Знакомство с жизнью, бытом и культурой народов ХМАО.
материал
Формирование у детей знаний о родном крае, знакомство с традициями народов ханты и манси.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
«Украшение рукавички хантыйским узором»
Занятие по аппликации в старшей группе.
п. Игрим, 2022 год
Цель: Приобщение дошкольников к глубинному наследию Югорских народов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о родном крае;
- расширить и уточнить представления детей о национальной культуре и творчестве коренных жителей севера- ханты и манси.
Развивающие:
- учить детей вырезать по трафарету хантыйские узоры;
- развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о жизни и культуре коренных жителей.
2. Рассматривание изделий, иллюстраций, презентаций с изображением одежды народов ханты и манси.
3. Чтение книг хантыйских авторов, рассматривание репродукций с картин художников, альбомов с узорами нардов Севера.
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народного искусства.
2. Ножницы, бумага цветная, клей, клеенки, готовые трафареты с изображением хантыйских узоров.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, помните мансийскую легенду «Откуда Северное сияние пошло?» Давайте вспомним.
Девушка Вечерина спасла маленького олененка, вырос олененок и стал красивым и могучим Белым Оленем. Не расстались Белый Олень и Вечерина, а вместе взвились высоко- высоко в поднебесье. Касался неба Белый Олень своими украшенными рогами-полосы в небе от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них-и ожили полосы, заискрились. Как радовались люди! Одевали свои красивые одежды и выходили на улицу танцевать. Но злой Болотный дух - Камполэн, не выносил, когда люди радовались. Превратил он все одежды в простые, черного цвета и пропала радость. Может мы с вами попробуем победить злого Камполэна и снова превратим одежды в красочные и нарядные.
Дети дают свое согласие.
Основная часть.
Воспитатель:
Давайте, вспомним узоры народов ханты и манси.
Дети называют («волны», «Ушки молодого зайца», «вороны на болоте», «маленькие юрты», «дерущиеся медведи»)
Воспитатель:
Какую одежду носили ханты?
Ответы детей: Ханты носили малицу, теплые шапки, носили обувь: зимнюю-кисы, летнюю-нырики. У них зимой были теплые варежки, которые они пришивали к одежде.
Воспитатель:
Ну что, ребята, поможем людям вернуть радость? А для этого надо украсить рукавицы ярким красивым орнаментом.
Физкультминутка.
Ты еще не видел чуда - (правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки, грозим указательным пальцем)
В нашей тундре не был? – (разводят руки в стороны и удивляются)
Слушать шорох зимней сказки - (пальцы в замочек - круговые вращения)
Слушать звон копыт по насту- (перебираем пальцами рук по столу)
Приезжай. Мы встретим лаской - (держим кисти рук прямо ладонями вверх, загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Здравствуй! - (развести ладони вертикально)
Воспитатель:
А теперь за работу. Берем все ножницы и начинаем вырезать орнаменты. А затем вырезанными орнаментами украсим рукавицы.
Самостоятельная работа детей.
Во время выполнения работы воспитатель напоминает детям, что орнамент надо вырезать четко по контуру, с ножницами обращаться аккуратно.
Заключительный этап.
Дети рассказывают, кто как работал и какой узор вырезали.
Воспитатель:
Ребята, вспомните, как говорится в стихах о хантыйских узорах.
Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись дружок, и скоро полюбишь их сердцем ты.
Узоров их сплетенье, похожи то на рыб,
То на рога оленьи, а то на чум и птиц!
От детских глаз чудесных, улыбок всех ребят.
Хантыйские узоры еще сильней горят!
По окончании занятия выставка украшенных рукавичек.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какие у вас получились нарядные, красивые рукавички. Думаю, что даже Камполэну-Болотному Духу не под силу испортить такую красоту.
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
Подвижные игры народов Севера
и их роль в формировании здоровья дошкольников.
воспитатель
Мелентьева Елена Викторовна
п. Игрим, 2022г.
Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимых детских сказок о Малыше, Карлсоне и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Обучая детей яркие эмоциональные переживания.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимых детских сказок о Малыше, Карлсоне и др.) сказала: «Игра – это желание жить». Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей.
В детском саду вполне можно проводить многие игры народов Севера, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуры воздуха.
Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса к данному народу.
Народные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Среди игр и развлечений взрослого населения можно выделить национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Из них наиболее распространены: гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), пастушьего топора на дальность, прыжки через нарты, перетягивание палки, стрельба из лука, бег на лыжах, бросок камня через реку. Интересны традиционные прыжки через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в другом, кто перепрыгнет больше нарт без отдыха. Для этого надо иметь очень быстрые и крепкие ноги, чтобы по целым дням бегать за оленями в тундре.
