Конспект познавательно-оздоровительного развлечения «В дружину богатырскую» (на основе предварительной работы по ознакомлению детей с былиной как жанром художественной литературы)
материал по сценарий праздника (старшая группа) на тему

Судакова Анна Викторовна

 

Программное содержание.

Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной  культуры на основе активного использования былинного материала, приближающего ребенка к идеалу нравственности.

Задачи:

·     Расширять кругозор детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Дать детям представление о том, что на Руси издавна существует праздник всех воинов, защитников русской земли  «Михайлов день», который отмечают в ноябре.

Продолжать формировать художественно-речевые исполнительские умения;

Привлечь  детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях; обогащать их яркими впечатлениями.

Дать детям эмоциональный заряд, помочь сбросить негативные эмоции.

 Создать детям бодрое, радостное настроение, стимулируя активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей;

·                    Развивать эстетическое восприятие, память, образное мышление, воображение, внимание; чувство ритма; развивать умение эмоционально откликаться на предложенные музыкальные произведения и  атрибуты художественно – творческого направления; развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыкальной, речевой, театрально-игровой, двигательной; развивать чувство партнёрства. Развивать ловкость, меткость, координацию движений.

·        Воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа на основе былинного материала; формировать доброе отношение друг к другу; воспитывать уважение к русским традициям, праздникам.

Активизация словаря: Продолжать развивать речь детей,  обогащая словарный запас используя пословицы о богатырях, Родине, дружбе;  текст обряда – поклонения «Дубок»; побуждать детей к активному использованию в своей речи слов (богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,  былины, меч, булава, палица,  гусли, древняя Русь, застава, граница, имена богатырей)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlechenie_v_druzhinu_bogatyrskuyu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательно-оздоровительного развлечения

«В дружину богатырскую»

(на основе предварительной работы

 по ознакомлению детей с  былиной

как жанром художественной литературы)

Старшая группа

Судакова Анна Викторовна

Воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР  -детский сад №99», г. Чита.

Программное содержание.

Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной  культуры на основе активного использования былинного материала, приближающего ребенка к идеалу нравственности.

Задачи: 

  1.     Расширять кругозор детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Дать детям представление о том, что на Руси издавна существует праздник всех воинов, защитников русской земли  «Михайлов день», который отмечают в ноябре.

Продолжать формировать художественно-речевые исполнительские умения;

Привлечь  детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях; обогащать их яркими впечатлениями.

Дать детям эмоциональный заряд, помочь сбросить негативные эмоции.

 Создать детям бодрое, радостное настроение, стимулируя активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей;

  1. Развивать эстетическое восприятие, память, образное мышление, воображение, внимание; чувство ритма; развивать умение эмоционально откликаться на предложенные музыкальные произведения и  атрибуты художественно – творческого направления; развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыкальной, речевой, театрально-игровой, двигательной; развивать чувство партнёрства. Развивать ловкость, меткость, координацию движений.
  2. Воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа на основе былинного материала; формировать доброе отношение друг к другу; воспитывать уважение к русским традициям, праздникам.

Активизация словаря: Продолжать развивать речь детей,  обогащая словарный запас используя пословицы о богатырях, Родине, дружбе;  текст обряда – поклонения «Дубок»; побуждать детей к активному использованию в своей речи слов (богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,  былины, меч, булава, палица,  гусли, древняя Русь, застава, граница, имена богатырей)  

Оборудование: презентация «Богатыри земли русской»,  костюмы детям и персонажам, свиток, кони на палках, придорожный камень, гусли, камни из бумаги, спортивный инвентарь: мягкие диски, тоннель, канат, 2 кегли, 2 конуса; сеть; богатырская грамота.

Организация пространства: музыкальный зал.

Предварительная работа: Чтение отрывков о былинных богатырях: «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»; продуктивная деятельность: лепка «Конь –Бурушка Косматушка», рисование «Богатырский щит»; оформление богатырского дерева – дуба, проведение интегрированных занятий «Образ былинного богатыря в произведениях русских художников»; «Образ былинного воина-богатыря в музыкальных произведениях русских композиторов»; рассматривание картин русских художников И.Я Билибина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», В.М. Васнецова «Витязь на распутье» и «Три богатыря»;  слушание классических музыкальных произведений из симфонии №2 А.П. Бородина «Богатырской» и симфонической кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!»;  рассматривание иллюстраций к былинам, рассматривание иллюстраций с изображением одежды и оружия богатырей; разучивание комплекса О.Р.У. под музыку «Богатырская наша сила», беседы о Руси, русичах, объяснение пословиц о богатырях, силе и храбрости, о родной земле и дружбе; распределение ролей, разучивание стихов, обряда –поклонения «Дубок», подготовка костюмов богатырей и «Алёнушек»; подбор аудиовизуального сопровождения.

Методы и приёмы:

Практический (игровая ситуация – Пройти путь богатырей, преодолеть препятствия, победить Соловья - Разбойника, персонажи – ведущая в русском костюме, Гусляр, Соловей – Разбойник (взрослые); богатыри и Алёнушки (дети))

элементы театрализации – фольклорная основа, наличие зрителей, ролевые диалоги, хороводные и подвижные игры, эстафеты и др.)

