Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развития воспитанника; приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального и культурного самоопределения, самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности дошкольника; взаимодействие педагога с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа | 76.14 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ |
заведующий СП «Детский сад «Теремок» ГБОУ СОШ с. Исаклы |
Кузаева Н.А. |
Приказ №9 от 17.01.2014г. |
Принята |
педагогическим советом |
протокол № 3 |
17.01.2014г. |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
старшего дошкольного возраста
«Мой край родной далёкий, близкий»
Авторы программы:
Цыганко Любовь Геннадьевна,
воспитатель высшей категории
СП «Детский сад «Теремок»»
ГБОУ СОШ с.Исаклы
Евстифеева Елена Сергеевна,
старший воспитатель высшей категории
СП «Детский сад «Теремок»»
ГБОУ СОШ с.Исаклы
Кузаева Наталия Александровна,
заведующий
СП «Детский сад «ТЕРЕМОК»»
ГБОУ СОШ с.Исаклы
Исаклы, 2014г.
Пояснительная записка
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [16] формулирует социальный заказ современной системе образования как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению:
-патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
-социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
-наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [16, С. 18-19].
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит качество его последующего развития. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Актуальность программы. СП «Теремок» ГБОУ СОШ с.Исаклы находится в сельской местности, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они уважали духовное и культурное наследие своего края, страны в целом.
Современный ритм жизни все сильнее отрывает нас и наших детей от истоков народной культуры. И все реже при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика. Восстановить связь времен, вернуть утраченные нравственные ценности, привить любовь к малой Родине, воспитать гордость за всю страну, пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера, дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии мы решили в стенах нашего детского сада.
Оказалось, что дети дошкольного возраста, проживающие в селе, где еще живы многие народные традиции, не имеют представления о традициях и обычаях предков, а родители не могут рассказать им в доступной форме о национальных особенностях своего народа.
Многолетний опыт деятельности в данном направлении позволил нам создать свою систему работы по воспитанию маленького гражданина. Мы разработали и реализовали программу дополнительного образования детей «Мой край родной далекий, близкий», стараясь охватить развитие познавательных интересов ребенка, основы музыкально-эстетического и трудового воспитания, ознакомление с основами отечествоведения, краеведения и экологии.
Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины – родного села. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным селом, краем.
Организация экскурсий по родному селу дает возможность познакомить воспитанников с достопримечательностями малой родины, с профессиями села. Первыми проводниками в мир истории родного края для наших воспитанников стали сотрудники Исаклинского историко-краеведческого музея, с которым заключен договор о сотрудничестве.
Мы так же заметили, что любая тема занятий с детьми по экологическому воспитанию (прилет и отлет птиц, появление и падание листвы, посевные и уборочные работы и т.д.) перекликается с народными приметами. Народный календарь органично сочетается с разделами образовательной программы: «Развитие экологической культуры детей», «Развитие игровой деятельности», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять лексические темы: «Домашние и дикие животные», Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме.
В течение всего года воспитатель возвращается к объектам наблюдения в соответствующие дни народного календаря, делая это во время работы с детьми на участке и в уголке природы, организуя образовательные поручения. В процессе общения в режимных моментах с воспитанниками педагоги используют пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей.
Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время народных календарных праздников.
Именно фольклор, на мой взгляд, должен быть основой основ воспитания, ведь в нем есть все необходимые формы, которые призваны развивать речь ребёнка, его музыкальные способности, логическое и образное мышление, трудовые навыки, призваны воспитать патриота, истинного защитника всего того, что мы называем Родиной.
Народным праздникам в программе уделяется особое внимание. «Святочные посиделки», «Колядки», «Пасха»,«Масленица»,«Ярмарочные гуляния»,«Праздник русской березки»,«Яблочный спас». Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах, хороводов, частушек, народных игр.
Календарный праздник в детском саду – важное средство художественного и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность. Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение, наши педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, яркому, сочному, образному родному языку, бережному отношению к природе.
