Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " В краю родном"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Усвоение детьми духовно-нравственных моделей поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«В краю родном»
подготовила
Кабанова Галина Михайловна
г.о.Солнечногорск
Цель:
Усвоение детьми духовно-нравственных моделей поведения.
Помочь детям понять содержания рассказа.
Развивать у детей умение пересказывать текст, с опорой на модели и схемы.
Развивать у детей умение передавать образ нетрадиционными техниками изображения.
Задачи:
О.О. Социально-коммуникативное развитие:
Воспитание любви к родному краю, нравственных основ поведения.
Воспитывать ответственность за свои поступки.
Способствовать формированию экологического сознания.
О.О. Речевое развитие:
Развивать связную речь (умение отвечать на вопросы)
Развивать умение составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, умение анализировать, делать умозаключения.
О.О. Познавательное развитие:
Развивать у дошкольников умение логически мыслить, объяснять, Способствовать развитию психических процессов: внимания, воображения, зрительной, слуховой памяти и сенсорного восприятия.
Развивать у ребёнка интерес к художественному слову.
Способствовать развитию наблюдательности, мышления.
О.О. Художественно-эстетическое развитие:
Закрепление использования нетрадиционных техник рисования.
Умение с помощью изобразительных техник передавать образ белоствольной берёзы.
Развивать умение строить композиции на листе бумаги.
Методы:
- словесный – беседа;
- наглядный – картины, мнемотаблица
- практический – продуктивная деятельность;
- частично-поисковый, проблемный;
Оборудование: мультимедийная установка - использование ИКТ, картина “ Березовая роща”; мнемотаблица; аудиозапись «Звуки леса», классический инструментарий (поднос, гуашевые краски, кисти, баночка с водой, листы тонированной бумаги, влажные салфетки) и неклассический инструментарий (мятая бумага)
Предварительная работа:
Рассматривание картин художников пейзажистов
Чтение художественных произведений о родной природе В.Бианки «Подкидыш», Ф. Льва «Для чего деревьям листья? »
Беседы с детьми о природе.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости
- Давайте поздороваемся. - Здравствуйте! Проходите, садитесь.
Россия! Край белоствольных берёз. На Руси всегда любили и почитали красавицу берёзку. Считали символом нежности и чистоты.
Под сенью берёз писал свои музыкальные произведения великий русский композитор П.И. Чайковский.
Нежностью наполнены пейзажи русских художников Ивана Шишкина и Исаака Левитана.
Перед вами репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща». Это одна из лучших работ художника. Посмотрите, как светло и красиво.
Давайте представим, что мы сейчас в этой роще (звучит фонограмма) .
Поэты и писатели так же писали произведения о берёзе.
Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным произведением Георгия Скребицкого, которое называется « Передышка».
- Этот рассказ посвящён красавице берёзке.
Г. Скребицкий к своим произведениям писал стихи. И вот с этого стихотворения и начинается его рассказ.
Она стоит от всех в сторонке,
Здесь на высоком бугорке.
Зелёных веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя из леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть.
Её прозвали «Передышкой».
Передохнул — и дальше в путь.
От деревни до ближайшего леса дорога шла через поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.
Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.
Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в её прохладной тени.
Вот и прозвали эту берёзу «Передышкой».
Ранней весной только пригреет солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.
А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.
Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.
И так уж, бывало, заведено, из года в год — для всех берёза посреди поля отдыхом служит.
Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.
Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое. А у самой дороги картофельные гряды темнеют.
Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку испечём».
Вон у самых корней будет печурка.
Сказано-сделано.
С тех пор ребята приладились у самых корней берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с берёзы, она жарко горит, тепло и хорошо ребятам.
Так за всю осень всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дыру.
Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.
Всё кругом — и поля и леса — засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем.
Но вот и зима прошла. Наступила весна! Всё кругом зацвело, зазеленело.
И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.
— Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, — говорили в деревне.
А потом однажды приехали люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.
Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.
Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.
Поглядел на него лесник и говорит:
— У кого ж это, совести хватило Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…
Стыдно стало ребятам. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.
Тот покачал головой.
— Ну, — говорит, — что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.
