Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»
рабочая программа (подготовительная группа)
Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых ребенком знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии дошкольников. Наряду с интеллектуальным развитием детей краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов при ознакомлении детей с Краеведением.Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.
Программа построена по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал знаний о родном крае.У программ есть 3 главных стратегических направления:
- Реализация серии междисциплинарных проектов;
- Сюжетно – ролевые формы изучения материала.
- Построение на основе математической логики;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_steam_2.docx | 119.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Бердска
детский сад № 17 «Земляничка»
Рабочая программа краеведческого образования
детей старшего дошкольного возраста
«Мой край родной»
в рамках работы « STEAM- лаборатории»
Воспитатель высшей категории:
Павлова Ольга Юрьевна.
Бердск
2021 -2022 уч.год.
Содержание
Актуальность программы | |
1. Целевой раздел программы | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2.Цели и задачи реализации Программы | 5 |
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы | 7 |
1.4. Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
2. Содержательный раздел программы | 9 |
2.1. Содержание образовательной деятельности | |
2.2. Формы и методы организации работы с детьми по по реализации задач Программы | 10 |
2.3Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 11 |
3. Организационный раздел программы | 12 |
3.1 Перспективное планирование по программе «Основы программирования в ознакомлении с родным краем» | 12 |
3.2. Перспективное планирование по программе «Основы математики и теории вероятности в Краеведении» | 15 |
3.3. Перспективное планирование по программе «Основы картографии и астрономии в познании мира» | 18 |
3.4.Заключение – вывод. | 23 |
4.Список литературы: | 24 |
Приложение |
- Целевой раздел Программы
- Пояснительная записка
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17«Земляничка» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
Дополнительная Программа обеспечивает знакомство дошкольников с культурой людей, проживающих в Сибири, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине» через STEAM – лабораторию.
Введение
В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины». Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых ребенком знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии дошкольников. Наряду с интеллектуальным развитием детей краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов при ознакомлении детей с Краеведением. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.
STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.
Программа построена по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал знаний о родном крае. У программ есть 3 главных стратегических направления:
- Реализация серии междисциплинарных проектов;
- Сюжетно – ролевые формы изучения материала.
- Построение на основе математической логики;
Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Все это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений по Краеведению.
Таким образом, реализовывая STEAM – образования в нашем детском саду в Краеведении, мы решили начать знакомство со STEAM – лабораторией, так как цель такой лаборатории– это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.
Занятия с дошкольниками – это большой труд и огромное удовольствие. Для ребят занятия – это настоящая игра. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес при ознакомлении детей с родным краем.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель:
Развитие у детей интереса к природе, истории и культуре родного края, с использованием STEAM – технологий в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников в ознакомлении с Родным краем, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
- Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести.
Развивающие задачи:
- Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем;
- создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
Воспитательные задачи:
- Воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.
- Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
Научно-методические задачи:
- Создать преемственные связи ДОУ, семьи;
- использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
- отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности;
Новизна Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского исследования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группе детского сада и проведения игр - экспериментирования с детьми, отражающейся в образовательной модели STEAM в Краеведении.
- Принципы и подходы к формированию Программы
В основу Программы положены принципы развивающего обучения и научное положение Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие и непрерывность, которая на этапах дошкольного детства обеспечивается взаимодействием двух социальных институтов: семьи и образовательной организации.
1)поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду);
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;
3) уважение личности ребёнка;
4) реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты:
- Создание модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно – технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников в Краеведении;
- дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества в ознакомлении с родным краем;
- сформирование профессиональных компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.
План реализации программы.
- Собирательно – информационный.
- Знакомство с программой STEAM – лабораторией.
- Выявить интерес детей и их родителей для определения целей проекта по краеведению.
Организационно – практический.
Занятия по программе «Основы чтения» построены по одному стандарту.
Каждый день воспитатель 2 раза по 1 – 3 минуты играет с детьми с карточками со словами. Всего это занимает 5 минут в день.
