Прект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Прибайкалье - край родной"
проект (старшая группа)

Елена Высокос

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ. Я считаю, что одна из важнейших задач педагога — это воспитание любви к малой Родине, родной земле, на которой он родился и живет. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pribaykale_kray_rodnoy.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Прибайкалье край родной»

Актуальность:

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ. Я считаю, что одна из важнейших задач педагога — это воспитание любви к малой Родине, родной земле, на которой он родился и живет. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории своей малой Родины.

Воспитанники моей группы, часто посещают с родителями озеро Байкал, дети делятся своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми, но представления детей о жизни коренных народов Прибайкалья поверхностны, зачастую ошибочны. Дети затрудняются в вопросах о культуре, быте, традициях коренных народов Прибайкалья. У дошкольников не сформированы представления о национальной культуре; праздниках, традициях, народно-прикладном искусстве, устном народном творчестве, музыкальном фольклоре, народных играх народов Прибайкалья. Направленность проекта «Народы Прибайкалья», это приобщение дошкольников к познанию истории своего народа, знакомство с особенностями быта, национальной культуры и традиций, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Прибайкалья – бурят. Научив сейчас быть толерантным к детям разных национальностей, ребёнок сможет стать настоящим патриотом своей малой родины… Это будет способствовать пробуждению в ребёнке национального самосознания, желании заботится и приумножать богатство родного края.

В нашем регионе живут люди разных национальностей, поэтому воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям – важная задача работы педагога.

Цель: Формирование у дошкольников духовных ценностей: интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.

Задачи:

воспитывать гордость за культуру Прибайкальского края, желание ее сохранять;

- воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своего края;

- развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;

- развивать память, мышление;

- расширять знания о Прибайкальском фольклоре, народных играх;

- продолжать знакомить и приобщать дошкольников к традициям народной культуры, традициям народных праздников;

- дать доступные сведения о жизни народов Прибайкалья;

Актуальность проекта:

В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.

Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.

Проект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.

Экологический проект «Удивительный мир озера Байкал» один из этапов по ознакомлению детей ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.

Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.

Проблема: воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Дети должны знать о Байкале как можно больше, так как живут вблизи с природным сокровищем, но редко можно услышать из уст детей точную и необходимую для его развития информацию о Байкале.

Задачи проекта

Для детей:

формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);

расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;

углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;

познакомить с эпосом народов Прибайкалья;

воспитывать любовь к родному краю.

Для педагога

создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;

реализовать цель и задачи проекта с детьми;

создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;

активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

Для родителей:

расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми;

привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции, мини-музея о Байкале;

заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера.

Предполагаемые результаты: Пополнить библиотеку группы книгами, открытками о подводных обитателях Байкала. Пополнение игровых центров по тематике «Подводный мир Байкала». Создать в группе мини-музей «Мир Байкала». Выставка «Нерпы из природного материала».

Конкурс рисунков «Рыбы Байкала».

Методы и приемы:

Наглядные: иллюстративный материал по теме «Озеро Байкал», «Карта Озера Байкал», «Животный мир Байкала», «Рыбы Байкала», «Растительный мир Байкала», «Люди, живущие на берегах Байкала». Просмотр документального фильма «Жизнь нерпы», «Подводный мир Байкала». «Байкал в разное время года», «Буряты». Изучение карты место нахождения Байкала.

Словесные: легенды о Байкале; стихотворения, песни, шум прибоя; поисковые вопросы; рассказы из личного опыта; чтение познавательной литературы; разгадывание загадок. Ситуативный разговор.

Игровая деятельность: дидактические игры «Времена года на Байкале», «Разрезные картинки», «Кто лишний?», «Назови одним словом», «Заселим озеро рыбами» «С какого дерева листок?», «Где чья мама?», «Воды – реки Байкала», «Поймай слово», «Продолжи мысль», «Собери рыбака на рыбалку», «Будь внимательным» (какой рыбки, животного, цветка, дерева… не стало),«Съедобные – несъедобные грибы, ягоды», «Найди отличие» (народы Африки, Китая и бурятов), «Отгадай, какая птица по её перу», «Ты катись, веселый мячик». Сюжетно-ролевые игры «Как помочь Байкалу? Больница для птиц». Подвижные игры «Рыбаки», «С кочки на кочку», «Совушка», «Караси и щука», «Палочка-выручалочка», «Филин и пташки», «Стадо», «Посигутки», Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа) Бабки-лодыжки (Шагай наадан), стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан) «Ручейки-озеро».

