Методическая разработка по народному календарю «Осень встречаем, в гости приглашаем!»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Составила музыкальный руководитель 1 категории
ГБДОУ № 48 Калининского района Санкт-Петербурга
Кудрявцева Тамара Григорьевна.
Что может быть более доступно детям, чем народная музыка, игры, пляски?
Разучивание и исполнение народных песен, плясок, хороводов, игр ненавязчиво знакомят детей с народной культурой, традициями, праздниками, с народной мудростью, воспитывают патриотизм и любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по народному календарю
«Осень встречаем, в гости приглашаем!»
Составила музыкальный руководитель 1 категории
ГБДОУ № 48 Калининского района Санкт-Петербурга
Кудрявцева Тамара Григорьевна.
Что может быть более доступно детям, чем народная музыка, игры, пляски?
Разучивание и исполнение народных песен, плясок, хороводов, игр ненавязчиво знакомят детей с народной культурой, традициями, праздниками, с народной мудростью, воспитывают патриотизм и любовь к Родине.
Проведение различных фольклорных праздников способствует обогащению знаний детей о народных традициях, формированию познавательного интереса и творческой активности в процессе приобщения к культуре своего народа и понимание ее неповторимости.
Осенние посиделки, капустники - это прекрасная возможность объединить детей и родителей. На них создается доброжелательная, теплая домашняя обстановка, что так важно в это ненастное время года. Ведь в традиционном народном воспитании огромное внимание уделялось созданию душевной атмосферы, чувству оживленности, раскрепощению внутренних сил каждого участника народного действа, обряда, праздника.
Произведения русского народного музыкального творчества настолько просты и мелодичны, что дети очень быстро их запоминают. Народные игры, хороводы объединяют детей, учат толерантности, переносят их в другой мир, поэтический и сказочный, создают радостное, веселое настроение. Кроме того, дети в игровой форме знакомятся с народными обычаями, бытом русского народа. Исполнение русских народных песен развивает у детей художественный вкус, приобщает к песенному прошлому народа.
На празднике, одетые в русские национальные костюмы, дети с удовольствием выступают в роли артистов, а родители - гордятся своими детьми и тоже приобщаются к народной культуре.
«Осень встречаем, в гости приглашаем!»
Вечер досуга для детей подготовительной группы.
Педагогические ориентиры:
1. Приобщать детей к русской народной культуре через знакомство с народными традициями.
2. Воспитывать интерес к народным обычаям, к русской народной музыке.
3. Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость у детей на народную музыку, пляски, игры.
5. Создавать радостную творческую атмосферу праздника в различных видах деятельности (стихи, песни, танцы, театральная деятельность)
6.Формировать знания о народной музыкальной культуре через приобщение дошкольников к русским народным традициям.
Зал стилизован под русскую избу. В углу- домик с резными ставнями. Посередине - стол с домашней утварью, прялка, печь, лавки, домотканые половики.
Дети в русских народных костюма входят в зал под русскую народную мелодию »Ах вы, сени».
Дети - По дорожкам бродит осень в рыже-красном сарафане,
А над нею – небо в просинь с кучевыми облаками.
Осень трогает листочки, сыплет желуди горстями,
Нить прядет из серой тучи, поливая все дождями.
Уток в небо поднимает, в лужи смотрится красоткой,
Ветерком в ветвях играет, по воде плывет лебедкой!
Позолоты не жалея, убрала березкам косы,
Холода в мечтах лелея, разбросала в поле росы (Л. Никифорова)
В исполнении детей звучит» Осенняя песня» (сл и муз. Н. Бобковой)
Воспитатель- Сегодня, ясным, светлым днем, в русский терем мы
пойдем. Там хозяюшка живет, вас, ребята, в гости ждет.
Дети идут змейкой под фонограмму русской народной песни
«Пойду ль я, выйду ль я», останавливаются перед домиком,
их встречает Хозяюшка.
Хозяюшка -Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, дети малые! Добро пожаловать!
