«Приобщение детей к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»
учебно-методическое пособие по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем. Мы не должны забывать о культурном прошлом своего родного края, края, в котором мы живём, и каждое достижение всего проживающего народа Севера является общим для всего человечества. Именно дошкольный возраст может и должен стать основой для решения этой главной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnoe_oborudovanie.docx | 448.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовлен воспитателем 1 категории МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот, Республика Саха (Якутия)
Каратаевой Натальей Аркадьевной.
Тема: «Приобщение детей к культуре народов Севера через подвижные игры, с использованием нестандартного оборудования»
Якутия - родина для людей разных национальностей. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем. Мы не должны забывать о культурном прошлом своего родного края, края, в котором мы живём, и каждое достижение всего проживающего народа Севера является общим для всего человечества. Именно дошкольный возраст может и должен стать основой для решения этой главной задачи.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. И поэтому важную роль играет своевременное, и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Именно дошкольный возраст может и должен стать основой для достижения эффективности народных подвижных игр в деятельности ДОУ.
У каждого народа свои национальные, этнические и культурные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Народные подвижные игры доносят до нас символическую информацию о прошлом и передают её подрастающему поколению и соответствуют природе ребёнка, помогают понять детям окружающий их мир. Все игры глубоко национальны, ярко отражают труд и традиции коренного народа Якутии. Через такие игры развивается ловкость, гибкость, сила, реакция, выносливость. Они объединяют детей, воспитывают в них чувство взаимовыручки, товарищества, развивают силу воли.
В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Познакомить детей с играми народа Севера – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Народная игра помогает детям сохранить знания о жизни, труде, быте народов Севера и сохранить уникальность этого народа.
В детском саду проводить игры народов Севера можно и нужно, так как они не сложны по содержанию и не требуют очень сложных атрибутов. Мы в нашем детском саду решили взять данную тему, чтобы приобщить детей к уникальной культуре народов Севера, воспитывать в них чувство уважения и понимания труда и таланта этого народа, любовь к родному краю. Ведь мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами.
Для этой работы по данной теме с детьми мы провели ряд мероприятий: изготовили картотеку подвижных национальных игр народа Севера; беседы, рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, открыток и изображением жизни народов Севера; чтение сказок, рассказов, стихотворений якутских писателей и поэтов; изготовление дидактических игр; и, самое главное, мы изготовили нестандартное спортивное оборудование к этим играм для того, чтобы через него ближе познакомить с традициями, обычаями этого народа. Ведь через народные подвижные игры народа Севера дети познакомились с основными занятиями жителей Якутии – это охота, оленеводство и рыболовство и обогатили свои знания и представления о быте и укладе жизни коренных жителей Якутии.
Нестандартное спортивное оборудование для народных подвижных игр мы используем в разных видах деятельности по физическому воспитанию: в эстафетах, аттракционах; на праздниках, развлечениях; используем в дидактических играх; в выполнении физических упражнений; в танцах и т.д. Предлагаем вашему вниманию наше пособие к подвижным играм народов Севера.
- «Шаманские бубны».
Способ изготовления:
Бубны изготавливаются из пластмассовых круглых баночек (из-под сельди). Можно с крышками и без (см.образцы). затем они украшаются якутскими орнаментами, вырезанные из самоклеящейся бумаги. Так же можно украсить мехом, украшениями из кожи, бусинками и киндерами – яичками, внутри которых находятся бусинки или крупа, для звукового эффекта.
Использование:
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры. |
|
Ты беги весёлый бубен, быстро, быстро по рукам, кто последний взял тот бубен, Тот покажет (расскажет) ……. нам. (танец, расскажет стихотворение, споёт частушку и т.д). У кого на последнюю строку остался бубен, тот выполняет задание. |
|
- «Сэргэ» - священные якутские столбы (макеты).
Способ изготовления:
Столбы изготавливаются из дерева разного размера, высоты (на усмотрение воспитателя). Выполняются узоры разными способами: резьбой по дереву или просто раскрасить краской, а затем столб покрыть лаком. Обязательно столбы сделать устойчивыми. Дополнительное украшение: разноцветные флажки, прикреплённые на верёвку.