Практическая деятельность: решение проблемной ситуации, экспериментирование с водой, «В гости к Байкалу», «Как живут люди на Байкале?», «В гостях у нерпы», «Забавное животное нерпа», «Багульник», «Животный мир Байкала», «Подводный мир Байкала», «Народы Прибайкалья», «Кто делает наше озеро Байкал чистым?», «Кто она голомянка?», «Путешествие на Байкал по карте мира». Просмотр видеофильмов «Природа Байкала». Иркутский нерпинарий, «Губки – чистильщики озера Байкала», «Байкал в разное время года», «Животные Прибайкалья», «Ягоды и грибы», «Омуль», «Голомянка», «Промысел на Байкале», «Отдых на Байкале». День загадок «Угадай, кто это?» (рыбы, животные Байкала)

Реализация проекта рассчитана на 2 недели и включает в себя четыре этапа:

Содержание проекта

  1. Организационно- Подготовительный этап.

подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

изучение опыта педагогов по теме проекта; пополнение предметно-развивающей среды; подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

Непосредственно образовательная деятельность:

«Национальные костюмы жителей Прибайкалья».

«Ремесла и промыслы в Прибайкалье».

«Семейные традиции».

«Праздники в семьях народов Прибайкалья».

«Народный фольклор, игры в Прибайкалье».

оставление справочника «Что хотят дети узнать об озере Байкале и его жителях?»

- Беседы: «Рачки и губки Байкала», «Как я отдыхал на Байкале?», «Нерпы и нерпочки», «Растительный мир Прибайкалья», «Какая вода в озере Байкал?», «Какие водятся рыбы, животные?», «Бережное отношение к природе», «Кто живёт на берегах Байкала?», «Климат на озере Байкале», «Байкальские промыслы».

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Озеро Байкал», «Карта Озера Байкал», «Животный мир Байкала», «Рыбы Байкала», «Растительный мир Байкала», «Люди, живущие на берегах Байкала».

- Просмотр документального фильма «Жизнь нерпы», «Подводный мир Байкала», «Байкал в разное время года», «Буряты».

Изучение карты место нахождения Байкала.

Формы работы с родителями

1. Информационные

- Консультация для родителей «В союзе с природой».

- Консультация для родителей «Мир природы удивителен и прекрасен».

#1055;рактические:

Конкурс поделок и макетов «Нерпа из бросового материала». Помочь детям в создании и составлении «Красной книги» про водных обитателей и растения. Принять участие в пополнении литературного центра художественной литературой, открытками, фотографиями;

2 этап: Основной:

Художественное творчество:

- Рисование «Наш чистый Байкал». Составление макета «Наш большой Байкал», - Лепка из солёного теста «Маленькие нерпы», «Омуль», «Утка», «Губки».

- Аппликация «Рыбки в воде», «Рассвет на Байкале», «Багульник».

- Конструирование «Корабли»,«Бассейн для рыб», «Дома жителей берегов Байкала».

Бабки-лодыжки (Шагай наадан), Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан) «Ручейки-озеро».

- Дидактические игры «Времена года на Байкале», «Разрезные картинки», «Кто лишний?», «Назови одним словом», «Заселим озеро рыбами», «С какого дерева листок?», «Где чья мама?», «Воды – реки Байкала»,«Поймай слово», «Продолжи мысль», «Собери рыбака на рыбалку» «Будь внимательным» (какой рыбки, животного, цветка, дерева… не стало),«Съедобные – несъедобные грибы, ягоды», «Найди отличие» (народы Африки, Китая и бурятов).«Отгадай, какая птица по её перу», «Ты катись, веселый мячик».

- Решение проблемных ситуаций: «Как очистить от мусора озеро?», «Нерпа заболела», «Браконьеры похитили нерпу», «Рыбка потеряла своих друзей».