Рассаживайтесь поудобней, будьте как дома!
В старые времена был обычай у русских людей: когда
заканчивалась работа в поле, был убран хлеб в закрома,
собирались они в самой большой деревенской избе
время скоротать, пообщаться. Девушки приходили
с рукоделием, вязали, вышивали или за прялку садились.
На посиделках было весело - то песню или частушку запоют,
то шуткой обменяются или плясать начнут, то разговор интересный заведут.
Давайте и мы поговорим об осенних месяцах, об осенних приметах. Скажите, как называют в народе сентябрь?
Дети- Ревун, зоревик, вересень, листопадник.
Хозяюшка -Да, все эти названия связаны с приметами.
Ревун - оттого, что часто дует, ревет ветер.
Вересень - потому, что цветет медоносный вереск.
В середине месяца, после двух трудовых недель, на Семенов день, устраивают Осенины - первую встречу осени. Выходят девушки на берег реки, славят Осень песнями.
Исполняется русская народная песня «Осенница-царица».
Хозяйка- Хоть холоден батюшка Сентябрь, да сыт.
Кто запаслив, тот и счастлив. Недаром говорят-
«Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь».
Где хлебно, там и тепло, там и жить добро!
А откуда же берёт начало хлеб? Правильно, с золотого зёрнышка, с пшеничного или ржаного полюшка! В самом конце лета заканчивают уборку и посев озимого хлеба. В народе отмечают праздник окончания жатвы, «дожинки». Ведь убирали раньше хлебушек серпами.
Мальчики с колосьями в руках встают врассыпную по залу.
Один мальчик исполняет роль Игната.
Девочка- Ой, наш господин Игнат,
Посеял жито и сам рад! Он по полю гуляет,
Своих жнеечек скликает!
Игнат - Идите, жнеюшки, на поле, вам работать, вам не спать,
Густо житечко сжинать, часты копны собирать!
Выходят девочки - жницы с серпами.
Жницы-Ой, хозяин, мы идем, мы серпы с собой несем,
Исполняется русская народная песня »Серпы золотые»
Жницы- Сжали ниву до конца, до последнего венца,
Конец нивушке, конец, будем заплетать венец!
Исполняется русская народная песня «Уж мы вьем бороду»
Жницы идут по залу, показывая всем украшенный сноп, приговаривают:
Осень, сноп последний носим! Пришла к нам с ливнями, с хлебами обильными!
Хозяюшка- Велика и необъятна родная земля,
Урожаями богаты наши нивы и поля.
У народа есть слова – Хлеб - всему голова.
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе!
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Дети- Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное, работой пахнет хлеб.
Исполняется песня «Золотые колоски» (сл. и муз. Беленко)
Ребенок- (обращается к Хозяйке) -
Посмотри-ка, хозяйка, тут неубранные грядки.
Мы сейчас пойдем, урожай весь соберем!
Проводится русская народная игра «Огородник»
Хозяюшка- Есть для вас загадка:
Все лето росла, трудилась, в сто одежек нарядилась.
Разрослась на грядке густо наша вкусная…
Дети- Капуста!
Хозяюшка показывает детям кочан капусты- Посмотрите, какая капуста у меня выросла! Белая да сочная! Наступает в конце сентября Воздвиженье.
Дни становятся все холоднее. Примечают – бабьему лету - конец! Начинаются капустницы, капустинские вечёрки, когда молодежь ходит
из дома в дом рубить капусту. Славянские народы первыми научились
квасить капусту и запасать ее впрок. Давайте и мы капусту заготовим!
Дети встают врассыпную.
Пальчиковая игра «Капуста»
Хозяйка- Молодцы! Засолили мы капусту. Ох, и вкусная она получилась!
Хозяйка - Закончился сентябрь, наступил второй месяц осени- октябрь.
А как он в народе называется?
Дети- Грязник, позимник.
Хозяюшка- В «грязник» ложка воды ведром грязи оборачивается –
говорили в народе. 1 октября наступает Арина -шиповница, журавлиный лет. В этот день собирают лоды шиповника, чтобы насушить его на зиму.