Новизна программы в том, что впервые в образовательный процесс дошкольной образовательной организации нашей территории вводится программа патриотической направленности, построенная на изучении дошкольниками содержания различных спектров жизни Исаклинского района Самарской области.
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развития воспитанника; приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального и культурного самоопределения, самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности дошкольника; взаимодействие педагога с семьями воспитанников.
Цель программы: обеспечить последовательную идентификацию воспитанников старшего дошкольного возраста с семьей, культурно-региональным и местным сообществом на основе изучения исторических, культурных и природных особенностей родного края.
Задачи программы:
- образовательные: формировать представления дошкольников об исторических, культурных и природных особенностей родного края;
-воспитательные: формировать патриотические чувства дошкольников к родному краю, культуре, традициям, семье.
-развивающие: развивать познавательную активность, память, воображение, мышлении, речь дошкольников посредством реализации содержания программы.
Используемые формы работы
-Целевые прогулки и экскурсии.
-Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике села и т.д.).
-Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
-Беседы о родном селе.
-Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
-Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
-Обогащение и стимулирование детского творчества.
-Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
-Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Программа реализует следующие принципы:
Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее (планы, перспективы).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в организации педагогического процесса на основе тематического планирования.
Позитивный центризм. Реализуется путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.
Принцип активности и самостоятельности позволяет реализовать активное сотворчество взрослых и воспитанников детского сада.
Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.
Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация формирования активной гражданской позиции.
Программа реализована в 2011-2012 учебном году; в 2012-13 учебном году, реализуется в настоящее время.
Занятия реализуются во второй половине дня в формате кружковой работы. Программа рассчитана на 36 часов.
Ожидаемые результаты освоения программы:
дошкольник будет знать название и содержание праздников по народному календарю, особенности их празднования, возможности проведения народных праздников в Исаклинском районе;
дошкольник будет понимать взаимозависимость уклада жизни Исаклинского народа и специфику годового природного цикла;
дошкольник будет уметь изготавливать из природного материала изделия, отображающие народную праздничную тематику.
Календарно-тематическое планирование реализуется как в старшей, так и в подготовительной к школе группе детского сада. Содержание детской деятельности реализуется согласно объективным возрастным возможностям. Результатом реализации календарно-тематического планирования в старшей группе является выставка детских работ; в подготовительной к школе группе – конкурс детских работ.
Календарно-тематический план реализации программы «Мой край родной далекий, близкий» (старшая группа)
Месяц | Виды организованной деятельности | Кол-во в неделю |
Сентябрь | С чего начинается Родина | 1 |
Иван-постный пришел, лето красное увел | 1 | |
Дары леса | 2 | |
Октябрь | Как живешь, мой любимый дом? | 1 |
Листопад на дворе – мороз в январе | 1 | |
Путешествие в прошлое | 2 | |
Ноябрь | С Федора-студита зима холодна и сердита | 1 |
Кукла в русском костюме | 1 | |
Милые сердцу родные просторы | 1 | |
Декабрь | Пришел Прокоп – разрыл сугроб | 1 |
Спиридон-солнцеворот зиму на тело повернет | 1 | |
Новый год у ворот | 2 | |
Январь | Рождественский сочельник | 2 |
Февраль | Вьюги, метели на февраль налетели | 1 |
Герои моего села | 2 | |
Кораблик для папы | 1 | |