Ежедневный график занятий по чтению
«Презенташки»
Знакомимся с новыми словами
До завтрака
1 мин.
- Воспитатель приглашает детей на мини-игру «Презенташки» - презентацию важных слов для вечерней игры «Поиграшки».
- Воспитатель показывает слово с картинкой, называет его. Дети повторяют слово за воспитателем.
- Повторять п. 2 для всех слов, запланированных на данную неделю..
.
«Поиграшки»
Распознаем новые и старые слова
Перед/после полдника
3 мин.
- Воспитатель приглашает детей на игру «Поиграшки».
- Воспитатель выбирает несколько ранее изученных слов, раскладывает отобранные слова перед детьми без картинок вместе с изучаемыми на текущей неделе. Всего 7 слов.
- Воспитатель просит детей поочередно находить слова.
- Дети находят и показывают нужные слова. Воспитатель отмечает наиболее активных детей.
Всего в пособии содержится 20 карточек со словами.
Предлагаем следующий алгоритм ее реализации. В группе подготовлены 2 коробки для карточек:
«Текущие карточки» - в ней хранятся слова, которые готовятся к изучению;
«Отработанные карточки» - в ней хранятся слова, которые первично изучили и те, которые используем для вечерней игры «Поиграшки». Каждое утро педагог берет очередные карточки из коробки «Текущие карточки» и работаем с ними 2 раза в день по графику. На вечернее занятие – игру «Поиграшки» добавляем к текущим карточкам любые карточки из коробки «Отработанные карточки» - всего 7 карточек. После занятия все карточки, с которыми работали в этот день, складываются в коробку «Отработанные карточки».
- Содержательный раздел программы.
- Вся работа над проектом разделилась по программам
№ | Название программы | Сроки |
1 | Основы программирования в ознакомлении с родным краем. | Сентябрь – ноябрь Занятия 1 раз в неделю по 25 мин. |
2 | Основы математики и теории вероятности в Краеведении. | декабрь – февраль Занятия 1 раз в неделю по 25 мин. |
3 | Основы картографии и астрономии в познании мира. | март – май Занятия 1 раз в неделю по 25 мин. |
В рамках первой программы «Основы программирования в ознакомлении с родным краем» познакомились с ключевыми понятиями программирования; кто такой робот, какими они бывают; с принципами работы робота.
Изучить пошаговое программирование через сюжетно – ролевые игры с роботом, проектную деятельность по краеведению Дети самостоятельно принимают выбор решения задачи и совместную реализацию от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата.
2.2 Завершающий – презентационный.
- Проектное занятие – Тема: «Дом для Микибота».
- Подведение итогов.
- Беседа с детьми «Что мы нового узнали о родном крае?».
- Родительское собрание.
- Праздник – соревнования между командами детей по прохождению роботами лабиринтов для рефлексии когнитивных и практических навыков.
Предполагаемый результат:
1. Диагностика.
2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3.Освоение и применение доступных знаний детьми о родном крае.
4.Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
5. Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к чему – то новому.
В ходе реализации программы, благодаря применению данной технологии мы повышаем результативность овладения детьми основ программирования в ознакомлении детей с Краеведением. Развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Данная система работы позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития эффективным способом, путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
- 3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.
Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:
- проектная деятельность;
- тематические родительские собрания;
- дни открытых дверей,
- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных конкурсах на уровне ДОУ, на городском, Всероссийском и международном уровнях..
Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей.
На уровне ДОУ:
-"Дары осени",
-«Очумелые ручки",
-"Мой любимый детский сад",
-"Здравствуй, зимушка-зима",
Ежегодно проводятся обрядовые праздники с привлечение родителей. В дошкольном учреждении стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки. Масленица. Стали традиционными такие праздники как: День пожилого человека», «День России».
. Родители принимают самое активное участие в подготовке, организации и проведении праздников и развлечений. По итогам, совместно с педагогами готовят фото, размещают информацию на сайте группы.
В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Работает сайт группы, ДОУ.
