей символики своей страны,формирует гражданскиую принадлежность и патриотические чувства....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя страна - Россия!"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний детей об их Родине - России; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепления знаний о русских промыслах; в...

ООД нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Наш родной Алтайский край»

Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.Задачи:- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край,...