Красивое захватывающее зрелище – гонки на оленьих упряжках.
Тынзей мечут на поставленную вертикальную палку, хорей, на головки нарт.
Топор бросают на дальность.
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног.
Все эти виды соревнований – мужские. Дети в своих играх подражают взрослым. Игры мальчиков отражают главным образом различные моменты хозяйственной деятельности (стрельба из лука, метание аркана и т.д.) В качестве игрушек для мальчиков распространенными являются игрушечные изображения оленей, детские луки со стрелами, изготовляемые обычно из прутьев ивняка. Вырабатывая меткость, малыши упражняются в стрельбе по неподвижным и подвижным целям. Для детей часто делают маленькие нарты, в них ребята иногда запрягают собак.
Из других игр и забав можно отметить женские игры – в жмурки, колечко – аналогичные русским играм. Женщины также изредка участвуют в гонках на оленях.
Во всех состязаниях, конечно, важен результат, желание стать победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Например, начиная с 3-4-летного возраста дети коренных национальностей учатся метать маут (веревочную петлю) на оленьи рога, ухаживать за собаками.
В детских садах наиболее известны такие подвижные игры народов Севера, как:
• игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени».
• игры с прыжками: «Нарты - сани», «Охота на куропаток».
• игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка»
• игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»
• игры на развитие мелкой моторики: «Вывко» (детская гуделка), «Меткий охотник», «Колечко».
Проведение данных игр способствует оздоровлению детей:
• правильному и своевременному развитию костного аппарата, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы;
• укреплению мышц сердца, развивают его способность приспосабливаться к внезапной изменяющейся нагрузке;
• правильному развитию терморегулирующих и защитных функций кожи;
• укрепляют дыхательную мускулатуру;
• развивают и укрепляют все группы мышц.
Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке. С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение, активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках.
С детьми дошкольного возраста можно также проводить вечера развлечений, праздники, связанные с началом и концом полярного лета. В них можно включать игры «Гонки на оленьих упряжках», игра-хоровод «Хейро» (солнце). В хороводе в такт слову «Хейро» дети выполняют простые ритмические движения, характер их зависит от фантазии педагога, умения детей четко, одновременно выполнять показанные им движения, можно включать и другие виды игр, упражнений в ловкости, быстроте, находчивости.
Для эффективного использования подвижных игр народов Севера в целях формирования здоровья и развития личности необходимо самим педагогам:
• хорошо изучить их содержание, т.к. глубокие знания и свободное владение обширным игровым репертуаром является необходимым условием внедрения народных игр;
• постоянно повышать свой уровень знаний об играх, традициях, жизни северян;
• хорошо знать методику педагогического руководства играми, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей; пробуждать у них интерес, воображение, активность; привлекать внимание детей к их содержанию, следить за точностью выполнения движений;
• строго следить за физической нагрузкой, поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и доброжелательное отношение играющих; приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
• вызывать интерес детей к этим играм путем ознакомления с жизнью, культурой и бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед; перед проведением игры предварительно рассказать о жизни, или каком-то определенном предмете, обычае северного народа, роли ведущего, пояснить роль других игроков;
• создать в группах необходимые условия для организации народных игр с детьми.
Педагогу необходимо помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно, активно, а затем регулировать степень внимания, мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.
Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
Перспективное ланирование занятий
по знакомству с жизнью, бытом
и культурой народов ХМАО
для детей старшего возраста.
Воспитатель
Мелентьева Е.В.
Цель: Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего посёлка, района, округа, знакомство с традициями, праздниками, бытом нашего народа.
