Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
методическая разработка

Минченко Виктория Владимировна

Развлечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_narodov_severa.docx290.99 КБ

Предварительный просмотр:

Логотип ДОУ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

                                                        

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

для детей средней, старшей и подготовительной группы  

«ПО ЛЕГЕНДАМ НАРОДОВ СЕВЕРА»

http://semyarossii.ru/images/stories/S-og_shkola/081/image007.png

Автор-составитель:

Минченко Виктория Владимровна

Должность:  

инструктор по физическому воспитанию

Дата проведения:

14.02.2019

с. Мыс Каменный

2019

Цель: 

  • расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.

Задачи:

  • продолжать закреплять знание игр народов севера.
  • воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ямала

Инвентарь: 

  • обручи ½ количества детей
  • шнур
  • мешочки по количеству детей

Участники: 

  • Дети старшей и подготовительной группы
  • Инструктор
  • Хозяйка тундры

Средства ТСО:

  • Магнитофон

Музыкальное сопровождение:

  • Музыка для игр.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Инструктор: здравствуйте, ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он – 

Дети: Ямало-Ненецкий Автономный Округ.

Инструктор: на территории округа проживает много национальностей, но лишь несколько из них живут на Ямале с незапамятных времен. Назовите их?

Дети: ненцы, ханты, селькупы.

Инструктор: культура народов Севера очень разнообразна, и у них очень много мифов и легенд.  И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера.

А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.

Игра «Оленьи упряжки» 

Раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу.

Инвентарь: обручи ½ количества детей.
Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тундры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Хозяйка тундры:

Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тундры,

Охраняю тундру нашу,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд

Я о тундре знаю,

Их послушать у огня

Вас я приглашаю.
Только я хочу узнать
Сможете ли вы, загадки отгадать? (ДА!)

Тогда слушайте…

ЗАГАДКИ:

Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...(олень)

Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут (Песец)

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку…(Заяц)

Всю ночь летает –

Мышей добывает… (Сова)

«У морей, озёр и рек

Часто видит человек-

Стаи смелых птиц летают,

Рыбу налету хватают…(Чайка)

Не летит, не поёт, а клюёт… (Рыба)

Целый день лежать не лень,

Толстым должен быть … (Тюлень)

Хозяйка тундры:

Молодцы ребятки, отгадали все загадки.

Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их, 
волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах. 

Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…

«РЕКИ И ОЗЕРА»

Легенда:
Озёра и реки

Озёра без края –
Ковши голубые,
Вода голубая.

Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все вокруг. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались на Ямальской земле все водоемы. 

А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.


Инструктор: а теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»

ИГРА «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» 

Дети строятся по 3 колоны, звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

ИГРА «РЫБАКИ И РЫБКИ»

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей—рыбаков, остальные игроки—рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«СОЛНЦЕ И ЛУНА» 

Легенда:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Хейро(Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.

Инструктор: 
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.

ИГРА «ХЕЙРО»

Один ребенок сидит на корточках в центре круга, а остальные идут по кругу, как только водящий встаёт, расставив руки в стороны, дети разбегаются, а водящий их ловит.

«ТУНДРА»
Легенда:

Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. 

Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в тундре было его, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще, чтобы вся тундра ему лишь одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Тундры. И сказала ему: «Не бывать этому никогда! Ведь Тундра принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.

Инструктор: 
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру.

А сейчас мы с вами поиграем в игру

ИГРА «КАПКАНЫ»

Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».

ИГРА «ОХОТА НА ПЕСЦА»

Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч.  В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра – «песец». По команде дети – «охотники» начинают метать мяч, стараясь попасть в «песца». Побеждает команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника.

Инвентарь: мешочки по количеству детей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Хозяйка тундры:

Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.


Инструктор: 
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились.

Хозяйка тундры:

Сегодня, вы в игры народные играли, и много легенд народов севера узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства тундры. До свиданья!

Хозяйка Тундры вручает детям подарки - раскраски. И по музыку уходит. 

ВЕДУЩАЯ: 
Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...

«Приобщение детей к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»

      Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердит...

Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину....

Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре коренных народов ХМАО

Моя Югра - моя планета.Выставка работ детей, родителей, работников детского сада к 85-летию ХМАО-Югра.Заучивание стихотворений о природе родного края, чтение сказок....

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...

НОД по аппликации Тема: «Тарелочка для Федоры» Цель: - расширять знания детей о посуде Задачи: образовательная:

НОД по аппликацииТема: «Тарелочка для Федоры»Цель:    - расширять знания детей о посудеЗадачи: образовательная:- Формировать умение детей располагать элементы узора в ц...

Знакомство с жизнью, бытом и культурой народов ХМАО.

Формирование у детей знаний о родном крае, знакомство с традициями народов ханты и манси....