3. Организационный раздел программы
3.1. Перспективное планирование по программе «Основы программирования в ознакомлении с родным краем»
Месяц/неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь/1 неделя | «Роботы – кто это?» «Микибот, знакомься, это я а это мой город Бердск!» Раздел программы «Мой край родной» | -Познакомить с терминами: робот, программист, команда, программа. Определить роль роботов в жизни человека. -Способствовать формированию понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом. Закрепить понятия: «последовательность действий», «алгоритм», «верно», «неверно». -Укрепить навыки создания простейшего алгоритма: программирования последовательности действий для робота. -Развивать умения детей работать в группе сверстников. -Знакомство Микибота с легендой «Как город получил своё имя? -Продолжать знакомство с расположением города Бердска |
Сентябрь/2неделя | «Знакомим Микибота с грибным и ягодным царством Сибири» Раздел программы «Природа» | -Закрепить термины: робот, программист, команда, программа. -Познакомить с принципом работы робота. -Сформировать взаимосвязь между командой и ее визуализацией. -Способствовать формированию образа робота как помощника человека, формированию уверенности в собственных силах. -Расширять, уточнять и систематизировать знания воспитанников о ягодах, грибах как особых растениях, их строении, разнообразии, значении и взаимосвязи внутри природного комплекса. -- Закрепить правила поведения в лесу, познакомить с правилами грибника. -Обогатить словарный запас воспитанников -Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы. |
Сентябрь /3 неделя | «Что ты можешь, Микибот?» «Русское поле» Раздел программы «Природа» | -Познакомить с понятиями: последовательность действий, алгоритм. Способствовать формированию образа робота как помощника человека, формированию уверенности в собственных силах. - формирование навыка анализа последовательности действий, навыка создания программы для робота. В приготовлении теста. -Формировать и поддерживать положительную самооценку детей, -уверенность в собственных возможностях и способностях. -Закрепить знания воспитанников о зерновых. - Повысить экологическое сознание воспитанников, формировать бережное отношение к хлебу. |
Сентябрь /4 неделя | «Микибот гуляет по городу» Раздел программы «Культура и Достопримечательности» | -Способствовать формированию навыка целеполагания, программирования, критического анализа. -Развивать коммуникативные способности детей. -Развитие промышленности в городе -Создание первых заводов и мукомольных предприятий. -Строительство в городе железно дорожного вокзала. |
Октябрь /1 неделя | «Знакомим Микибота с природой Бердска через картины местного художника Владимира Шарнина» Раздел программы «Население Сибири» | -Познакомить с числом 3. -Закрепить формирование навыка целеполагания, программирования, критического анализа. -Формировать навыки систематизации. -Пополнение знаний детей о профессии художник -Познакомить детей с творчеством местного художника, фронтовика, В. Шарнина и его произведениями |
Октябрь /2 неделя | «Микибот на рыбалке» Раздел программы «Природа» | -Познакомить с понятиями: цикл, цикличность, тест, тестирование. -Получить навыки составления циклов действий. -Воспитывать навык концентрации внимания. - Познакомить воспитанников с наиболее известными видами рыб местных водоемов. -Формировать знания воспитанников о пресноводных рыбах родного края, их строении и питании. –Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и обитателям водоемов родного края. |
Октябрь/3 неделя | «Вечеринка с Микиботом» «Микибот на конкурсе талантов» Раздел программы «Население Сибири» | -Закрепить понятия: цикл, цикличность, тест, тестирование. -Создать программы для новых целей и задач. -Повышать мотивацию к обучению путем создания эмоционально – комфортной среды для занятия программированием. -Укреплять навыки работы в команде, опыт соревнования. |
Октябрь//4неделя | «Микибот готовит праздник День народного единства» Раздел программы «Культура и Достопримечательности» | -Закрепить понятия: цикл в цикле, условие, выбор. -Изучить возможность выбора: конструкция «если …, то…». -Формировать навыки коммуникации. -развитие творческого подхода к исследованию. |
