ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по теме

Юдина Юлия Касимовна

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего возраста уважения к культуре своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_kulture.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

приобщение детей дошкольного возраста к истории культуры народов Поволжья через досуговую деятельность

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
   Когда он живет в мире игры, сказки,
Музыки, фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.

Актуальность

С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты.

Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”

У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего нужны как витамины.

Культурно-досуговая деятельность рассматривается как самостоятельный образовательный процесс в ДОУ.

Через организацию праздников создаются условия для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности.

Для достижения данной цели необходимо решить комплекс педагогических задач:

- сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом;

- приобщать детей к основам культуры через обучение разным видам деятельности;

- воспитывать интерес к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;

- поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего возраста уважения к культуре своих предков.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны: отдых, развлечения, праздники.                    

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать.

Виды отдыха:

· самостоятельные занятия физическими упражнениями;

·  работа на территории детского сада;

· спортивный отдых;

· игры со снегом, песком и водой;

·  прогулки;

·  беседа с взрослым;

· игровая деятельность;

· чтение книг;

·  просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;

· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;

· прослушивание сказок, песен, мелодий.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Виды развлечений:

· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;  

· народные игры, где используются потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;

· познавательные вечера: КВН и викторины;

·  спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

·  театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование           сказок, мюзиклы, оперы и др.;

· забавы: шарады, пословицы и поговорки, шутки, фокусы и др.;

· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.  

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.  

Виды праздников:

· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

· православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или группе;

· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.

 Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

Целью дошкольных учреждений является обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

Важнейшей задачей при реализации цели является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая бы обеспечила условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников дошкольного учреждения при опоре на особенности традиционного народного творчества и в целом отечественной культуры.

Поволжье богато своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей помочь детям узнать, чем красив и богат наш край.

Знакомство детей с историей и природой нашего края предполагает изучение истории жизни человека  в Мордовии, знакомство с бытом и традициями мордовского, русского и  татарского народа, знакомство с календарно-обрядовыми праздниками, с фольклором народов Мордовии, писателями и поэтами.

Приобщение к культуре и истории в целом неразрывно связано с приобщением детей к культуре и истории родного края. При знакомстве с историей, традициями, культурой воспитатель использует различные методы и приемы, которые помогают лучше воспринять и понять отдельные моменты.

Знакомство детей с традициями и обычаями семьи, взаимоотношениями членов семьи, формирование представления о распределении обязанностей в семье, поддерживание любви к маме, папе, братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам предполагает в результате доброе отношение наших воспитанников к близким людям, их стремление оказать всем посильную помощь.

Приобщая детей к духовному наследию своего народа важно, чтобы дети не просто получили знания о народной культуре, а осмыслили ее значение для себя как источника нравственных ценностей и донесли это до родителей.

Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, вовлекая в воспитательный процесс родителей.

             

заключение

Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка воспитателя должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЗНАНИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДВ

Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Приамурья – один из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма" .

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма .       ...

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов Севера, через продуктивные виды деятельности»...