Сентябрь | |||||||||
НОД | Тема | Цели, задачи НОД | Источник | ||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. | «Наш п. Игрим» | Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего посёлка, знакомство с традициями, праздниками, бытом нашего народа. | Конспект | ||||||
Чтение худож. Литературы | Чтение сказки «Богатырь» | Учить детей понимать образное содержание и идею сказки; передавать, замечать и понимать образное слова и выражения в тексте; уточнить знания детей о своеобразии жизни народов Севера | Стр.5 «Сказки народов ханты» | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | «Улицы родного посёлка» (рисование) | Учить рисовать карандашом дома разной величины. | Конспект | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | Знакомство с играми народов Севера «Бег на трёх ногах», «Ловля оленей», «Бег по-медвежьи», «Медведь и ягодники». | Цель: игра развивает ловкость, быстроту, координацию движений, силу. Цель: развивает находчивость, быстроту, ловкость, координацию движений. Цель: развивать силу рук, ног, координацию движений, ловкость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости. Цель: вырабатывает быстроту реакции, ловкость, воспитывает смелость и решительность. | «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера» Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф.В. стр. 5 (1), стр. 28 (1). Вариант №1 стр. 5 (1), стр. 30 (1) | ||||||
Октябрь | |||||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» экология | «Деревья нашего края» | Познакомить с деревьями и кустарниками в нашем посёлке, о их пользе. Воспитывать любовь к родному посёлку, бережное отношение к зелёным насаждениям | Конспект | ||||||
Чтение худож. Литературы | «Берестяной нос» Мансийская сказка. | Развивать умение находить закономерности, в климатических условиях и образе жизни людей; учить чувствовать и понимать характер образов произведения, взаимосвязь описанного с реальностью, развивать у детей диалогическую речь; воспитывать уважение к людям другой культуры | «Сказки народов севера» стр. 20 | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | Пейзаж «Природа родного края» (Рисование) | Учить передавать в пейзаже колорит природы нашего края. Учить умению рисовать разные деревья акварелью методом по-сырому. | (Конспект) | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | 1."Бой медвежат". 2."Метание палки на дальность". 3."Меткий оленевод". 4."Бег по-медвежьи". | В состязаниях развивать силу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества. Способствовать развитию подвижности и силы плечевого пояса, укреплению мышц туловища, развивать силу рук, ног, увеличивается дистанция для бега на время.
| «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера» Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф.В стр. 7 (1) стр. 3 (1) вариант №2 стр. 5 (1), стр. 9 (1). | ||||||
Ноябрь | |||||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. | Беседа «Мой Берёзовский район» | Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего района, округа, знакомство с традициями, праздниками, познакомить с историей района. | (Конспект, диск о Берёзовском районе) | ||||||
Чтение худож. литературы | «Почему совы на мышей охотятся». Хантыйская сказка | Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения. | «Сказки народов севера» стр. 31 | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | «Чум». (Ручной труд) | Познакомить детей с жилищем народов ханты и манси - чумом. Учить создавать сооружения по готовым схемам с помощью различных материалов (ткань, картон, мех и др.), путем закручивания полукруга в конус. | Познакомить детей с жилищем народов ханты и манси - чумом | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | "Бой оленей" "Муравейник" "Бой тетеревов" "Наперегонки" | Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитывают волю, настойчивость, развивает ловкость, скоростные способности, координацию движений. Способствует развитию скоростно-силовых качеств, координации движений. Состязание развивает быстроту, ловкость, силу рук, ног. | Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера» Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф стр. 8 (1), стр. 32 (1), стр. 9 (1), стр. 33 (1). | ||||||
Декабрь | |||||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» экология | Беседа «О богатстве реки Сосьвы» | Познакомить детей с реками Берёзовского района, притоком «Сосьва», богатстве северных рек. Воспитывать любовь к родному краю | Конспект | ||||||
Чтение худож. литературы | Ненецкая сказка «Три сына». | Познакомить с ненецкими сказками, понимать содержание, отвечать на вопросы по содержанию текста. | Стр. 62 «Сказки народов севера» | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | «Кукла в хантыйском платье» (рисование) | Упражнять детей в рисовании фигуры человека в платье, передавать пропорции частей тела. Упражнять в рисовании орнаментов ханты и манси: «Ушки молодого зайца» и др. Закреплять умение делать набросок простым карандашом и закрашивать акварелью. | |||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | "Быстрый олень""Кто кого перетянет""Важенка и оленята""Кто быстрее с хореем" | Развивать быстроту, ловкость, координацию движений, скоростные и силовые качества, внимания, состязание способствует развитию силы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества.
| Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера» Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф. стр. 11 (1) Вариант №1 стр.25 (1), стр. 13 (1), стр. 24 (1). | ||||||
Январь | |||||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. | Знакомство с жизнью народов Севера | Закрепить знание детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. | Конспект | ||||||
Чтение худож. литературы | «Сиротские слёзы» | Познакомить с хантыйской сказкой, понимать содержание, отвечать на вопросы по содержанию текста. | Стр. 76 «Сказки народов севера» | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | «Декоративно-прикладное искусство народов ханты и манси» | Закрепить знания детей о культуре и быте народов ханты и манси. Учить вырезать узор из бумаги сложенной в несколько раз, составлять узор. Закрепить знания детей о цветосочетании в хантыйских узорах. Воспитывать любовь к родному краю, природе, умение оценивать свою работу и работу товарищей. | Конспект | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» |
| Игра развивает выносливость, координацию движений. Состязание способствует развитию силы, силовой выносливости, координации движений, ловкости. Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность. | Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера» Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф. стр. 14 (1), стр. 24(1), стр. 14 (1) вариант №2 стр.25 (1). | ||||||
Февраль | |||||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» экология | «Герои нашего посёлка» | Познакомить детей с памятниками героев – воинов нашего посёлка. | Конспект | ||||||
Чтение худож. литературы | «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера» | Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей. Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы). | Конспект | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | «Охотник с собакой» (Лепка) | Познакомить с основным занятием народов ханты м манси – охотой. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавать форму и пропорции частей тела. | Конспект | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» |
3"Волк и зайцы" 4"Ловкий охотник" | Состязание развивает скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц спины. Развивает быстроту, ловкость, координацию движений, внимание. Развивает смелость, решительность, ловкость, реакцию, силу ног. Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости, координации движений, меткости, глазомера. | Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера» Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф. стр. 15 (1) стр. 25 (1) стр. 15 (1) стр.27 (1). | ||||||
Март | |||||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. | Культура и традиции народов ханты и манси (рассказ воспитателя). | Продолжать знакомить с традициями коренных народов севера, воспитывать уважение к их культуре. | Презентация | ||||||
Чтение худож. литературы | «Олень-щука» | Стр. 98 «Сказки народов севера» | |||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | «Украсим платье орнаментами народов ханты и манси» | Расширять знания детей о том, что мы живем на земле народов ханты и манси; знакомить с их культурой и бытом, декоративно-прикладным искусством; закреплять умение изображать хантыйские орнаменты и узоры, развивать световосприятие и чувство композиции; Воспитывать уважение к коренным народам, проживающим в нашем районе. | Конспект | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера» Степанова Г.А., Васин Ю.Ш., Ефремов Ф. | ||||||||
Апрель | |||||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» экология | Беседа «Заповедники Ханты-Мансийского округа». | Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Ханты-мансийского округа, пробуждать желание побывать в этих местах. | Конспект | ||||||
Чтение худож. литературы | «Бесстрашная Татья» | Познакомить детей с мансийской сказкой. Понимать содержание отвечать на вопросы словами из текста. | Стр. 138 «Сказки народов севера» | ||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | Нарты (конструирование) | Совершенствовать умение в конструировании объемных поделок из картона, умение следовать инструкции, пользоваться ножницами, клеем, кисточкой, расширять представления о транспорте коренных народов нашего края. | Конспект | ||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | Подвижные игры разных народов. | ||||||||
Май | |||||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. | «Их помнит Россия» | Углубить представление детей о солдатах-героях; дать детям понятие о памяти, памятниках, о ритуале почтения памяти в нашем посёлке; познакомить с героями фронтовых лет; формировать основы патриотизма; воспитывать уважение к воинам-защитникам. | О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет» стр.149 |
Чтение худож. литературы | «Хантыйская сказка» | Продолжать знакомить детей со сказками Югорских народов. | «Сказки народов ханты» стр.111 | |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | «Хоровод дружбы» | Закреплять умение вырезывать фигурки из бумаги, сложенной вдвое, украшать их узором, орнаментом разных народов. Воспитывать уважение к людям других национальностей, к их культуре и обычаям | Конспект | |
Образовательная область «Физическое развитие» | Русские народные игры Удочка. Третий лишний. Горелки. Игра «Заря- заряница» | Познакомить с русскими народными играми, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, внимание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для мастеров есть светлые мастерские, где можно заниматься бисероплетением , вязанием, шитьём по ткани, сукну, меху, из рыбьей кожи, плести из нитей, работать с берестой. Центр ремесел, прикладного творчества и национальных культур в п. Игрим
В Центре ремёсел воспроизведена изба северных жителей, дающая представление об атмосфере жилища аборигенов.
Здесь можно увидеть предметы быта, кухонную утварь, народный костюм; почувствовать тепло природных материалов (таких как дерево, кость, береста, мех, шерсть), оценить мастерство северных творцов; окунуться в мир сказок и легенд таёжного края.
Центр Ремёсел - место передачи культуры, традиций, обычаев, фольклора и прикладного творчества коренных народов Севера от старших поколений – младшим, звено от прошлого к будущему.
Каждый носитель традиционной культуры может поделиться своими умениями и навыками, а так же узнать что-то новое для себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».
Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...
Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)
1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».
План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:· познакомить дете...
Расширение знаний детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину....
Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера
Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера...
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Знакомство с жизнью и бытом народа ханты и манси»
Знакомство детей с жизнью народов севера...