Кружок "Веселая кисточка"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленка»
Принято Педагогическим Советом № 1 МБДОУ д/с «Аленка» 29.08.2024 г. | Утверждено Заведующий МБДОУ д/с «Аленка» _____________ / О.В. Ульянова / 30.08.2024 |
Кружок по нетрадиционной технике рисования в средней группе:
«Волшебная кисточка»
возраст детей от 4 до 5 лет
Автор-составитель
Воспитатель первой категории:
Съедина Л.И.
пгт Южно-Курильск
2024 г.
Содержание.
1. Целевойраздел . | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Основные направления образовательной работы кружка художественно- эстетической направленности «Весёлая кисточка» | 4 |
1.3. | Актуальность программы | 5 |
1.4. | Новизна программы | 5 |
1.5. | Адресат программы | 6 |
1.6. | Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий | 6 |
1.7. | Цель и задачи реализации программы | 9 |
1.8. | Планируемые результаты реализации рабочей программы | 10 |
2. Содержательный раздел | ||
2.1. | Учебный план | 11 |
2.2. | Способы отслеживания результативности, качества дополнительной образовательной программы | 12 |
2.3. | Календарно – тематический план | 13 |
3.Организационный раздел | 21 | |
3.1. | Методическое сопровождение. | 21 |
3.2. | Материально-технические условия реализации программы. | 21 |
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Основной целью современной системы дополнительного образования по ФОП ДО является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становления художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей действительности. Занятия по программе «Веселая кисточка» направлены на развитие творческих способностей у одаренных детей, расширение и углубление знаний в области изобразительного искусства, через нетрадиционные техники рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был выбран не случайно. Эти техники рисования помогают развивать ребенка всесторонне, способствуют развитию детской художественной одаренности. Нетрадиционные техники рисования разрабатывали такие исследователи как Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что нетрадиционные техники рисования необходимы для развития дошкольников. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных предметов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
1.2. Основные направления образовательной работы кружка художественно-эстетической направленности «Весёлая кисточка».
- выявить творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке;
- развить художественный вкус, фантазию, воображение;
- воспитать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений;
- учить детей приобретать навыки композиционного и пространственного мышления;
- добиваться эмоциональной окраски рисунка через применение метода личностной эмпатии технологии ТРИЗ;
- оказывать систематическое влияние на умственное развитие и чувственный опыт детей через музыку, поэзию и живопись;
- последовательно формировать технические навыки с постепенным их усложнением;
- познакомить детей с техникой работы с разными изобразительными материалами, научить соединять их в работе по своему желанию.
1.3. Актуальность программы.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не исключительно художникам, они полезны любым специалистам.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.
Данная программа «стартового уровня» сложности. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания.
Направленность – художественная.
1.4. Новизна программы.
Новизна программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством народов России; использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными; применении здоровье сберегающих образовательных технологий.
Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
1.5. Адресат программы.
Программа предназначена для детейдошкольного возраста 4-5 лет.
Характеристика особенностей развития детей
Средняя группа (от 4-5 лет).
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, какправило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов, довольно широк. В рисунках появляются детали. Графическое изображение человека характеризуется наличием частей тела, частей головы, одежды и ее деталей. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. В процессе восприятия произведений изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
1.6. Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.
Методы и приемы по реализации задач программы
1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.
2.Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности ребенка: наряду с обучением различным видам изобразительной деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию способностей творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ изобразительного искусства. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми об искусстве; развитие игровой деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и изобразительного искусства.
- «Познавательное развитие»: Для занятий по изо - деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
- «Речевое развитие»: в совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
- «Физическое развитие»: Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
- «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области изобразительного искусства.
Формы работы с детьми.
Решение поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:
- мониторинг;
- игровая развивающая работа;
- художественная деятельность;
- просвещение и консультирование;
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- беседа;
- игры и упражнения художественной направленности;
- участие в выставках;
- участие в творческих муниципальных конкурсах.
Формы организации занятий:
1. Игры и упражнения.
2. Практические занятия, теоретические занятия.
