Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
для детей средней, старшей и подготовительной группы
«ПО ЛЕГЕНДАМ НАРОДОВ СЕВЕРА»
Автор-составитель: Минченко Виктория Владимровна Должность: инструктор по физическому воспитанию Дата проведения: 14.02.2019 |
с. Мыс Каменный
2019
Цель:
- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
Задачи:
- продолжать закреплять знание игр народов севера.
- воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ямала
Инвентарь:
- обручи ½ количества детей
- шнур
- мешочки по количеству детей
Участники:
- Дети старшей и подготовительной группы
- Инструктор
- Хозяйка тундры
Средства ТСО:
- Магнитофон
Музыкальное сопровождение:
- Музыка для игр.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Инструктор: здравствуйте, ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он –
Дети: Ямало-Ненецкий Автономный Округ.
Инструктор: на территории округа проживает много национальностей, но лишь несколько из них живут на Ямале с незапамятных времен. Назовите их?
Дети: ненцы, ханты, селькупы.
Инструктор: культура народов Севера очень разнообразна, и у них очень много мифов и легенд. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера.
А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.
Игра «Оленьи упряжки»
Раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу.
Инвентарь: обручи ½ количества детей.
Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тундры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Хозяйка тундры:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тундры,
Охраняю тундру нашу,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд
Я о тундре знаю,
Их послушать у огня
Вас я приглашаю.
Только я хочу узнать
Сможете ли вы, загадки отгадать? (ДА!)
Тогда слушайте…
ЗАГАДКИ:
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...(олень)
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут (Песец)
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку…(Заяц)
Всю ночь летает –
Мышей добывает… (Сова)
«У морей, озёр и рек
Часто видит человек-
Стаи смелых птиц летают,
Рыбу налету хватают…(Чайка)
Не летит, не поёт, а клюёт… (Рыба)
Целый день лежать не лень,
Толстым должен быть … (Тюлень)
Хозяйка тундры:
Молодцы ребятки, отгадали все загадки.
Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их,
волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах.
Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…
«РЕКИ И ОЗЕРА»
Легенда:
Озёра и реки
Озёра без края –
Ковши голубые,
Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все вокруг. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались на Ямальской земле все водоемы.
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
Инструктор: а теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
ИГРА «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»
Дети строятся по 3 колоны, звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
ИГРА «РЫБАКИ И РЫБКИ»
На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей—рыбаков, остальные игроки—рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
«СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Легенда:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Хейро(Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Инструктор:
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.
ИГРА «ХЕЙРО»
Один ребенок сидит на корточках в центре круга, а остальные идут по кругу, как только водящий встаёт, расставив руки в стороны, дети разбегаются, а водящий их ловит.
«ТУНДРА»
Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось.
Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в тундре было его, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще, чтобы вся тундра ему лишь одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Тундры. И сказала ему: «Не бывать этому никогда! Ведь Тундра принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
Инструктор:
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру.
А сейчас мы с вами поиграем в игру
ИГРА «КАПКАНЫ»
Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ИГРА «ОХОТА НА ПЕСЦА»
Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч. В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра – «песец». По команде дети – «охотники» начинают метать мяч, стараясь попасть в «песца». Побеждает команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника.
Инвентарь: мешочки по количеству детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Хозяйка тундры:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.
Инструктор:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились.
Хозяйка тундры:
Сегодня, вы в игры народные играли, и много легенд народов севера узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства тундры. До свиданья!
Хозяйка Тундры вручает детям подарки - раскраски. И по музыку уходит.
ВЕДУЩАЯ:
Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...
«Приобщение детей к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»
Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердит...
Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину....
Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре коренных народов ХМАО
Моя Югра - моя планета.Выставка работ детей, родителей, работников детского сада к 85-летию ХМАО-Югра.Заучивание стихотворений о природе родного края, чтение сказок....
Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".
https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...
НОД по аппликации Тема: «Тарелочка для Федоры» Цель: - расширять знания детей о посуде Задачи: образовательная:
НОД по аппликацииТема: «Тарелочка для Федоры»Цель: - расширять знания детей о посудеЗадачи: образовательная:- Формировать умение детей располагать элементы узора в ц...
Знакомство с жизнью, бытом и культурой народов ХМАО.
Формирование у детей знаний о родном крае, знакомство с традициями народов ханты и манси....