Март | Февраль силен метелью, а март - капелью | 1 |
Широкая Масленица | 2 | |
Масляничные куклы | 1 | |
Апрель | Батюшка апрель, ты тепло нам навей! | 1 |
Апрельский скворец – весне гонец | 1 | |
Встречаем гостей | 2 | |
Май | Мое отечество | 1 |
Поклонимся великим тем годам… | 1 | |
Цвети, мо край родной | 1 | |
Придет Федот – последний дубовый листок развернет | 1 | |
Июнь | Родники вы мои, родники… | 2 |
Выставка детских работ | 1 | |
Итого | 36 |
Календарно-тематический план реализации программы «Мой край родной далекий, близкий» (подготовительная к школе группа)
Месяц | Виды организованной деятельности | Кол-во в неделю |
Сентябрь | Что мы знаем о России. | 1 |
Мой край родной – моё Поволжье. | 1 | |
Осень-страда деревенская. | 1 | |
Каков Дёма-таково у него и дома. | 1 | |
Октябрь | Красна сказка складом, а песня ладом | 1 |
Улетают, улетают, улетели журавли | 1 | |
Богатыри земли русской | 1 | |
Как оденусь, так и приглянусь | 1 | |
Ноябрь | Какова пряха, такова на ней и рубаха | 1 |
Русский лес | 2 | |
Кузьминки – об осени поминки | 1 | |
Декабрь | Введение пришло – зиму привело | 1 |
Егорий зимний | 1 | |
Новый год у ворот | 1 | |
Январь | Месяц январь - зиме государь | 2 |
Февраль | Что в имени тебе моём… | 1 |
Сундук сказок | 2 | |
Подарок для папы | 1 | |
Март | Нет милее дружка - чем родная матушка | 1 |
Масляничные гуляния | 1 | |
Жаворонки прилетите – весну красну принесите | 1 | |
Худой мир – лучше доброй ссоры | 1 | |
Апрель | Небылицы в лицах | 1 |
Уж ты, верба, вербочка… | 1 | |
Встречаем гостей (традиции нашего края) | 2 | |
Май | Мое отечество | 1 |
Поклонимся великим тем годам… | 1 | |
Майский розоцвет | 1 | |
Арина-капустница, Арина - рассадница | 1 | |
Июнь | Исаклинская природа - целительница | 2 |
Конкурс детских работ | 1 | |
Итого | 36 |
Методическое обеспечение программы
Тема образовательной деятельности | Форма образовательной деятельности | Дидактический материал, педагогические средства взаимодействия с воспитанниками | |||||
Старшая группа | Подготовительная к школе группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
С чего начинается Родина | Что мы знаем о России | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Беседы на тему «Мы - россияне», «Наше родное село». Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением природы, городов нашей губернии, нашего района, села Исаклы. Разучивание поговорок и пословиц. Д.и. «Узнай наш флаг», «Путешествие», «Где я живу», С/р. игра «Путешествие по Исаклам». | Рассказ воспитателя «Москва – столица нашей Родины», «Города нашего края». Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением природы, городов нашей губернии, нашего района, села Исаклы. Д/и «Кто в какой стране живёт», «Города и сёла». С/р игра «Город – село». Изобразительная деятельность «Моя Родина». | ||
Иван-постный пришел, лето красное увел | Осень-страда деревенская | Экскурсия по участку детского сада | Образовательная деятельность (НОД) | Рассматривание растений, которые растут на участке детского сада. Наблюдение. Ситуативный разговор «Признаки осени». Рассказ воспитателя «Лето и осень в жизни крестьянина». С/р игры «Кому что нужно для работы», «Узнай по описанию». Изобразительная деятельность «Осень в природе». | Беседа «Хлеб – всему голова». Рассматривание репродукций картин И.Шишкина «Рожь». Яблонской «Хлеб», фотоиллюстраций с изображением полевых работ, хлеборобов, пекарей, рабочих мельницы, хлебоуборочной техники. С/р. игры «Мы – хлеборобы», «Что делают из муки», «Собери урожай». Р/н. игры «Пахари и жнецы», «Кто с нами». | ||
Дары леса | Мой край родной –моё Поволжье. | Экскурсия в лесопосадку | Образовательная деятельность (НОД) | Рассказ воспитателя «Леса моего края». Рассматривание карт и энциклопедической литературы с целью выявления существенных признаков леса средней полосы. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края). Наблюдение за растениями, ягодами, шишками, мхом, грибами и выявление их осенних изменений. Д/и «Найди лишнее». Изобразительная деятельность и поделки из природных материалов «Дары нашего леса». | Оформление уголка Геральдики в ДОО. Изготовление макета «Мое село – Исаклы» Рассматривание карты России, Самарской области. Оформление альбомов «Растительный и животный мир нашего села». Экскурсии по селу. С.р.и. «Путешествие по Исаклам». | ||