Ноябрь/1 неделя | Познавательно-исследовательский проект «Знакомьтесь: Птицы нашего края» Раздел программы «Природа» | -Познакомить с понятиями: случайный выбор, анализ. -Способствовать развитию критического мышления, умения оценивать результат своей работы. -Формировать навыки коммуникации. -Закрепить знания воспитанников о птицах родного края, их образе жизни, внешних признаках и особенностях строения. - Повысить экологическое сознание воспитанников, формировать бережное отношение к птицам. |
Ноябрь//2 неделя | «Микибот хочет есть» «Роботы для каждого» Раздел программы «Население Сибири» | -Познакомить с понятиями: лабиринт, выход, задача, решение. -Формировать умение определять задачу, находить ее решение, менять условие задачи, менять решение задачи, программировать движение по лабиринту. -Способствовать формированию логического мышления, целеустремленности в решении задач, уверенности в своих силах. -Способствовать проецированию занятий в реальную жизнь. Профориентация. |
Ноябрь/3 неделя | «Микибот – на старт!» Раздел программы Личностный компонент» | -Закрепить понятия: альтернативное решение, оптимизировать, оптимизировать путь. -Закрепить навык определения задачи, поиска решения, оптимизации. Программировать движение по лабиринту. -Способствовать формированию логического мышления, навыка позитивно – конструктивного отношения к возможным ошибкам. -Знакомство со спортивными комплексами, где тренируются дети в разных видах спорта г. Бердска, с видами спорта, спортсменами. |
Ноябрь /4 неделя | «Мой робот! Это - Бердск в прошлом и настоящем». Раздел программы «Мой город Бердск» | -Развить творческую активность. -Способствовать развитию креативности. -Повышать мотивацию к обучению и уверенность в себе. |
3.2Перспективное планирование по программе «Основы математики и теории вероятности в Краеведении»
Месяц/неделя | Тема | Программное содержание |
Декабрь/1 неделя | «Занятие для волшебников! Город будущего Бердск» Раздел программы «Мой город Бердск» | -Знакомить с понятиями: хроматические и ахроматические цвета, первичные цвета, вторичные цвета -Формировать навыки организации выборки по цветовому признаку. -Развивать творческое мышление и художественные навыки. |
Декабрь/2неделя | «Микибот потрясен! Лесные жители наших лесов» Раздел программы «Природа» | -Закрепить понятия: цвет, форма. -Закрепить навыки выбора по цвету и форме. -Развивать креативное и критическое мышление, терпение -Познакомить воспитанников с животными, обитающими в наших лесах, их особенностями. - Формировать навыки связной речи, речевой слух. -Закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные». -Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление. -Воспитывать любовь к природе, к животным. . |
Декабрь/ 3 неделя | «Микибот сдает экзамен по улицам города Бердска». Раздел программы «Мой город Бердск» | -Закрепить понятия: цвет, форма, числа 0 – 10. -Закрепить навыки программирования и выбора по цвету и форме. -Развивать навыки взаимопомощи, совместной работы. -Город (название, адрес), здания и сооружения расположенные вокруг сада, правила поведения в городе |
Декабрь 4 неделя | «Новый год в лесу» Хвойные деревья. Раздел программы «Природа» | Создать программы для новых целей и задач. -Повышать мотивацию к обучению путем создания эмоционально – комфортной среды для занятия программированием. - Закреплять и расширять знания воспитанников о хвойных деревьях, как об одном из самых распространенных деревьев, произрастающих на нашей территории: ее строении и пользе для человека. |
Январь/3 неделя | «Веселые старты» Спортсмены Сибири. Знаменитые люди. Раздел программы «Население Сибири» | -Познакомить с понятиями: дополнение к программе, эстафета, случайные числа. -Способствовать формированию навыков командной работы, умения дополнять программу. -Укреплять навык конструктивного реагирования на усложнение условий задачи в ходе работы. |
Январь/4 неделя | «Выбор Микибота». «Все профессии важны – все профессии нужны!» Раздел программы «Население Сибири» | -Познакомить с понятиями: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию. -Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор. -Развивать коммуникативные навыки. -Знакомство с профессиями города Бердска и их атрибутами |
