Методическая разработка по народному календарю «Июль, июль, макушка лета!»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Тамара Григорьевна

Составила музыкальный руководитель 1 категории

ГБДОУ № 48 Калининского района г.Санкт-Петербурга

Кудрявцева Тамара Григорьевна

С чего начинается Родина? На этот вопрос можно ответить словами из известной песни В. Баснера. Родина есть у каждого из нас. А то, насколько мы любим ее и заботимся о ней, насколько мы патриоты - это во многом зависит от воспитания. Поэтому так важно с дошкольного детства приобщать ребенка к народной культуре и народным традициям, воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину и народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leto_2014.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по народному календарю

«Июль, июль, макушка лета!»

Составила музыкальный  руководитель 1 категории

ГБДОУ № 48 Калининского  района  г.Санкт-Петербурга

Кудрявцева Тамара  Григорьевна.

       С  чего  начинается  Родина? На  этот  вопрос  можно  ответить  словами  из  известной  песни В. Баснера.  Родина  есть  у  каждого  из  нас. А  то, насколько  мы  любим  ее и  заботимся  о  ней, насколько  мы  патриоты -  это  во  многом  зависит  от  воспитания. Поэтому  так  важно с дошкольного детства приобщать ребенка  к народной  культуре и народным  традициям, воспитывать в детях чувство  гордости  за  свою Родину  и   народ.

        Детям  очень  нравится разучивать  на  музыкальных  занятиях народные  песни, пляски, хороводы, игры.

Это  то, что очень  близко душе  каждого  из  нас.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развитие.

Познавательное развитие: знакомство  с обычаями, традициями, обрядами русского народа.

Речевое развитие: учить детей отгадывать загадки, отчётливо произносить слова текста песен, народных игр.

Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества.

Художественно- эстетическое развитие: побуждать детей к инсценированию содержания русских  народных песен, развивать танцевальное творчество.

Социально- коммуникативное развитие: приобщать детей к истокам русской народной культуры через развитие эмоциональной сферы путём включения их в народные праздники, воспитывать любовь к обычаям и традициям русского народа.

Педагогические ориентиры:

1. Закрепить знания о видах русской народной песни: плясовой, хороводной, лирической, обрядовой.

         2.Закрепить знания о русских народных музыкальных инструментах.

   3. Прививать любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам, играм;

   4. Обогащать представления детей о быте русского народа,  народных   традициях,  народном календаре.

Звучит  фонограмма песни «Красное  лето, зеленая  трава»( сл. и  муз. Д.Усачева)

Дети  выходят  на  летнюю  площадку, украшенную  ленточками, цветами, изображениями  бабочек, птичек и  солнышка. Вдоль площадки расставлены скамейки.

Ведущая –  Наступил июль. Это  самый  теплый,  самый  солнечный  и  ягодный   месяц  в  году.

Дети - Самый жаркий месяц года - это красочный июль.
Очень знойная погода! Ветер нежно треплет тюль,
- Солнце красит наше тело в красно-смуглые цвета.
Лето знойное запело, отворяй-ка ворота!
 
Ведущая – Давайте поедем   в гости   к  жаркому июльскому  Лету! Садитесь  в вагончики, наш  веселый  паровозик уже  готов  отправиться в  путь!

Ритмическая  композиция «Паровоз-букашка»

( Ку-Ко-Ша, Танцевально-игровые  композиции, выпуск 7,2013г, С-Пб.)

Дети  рассаживаются  на места.

Звучит  русская  народная  мелодия»Калинка»,появляется   Лето в  ярко - красном  сарафане  с  цветком  в руках.

Лето  - Здравствуйте, ребята! Я  - Лето  красное! Как хорошо, что вы  приехали ко мне в гости!

 Сейчас июль, который  в  народе  называли  страдник, июль, сенозарник, макушка  лета. Это самый  теплый,  самый  солнечный  и  ягодный   месяц  в  году. Устанавливаются жаркие дни с грозами. В этом месяце идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. Солнце припекает настолько сильно, что гулять лучше пораньше с утра и вечером. Можно помогать в саду и на огороде, не забывая защищаться от жарких солнечных лучей. И еще знать, что в любой момент, даже в самую ясную погоду, могут нагрянуть тучи и разразится гроза, потому что июль -самый грозовой месяц. Но обычно гроза быстро проходит и вновь выглядывает солнце!

Какие поговорки  вы знаете  об  этом  месяце?

Дети -  В  июле  солнце  без огня  горит.

 -Июль-  грозник, молнии мечет, дуб  калечит.

 - Не  топор  кормит  мужика, а июльская работа.

 - В  июле  на  поле густо, а  в амбаре -  пусто.

 - Июль – середка  лета,  краса  цвета!

Лето -  В  моем  лесу  вырос   волшебный  цветик-семицветик! Первый  лепесток  я  отрываю, в  хоровод  вас  приглашаю!

Дети - Что за славный денек, собирается народ.

            Будем петь  и шутить, будем Лето веселить.

   - Мы по улице гуляли, хороводы выбирали.

    Где веселый народ - тут и будет хоровод!

          Русский  народный  хоровод «В роще калина»

Лето – Инструменты  выбирайте  и  в  оркестре  поиграйте!

Дети берут со стола русские народные  инструменты.

Оркестр «Во поле  береза  стояла»(фонограмма)

Лето   - Второй  лепесток я  отрываю,  на зарядку  приглашаю!