Каков Дёма - таково у него и дома | Образовательная деятельность (НОД) | Беседы с детьми о доме, семье. Ситуативный разговор «Гости на пороге». Рассматривание семейных фотографий, картины «Наша семья». Разучивание пословиц, поговорок о доме, загадок об избе и предметах быта. Д/и «Жилое-не жилое», «Из чего построен дом», «Назови жилище». Строительные игры: «Построим дом для матрёшек», «Кто быстрее построит дом». С/р игра «Семья». | |||||
Как живешь, мой любимый дом? | Красна сказка складом, а песня ладом | Экскурсия в музей | Образовательная деятельность (НОД) | В музее рассматривание старинных предметов быта, описание функциональной нагрузки домашней утвари. Ситуативный разговор «Гости на пороге». Д/и «Собери дом», «Разрезанная открытка». Викторина «Нужно-не нужно». Логометрическое упражнение «Озвучивание картины». Изобразительная деятельность «Дом моей мечты». Лепка «Избушка». | Рассматривание иллюстраций к музыкальному народному фольклору с народными музыкальными инструментами. Слушание записи р.н.песен, хороводов, колыбельных, шуточных. Загадки о музыкальных инструментах. Хороводные игры «Каравай», «Завивайся, капустка», «Утка и селезень» | ||
Листопад на дворе – мороз в январе | Улетают, улетают, улетели журавли | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Восприятие стихотворения «Круглый год» С. Михалкова, беседа по содержанию. Д/и «Слова на одну букву». И.И. Рассматривание и обсуждение картины Левитана «Золотая осень». Упражнение «Озвучивание картины». Коллективная аппликация «Желтый, красный листопад». | Чтение произведения А.Яшина «Покормите птиц». Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Загадывание загадок. Д/игра «Что за птица», «Птичья столовая», «Каждую птицу на своё место». Народные игры «Огородник и воробей», «Селезень и утка». | ||
Путешест-вие в прошлое | Богатыри земли русской | Экскурсия в музей | Образовательная деятельность (НОД) | В музее рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря». Обсуждение. Рассматривание экспоната мужского крестьянского костюма. Обсуждение. Д/игра «Слушай, думай, говори». Просмотр мультфильма «Илья Муромец». Обсуждение. | Чтение Р.н. сказки «Никита Кожемяка». Викторина «Счастливый случай». Просмотр мультфильма «Алёша Попович». Обсуждение. Чтение былин. Народные игр Чтение разными голосами отрывка из сказки С.Боровского «Три богатыря».П/игры «Перетягивание каната», «Кто быстрее». Сочинение костюмированных историй-сценок. | ||
Как оденусь, так и приглянусь | Экскурсия в музей | Рассматривание музейных экспонатов русских мужских и женских костюмов. Сравнение элементов одежды. Рассматривание иллюстраций и фотографий людей в народных костюмах различных национальностей. П/и «Волшебная палочка». Д/и «Подбери узор». | |||||
С Федора - студита зима холодна и сердита | Какова пряха, такова на ней и рубаха | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Беседа «Признаки зимы». Рассказ воспитателя «Народный праздник Федора-студита». Рассматривание иллюстраций картин К.Ф.Юон «Русская зима», «Конец зимы». Озвучивание картин. Обсуждение. Д/и «Одень куклу». П/игра «Повтори». Д/и «Разрезанная открытка». Ситуативный разговор «Как согреться зимой?». Изобразительная деятельность «Зимний костюм». | Загадки о животных, от которых получают шерсть, пух. Рассматривание иллюстраций с разными видами прялки, одежды из шерсти, пряжи. Д.и. «Кто больше назовёт вещей из шерсти». Рассматривание шерстяной, хлопковой, акриловой нитей. Нахождение общих и различных признаков. Ситуативный разговор «Почему шерсть теплая?». Народная хороводная игра «Прялица». Д/и «Одень куклу правильно». Изобразительная деятельность «Зимний костюм». | ||