Использование:
Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». Ставятся ориентиры- «сэргэ». Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь. Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути. Правила: «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя». Надо обязательно сделать два круга возле столба. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом». |
|
Столб стоит в середине большого круга. Возле столба находится ребёнок-сторож, охраняет столб. Все остальные играющие находятся за кругом. Задача: дети должны впрыгивать и выпрыгивать в круг и из круга на 2-х ногах и дотронуться до столба и не попасться сторожу, а сторож должен поймать того, кто пытается задеть столб. Кого поймали, выходит из игры. Если сторож не справился со своей задачей, выбирают другого сторожа. Кто ни разу не был пойман сторожем, тот победитель. |
|
- «Туески - пенёчки».
Способ изготовления:
«Пенёчки» изготавливаются из пластмассовых банок среднего размера. Украшаются якутскими орнаментами, вырезанными из самоклеящейся бумаги. Ручки обматываются цветными ленточками или шнурками, или цветной изолентой.
Использование:
Дети располагаются по залу парами. Другие 2 игрока: один грибник, другой грибок, у которого в руках туесок. Грибник догоняет грибок, который, чтобы его не догнали быстро встаёт к любой паре и называет ребёнка по имени, кто становится грибком и передаёт ему туесок. Названный ребёнок продолжает убегать от грибника. Если грибочек догнали, они меняются ролями. Выигрывает тот, кого ни разу не поймали. Развивает быстроту, реакцию движения и мышления, ориентировка в пространстве.
От старта на расстоянии 1 шага располагаем «пенёчки» по всей площадке. Играющему завязывают глаза, 3 раза разворачивают и направляют в сторону «пенёчков». Побеждает тот, кто перейдёт площадку, не задев «пенёчки". |
|
Звучит якутская национальная мелодия. Дети передают по кругу из рук в руки туесок. Как только музыка заканчивается, у кого в руках остался туесок, тот выполняет любое задание, придуманное играющими. |
|
- «Коврик».
Способ изготовления:
Основа коврика – плотная ткань, на которую сверху нашиваются дополнительные детали, связанные с якутской национальной культурой. Например, по краю ковра разноцветные треугольники, изготовленные из ткани. В середине коврика фигура оленя, сделанная из меха (можно фигуру птицы, или другого животного, на выбор воспитателя).
Использование:
Дети располагаются по кругу, крепко взявшись за руки. В центре круга положен коврик круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола»). Наступивший на коврик выбывает из игры, побеждает тот, кто остаётся последним.
Коврик крепится на стену. Задача: попасть разными предметами (малые мячи, теннисные мячи, киндеры-яички, стрельба из лука, «копья» - г/палки) в фигуру оленя. Попавший много раз считается победителем. |
|
|
- «Палка для перетягивания» - «масс-реслинг».
Способ изготовления:
Палка изготавливается из дерева или из водопроводной трубы (керамика пластика) и украшается на усмотрение воспитателя, на основе якутского народного творчества.
Использование:
Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.
Дети становятся по кругу. В центре ведущий с палкой, поставленной вертикально полу. Задача: ведущий отпускает палку, быстро называет имя ребёнка, который должен быстро подбежать, схватить палку, чтобы она не упала на пол. Если названный ребёнок не успел поймать палку, выходит из игры. Если поймал, становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые быстрые и ловкие. |
|
|
- «Маут» - аркан, картонное кольцо.
Способ изготовления:
Из плотного картона вырезаются круги, диаметром 25см, по окружности головы ребёнка. Украсить якутскими узорами, нарисованными гуашью, или вырезанные из цветной бумаги. Вверх изделия закрепить скотчем, для прочности, надёжности при использовании. К концу кольца прикрепляется верёвка. Если при использовании нужно просто кольцо, верёвка снимается.
Использование:
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога, или рога, сделанные руками над головой. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках, или рога, изготовленные из картона. Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. |
|
|
- «Мяч».
Способ изготовления:
Мяч изготавливается из кожи. Вырезаются клинья, на которые нашиваются якутские узоры так же вырезанные из кожи. Затем клинья сшиваются между собой. Заготовка для мяча набивается синтепоном. Мяч готов.
