Методическая разработка по народному календарю «Июль, июль, макушка лета!»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Составила музыкальный руководитель 1 категории
ГБДОУ № 48 Калининского района г.Санкт-Петербурга
Кудрявцева Тамара Григорьевна
С чего начинается Родина? На этот вопрос можно ответить словами из известной песни В. Баснера. Родина есть у каждого из нас. А то, насколько мы любим ее и заботимся о ней, насколько мы патриоты - это во многом зависит от воспитания. Поэтому так важно с дошкольного детства приобщать ребенка к народной культуре и народным традициям, воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину и народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_2014.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по народному календарю
«Июль, июль, макушка лета!»
Составила музыкальный руководитель 1 категории
ГБДОУ № 48 Калининского района г.Санкт-Петербурга
Кудрявцева Тамара Григорьевна.
С чего начинается Родина? На этот вопрос можно ответить словами из известной песни В. Баснера. Родина есть у каждого из нас. А то, насколько мы любим ее и заботимся о ней, насколько мы патриоты - это во многом зависит от воспитания. Поэтому так важно с дошкольного детства приобщать ребенка к народной культуре и народным традициям, воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину и народ.
Детям очень нравится разучивать на музыкальных занятиях народные песни, пляски, хороводы, игры.
Это то, что очень близко душе каждого из нас.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развитие.
Познавательное развитие: знакомство с обычаями, традициями, обрядами русского народа.
Речевое развитие: учить детей отгадывать загадки, отчётливо произносить слова текста песен, народных игр.
Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества.
Художественно- эстетическое развитие: побуждать детей к инсценированию содержания русских народных песен, развивать танцевальное творчество.
Социально- коммуникативное развитие: приобщать детей к истокам русской народной культуры через развитие эмоциональной сферы путём включения их в народные праздники, воспитывать любовь к обычаям и традициям русского народа.
Педагогические ориентиры:
1. Закрепить знания о видах русской народной песни: плясовой, хороводной, лирической, обрядовой.
2.Закрепить знания о русских народных музыкальных инструментах.
3. Прививать любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам, играм;
4. Обогащать представления детей о быте русского народа, народных традициях, народном календаре.
Звучит фонограмма песни «Красное лето, зеленая трава»( сл. и муз. Д.Усачева)
Дети выходят на летнюю площадку, украшенную ленточками, цветами, изображениями бабочек, птичек и солнышка. Вдоль площадки расставлены скамейки.
Ведущая – Наступил июль. Это самый теплый, самый солнечный и ягодный месяц в году.
Дети - Самый жаркий месяц года - это красочный июль.
Очень знойная погода! Ветер нежно треплет тюль,
- Солнце красит наше тело в красно-смуглые цвета.
Лето знойное запело, отворяй-ка ворота!
Ведущая – Давайте поедем в гости к жаркому июльскому Лету! Садитесь в вагончики, наш веселый паровозик уже готов отправиться в путь!
Ритмическая композиция «Паровоз-букашка»
( Ку-Ко-Ша, Танцевально-игровые композиции, выпуск 7,2013г, С-Пб.)
Дети рассаживаются на места.
Звучит русская народная мелодия»Калинка»,появляется Лето в ярко - красном сарафане с цветком в руках.
Лето - Здравствуйте, ребята! Я - Лето красное! Как хорошо, что вы приехали ко мне в гости!
Сейчас июль, который в народе называли страдник, июль, сенозарник, макушка лета. Это самый теплый, самый солнечный и ягодный месяц в году. Устанавливаются жаркие дни с грозами. В этом месяце идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. Солнце припекает настолько сильно, что гулять лучше пораньше с утра и вечером. Можно помогать в саду и на огороде, не забывая защищаться от жарких солнечных лучей. И еще знать, что в любой момент, даже в самую ясную погоду, могут нагрянуть тучи и разразится гроза, потому что июль -самый грозовой месяц. Но обычно гроза быстро проходит и вновь выглядывает солнце!
Какие поговорки вы знаете об этом месяце?
Дети - В июле солнце без огня горит.
-Июль- грозник, молнии мечет, дуб калечит.
- Не топор кормит мужика, а июльская работа.
- В июле на поле густо, а в амбаре - пусто.
- Июль – середка лета, краса цвета!
Лето - В моем лесу вырос волшебный цветик-семицветик! Первый лепесток я отрываю, в хоровод вас приглашаю!
Дети - Что за славный денек, собирается народ.
Будем петь и шутить, будем Лето веселить.
- Мы по улице гуляли, хороводы выбирали.
Где веселый народ - тут и будет хоровод!
Русский народный хоровод «В роще калина»
Лето – Инструменты выбирайте и в оркестре поиграйте!
Дети берут со стола русские народные инструменты.