Февраль/1 неделя | «Двойной бросок» Телепрограмма «Правила дорожного движения в городе». Раздел программы «Мой город Бердск» | -Закрепить понятия: меньше, больше, равно, последовательность по возрастанию, убыванию. - Способствовать развитию критического и логического мышления, умения сравнивать и делать выбор. -Укреплять уверенность в своих силах и повышать мотивацию к обучению. -Правила поведения на улице, в общественных местах. Поведение на проезжей части. -Ориентировка в пределах ближайшей к детскому саду местности. |
Февраль/2 неделя | «Новые знакомства Микибота» Раздел программы «Культура и достопримечательности» | -Познакомить с понятиями: выбор, голосование, расстояние, измерение, шаг, линейка. -Формировать навыки голосования, подсчета голосов, определения расстояния. -Формировать основы демократических подходов. --Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения. |
Февраль/3 неделя | «Скок – перескок Дома по улице» Раздел программы «Мой город Бердск» | -Закрепить счет 0 – 10, познакомить с понятиями: четные, нечетные числа. -Формировать навык программирования заданного шага. -Развивать навыки коммуникации. |
Февраль/4 неделя | «Навстречу друг другу» Понятие о дружбе. Раздел программы «Личностный компонент» | -Познакомить с понятиями: движение, навстречу друг другу, движение в одну сторону. -Формировать навык определения направления движения. -Укреплять навык командной деятельности. |
Март/4 неделя | «Дом для Микибота!» Раздел программы «Культура и Достопримечательности» | -Закрепить понятие: вероятность, случайное событие, более вероятное событие, менее вероятное событие. -Развивать научное мышление – способность формулировать выводы, основанные на эмпирических наблюдениях. -Повышать мотивацию к обучению. |
3.3. Перспективное планирование по программе «Основы картографии и астрономии в познании мира»
Месяц/неделя | Тема | Программное содержание |
Март/1 неделя | «Зачем тебе карта?» Раздел программы «Мой город Бердск» | -Познакомить с понятиями: карта, картография. -Формировать навык определения местоположения предметов относительно ребенка. -Повышать уверенность в собственных силах. |
Март/2 неделя | «Что сказала карта Новосибирской области?» Раздел программы «Мой город Бердск» | -Закрепить понятия: карта, картография. Познакомиться с понятиями: читать карту, условные обозначения. -Формировать первичные навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации. -Повышение мотивации к обучению, командная деятельность. |
Март/3 неделя | «Наш дом – город Бердск» Раздел программы «Мой город Бердск» | -Познакомить с понятиями: картограф, масштаб. -Формировать навыки чтения карты, пространственного мышления и ориентации. -Развивать абстрактное мышление Герб, Флаг города. |
Март/4 неделя | «Мама, я – картограф!» Раздел программы «Личностный компонент» | -Закрепить понятия: картограф, масштаб. -Формировать умения ориентироваться на плоскости, понимание пространственных отношений между различными предметами на листе бумаги, умение выполнять различные практические задания при ориентировке на плоскости, самостоятельно характеризовать размещение объектов на листе бумаге. -Развивать пространственное, аналитическое, критическое мышление. |
Апрель/1 неделя | «Письмо для инопланетян» Россия наша Родина Раздел программы «Мой город Бердск» | -Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы, фрактальные рисунки. -Формировать навык масштабного мышления. -Развивать творческое и математическое мышление. |
Апрель/2 неделя | Почему космос – это круто?» «Семья звезды по имени Солнце!» Планеты Раздел программы «Природа» | -Познакомить с понятиями: космос, вселенная, звездные карты, навигация, ракеты, космические станции. -Расширить горизонты мышления и творческого потенциала детей. -Повышать мотивацию к изучению космоса и осознания его важности для жизни детей. Познакомить с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечная система. -Создать собственную карту Солнечной системы. -Содействовать масштабированию мышления, повышения мотивации к изучению космоса. |
Апрель/3 неделя | «Тайна острова сокровищ» Раздел программы «Природа» | -Познакомить с понятиями: географические объекты. -Закреплять навык масштабного и творческого мышления. -Развивать уверенность в собственных силах и повышать мотивацию к обучению. |
Апрель/4неделя | «Моя чудесная планета» Раздел программы «Культура и достопримечательности» | -Познакомить с понятиями: проложить маршрут, карта мира, материки, глобус. -Закрепить понятия: географические объекты, карта, а также навыки чтения изображений, чтения карт. -Развивать уважительное отношение к своей культуре и культурам других стран. |