Кукла в русском костюме | Русский лес | Экскурсия в музей | Образовательная деятельность (НОД) | Игровая ситуация «Аленушка и Митрофанушка». Выявление существенных признаков русского костюма. Д/и «Подбери узор». Народная игра «В хороводе были мы». С/р игра «На выставке народного творчества». Изобразительная деятельность: раскрашивание заготовок-кукол из глины по аналогии с русским костюмом. | Отгадывание загадок о лесе. Рассматривание карт и энциклопедической литературы с целью выявления существенных признаков леса средней полосы. Особенности леса зимой и летом. Игровая ситуация «День в зимнем лесу». Инсценировка. Д/и «Найди лишнее». Изобразительная деятельность и поделки из природных материалов «Дары нашего леса». | ||
Милые сердцу родные просторы | Кузьминки – об осени поминки | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Стихи, загадки, пословицы о Родине. Слайд-шоу «Россия моя». Дидактические игры «Когда-то и сейчас», «Кто где живет», «Города старинные, мастерами славные». Прослушивание музыкального произведения «Гимн Российской Федерации». Обсуждение. Изобразительная деятельность: рисунки-иллюстрации содержания гимна РФ. | Разучивание с детьми частушек об осени. Рассказ воспитателя о дне Кузьмы и Демьяна. Народные игры и хороводы: «Подуш ечка», «Прялица», «Ворон и куры», «Кузнецы», «Курочки», «Царевна». Рассматривание иллюстраций с изделиями ремесленников. Изобразительная деятельность: раскрашивание глиняных фигурок-заготовок. | ||
Пришел Прокоп – разрыл сугроб | Введение пришло – зиму привело | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Рассказ воспитателя «Прокопов День». Народные природные приметы. Загадки о зиме. Кроссворд. Д/игры «Исправь ошибку», «Перевертыши». Р/и «Сочини сказку». Изобразительная деятельность «Моя зимняя сказка» | Рассказ воспитателя «Народные приметы». Ситуативный разговор «Катание на санках». История катания на санях на Руси. Загадки и поговорки о санях. Д/игры «Слушай, думай, говори», Угадайка». Изобразительная деятельность: рисунок»Мои сани». | ||
Спиридон – солнцево-рот зиму на тепло повернет | Егорий зимний | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | День Спиридона-Солнцеворота. Куклы-обереги. Кукла-оберег для мальчиков. П/и «Ворота». Продуктивная деятельность: изготовление куклы-оберега Спиридона для мальчиков из ткани и нитей. | Рассматривание картин и иллюстраций о животных, загадки, чтение сказок и рассказов о домашних животных. Беседа о празднике покровителя диких животных и охранителя скота. День Егория зимнего. П/игры. «Ловля оленя», «Волк во рву», «У медведя во бору». Просмотр мультфильма «Зимовье зверей». Обсуждение. Продуктивная деятельность: заполнение природной (контурной) карты «домиками» животных зимой. | ||
Новый год у ворот | Новый год у ворот | Развлечение | Развлечение | Развлечение на основе образцов народной педагогики «Новый год у ворот». | Развлечение на основе образцов народной педагогики «Новый год у ворот». | ||
Рождественский Сочельник | Месяц Январь - зиме Государь | Экскурсия в музей | Образовательная деятельность (НОД) | История праздника «Рождественский сочельник». Прослушивание и костюмированная инсценировка колядок. Знакомство с репродукцией И.Сурикова «Взятие снежного городка». Обсуждение. П/игры «Салки», «Два мороза», «Колечко-колечко». Упражнение «Закончи рождественскую Исаклинскую сказку». | Признаки январской погоды. Народные природные январские приметы. Ситуативный разговор «За что я люблю январь». Картина И.И.Шишкина «Зима». Рассматривание, обсуждение. П/игры «Золотые ворота», «Бубенчики». Изобразительная деятельность: рисунки – Исаклинские пейзажи. | ||
Что в имени тебе моём… | Вьюги, метели на февраль налетели | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Рассказ воспитателя «Тайна имени». Значение имен. Формы собственных имен. Д/игра «Перевертыши», «Сильные-слабые», «Что игрушка расскажет о себе». Инсценирование ситуации. Викторина «Наши имена». | Признаки февраля. Признаки ветряной погоды. Особенности февральской жизни в селе. Заполнение и анализ Дневника погоды. Сочинение Сказки о ветре. | ||
Сундук сказок | Герои моего села | Развлечение | Экскурсия в школьный музей боевой Славы | Развлечение | Рассказ воспитателя о героях села. Рассматривание фотография и экспонатов музея. Понятие «подвиг», «героизм». Подвиг «мужской» и женский. Словесный портрет мужчины-героя. Устное сочинение «Герой моей семьи». | ||
