Доклад "Формирование связной речи при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы"
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №131»
Тема самообразования:
« Формирование связной речи при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы »
(доклад)
Выполнил: Черенова Елена Леонидовна воспитатель группы общеразвивающего направления детей 2-3 лет
Курск-2012
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Однако мы будем сейчас касаться только задач, связанных с ознакомлением детей с литературными произведениями.
Педагоги знакомят детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь:
- определить основных героев (о ком говорится в произведении),
- высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему),
- определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка),
- уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Важнейшие задачи
- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
- развивать их творческие способности;
- воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг;
- выработать правильное отношение к книге и чтению;
- воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической т.е. разговорной, так и монологической (рассказывание) формам речи.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение:
- пересказу
-рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.)
-устному сочинению по воображению.
В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов выделяют:
- рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказы по картинам и пересказ);
- рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей);
- рассказывание по воображению (творческое рассказывание).
Кроме того, детские рассказы классифицируются
по форме на: по содержанию на:
- описательные - фактические
- сюжетные - творческие
Система обучения рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах:
*составление высказываний по наглядному восприятию (составление предложений по демонстрируемому действию, составление предложений по предметным ситуационным картинкам);
*воспроизведение прослушанного текста (пересказ);
*составление рассказов-описаний;
*рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.)
Обучение детей рассказыванию предшествует подготовительная работа, цель которой – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.
Подготовительная работа включает:
- формирование лексического и грамматического базиса связной речи
- развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры
- развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру занятий и методические приемы.
В первую очередь хотелось бы остановиться на таком виде обучения рассказыванию, как пересказ, т.к. из основных методов обучения детей связной монологической речи более часто используется именно он. И именно работа над пересказом с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста занимает значительное место в подготовке детей к творческому рассказыванию.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи. Способности оценивать правильности высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий.
Сначала необходимо подготовить детей к восприятию рассказа (сюда может входить отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значений отдельных слов и словосочетаний, содержащихся в тексте). После этого текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений.
Далее в вопросно-ответной форме проводится разбор содержания произведения «языковой» и «содержательный».
Подготовленные педагогом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др. Это так называемый «содержательный» разбор.
Помимо разбора содержания, для детей с ОНР необходимо проведение специального «языкового» (лексического) разбора текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядного материала). Внимание детей сосредоточивается на языковом материале произведения. Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов «Что говорится в сказке о лисе? Какая она?», а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, то есть ключевых в смысловом отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» рассказа.
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения и т.п.)
Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста, затем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Рекомендуется, например, такая форма работы, при которой пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая их расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.
Перечисленные методические приемы достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР.
Важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР занимают такие виды рассказывания, как рассказывание по картинам (сюжетной многофигурной картине; сериям сюжетных картинок; описание пейзажной картины), обучение рассказу-описанию предметов (в процессе составления которого дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение), но максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности творческое рассказывание.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения.
Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества, поэтому в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам, составлению рассказов-описаний рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.
Во время пересказа можно включать упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью наглядной схемы, иллюстративного панно), рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом подстановка в текст пропущенных слов, словосочетаний, восстановление нужной последовательности предложений составление творческих пересказов (с заменой действующих лиц, места действия, изменения времени действия, изложением событий рассказа от 1-го лица, введением в сюжетное действие новых действующих лиц).
На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок детям предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога), придумать названия к картине или серии картин. Проводятся игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?» - используя картину дети поочередно заканчивают предложение начатое педагогом, нужным по смыслу словом; «Кто лучше запомнил?» - ребенок должен вспомнить какие действия выполняют различные персонажи картины), упражнения в составлении предложений по данному слову с учетом содержания картины. Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок либо в случае работы с одной сюжетной картиной упражнение «Угадай-ка!» - по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, не закрытого экраном фрагмента.
На занятиях по обучению описанию предметов проводятся игры-упражнения «Узнай, что это?» по указанным деталям, отдельным составным элементам дети узнают предмет, используются игровые ситуации при составлении описательных рассказов «Реклама товара», «Магазин». «Пропала собака», составляются описания предметов по собственным рисункам детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой
Консультация для родителей....
"Организация педагогического процесса по развитию речи через ознакомление детей с художественной литературой"
Мастер-класс для педагогов...
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой.
Сообщение для воспитателей....
Перспективный план кружка «Речецветик» по развитию речи посредством ознакомления детей с художественной литературой младшая группа №9 (3-4 года)
Актуальность.Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды….Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая р...
Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой
Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому сегодня необходимо приобщат...
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...