Май/1 неделя | «Книга памяти» Раздел программы «Население Сибири» | Повышать мотивацию к изучению истории -Формировать навыки сравнения и анализа. -Экскурсия к памятнику Победы. Встречи с родителями детей в детском саду; беседы о войне, о родственниках, принимавших участие в боевых действиях, о фотографиях хранящихся в семейном альбоме. |
Май/2 неделя | «Высаживаемся на Марсе!» «Сказки земли Сибирской» Раздел программы «Культура достопримечательности » | -Познакомить с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, роли устранения неполадок, исследований и разработок, изобретений, инноваций и экспериментов по решению проблем. -Развивать способности к проектированию, использованию и поддержке технологических систем. -Способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, перспективного целеполагания по колонизации космоса. |
Май/3 неделя | «Космическое турагентство!» «Родной дом дороже золота» Диагностика Раздел программы «Мой город Бердск» | -Закрепить понимание устройства Солнечной системы, перспектив ее основания. -Формировать навыки прокладывания маршрута на карте. -Развивать комплексное, креативное и творческое мышление. |
Май/4 неделя | «Открой свою планету!» Диагностика Раздел программы «Мой город Бердск» | -Познакомить с понятием экзопланета. -Закрепить навыки творческого и системного подхода к решению задач. -Укреплять навыки совместной командной деятельности. |
3.4.Заключение – вывод.
Таким образом, у дошкольников формируется ряд ключевых компетенций:
• умение применять свои знания в решении практических задач;
• умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.
• познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.
В результате краеведческой работы с использованием STEAM - технологий дети стали больше интересоваться историей и культурой нашего города, области. Выросла активность ребят. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой мы делимся, на собственном сайте.
Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых детьми знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии старших дошкольников. Наряду с интеллектуальным развитием детей, краеведение с использованием STEAM - технологий помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Нам кажется, краеведение обязательно должно присутствовать в дошкольной программе. Эта программа учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ребенок может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Занятия по STEAM – технологий в краеведении необходимы в доу, так как одновременно это и занятия, помогающие ребенку выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждого дошкольного учреждения. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.
4.Список литературы:
- Основная образовательная программа МБДОУ № 17 «Земляничка».
- Беляк Е. «Детская универсальная программа STEAM – лаборатория»
- Рабочая программа по направлению «Социально - коммуникативное развитие» « Край мой родной» МБДОУ № 17 «Земляничка».
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001
- Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015.
Приложение.
Диагностика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...
Сценарий для старшего дошкольного возраста «Мой край родной – Кузбасс!»
Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордостиза родной край на примере народных промыслов. Задачи:Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развива...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " В краю родном"
Усвоение детьми духовно-нравственных моделей поведения...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной, мой край любимый"
Презентация для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным Краснодарским краем: географическим положением, символами, столиценй, природой, экономикой, знаменитыми людьми....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной - Мордовия моя"
Занятие предназначено для закрепления материала о своём родном крае. Проводится в виде игры, что очень нравится детям....
Сценарий образовательной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы «Мой край родной» в рамках работы «STEAM- лаборатории». Тема: «Путешествие за город».
Сценарий реализации культурной практики Название культурной практикиМаршрутная игра в рамках STEAM – лабораторииВозраст детей5 летТема (с указанием культурного(-ых) объекта(-ов))Маршрутная ...