3. Индивидуальная работа.
4. Подгрупповые занятия с детьми.
5. Самостоятельная деятельность в центре творчества.
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.
Структура занятия:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 8 минут).
3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
4. Словесные игры, игры – драматизации.
Программа кружка «Веселая кисточка» разработана в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
- принцип развивающего обучения, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
- принцип воспитывающего обучения, обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость.)
- принцип сезонности (построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени);
- принцип систематичности и последовательности («От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»);
- принцип развивающего характера художественного образования.
- принцип постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- принцип интереса (построение с опорой на интересы детей);
- принцип личностно-ориентированного (индивидуальный подхода к каждому ребёнку);
- принцип активности, контролируемости (индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному).
Объем программы - 36 часов. Длительность занятия в средней группе -20 мин.
Срок реализации программы – 1 год.
1.7. Цель и задачи реализации программы
Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира, посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
6. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.
7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
10. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
В ходе реализации программы «Весёлая кисточка» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- монотипия;
- рисование свечой;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивания краски;
- оттиски штампов различных видов;
- «точечный рисунок»;
- батик (узелковая техника);
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- рисование на полиэтиленовой пленке.
Задачи по развитию художественного изобразительного творчества реализуется через:
- нетрадиционные формы занятий по изобразительной деятельности: тематические, с элементами психогимнастики, на фольклорной основе, интегрированные;
- занятия, игры, тренинги, практические занятия посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;
- посещение мероприятий, способствующих ознакомлению с традициями художественной культуры родного края и народными художественными промыслами;
- предметно-развивающую среду: в каждой группе имеется уголок художественного творчества, где расположена выставка народно-прикладного искусства, выставка детских работ, необходимый материал для самостоятельной деятельности детей.
1.8. Планируемые результаты реализации рабочей программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры | Первичные представления | Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого) | Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правилам, алгоритмам) | Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условия и ситуации) |
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в т.ч. изобразительной: самостоятельно создает простые сюжетные композиции, используя нетрадиционные материалы и инструменты | Знает и называет основные цвета спектра. Знает основные способы применения кисти, карандаша, красок. | Смешивает основные цвета спектра для получения дополнительных цветов. Использует различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.) Различает способы нетрадиционного рисования. | Самостоятельно передает сюжетную композицию. В процессе рисования использует нестандартные материалы и инструменты для создания композиции. Используют различные цвета и оттенки для создания выразительности образов. | Может самостоятельно нарисовать открытку к празднику нетрадиционным способом. |
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебный план.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сказка про краску. | 1 |
2 | Гостинцы осени. | 1 |
3 | Теплая картина. | 1 |
4 | Волшебные листья. | 1 |
5 | Нарисуй портрет на ладошке. | 1 |
6 | Разноцветные зонты. | 1 |
7 | Кто спрятался? | 1 |
8 | Осенний лес. | 1 |
9 | Мамин компот. | 1 |
10 | Ёжик | 1 |
11 | Путешествие по радуге. | 1 |
12 | Как прекрасен этот мир | 1 |
13 | Первый снег. | 1 |
14 | Зимняя фантазия. | 1 |
15 | Узоры на тарелочке. | 1 |
16 | Елочка – нарядная. | 1 |
17 | Снежный лес | 1 |
18 | Снежки | 1 |
19 | Волшебница – зима. | 1 |
20 | Зимняя сказка. | 1 |
21 | Весёлые снеговики | 1 |
22 | Узоры на окне | 1 |
23 | Животные, которых я сам себе придумал | 1 |
24 | Загадки | 1 |
25 | Ветка мимозы | 1 |
26 | Птица счастья | 1 |
27 | Ваза с цветами | 1 |
28 | Весеннее солнце | 1 |
29 | Роза | 1 |
30 | Ракета | 1 |
31 | Филимоновские чудеса | 1 |
32 | Бабочка | 1 |
33 | Салют | 1 |
34 | Весна | 1 |
35 | Подводный мир – осьминожки | 1 |
36 | Нарисуй, что хочешь | 1 |
Итого | 36 |
2.2. Способы отслеживания результативности, качества дополнительной образовательной программы.