Кораблик для папы | Подарок для папы | Экскурсия в школьную мастерскую | Экскурсия в школьную мастерскую | Посещение мастерской. Знакомство с оборудованием, техникой безопасности. Продуктивная деятельность – изготовление бумажных корабликов (других подарков) для мужчин – защитников Отечества с элементами из деревянных реек. | |||
Февраль силен метелью, а март - капелью | Нет милее дружка - чем родная матушка | Образовательная деятельность (НОД) | Развлечение | Д/игра «Испорченный телефон». Капля и капель. Признаки капели. Особенности погоды в марте. Заполнение Дневника природы. Упражнение «Неоконченное предложение». П/игра «Колдунчики». Инсценировка ситуации. | Развлечение | ||
Широкая Масленица | Масляничные гуляния | Развлечение | Развлечение | Спортивное развлечение | |||
Маслянич-ные куклы | Жаворонки прилетите – весну красну принесите | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Прибаутки, потешки о Масленице. Видовое разнообразие кукол. Масляничные куколки. Продуктивная деятельность – изготовление из веточек деревьев и ткани масляничных кукол. | Пословицы, поговорки, заклички о жаворонках. История и значение праздника птиц на Руси. Продуктивная деятельность: изготовление жаворонков из соленого теста. | ||
Худой мир – лучше доброй ссоры | Тренинг | Тренинг, направленный на умение дошкольников проявлять эмпатию друг к другу | |||||
Батюшка апрель, ты тепло нам навей! | Небылицы в лицах | Рассказ воспитателем сказки «Двенадцать месяцев». Костюмированная инсценировка отрывка сказки. Обсуждение. Заполнение Дневника природы. Кроссвод «Впиши слова». П/игра «Мы в снежки играем смело». Устное сочинение «Апрельская жизнь в Исаклах». | Рассказ воспитателя «Быль и небылицы». Восприятие стихотворения С.Я.Маршака «Быль-небылица». Обсуждение. П/игра «Что игрушка расскажет о тебе». Устное сочинение «Небылицы обо мне». | ||||
Апрельс-кий скворец – весне гонец | Уж ты, верба, вербочка… | Образовательная деятельность (НОД) | Театральная гостиная | Загадки, пословицы, поговорки о весне (апреле). Имитация различных голосов птиц. Восприятие отрывка из произведений В Сладкова «Солнцеворот». Обсуждение. П/игра «Коршун». Продуктивная деятельность: изготовление из бумаги птицы (скворца). | Обыгрывание этюдов «К нам гости пришли». Участвуют две команды. В состав каждой команды входят дети и родители, педагоги ДОО. Команды соревнуются в знании традиций и обрядов, умении обыграть предложенную ситуацию, умении использовать русские народные подвижные игры. | ||
Встречаем гостей (традиции нашего края) | Встречаем гостей (традиции нашего края) | Викторина | Викторина | Викторина направлена на обобщение знаний дошкольников об эстетических, этических и народных традициях встречи гостей в доме. | |||
Мое отечество | Развлечение | Развлечение | Развлечение | Развлечение | |||
Поклонимся великим тем годам… | Экскурсия | Экскурсия | Экскурсия по памятным Исаклинским военным местам | Экскурсия по памятным Исаклинским военным местам | |||
Цвети, мо край родной | Майский розоцвет | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | Аутотренинг «Мы – друзья природы». Флора и фауна. Заполнение Дневника природы. Ситуативный разговор «Мой Исаклинский край». Д/игра «Заколдованный круг». Изобразительная деятельность «Мое село в «расцвете». | Замирание и цветение в природе. Ситуативный разговор «Радость пробуждения». Пословицы, загадки о пробуждении природы. Особенности Исаклинской природы в мае. Изобразительная деятельность «Мое майское настроение». | ||
Придет Федот – последний дубовый листок развернет | Арина капустница, Арина рассадница | Образовательная деятельность (НОД) | Образовательная деятельность (НОД) | История Дня Федота овсяника. Народные природные приметы конца мая-начала июня. Загадки, пословицы о Федоте. Овес в жизни людей и животных. Июньские Исаклинские забавы. Продуктивная деятельность: аппликация «Июньские красоты». | История Дня Арины Македонской. Значение капусты в жизни сельских людей и домашних животных. Д/игра «Съедобное – не съедобное». Индивидуальное составление красочного меню из капусты. Педагог после занятия оформляет Книгу вкусных блюд из капусты. | ||