Экспериментирование с водой.

Чтение художественной литературы:

- «Легенда о дочери Байкала»,

- «Рыбы Байкала» Козлова Н.И.,

- «Для чего нерпе когти» С. Бунтаковская. Легенды его возникновения.

- «Млекопитающее нерпа – чудо Байкала» Галкина В.И.

Загадки про животных и рыб Байкала. Удивительное путешествие сибирячка по Байкалу.В. Стародумов «Ангарские бусы», «Хвойная невеста», «Омулёвая бочка». М. Митюков «Беречь Байкал – святое дело!»; Т. Долбунова «Вдоль Байкала». А. Кузнецова «Детёныш нерпы».

Музыка:

- Слушание шумов озера Байкал.

- Прослушивание песен о Байкале.

«Славное море – священный Байкал». Музыкальный праздник «Батюшка Байкал», «Байкальские жители». «Побег Ангары».

Подвижные игры:

«Рыбаки», «С кочки на кочку», «Совушка», «Караси и щука» «Палочка-выручалочка», «Филин и пташки», «Стадо», «Посигутки», Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа).

Бабки-лодыжки (Шагай наадан), Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан) «Ручейки-озеро».

- Дидактические игры «Времена года на Байкале», «Разрезные картинки», «Кто лишний?», «Назови одним словом», «Заселим озеро рыбами», «С какого дерева листок?», «Где чья мама?», «Воды – реки Байкала»,«Поймай слово», «Продолжи мысль», «Собери рыбака на рыбалку» «Будь внимательным» (какой рыбки, животного, цветка, дерева… не стало),«Съедобные – несъедобные грибы, ягоды», «Найди отличие» (народы Африки, Китая и бурятов).«Отгадай, какая птица по её перу», «Ты катись, веселый мячик».

- Решение проблемных ситуаций: «Как очистить от мусора озеро?», «Нерпа заболела», «Браконьеры похитили нерпу», «Рыбка потеряла своих друзей».

Экспериментирование с водой.

Педагогические мероприятия:

«В гости к Байкалу», «Как живут люди на Байкале?», «В гостях у нерпы»,

«Забавное животное нерпа», «Багульник», «Животный мир Байкала», «Подводный мир Байкала», «Народы Прибайкалья», «Кто делает наше озеро Байкал чистым?», «Кто она голомянка?», «Путешествие на Байкал по карте мира».

- Просмотр видеофильмов. «Природа Байкала». Иркутский нерпинарий,

«Губки – чистильщики озера Байкала», «Байкал в разное время года», «Животные Прибайкалья», «Ягоды и грибы», «Омуль», «Голомянка», «Промысел на Байкале»,

«Отдых на Байкале». День загадок «Угадай, кто это?» (рыбы, животные Байкала)

3 этап – Итоговый

- Пополнить библиотеку группы книгами, открытками о подводных обитателях Байкала.

- Пополнение игровых центров по тематике «Подводный мир Байкала».

- Создать в группе мини-музей «Мир Байкала».

- Выставка «Нерпы из природного материала». Конкурс рисунков «Рыбы Байкала».

- Театральное представление «Как Ангара покинула своего отца?».

- Фотовыставка «Здравствуй Байкал».

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Презентация опыта работы педагогов по проекту.

Создание уголка краеведения в группе.

Прогнозируемые результаты у воспитанников

  • Расширение представлений детей о народах, населяющих Россию;
  • Формирование эстетического отношения воспитанников к окружающему миру через ознакомление с культурой бурятского народа.
  • Заинтересованность детей в познании культурного наследия народов России.
  • Развитие восприятия, воображения, речи, художественно-творческих способностей воспитанников.
  • Физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
  • Толерантное отношение к представителям народов, населяющих Россию.

4этап– выход на другой проект.

  • - Подборка иллюстраций, фотографий.
  • Национальные костюмы и праздники народов Прибайкалья.

Заключение

При реализации данного проекта дети получили знани об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»

Литература для чтения

«Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г.;

«Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;

«Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;

«Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»;

«Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.;

«Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья – насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар – это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы – земной красы начало.

13. Первоцветы – вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Вопросы-задания:

1. Как передвигается нерпа по суше и в воде?

