Познавательно-развлекательный досуг: «Птицы наши друзья»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цели:
- Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц;
- помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец); развивать умение узнавать их на картинках;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- продолжать учить правилам поведения в природе;
- познакомить с тем, какую важную роль играют птицы в охране природы;
- продолжать развивать образное мышление, мелкую моторику рук;
- развивать интерес к истории нашего народа, его обычаям.
Развивающая среда: Клубок желтых ниток, атрибуты леса. Костюмы: лесовика, грача, ласточки, скворца. Аудиозапись пения птиц, видеозаписи: «Кормление птиц», «Грачевник», «Вешаем скворечник»; хлебобулочные изделия – птицы; бумажные голуби, модели; дидактическая игра: «Птицы»; атрибуты к дидактической игре: «Сложи предмет».
Словарная работа: пернатые, грачевник, карниз, скворечник, проталины, хмурится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-развлекательный досуг: «Птицы наши друзья» | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-развлекательный досуг:
«Птицы наши друзья»
в средней группе «Рябинка»
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Сидоркова Елена Георгиевна
Цели:
- Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц;
- помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец); развивать умение узнавать их на картинках;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- продолжать учить правилам поведения в природе;
- познакомить с тем, какую важную роль играют птицы в охране природы;
- продолжать развивать образное мышление, мелкую моторику рук;
- развивать интерес к истории нашего народа, его обычаям.
Развивающая среда: Клубок желтых ниток, атрибуты леса. Костюмы: лесовика, грача, ласточки, скворца. Аудиозапись пения птиц, видеозаписи: «Кормление птиц», «Грачевник», «Вешаем скворечник»; хлебобулочные изделия – птицы; бумажные голуби, модели; дидактическая игра: «Птицы»; атрибуты к дидактической игре: «Сложи предмет».
Словарная работа: пернатые, грачевник, карниз, скворечник, проталины, хмурится.
Содержание
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Обращаюсь к детям с вопросом: «Ребята, какое сейчас время года?» /Ответы детей/.
Обобщаю высказывания детей: «Да, весна, посмотрите, как ярко светит солнце, как играют его лучи. А вот, смотрите, один лучик попал к нам в зал. Вот сейчас я его поймаю и потяну как нитку, смотаю в клубок. Вот (показываю) какой он яркий, солнечный, теплый. Это подарок солнышка. А клубочек хочет что – то сказать. (Слушаю). Он приглашает нас в путешествие. А куда же нам идти (спрашиваю у клубка)? Клубок покатится, а мы пойдем за ним. (Бросаю клубок). – Ребята, нас ждут необыкновенные приключения, неожиданные встречи. (Идем за клубком) Вот, наконец, мы пришли в лес. Посмотрите, какая красивая поляна, давайте отдохнем здесь, полюбуемся красотой весеннего леса.
Появляется Лесовик (родитель). Выражаю удивление: «Ой, кто это?» Лесовик: «Это я – седой старик, называюсь Лесовик. Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу!» Дети здороваются с Лесовиком.
Лесовик: «Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?» - Мы, дедушка, в лес пришли погулять, отдохнуть, на лес полюбоваться.
Лесовик: «Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разбиваете, цветы топчите, в птиц стреляете, насекомых и зверей обижаете. Не пущу вас в лес!»
Обращаюсь к Лесовику: «Старичок – Лесовичок, наши дети лес любят и уважают. Вот послушай, какие они правила поведения в лесу знают». (Высказывания детей с опорой на модели).
Лесовик: «Ну, коли так, добро пожаловать в мои владения! А мне пора дальше идти, в лесу порядки наводить, за всем следить».
Дети благодарят Лесовика и прощаются с ним.
Обращаюсь к детям с вопросом: «Ребята, а что происходит в лесу весной?» Предположительные ответы детей: «Весной природа просыпается, распускаются цветы, почки на деревьях, появляется трава, просыпается медведь, выползают букашки, червячки, прилетают птицы».