Родники вы мои, родники… | Исаклинская природа - целительница | Образовательная деятельность (НОД) | Викторина | История и месторасположение родников в Исаклинском районе. М/игра «Ручеек». Ситуативный разговор «Значение воды для человека и животных». Викторина «Что я знаю о воде, говорят, она везде». Работа с картами: обозначение на карте Исаклинской местности родников. | Викторина направлена на обобщение знаний дошкольников о целительной силе Исаклинской природы. | ||
Вставка детских работ | Выставка | Конкурс | Выставка детских работ | Конкурс детских работ |
Используемая литература
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. - М.: Учитель, 2007.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий, 2008.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание, 2006, №5, С.11-13.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. - М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ, 2008, №12, С31-36.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание, 2006, №2, С.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2006, №5, С.3-10.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2005, №10, С.10-19.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: Сфера, 2005.
- А.Я.Данилюк, A.М. Кондаков, B.А. Тишков. – М.:Просвещение, 2009. – 26 с.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. - М.: Скрипторий, 2008.
- МахоневаМ. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2009г.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ, 2008, №8, С.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание, 2005, №10, С.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина (Серия «Малышам о Родине») - СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья (Серия «Малышам о Родине»). - СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Приложение 1
Наблюдение за деятельностью детей
В ходе наблюдения отмечаются:
как часто дети обращаются к пособиям; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникновению разговоров, игр на темы родной страны и села.
Для изучения проявления интереса старших дошкольников к разным сторонам жизни родной страны и села целесообразно провести анализ вопросов, которые дети задают в повседневной жизни.
В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые за дают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружающем, о возможном будущем).
При этом следует обратить внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок задает один и тот же вопрос.
При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и разделяться на группы по критериям, представленным в таблице.
Критерии для анализа вопросов детей | Количество вопросов | Критерий часто проявляется | Критерий иногда проявляется | Критерий редко проявляется |
1) Вопросы касаются: | ||||
— истории | ||||
— современности | ||||
— возможного будущего | ||||
2) Вопрос задается: | ||||
— из любопытства | ||||
— под влиянием познавательного интереса | ||||
— по просьбе кого-либо | ||||
3) Отношение к ответу воспитателя: | ||||
— внимательно слушает | ||||
— слушает невнимательно отвлекаясь | ||||
4) Область интереса ребенка: | ||||
— социальные отношения | ||||
— экономика, | ||||
— окружающий мир | ||||
— география | ||||
— природа | ||||
5) Как часто повторяется один и тот же вопрос: | ||||
— спустя несколько часов после того, как был задан | ||||
— через несколько дней (для уточнения) | ||||
— повторяется через короткий промежуток времени, так как невнимательно слушался ответ |
Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни страны в повседневной жизни, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало познавательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив.
Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, селе, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе следующих критериев:
- особенности представлений о родной стране, селу (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);
- характер отношения дошкольника к родной стране, селу (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;
- проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;
- самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).
Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родной стране, селе, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной — задает вопросы о разных сторонах жизни страны, села, интересуется новыми материалами.
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, селу, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном селе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем селе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стране, селе — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, селе не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей страны, села неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспериментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране,селе, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, селу, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.
Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, селе, может путать названия страны и города, не знает символики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.
Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, селу, но оно носит неустойчивый характер.
Приложение 2
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране, селе и отношения к ним.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран, села Исаклы.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам:
Как называется местность, в которой ты живешь?
Как называется страна, в которой ты живешь?
Выбери из предложенных герб, флаг своей страны, села.
В каких городах нашей страны ты еще бывал?
О каких городах ты слышал?
Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас сказать о своей стране?
Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем селе стало лучше?
Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего села, — какие бы три желания ты загадал бы?
Приложение 3
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»
Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.
Методика проведения.
Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.
Анализ детских работ проводится по следующим критериям:
- содержание рисунка;
- расположение его на листе;
- цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
- комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.
Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.
Приложение 4
Анкета на выявление знаний о нормах этикета приема гостей
1. Как правильно приглашать гостей к себе? (За несколько дней до торжества. При приглашении обязательно указывается причина, ради чего собирается данное торжество. Если это просто вечеринка, то предварительно посоветовавшись с вашими домашними, приглашаете накануне или в день встречи. Пригласить гостей можно по телефону, письменно или лично. Если этот человек вам мало знаком, его лучше пригласить письменно или лично.)
2. Расскажите о правилах встречи гостей. (Встречаем гостей приветливо, с улыбкой, помогаем раздеваться, проводим в комнату и рассаживаем поуютнее.)
3. Что необходимо сделать, чтобы людям изначально было приятно находиться у вас в гостях? (Знакомим гостей друг с другом. Несмелого гостя можно познакомить с более раскованным собеседником или, на худой конец, можно предложить гостю просмотреть, к примеру, одну из ваших коллекций.)
4. Как нужно занимать гостей? (Исходя из интересов людей, которые к вам должны придти, приготовить диски, кассеты, придумать игры и затеи с сюрпризами, приятными для гостей. Нужно постараться завести общий интересный разговор, в котором может принять участие каждый.)
5. Как себя вести по отношению к гостям в течение торжества (вечеринки)? (Не выделяйте никого особым вниманием, позаботьтесь о каждом. Желания гостей являются для хозяина законом. Хозяин должен уметь угадывать желания гостей и по мере возможности их выполнять. Что бы ни случилось, не показывайте своего плохого настроения или недовольства.)
6. Опишите правила поведения за столом. (За стол хозяин обычно садится первым. Есть начинает он после гостей. Во время трапезы хороший хозяин незаметно следит за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми. Но не навязывает пищу гостям излишне настойчиво и надоедливо. Ваше радушие должно быть таким, чтобы гость, будучи уверен в вашем желании досыта его накормить, чувствовал себя непринуждённо и ел с удовольствием.)
7. Как себя правильно вести при уходе гостей? (В обязанность хозяина дома входит проводить каждого гостя до дверей и помочь ему одеться.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проекты в детском саду (краткосрочные пректы для детей старшего дошкольного возраста) "Ямал - край, в котором мы живем"
Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Привлечение с...
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Казачий край"
Фольклорный праздник, построеный на материале пословиц, авторских стихов и песен о Кубани для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Донской край".
Дети знакомятся с историей Донского края, особенностями его природы, жизни народа....
Проект нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста « Алтайский край –любимый край .»
Проект нравственно-патриотическое воспитаниеу детей старшего дошкольного возраста« Алтайский край –любимый край .»...
Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой край, Республика Коми»
Краткосрочный проектпо патриотическому воспитанию детейстаршего дошкольного возраста «Мой край, Республика Коми»...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Мой край родной, мой край любимый"
Презентация для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным Краснодарским краем: географическим положением, символами, столиценй, природой, экономикой, знаменитыми людьми....
Комментарии
"Мой край родной далекий, близкий"
Очень подробно и понятно. Спасибо!