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста.
Разделы | Уровни развития | |
Средний | Высокий | |
Техника работы с материалами | Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. | Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное и сюжетное изображение | Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. | Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. |
Декоративная деятельность | Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. | Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. |
Мониторинг.
Проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И. ребенка | Техника работы с материалами | Предметноеи сюжетное изображение | Декоративная деятельность | |||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | |
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В,
средний - С,
низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
2.3. Календарно – тематический план.
Месяц | Тема занятия (техника рисования) | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование |
сентябрь | Сказка про краску Вводное занятие. Знакомство Игры на сближение | Познакомить со свойствами различных художественных материалов, вызвать интерес к изобразительному искусству | 1.Рассказ педагога. 2. Худ. слово. 3. Беседа. 4.Физминутка 5.Практическая работа. 6.Итог. | Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши |
сентябрь | Гостинцы Осени (Соленое тесто) | Познакомить с работой соленым тестом. Создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Различные овощи, соленое тесто, Гуашь, картон, цветной клей. |
сентябрь | Теплая картина | Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Изображать по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. | 1.Игра «Хоровод красок». 2.Худ. слово. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей 5.Итог | бумага, краски, гуашь, кисти |
сентябрь | Волшебные листья. (Печатание листьями) | Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать Наблюдательность | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Рисунки – образцы листья, гуашь, кисти, бумага. |
октябрь | Нарисуй портрет на ладошке (Рисунок из Ладошки) | Формировать умение обводить свою ладонь. Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание Ладони 3.Пальчиковая гимнастика. 4Беседа 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итог. | Рисунки образцы, гуашь, кисти, бумага. |
октябрь | Разноцветные зонты. (Печать по Трафарету) | Познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1.Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. |
октябрь | Кто спрятался? (Рисунок из Ладошки) (животные) | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. | 1. Загадывание загадок 2.Самостоятельная деятельность детей. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти |
октябрь | Осенний лес Монотопия | Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. | 1.Чтение стихотворения 2.Беседа. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог | Бумага, краски, простые карандаши кисти, поролон. |
ноябрь | Мамин компот (Штамп Яблоком) | Формировать умение компоновать изображения в ограниченном пространстве, формировать видение композиции, развивать воображение и фантазию. | 1.Беседа 2.рассматривание картинки. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог | Шаблон банки из бумаги, краски, яблоки |
ноябрь | Ежик (пластиковая вилка) | Познакомить с новым методом – рисование вилкой. Развивать внимание, воображение. | 1.Загадывание загадки. 2.Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж». 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог | Краски, кисти, бумага, карандаши, пл. вилка |
ноябрь | Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони. 3.Физминутка 4.Худ. слово. 5.Самостоятельная Деятельность детей. 6.Итог | Бумага, краски, |
ноябрь | Как прекрасен этот мир Рисование | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. | 1.Рассказ педагога. 2.Худ. Слово. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Практическая работа. 6.Итог. | Бумага, краски, карандаши иллюстрации |
декабрь | Первый снег. Рисование пальчиками | Формировать умение рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, Карандашииллюстрации |
декабрь | Зимняя Фантазия Паспарту | Предоставить детям возможность для самореализации, творения. Настраиваем группу на положительные эмоции. | 1.Беседа. 2.Чтение рассказа В.Берестова 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Физминутка 5.Итог. | Заготовленные шаблоны, клей, краски, кисти, бумага. |
декабрь | Узоры на тарелочке (Точки ватными палочками) | Познакомиться с элементами росписи «Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках. | 1.Показ изделий народного промысла. 2.Объяснение. 3.Самостоятельна деятельность детей. 4.Итог.