Начинается отлет журавлей в теплые страны.
Дети-Птицы в стаи сейчас соберутся.
Улетят, а весной к нам вернутся.
Высоко, высоко от земли пролетают на юг журавли.
Вылетает Журавушка.
Журавушка- Мне на юг лететь пора, наступают холода.
Не скучайте, весной к вам вернусь,
Я зимой здесь замёрзнуть боюсь.
Песня «До свиданья, журавли» (муз. З. Роот)
Хозяйка -А еще расскажу вам про Покров.Это название связано с первым снегом, который, как ковром, покрывал землю. Уже заканчиваются полевые и огородные работы, собран весь урожай. Начинались покровские ярмарки. Весь народ съезжался туда - кто продавать, а кто - покупать.
Входят дети- коробейники с товарами.
Коробейники -Тары - бары, растабары, есть хорошие товары,
Не товар, а сущий клад. Разбирайте нарасхват!
-Давай, подходи и других подводи!
У дядюшки Демьяна торговля без обмана!
-Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!
Кому деревянные ложки? Годятся, чтобы кашу есть из плошки!
А также петь, плясать, нужно только постучать.
Потешают, веселят, скучать не велят!
К Коробейникам подходят мальчики, выбирают ложки.
Исполняется «Танец с ложками»
(русская народная мелодия «Я на горку шла»)
Девочка - Здесь платочки расписные, посадские,
Можно даже сказать - царские!
Я б себе и подружкам купила
А потом поплясать пригласила!
Девочки исполняют танец с платками под русскую народную мелодию «Светит месяц».
Хозяюшка-Выходите поиграть, свою ловкость показать!
Русская народная игра «Плетень»
Хозяйка- Что ж, мои дорогие, славно мы повеселились!
Осень велика, зима долга, но придет весна, природа свое скажет. Уважаемые гости, приглашаю вас на чай душистый с пирогами да ватрушками! Но сначала порадуйте меня песней!
Песня «Русский чай» (муз. З. Роот)
Хозяюшка- Делу время, потехе - час!
Жду вас на посиделки в другой раз!
Использованная литература.
1.Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. Санкт –Петербург, 2008
2. Осенние праздники, игры и забавы для детей. Творческий центр «Сфера», Москва, 1998
3. Истоки русской народной культуры в детском саду.
Методическое пособие для воспитателей ДОУ, Санкт-Петербург,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
4. У наших ворот всегда хоровод. Сценарные разработки, Санкт-Петербург, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия "Осень золотая, в гости приглашает."
Цели и задачи: 1. Формировать у детей представление о лесопосадках как общем доме (в широком понимании), в котором живут растения, птицы, животные и человек. 2. Приучать детей соблюдать чист...
Методическая разработка на тему: Сценарий праздника "Встречаем Осень" в средней группе
Увлекательный праздник для детей средней группы с играми,песнями,танцами....
Методическая разработка по народному календарю «Июль, июль, макушка лета!»
Составила музыкальный руководитель 1 категорииГБДОУ № 48 Калининского района г.Санкт-ПетербургаКудрявцева Тамара ГригорьевнаС чего начинается Родина? На этот вопрос можно ответить словами из известной...
Методическая разработка конспекта работы с детьми среднего возраста "Мультфильм приглашает в гости".
Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Создать психологический комфорт, положительный эмоциональный настрой....
Методическая разработка. Конспект совместной деятельности "Осень в гости к нам идет"
Тип деятельности: непосредственная образовательная деятельностьТема: «Осень в гости к нам идет»Участники: дети старшей группы 5-6 летДлительность: 25 мин.Количество: 20 детейЦель: фо...
сценарий развлечения «Лето нас встречает, в гости приглашает»
Сценарий развлечения в дестком саду "Лето нас встречаеттв гости приглашает" для всех возрастов...
Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.
методическая разработка: конспекта игрового досуга для детей разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...