             Кто  со  спортом дружит – тот  живет,  не  тужит!

Ритмическая композицию «Зарядка»

(Ку-Ко-Ша, Танцевально- игровые  композиции, выпуск 5, 2012г, С-Пб)

Лето  - Вот  и  третий  лепесток  - хочу  услышать  я стишок!

Дети  - Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом!
          Что же это? Это  - лето! И  оно спешит к нам в дом.


- Певчих птиц  разноголосье! Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья  и  грибы в тени дубрав.


- Сколько вкусных сладких ягод на поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год  витаминов запасу!


-Накупаюсь вволю в речке, вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке  сколько хочешь буду спать!


- Сколько солнца! Сколько света! Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, чтоб  лето  было целый год со мной  
Т.  Бокова

 - Доброе лето! Доброе лето!
Сколько тепла в нем  и сколько в нем света!
Лето стучится  к нам в окна с утра:
- Вставай, детвора! Вставайте, утята, гусята,телята!
Я всех вас умою  водою речной
И солнцем согрею! Растите скорее!    
Н. Полякова

Лето - Четвертый  лепесток - танцевальный! Приглашаю поплясать!

Ребенок - Много танцев есть на свете,  все мы  любим танцевать!

И  кадриль для вас сегодня очень рады мы сплясать!

Танец «Кадриль» муз В.Темнова

Лето - Пятый лепесток  - угадай-ка! Загадать хочу   загадки!

1. Летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

2.Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь,

 осенью спать ложусь. (Река)

3. Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга)

4. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая - чернеет. (Смородина красная и чёрная)

5.На улице рубашка,  в избе рукава.(Луч солнца)

6.Летом — снег! Просто смех! По городу летает,
Почему же он не тает?(
Пух с тополей)

7. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда мы не идем, покуда он идет.(
Дождь)

8.В синем небе, как по речке, белые плывут овечки.
Держат путь издалека. Как зовут их? ...(
Облака)

9.Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём. (
Роса)

10. Нашумела, нагремела, все помыла и ушла. 
Сад, поля  и огороды -  все округи полила (гроза) 

Лето – Теперь  самый  веселый  лепесток! Проведем  веселые  игры !

1 Игра – «Плетень» (русск.нар.)

2.Эстафета - Пронеси  мячик !

 

3.Игра «Аисты  и  лягушки «

( М.Картушина,  Конспекты логоритмических  занятий с  детьми 5-6л, Москва, 2008)

Описание  -Дети  делятся  на 2  группы,встают  напротив.Аисты  стоят  на  одной  ноге.Лягушки  прыгают  к  ним  со  словами:На  одной  ноге  стоишь, на болото  ты глядишь,

А  мы  весело –прыг-скок,догони-ка нас,дружок!

Аисты  догоняют лягушек. Затем  дети  меняются  ролями.

4.Игра «Паучок  и  мушки «

( М.Картушина,  Конспекты логоритмических  занятий с  детьми 5-6л, Москва, 2008)

Лето  - Тот, кто с солнышком встаёт, делает зарядку,
Чистит зубы по утрам  и играет в прятки -
Тот спортивный человек  и вполне весёлый.
Постарайся быть таким в садике  и дома.

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

Чтоб здоровыми нам быть, с ними надо всем дружить!

Вот  и  последний  лепесток,  он  с  сюрпризом!

Лето  вручает  детям  книжки-  раскраски на  летнюю  тематику.

Лето - Спасибо, ребята, что  приехали, порадовали  меня!

 До  свидания! До  встречи  через  год!

Лето  уходит. Дети «уезжают»  на  паровозике в  группы.

Список   литературы

1.Народный  календарь. Основа  планирования работы  с  дошкольниками по государственному  образовательному стандарту. Методическое пособие для  педагогов дошкольных образовательных  учреждений. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. - Санкт-Петербург,  Детство-пресс,2009

2.Народный  календарь. Лето  красное. Лыкова  И.А., Шипунова В.А. Издательский  дом «Цветной мир»

     3. Традиционные  народные  праздники в образовательных учреждениях.      Санкт-Петербург, 2008

4. Народные  игры  для  детей. Организация,  методика,репертуар.М.,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».

В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...

Методическая разработка - Буклет (информация для родителей) "Безопасность детей летом"

Буклет содержит информацию для родителей о сохранении жизни и здоровья детей в летний период. Материал подготовлен для двухсторонней печати....

Методическая разработка к прогулке "Листопад,листопад, листья желтые летят"

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооопоооооооооооооллоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо...

Методическая разработка по народному календарю «Осень встречаем, в гости приглашаем!»

Составила музыкальный руководитель 1 категорииГБДОУ № 48 Калининского района Санкт-ПетербургаКудрявцева Тамара Григорьевна.Что может быть более доступно детям, чем народная музыка, игры, пляски?...

Методическая разработка Календарь народных летних праздников (для использования в летний оздоровительный период) Автор: музыкальный руководитель Мельник И.Н.

Методическая разработка предназначена для воспитателей и муз. руководителей для работы в летний период, чтобы познакомить детей с народными летними праздниками....

Старинный народный праздник Ярилин день (Макушка лета).

Презентация знакомит детей подготовительной группы с народным праздником  «Ярилин день (Макушка лета)». Его историей, традициями и приметами....