Наглядный (использование презентации «Богатыри земли русской»)

Словесный (рассказ воспитателя, использование художественного слова фольклорного содержания, загадки, пословицы, ролевые диалоги)

Аудиовизуальные технические средства: музыкальный центр, фортепиано, мультимедийный проигрыватель)

Здоровьесбережение: смена положения детей в процессе деятельности; эстафета « Перейди реку», «На конях»; полоса препятствий «Перейди по узкому подвесному мосту и пролезь в пещеру», подвижная игра «Не выпустим», хоровод обряд – поклонение «Дубок», дыхательная «Сдуй камни с дороги»; танцевально - ритмические движения, физкультминутка «Богатырь - вот он каков…».

Содержание.

- Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а восславить подвиги богатырей былинных.

Слайд 2.  Пейзаж природный  Как же прекрасна наша великая Родина. Во все времена  ее просторы и природные богатства манили захватчиков, грабителей, ворогов. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины.

Слайд 3. «Богатыри»
- Как называли защитников на Руси?

- А богатырь. Он каков?

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён , он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, испытать смелость свою, силу и ловкость?Дети: Да.
Воспитатель: 
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Слайд 4. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы.

Обряд – поклонение «Дубок»

Слайд 5. Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх). 
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (
наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (
развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (
руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (
медленно поднимают сцепленные руки вверх
На ветру ты, дубок, скрипуч. (
покачивание руками
Дай мне силы, отваги, добра, (
правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!

« За лесами, за горами» Скачет Богатырь со свитком!

-Вот вам важное задание от славных богатырей!

Там загадки:

Без чего не обойтись в бою богатырю.

1я Загадка:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

Слайд 7. (кольчуга)

2я загадка

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

Слайд 6. (шлем)

3я Загадка

Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке   удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч) Слайд 8.

4я Загадка

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) Слайд 9.

-Спасибо богатырям, подсказали нам то, без чего в бою богатырском не обойтись.

Слышите, богатырюшечки, что это? («Богатырская симфония» А. Бородин)

Это бой где-то идёт!

Как бы нам узнать, где беда, да на помощь поспешить!

Слайд 10. Придорожный камень:

Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо -
Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

 Прямо!

Ни пеший, ни конный не пройдёт,

Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Испытание пройдёте

К Илье Муромцу в дружину попадёте.

«Перейди по узкому подвесному мосту и пролезть в пещеру»

♪Слайд 11.  Гусли. Выходит гусляр.(под музыку«Русские Гусли»).

Воспитатель: 
Кто ты?
Гусляр: 
Я гусляр, сказитель, ходим мы от города к городу, от села к селу, поем о подвигах богатырей русских.

Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.

(«За лесами, за горами») Въезжает Илья Муромец:

Собирайся дружина богатырская,

Да за Русь, да за матушку

На битву праведную!

♪«Богатырская сила» Комплекс упражнений

Гусляр: Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да спешили бы вы избавить землю русскую

От супостата Лютого….

Скатертью дорожка. (уходит)

-Спасибо, тебе сказитель, за истории богатырские…

♪ Влетает Соловей Разбойник  (Под Музыку гр. «На-На» «Соловей Разбойник»)

-Как засвищу, как задую,

Всё смету, всех победю…

 мы то тоже дуть умеем, да ещё как..

«Сдуй камни с дороги!»

Соловей - Разбойник:

Пропущу я вас через свой лес, если докажите, что сильные да дружные

«Перейди реку» ( с круглыми дисками)

Нелёгкий путь прошли богатыри, силы их иссякли,Отдохните перед боем!

Где же подруги боевые, богатырши - красавицы

поддержите дух богатырский словом мудрым, да словом ласковым.

(Пословицы и поговорки о смелости, отваге, богатырях, Родине)
*Славна богатырями земля русская
              *Тот герой кто за Родину горой.
*Сам погибай, а товарища выручай.
             *Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
*Если дружба велика, будет Родина крепка.
                    *Головой думай, а силой борись.

*Богатыря узнаешь на поле брани.

                 *Кто смел тот на коня сел.

Покажите весёлый нрав, да затанцуйте Соловья Разбойника.

♪ «Там-тири-тири-там-там» Девочки отвлекают Соловья (Повторяй за нами)  Движения по показу
Окружили Соловья: Игра « Не выпустим»

Соловей - Разбойник.: Ах, вы так!

Как засвищу по – соловьему,

Как зарычу по звериному

Свалю всех с ног…

Воспитатель: А мы как запищим по - нашему, по –Алёнушкиному,

                          Только уши береги…(Девочки пищат, Соловей -Разбойник затыкает уши и убегает)

-Ох, и уморили Алёнушки Соловья- Разбойника

Осталось преграды обойти да прогнать Супостата с нашей родной земли.

 Полоса препятствий на конях

-Ну-ка, кто из вас вперед
Все преграды обойдет?! 
Ведущая: Не удержать богатырей,
Вмиг вскочили на коней!
Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади). 
Ведущая: 

Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!

Достают сетку, ловят соловья – Разбойника, Илья Муромец на плече «Уносит С.Р. – С родной земли нашей.
Илья Муромец выходит:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,

Но победили мы Соловья – разбойника,
Да не свистать ему теперь по-соловьему,
Не кричать ему да по-звериному,
Да и не стращать малых детушек!»

Слайд 12. Стихотворение

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

♪ Народная - Танец Алёнушек для победителей.

Вручается грамота богатырская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность

Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею»....

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг»...