Конспект познавательно-оздоровительного развлечения «В дружину богатырскую» (на основе предварительной работы по ознакомлению детей с былиной как жанром художественной литературы)
материал по сценарий праздника (старшая группа) на тему
Программное содержание.
Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования былинного материала, приближающего ребенка к идеалу нравственности.
Задачи:
· Расширять кругозор детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Дать детям представление о том, что на Руси издавна существует праздник всех воинов, защитников русской земли «Михайлов день», который отмечают в ноябре.
Продолжать формировать художественно-речевые исполнительские умения;
Привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях; обогащать их яркими впечатлениями.
Дать детям эмоциональный заряд, помочь сбросить негативные эмоции.
Создать детям бодрое, радостное настроение, стимулируя активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей;
· Развивать эстетическое восприятие, память, образное мышление, воображение, внимание; чувство ритма; развивать умение эмоционально откликаться на предложенные музыкальные произведения и атрибуты художественно – творческого направления; развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыкальной, речевой, театрально-игровой, двигательной; развивать чувство партнёрства. Развивать ловкость, меткость, координацию движений.
· Воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа на основе былинного материала; формировать доброе отношение друг к другу; воспитывать уважение к русским традициям, праздникам.
Активизация словаря: Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас используя пословицы о богатырях, Родине, дружбе; текст обряда – поклонения «Дубок»; побуждать детей к активному использованию в своей речи слов (богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, былины, меч, булава, палица, гусли, древняя Русь, застава, граница, имена богатырей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_v_druzhinu_bogatyrskuyu.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательно-оздоровительного развлечения
«В дружину богатырскую»
(на основе предварительной работы
по ознакомлению детей с былиной
как жанром художественной литературы)
Старшая группа
Судакова Анна Викторовна
Воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР -детский сад №99», г. Чита.
Программное содержание.
Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования былинного материала, приближающего ребенка к идеалу нравственности.
Задачи:
- Расширять кругозор детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Дать детям представление о том, что на Руси издавна существует праздник всех воинов, защитников русской земли «Михайлов день», который отмечают в ноябре.
Продолжать формировать художественно-речевые исполнительские умения;
Привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях; обогащать их яркими впечатлениями.
Дать детям эмоциональный заряд, помочь сбросить негативные эмоции.
Создать детям бодрое, радостное настроение, стимулируя активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей;
- Развивать эстетическое восприятие, память, образное мышление, воображение, внимание; чувство ритма; развивать умение эмоционально откликаться на предложенные музыкальные произведения и атрибуты художественно – творческого направления; развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыкальной, речевой, театрально-игровой, двигательной; развивать чувство партнёрства. Развивать ловкость, меткость, координацию движений.
- Воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа на основе былинного материала; формировать доброе отношение друг к другу; воспитывать уважение к русским традициям, праздникам.
Активизация словаря: Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас используя пословицы о богатырях, Родине, дружбе; текст обряда – поклонения «Дубок»; побуждать детей к активному использованию в своей речи слов (богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, былины, меч, булава, палица, гусли, древняя Русь, застава, граница, имена богатырей)
Оборудование: презентация «Богатыри земли русской», костюмы детям и персонажам, свиток, кони на палках, придорожный камень, гусли, камни из бумаги, спортивный инвентарь: мягкие диски, тоннель, канат, 2 кегли, 2 конуса; сеть; богатырская грамота.
Организация пространства: музыкальный зал.
Предварительная работа: Чтение отрывков о былинных богатырях: «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»; продуктивная деятельность: лепка «Конь –Бурушка Косматушка», рисование «Богатырский щит»; оформление богатырского дерева – дуба, проведение интегрированных занятий «Образ былинного богатыря в произведениях русских художников»; «Образ былинного воина-богатыря в музыкальных произведениях русских композиторов»; рассматривание картин русских художников И.Я Билибина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», В.М. Васнецова «Витязь на распутье» и «Три богатыря»; слушание классических музыкальных произведений из симфонии №2 А.П. Бородина «Богатырской» и симфонической кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!»; рассматривание иллюстраций к былинам, рассматривание иллюстраций с изображением одежды и оружия богатырей; разучивание комплекса О.Р.У. под музыку «Богатырская наша сила», беседы о Руси, русичах, объяснение пословиц о богатырях, силе и храбрости, о родной земле и дружбе; распределение ролей, разучивание стихов, обряда –поклонения «Дубок», подготовка костюмов богатырей и «Алёнушек»; подбор аудиовизуального сопровождения.
Методы и приёмы:
Практический (игровая ситуация – Пройти путь богатырей, преодолеть препятствия, победить Соловья - Разбойника, персонажи – ведущая в русском костюме, Гусляр, Соловей – Разбойник (взрослые); богатыри и Алёнушки (дети))
элементы театрализации – фольклорная основа, наличие зрителей, ролевые диалоги, хороводные и подвижные игры, эстафеты и др.)