Оркестр «Во поле береза стояла»(фонограмма)
Лето - Второй лепесток я отрываю, на зарядку приглашаю!
Кто со спортом дружит – тот живет, не тужит!
Ритмическая композицию «Зарядка»
(Ку-Ко-Ша, Танцевально- игровые композиции, выпуск 5, 2012г, С-Пб)
Лето - Вот и третий лепесток - хочу услышать я стишок!
Дети - Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом!
Что же это? Это - лето! И оно спешит к нам в дом.
- Певчих птиц разноголосье! Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья и грибы в тени дубрав.
- Сколько вкусных сладких ягод на поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год витаминов запасу!
-Накупаюсь вволю в речке, вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке сколько хочешь буду спать!
- Сколько солнца! Сколько света! Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, чтоб лето было целый год со мной Т. Бокова
- Доброе лето! Доброе лето!
Сколько тепла в нем и сколько в нем света!
Лето стучится к нам в окна с утра:
- Вставай, детвора! Вставайте, утята, гусята,телята!
Я всех вас умою водою речной
И солнцем согрею! Растите скорее! Н. Полякова
Лето - Четвертый лепесток - танцевальный! Приглашаю поплясать!
Ребенок - Много танцев есть на свете, все мы любим танцевать!
И кадриль для вас сегодня очень рады мы сплясать!
Танец «Кадриль» муз В.Темнова
Лето - Пятый лепесток - угадай-ка! Загадать хочу загадки!
1. Летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
2.Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь,
осенью спать ложусь. (Река)
3. Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга)
4. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая - чернеет. (Смородина красная и чёрная)
5.На улице рубашка, в избе рукава.(Луч солнца)
6.Летом — снег! Просто смех! По городу летает,
Почему же он не тает?(Пух с тополей)
7. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда мы не идем, покуда он идет.(Дождь)
8.В синем небе, как по речке, белые плывут овечки.
Держат путь издалека. Как зовут их? ...(Облака)
9.Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём. (Роса)
10. Нашумела, нагремела, все помыла и ушла.
Сад, поля и огороды - все округи полила (гроза)
Лето – Теперь самый веселый лепесток! Проведем веселые игры !
1 Игра – «Плетень» (русск.нар.)
2.Эстафета - Пронеси мячик !
3.Игра «Аисты и лягушки «
( М.Картушина, Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6л, Москва, 2008)
Описание -Дети делятся на 2 группы,встают напротив.Аисты стоят на одной ноге.Лягушки прыгают к ним со словами:На одной ноге стоишь, на болото ты глядишь,
А мы весело –прыг-скок,догони-ка нас,дружок!
Аисты догоняют лягушек. Затем дети меняются ролями.
4.Игра «Паучок и мушки «
( М.Картушина, Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6л, Москва, 2008)
Лето - Тот, кто с солнышком встаёт, делает зарядку,
Чистит зубы по утрам и играет в прятки -
Тот спортивный человек и вполне весёлый.
Постарайся быть таким в садике и дома.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Чтоб здоровыми нам быть, с ними надо всем дружить!
Вот и последний лепесток, он с сюрпризом!
Лето вручает детям книжки- раскраски на летнюю тематику.
Лето - Спасибо, ребята, что приехали, порадовали меня!
До свидания! До встречи через год!
Лето уходит. Дети «уезжают» на паровозике в группы.
Список литературы
1.Народный календарь. Основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. - Санкт-Петербург, Детство-пресс,2009
2.Народный календарь. Лето красное. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Издательский дом «Цветной мир»
3. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. Санкт-Петербург, 2008
4. Народные игры для детей. Организация, методика,репертуар.М.,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».
В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...
Методическая разработка - Буклет (информация для родителей) "Безопасность детей летом"
Буклет содержит информацию для родителей о сохранении жизни и здоровья детей в летний период. Материал подготовлен для двухсторонней печати....
Методическая разработка к прогулке "Листопад,листопад, листья желтые летят"
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооопоооооооооооооллоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо...
Методическая разработка по народному календарю «Осень встречаем, в гости приглашаем!»
Составила музыкальный руководитель 1 категорииГБДОУ № 48 Калининского района Санкт-ПетербургаКудрявцева Тамара Григорьевна.Что может быть более доступно детям, чем народная музыка, игры, пляски?...
Методическая разработка Календарь народных летних праздников (для использования в летний оздоровительный период) Автор: музыкальный руководитель Мельник И.Н.
Методическая разработка предназначена для воспитателей и муз. руководителей для работы в летний период, чтобы познакомить детей с народными летними праздниками....
Старинный народный праздник Ярилин день (Макушка лета).
Презентация знакомит детей подготовительной группы с народным праздником «Ярилин день (Макушка лета)». Его историей, традициями и приметами....
Методическая разработка «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Консультация для родителей...