Прослушивание грамзаписи поющих птиц. Спрашиваю: «Что вы слышите? Где и когда так поют, заливаются птицы?» (Ответы детей). – Правильно, ребята! Осенью затихают птичьи голоса, потому что, многие пернатые, радующие нас своим пением, улетают в теплые края. Вам понятно слово « Пернатые»? Кто это такие? Почему их так называют?» (Ответы детей).
- А теперь ответьте мне, каких перелетных птиц вы знаете? Почему птицы покидают родные места? (Ответы детей).
- Правильно, давайте вспомним, как мы кормили птиц зимой.
Просмотр видеофильма. Обращаюсь к детям с вопросами: «Ребята, как вы думаете, куда раньше приходит весна, в поле или в лес? Где быстрее тает снег и почему? (Ответы детей).
- Как только в поле появляются первые проталины, прилетают грачи – первые посланцы весны. Они ходят важно по полю, черным клювом поблескивают, клювом ковыряют, червяков да личинок из нее потаскивают. А люди рады грачам, улыбаются, завидев их - «Здравствуйте!» – говорят они птицам, – с прибытием вас!» - Ой, ребята, прислушайтесь, кажется, к нам летит первый гость, интересно, кто же это? Появляется грач(родитель). Грач: «Вот я – грач проворный, черный, Кричу: «Крак! Крак!» Всем червякам враг! Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю. Вы знаете, есть даже такая примета «Если грач на горе, то и весна на дворе!» Ребята, а хотите поиграть со мной? Выходите со мной на лужок, быстрей делайте кружок.
Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими, да приговаривайте: «Летят, летят!» Да только, чур, не ошибаться, лететь только с теми, кто на самом деле летать может!»
Подвижная игра «Грачи летят». (Дети становятся в круг, а «Грач» ходит внутри круга и приговаривает: - Грачи летят, на всю Русь трубят! (Дети машут руками и говорят «Летят, летят!») - Пчелы летят, гудят, бурчат! (Дети машут руками и говорят «Летят, летят!») - Поросята летят, полосатые визжат! (Дети стоят молча). – Синицы летят, на всю Русь кричат! (Дети машут руками и говорят «Летят, летят!») – Медведи летят, толстопятые рычат! (Дети стоят, молча). Спрашиваю: «Понравилась, Грач, твоя игра детям. Оставайся на нашем празднике!»
Обращаюсь к детям: «Ребята, когда птицы прилетают домой из теплых краев, где они живут? Как называются их домики?»
- Правильно, расскажите, где живут грачи? (Видеозапись) Рассказ ребенка: «Место гнездования грачей - грачевник. Грачи - большие черные птицы, они устраивают гнезда на высоких деревьях, чтобы никто не обижал их птенцов. Гнездо делают из сухих веток. В грачевнике много птиц, поэтому оттуда слышен всегда громкий крик».
Продолжаю рассказ ребенка: «Вслед за грачами, прилетают скворцы. Слышите, к нам летит, торопится еще один гость». (Появляется родитель в костюме скворца) Скворец: «Я скворец! Веселая пташка, в черной в крапинку рубашке. К вам весной прилетаю, сразу домик оживляю. Вы меня узнали?» - Да, скворец, ребята тебя узнали. Они для тебя приготовили стихотворение. Вот послушай! Ребенок: «У нас в саду жилец - бойкий маленький скворец. Тихий сад повеселел, от того, что он запел. Ест жуков, росинки пьет. Сдвинув шапку набекрень, Распевает целый день!». Скворец: «С юга скворушки летят, в новом доме жить хотят. Все ли здесь для нас готово? Где бы нам сейчас присесть? Где попить и где поесть?» Задаю вопрос детям: «Ребята, как называется домик скворца?» /Ответы детей/.
А давайте вспомним, как Полина Якшина с папой Федором Васильевичем мастерили скворечник, а потом мы вместе с детьми закрепляли его на дереве (просмотр видеозаписи). – Я предлагаю вам построить скворцам скворечники. /Дидактическая игра «Сложи предмет»/.
Песня «Скворушки», музыка Карасева.
Обращаюсь к персонажу: «Скворушка, оставайся с нами, а нам нужно встречать следующего гостя, точнее гостью. Вслед за скворцами мчатся на Родину ласточки. Замечательный русский поэт Майков написал стихотворение, которое так и называется «Ласточка».