Наглядный (использование презентации «Богатыри земли русской»)
Словесный (рассказ воспитателя, использование художественного слова фольклорного содержания, загадки, пословицы, ролевые диалоги)
Аудиовизуальные технические средства: музыкальный центр, фортепиано, мультимедийный проигрыватель)
Здоровьесбережение: смена положения детей в процессе деятельности; эстафета « Перейди реку», «На конях»; полоса препятствий «Перейди по узкому подвесному мосту и пролезь в пещеру», подвижная игра «Не выпустим», хоровод обряд – поклонение «Дубок», дыхательная «Сдуй камни с дороги»; танцевально - ритмические движения, физкультминутка «Богатырь - вот он каков…».
Содержание.
♪ - Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а восславить подвиги богатырей былинных.
Слайд 2. Пейзаж природный Как же прекрасна наша великая Родина. Во все времена ее просторы и природные богатства манили захватчиков, грабителей, ворогов. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины.
Слайд 3. «Богатыри»
- Как называли защитников на Руси?
- А богатырь. Он каков?
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён , он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, испытать смелость свою, силу и ловкость?Дети: Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Слайд 4. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы.
Обряд – поклонение «Дубок»
Слайд 5. Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
♪ « За лесами, за горами» Скачет Богатырь со свитком!
-Вот вам важное задание от славных богатырей!
Там загадки:
Без чего не обойтись в бою богатырю.
1я Загадка:
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут
Слайд 7. (кольчуга)
2я загадка
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом
Слайд 6. (шлем)
3я Загадка
Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч) Слайд 8.
4я Загадка
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) Слайд 9.
-Спасибо богатырям, подсказали нам то, без чего в бою богатырском не обойтись.
♪ Слышите, богатырюшечки, что это? («Богатырская симфония» А. Бородин)
Это бой где-то идёт!
Как бы нам узнать, где беда, да на помощь поспешить!
Слайд 10. Придорожный камень:
Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо -
Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Прямо!
Ни пеший, ни конный не пройдёт,
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Испытание пройдёте
К Илье Муромцу в дружину попадёте.
«Перейди по узкому подвесному мосту и пролезть в пещеру»
♪Слайд 11. Гусли. Выходит гусляр.(под музыку«Русские Гусли»).
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, сказитель, ходим мы от города к городу, от села к селу, поем о подвигах богатырей русских.
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
♪ («За лесами, за горами») Въезжает Илья Муромец:
Собирайся дружина богатырская,
Да за Русь, да за матушку
На битву праведную!
♪«Богатырская сила» Комплекс упражнений
Гусляр: Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да спешили бы вы избавить землю русскую
От супостата Лютого….
Скатертью дорожка. (уходит)
-Спасибо, тебе сказитель, за истории богатырские…
♪ Влетает Соловей Разбойник (Под Музыку гр. «На-На» «Соловей Разбойник»)
-Как засвищу, как задую,
Всё смету, всех победю…
-А мы то тоже дуть умеем, да ещё как..
«Сдуй камни с дороги!»
Соловей - Разбойник:
Пропущу я вас через свой лес, если докажите, что сильные да дружные
«Перейди реку» ( с круглыми дисками)
Нелёгкий путь прошли богатыри, силы их иссякли,Отдохните перед боем!
Где же подруги боевые, богатырши - красавицы
поддержите дух богатырский словом мудрым, да словом ласковым.
(Пословицы и поговорки о смелости, отваге, богатырях, Родине)
*Славна богатырями земля русская
*Тот герой кто за Родину горой.
*Сам погибай, а товарища выручай.
*Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
*Если дружба велика, будет Родина крепка.
*Головой думай, а силой борись.
*Богатыря узнаешь на поле брани.
*Кто смел тот на коня сел.
Покажите весёлый нрав, да затанцуйте Соловья Разбойника.
♪ «Там-тири-тири-там-там» Девочки отвлекают Соловья (Повторяй за нами) Движения по показу
Окружили Соловья: Игра « Не выпустим»
Соловей - Разбойник.: Ах, вы так!
Как засвищу по – соловьему,
Как зарычу по звериному
Свалю всех с ног…
Воспитатель: А мы как запищим по - нашему, по –Алёнушкиному,
Только уши береги…(Девочки пищат, Соловей -Разбойник затыкает уши и убегает)
-Ох, и уморили Алёнушки Соловья- Разбойника
Осталось преграды обойти да прогнать Супостата с нашей родной земли.
Полоса препятствий на конях
-Ну-ка, кто из вас вперед
Все преграды обойдет?!
Ведущая: Не удержать богатырей,
Вмиг вскочили на коней!
Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).
Ведущая:
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
Достают сетку, ловят соловья – Разбойника, Илья Муромец на плече «Уносит С.Р. – С родной земли нашей.
Илья Муромец выходит:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
Но победили мы Соловья – разбойника,
Да не свистать ему теперь по-соловьему,
Не кричать ему да по-звериному,
Да и не стращать малых детушек!»
Слайд 12. Стихотворение
Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
♪ Народная - Танец Алёнушек для победителей.
Вручается грамота богатырская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"
Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....
Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность
Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность...
Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группе ЗПР Ознакомление с окружающим и художественной литературой Тема: «Лиса»
для детей с ЗПР...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею».
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею»....
Доклад "Формирование связной речи при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы"
тема самообразования...
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»...
Проект« Роль малых фольклорных жанров в приобщении детей к чтению художественной литературы
Проект по развитию речи...