Использование:
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч. Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.
Дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Крайний бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передаёт его следующему, стоящему напротив и так до конца. Если кто-то из играющих не поймал мяч, то переходит в противоположную команду. Потом мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке. Правила: мяч перекидывать в строгом порядке; выигрывает та команда, в которой больше всех игроков стало на конец игры.
Игра тройками. Двое игроков встают напротив друг друга, третий между ними – «зайчик». Задача: двое играющих перебрасывают мяч друг другу так, чтобы им не завладел зайчик. Задача зайчика поймать мяч, когда он перелетает через него. Если зайчик поймал мяч, он становится на место того, от кого прилетел мяч. А играющий, от которого зайчик поймал мяч, становится зайчиком. Какая пара дольше не позволит поймать мячик зайчику, та и выиграла.
Задачи: Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции. Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч. В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра – «песец». По команде дети – «охотники» начинают метать мяч, стараясь попасть в «песца». Побеждает команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника. Методические рекомендации: метание выполнять с обозначенной линии. Вариант: 1. Выполнять метание за определенный промежуток времени (пока играет музыка). 2. В дальнейшем возможно усложнение за счет введения второго «песца». |
|
|
Дополнительное оборудование, которое так же можно применять на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, в подвижных играх и эстафетах, ОРУ.
- «Диск».
Дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Одна команда белых, другая чёрных. Воспитатель подбрасывает диск между шеренгами. Если диск упал чёрной стороной, то чёрные догоняют белых, и наоборот. Правила: догонять только с того момента, как диск чётко приземлился на пол. Пойманный игрок переходит в противоположную команду. Побеждает та команда, в которой больше всех играющих на конец игры. |
Остальные упражнения, движения воспитатель составляет на своё усмотрение. Вариантов множество. |
- «Классики».
Способ изготовления:
На основу плотной ткани из узкой ленты нашиваются классики обыкновенные. Украсить якутскими орнаментами, а снизу классиков пришивается липучка, для фиксации на ковре. (безопасность при прыжках). В клетках вышиваются слова на якутском языке (цифры) от 1 до 10. Цель: закрепление счёта на якутском языке в пределах 10, и совершенствование прыжков на 2-х и одной ноге.
Использование:
Прыжки в классики на 2-х ногах, на одной ноге в сочетании с чтением и запоминанием порядкового счёта в пределах 10 на якутском языке. |
- Мешочки.
Способ изготовления:
Заготовки мешочков изготавливаются из кожи разного цвета, заполняются любым материалом: песком, крупой. На основу мешочка нашиваются элементы якутского орнамента из шнурков, мулине, тесьмы и из кожи другого цвета. Используем в ОРУ, во время физкультурных занятий, эстафетах и т.д.
- Чороны.
Способ изготовления:
Чороны вырезаются из ДВП, на основу которых затем из самоклеящейся бумаги, наносятся якутские национальные узоры. Используем в танцах, в эстафетах и ОРУ.
- Атрибуты для подвижных игр: «Сокол и лиса», «Охотники и куропатки», «Полярная сова и евражки», «Хариус», «Волк и жеребята» и т.д.
- «Оленьи рога» - метание колечками, сделанными из картона.
- Картотека подвижных игр народов Севера.
Большую помощь и поддержку оказали родители нашего детского сада, которым мы приносим большую благодарность за то, что они поддержали и помогли в решении поставленных нами задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры с использованием нестандартного оборудования для сенсорного развития детей
В этой консультации описано что . Сенсорное развитие ребенка имеет большое значение в образовательной области «Художественное творчество», именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствован...
Консультация для родителей.«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов....
Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
Развлечение...
«Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста с О.Н.Р.»
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социаль...
ФПМ-2023. Картотека подвижных игр с использованием нестандартного оборудования.
Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования....
ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Приобщение дошкольников к культуре народов Севера...
«Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Севера через народные игры»
Сегодня мы на многое смотрим по иному, многое открываем заново и переоцениваем. Большинство современных людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили люди раньше? Как работали?...