Только как же её исправить? – спрашивают ребята
— А вот как, — сказал лесник — приходите ко мне осенью в сторожку. Выкопаем мы молодых берёзок, всю дорогу ими обсадим.
Так и решили. Давно ребята это было.
А теперь от деревни до леса вся дорога молодыми берёзками обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.
В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали это деревья в лесу
Тихо нагнулись, ручки встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны ручки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, мы вам покажем
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Понравился вам рассказ?
-О чём он? (о березке)
-Как прозвали берёзку? («Передышка»)
-А почему? (Все отдыхали у берёзы)
-Что же было дальше? (Ребята шли из лесу и решили отдохнуть, было холодно и они развели костер между корнями березы, испекли картошку )
(Ребята повадились разводить костёр у корней берёзы)
-Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза зимой? (Все веточки обледенели, покрылись инеем, берёзке было очень холодно)
– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, веточки были все сухие)
– А почему березка засохла? ( Ребята сгубили её, жгли костёр у самых корней)
– Что дальше стало с березкой? ( Приехали люди из деревни и свалили берёзку)
-Кого встретили ребята весной? (Ребята встретили лесника)
-Что сказал лесник? («У кого это хватило совести Передышку сгубить?»)
– А когда говорят « хватило совести» (когда люди совершают плохие поступки или обижают кого-нибудь, а человек этого не заслуживает)
–Ребята сознались в своём поступке?
- Стыдно ли стало ребятам за их поступок?
– Как они решили исправить ошибку? (Посадили целую берёзовую рощу)
-Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? (да, они осознали свою ошибку, лесник дал им возможность исправиться)
-Что горько напоминает о Передышке? (только пенёк)
-Да ребята, природа прекрасна и она украшает нашу жизнь, и относиться к ней надо с любовью и заботой. Порой невоспитанность, и незнание наносит неисправимый ущерб природе.
- А теперь давайте попробуем составить рассказ о «Передышке», используя мнемотаблицу.
(Дети составляют рассказ)
-Молодцы ребята, мне очень понравились ваши рассказы.
Воспитатель: Через века сохранил русский народ душу свою. Откуда всё лучшее в нас? Может от неба лазурного, от бескрайних полей или от белоствольных берёз? Сейчас мне очень хочется нарисовать вместе с вами русскую берёзку - символ нашей Родины России.
-Давайте пройдём за столы, садитесь поудобней, не забывайте про ваши спинки.
-Перед тем как начать творить, давайте поможем нашим пальчикам, хорошо справится с работой.
Пальчиковая гимнастика “Пять и пять”.
Пять и пять пошли гулять, | Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются. |
Продуктивная деятельность детей
Воспитатель: Посмотрите всё, что вам нужно перед вами, творите!
(дети выполняют работу)
-Посмотрите ребята, какие замечательные работы у вас получились! В своих работах вы передали всю любовь к родной природе, к берёзке.
-Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.
- А как мы можем её сохранить? (не жечь костров в лесу, не ломать деревья, любить и охранять природу)
-Ну а сейчас СЮРПРИЗ! Для вас я приготовила угощения (угощаю детей) И обязательно угостим наших дорогих гостей! (угощаем гостей)
Давайте скажем нашим гостям до свидания!
До свидания!!! А мы продолжим наш день, вас ждёт ещё много интересного.
Список использованной литературы:
- «Гении русского пейзажа» Сергиевская Н. И., Донец В. В., Евстратова Е. Н., Издательство: Абрис/ОЛМА, 2019 г.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников Бацкалева В.В.,Забегайлова И.В.Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2021 г.
Интернет источники:
1.Виды занятий в ДОУ - основные задачи, этапы и требования организационной деятельности в детском саду: https://nauka.club/podsovet/vidy-zanyatiy-v-dou.html
2.Георгий Скребицкий — Передышка: Рассказ skazki.rustih.ru›georgij-skrebickij-peredyshka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134400-1351614478.jpg)
Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»
Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-894437-1487089804.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Виртуальная экскурсия по родному городу"
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Виртуальная экскурсия по родному городу"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/12/picture-1341285-1628764305.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " По страницам Красной книги " (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Формирование основ экологической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-358272-1391964773.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/12/picture-1488883-1697122450.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»...