2. Как дышит нерпа?

3. Как дышит нерпа зимой? Ведь зимой Байкал покрыт льдом?

4. Чем питается нерпа?

5. Когда (в какое время года, месяц) рождаются у нерпы детеныши?

6. Сколько рождается у нерпы детенышей? Чем она их кормит?

7. Как называют детенышей нерпы и почему?

8. Как называется убежище нерпы?

9. Можно ли назвать нерпу «эндемиком» и почему?

Опыт «Очищение воды» (работа в парах): У вас на столах стоит стакан с грязной водой, чистые пустые стаканы; разные виды фильтров: сеточка с большими отверстиями, с мелкими отверстиями, вата; воронка.

Вам нужно грязную воду очистить, используя имеющиеся у вас фильтры. Прежде чем приступать к проведению опытов, подумайте, с какого фильтра лучше начать и каким закончить. И ещё: сегодня мы работаем парами, мы не будем ссориться, а будем помогать друг другу (дети самостоятельно очищают воду).

Диагностика знаний детей 5-7-и лет.

1. Рассказывает историю происхождения Байкала.

2. Расскажи о реках озера Байкала.

3. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники растут на Байкале (5 и более видов).

4. Расскажи о птицах, которые живут на Байкале (5 и более видов).

5. Какие животные живут на Байкале? (5 и более видов).

6. Явления природы в разное время года на Байкале.

7. Называет национальность людей, живущих на Байкале, их традиции, отличительные черты.

8. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила).

9. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (лесные растения помещены в воду и т.д.)и попросить рассказать, что напутал художник?

10. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы, Животные травоядные и хищные, земноводные).

11. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

- 1-2 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается;

- 3-4 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов;

- 5 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Подсчёт результатов: 17-24 – низкий уровень; 25-39 – средний уровен;ь 40-51 – высокий уровень.

Литература

1. Асламова С.Н. Сергиенко С.Ш. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. – Иркутск, 2002.

2. Бойченко В.С., Михалкин К.Ф. Байкальский заповедник. – М.: «Русская книга», 1993.

3. Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», с.

4. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», с.

5. Жагарина М.А. Конспекты занятий их цикла «Удивительное путешествие по Байкалу» // Воспитание и обучениедетей с нарушениями развития. – ; № 5 . – С. 45-50.

6. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – Санкт-Петербург, 2000.

7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Академия.

8. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера,2016.

9. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического воспитания и духовного воспитания дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 320 с.

10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. – Ярославль,2001

Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Тема. «Волшебный орнамент»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента; учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;

Развивающие: Развивать творческие способности детей;

Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.

Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.
Предварительная работа:

1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;

2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Таёжная, озёрная, степная»;

3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;

4) Дидактическая игра «Найди пару».

Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физкультминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.

Обогащение словаря: «угалза», линия круга.

Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.

Сценарий НОД

Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.

Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?

Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?

Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.

Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.
Что мне с ней делать? Придумала! Давайте поиграем в игру.

Проводится бурятская игра «Рукавичка».

В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.

По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.

I основная часть

Дети входят в помещение, присаживаются на стульчики. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.

Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).

Педагог: Что нам с этим делать?

Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.

II основная часть

Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.

Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?

Ответы детей.

Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)

У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)

Узор по-бурятски звучит так - «угалза».

Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента бурятского орнамента. (Показ слайдов)

«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг. (Показ слайдов)

Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).
Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.
Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.

Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.
Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).

Физкультминутка: «Солнышко»

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.
Практическая часть

Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изо материалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы бурятского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.
После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.

Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.
Анализ, подведение итогов

После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям. Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.
Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?
(Ответы детей).

Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что - то ищет.

Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?
Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.

Дедушка, расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.

Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).

Ответы дедушки.

Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.
Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает).

А теперь опустите руки в рукавичку, достаньте то, что лежит там. (Дети достают конфеты).

БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Игра «Волк и ягнята» (Шоно бахурьгад)

Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

– Что ты здесь делаешь?

– Вас жду.

– А зачем нас ждешь?

– Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу.

Игра «Табун» (Хурзе адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...

ООД нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Наш родной Алтайский край»

Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.Задачи:- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край,...