Ребенок: Ласточка примчалась
Из-за Бела моря. Села и запела: Как, февраль, не злися, Как ты март, не хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик - Все весною пахнет, (Входит Ласточка - родитель). Ласточка: - Я ласточка, в апреле к вам лечу, Под крышами из глины домик мастерю. Лечу как самолетик – изящна и легка, с выемкою хвостик, собой не велика. Обращаюсь к Ласточке: «Здравствуй, милая ласточка, мы рады тебя видеть!» Ласточка: «Ребята, я, как и другие птицы, на крыльях весну несу. А вы знаете приметы весны?» - Конечно, Ласточка, знают, вот послушай! 1 ребенок: Пусть март стоит студеный и верба не цвела, Купается ворона – жди солнца и тепла . 2 ребенок: Грач гнездо чинить решил, Закричал он, заспешил. Значит, скоро холода Нас покинут навсегда. 3 ребенок: Птицы в гнездах не галдят, Пчелы в ульях не гудят. Муравьи закрыли двери, Разбрелись по норкам звери, Не летает стрекоза – Надвигается гроза. Ласточка: «Какие вы молодцы, много весенних примет знаете! А вы слышали, что весну на своих крыльях несут не все птицы, а только перелетные? Вот я сейчас и проверю, хорошо ли вы знаете этих птиц».
Игра: «Зимующие и перелетные птицы» Обращаюсь к Ласточке: «Спасибо, Ласточка, за веселую игру, оставайся и ты с нами». (Грамзапись «Пение птиц») - Дети, отчего же весенние птицы защебетали? Солнце заиграло своими лучами? Да это же весна красна к нам спешит. Входит Весна (родитель) с подносом «Жаворонков»
Весна: «Здравствуйте, ребята, гости дорогие! За ваше старание, ребята, я хочу подарить вам этих Жаворонков. В далекие времена отмечали такой праздник – «Сороки» или по другому «Птичий праздник». В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек - Жаворонков, пекли их. А у кого не было муки, лепили из глины, мастерили их тряпок, бумаги. В старину люди верили, что весна, потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям птиц давали и приговаривали: «Жаворонки летите – весну принесите!» Я хочу вам подарить не только этих Жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. Но вы должны помнить основные правила.
Ребенок: Что птиц, ребята, не надо ловить, Надо птиц всегда любить. Птичьих гнезд не разорять, Зимой птицам помогать, Их жалеть, оберегать! Обращаюсь к детям с вопросом: «Запомнили?» Подвожу итог.
По окончании отмечаю: «Наше путешествие подходит к концу и нам пора в детский сад «Лесная сказка». А нашим гостям мы подарим вот таких птичек – невеличек (показываю). Дорогие гости, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется: Зернышко – сытая и веселая жизнь. Денежка – богатство. Пуговка – обновка. (Дети пускают бумажных голубей с секретом )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия -досуга "Птицы - наши друзья!" подготовительная группа.
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами и их жизнью в зимнее время; развивать творческое воображение, внимание, смекалку,; обобщение и уточнение знаний детей о зимующих птицах; расширение...
Совместный досуг для детей и родителей "Птицы- наши друзья"
Автор : Хлебникова Наталья Александровна, Данный досуг имеет познавательно-речевую направленность развития и умственного воспитания ребёнка дошкольного возраста и интегрируется с обра...
Конспект экологического досуга во II младшей группе "Птицы - наши друзья"
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста экологически правильного отношения к природе...
Досуг в подготовительной группе "ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ"
Цель. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе через синтез искусств. Задачи.Учить эмоционально откликаться на знакомые муз. образы. Совершенствовать вокальные и танцевальные навыки. Ра...
Сценарий досуга "Птицы - наши друзья" для старшей группы
Предлагаю Вам конспект досуга, который проводился итоговым мероприятием с детьми дошкольного возраста для проекта "Поможем зимующим птицам". Предоставленный материал будет полезен восп...
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
Конспект экологического досуга "Птицы - наши друзья"
Формирование знаний о бережном отношении к перелётным птицам нашего края у детей дошкольного возраста....