| Ватная палочка, Изделия в росписи «Гжель», бумага, гуашь, кисти. |
декабрь | Елочка – нарядная. Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Елочка» 5.Итог. | Гуашь, печатки, кисти, бумага. |
январь | Снежный лес(по мятой бумаге) | Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. | 1.Беседа 2.Ознакомление с готовой работой. 3.Подготовка рабочего лист. 4.Физминутка 5.Самостоятельная Деятельность детей. 6.Итог | Бумага, влажная салфетка, краски, кисти |
январь | Снежинки. (Набрызг) | Формировать умение спомощью трафарета снежинок делать набрызг с помощью зубной щетки. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения «Снежинка» 3.Рассматривание. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, трафарет, зубная щетка, палочка |
январь | Волшебница - зима. | Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. | 1.Чтениеотрывков из стихов. 2.Описание детьми леса. 3.Показ рисунка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, карандаши. |
январь | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражняться в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | 1.Загадывание загадки. 2.Показ приемов рисования 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Трафарет, краски, бумага |
февраль | Весёлые снеговики | Продолжаем совершенствовать умение делать отпечатки штампом и дорисовывать их до определенного образа (снеговики). Создаём радостное, настроение, положительные эмоции у детей. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Снеговик» 5. Итог | Голубаябумага, гуашь, кисти-спонжы, салфетки, баночки с водой. |
февраль | Узоры на окне. | Отрабатывать технику работы с мелками и способы закрашивания. Продолжать развивать творческие способности и воображение. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог.
| Бумага, губка, краски, восковые мелки кисти. |
февраль | Животные, которые я сам себе придумал. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | 1. Беседа 2.Показ приемов рисования. 3.Дыхательная гимнастика 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог | Бумага, акварель, трубочки, салфетки |
февраль | Загадки | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. | 1.Беседа 2.Ознакомление с готовой работой. 3.Подготовка рабочего листа. | Бумага, акварель, кисть, нитки, салфетки |
март | Ветка мимозы (Ватныепалочки\жесткая кисть) | Формировать умение изобразить веточку мимозы более реалистично, применяя и тем самым закрепляя технику Пуантилизм (рисование точками) и рисование жесткой кистью, передавая рельефность листьев. | 1.Чтение стихотворения 2.Самостоятельная деятельность детей 3.Игра 4.Итог. | Бумага, краски, кисти, жесткая кисть, карандаши. |
март | Птица счастья | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог. | Бумага, пальчиковые краски, кисть. |
март | Ваза с цветами (Набрызг) | Формировать умение спомощью трафарета вазы и цветов делать набрызг с помощью зубной щетки. Развивать чувство композиции. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения «Цветы» 3.Рассматривание. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, трафарет, зубная щетка, палочка |
март | Лев | Совершенствовать технические умения и навыки в рисовании:наносить длинные и короткие штрихи вилкой в разных направлениях, по кругу. | 1.Беседа 2.Рассматривание картины со львом. 3.Ознакомление с готовой работой. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог | Листы с заготовкой мордочкой льва, краска, пластиковая вилка |
апрель | Роза | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | 1.Беседа 2.Ознакомление с готовой работой. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог | Пекинская капуста, бумага, кисть, краски. |
апрель | Ракета | Показать разнообразные приемы работы с клеем и солью для создания выразительного образа. | 1.Беседа 2.Ознакомление с готовой работой. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог | Клей, соль, бумага с трафаретом, кисть, гуашь. |
апрель | Филимоновские чудеса | Знакомство с росписью, с новыми элементами с техникой их исполнения. | 1.Показ изделий народного промысла. 2.Объяснение. 3.Самостоятельна деятельность детей. 4.Итог. | Заготовка из бумаги, гуашь, баночки для воды, кисти, штампы |
апрель | Бабочка Предметная Монотопия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, формировать умение соблюдать симметрию. Развивать пространственное Мышление | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, гуашь, кисти. |
май | Салют | Учить создавать образ праздничного неба, используя смешение красок и печать. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. | 1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание картин. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Тонированная бумага, краски, печать |
май | Весна | Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | 1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание картин. 3.Беседа. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, кисти. |
май | Подводный мир - осминожки | Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Картинки морского дна, краски, кисти, карандаши |
май | Нарисуй, что хочешь | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | 1.Беседа. 2.Самостоятельная деятельность детей. 3.Итог. | Краски, кисти, штампы, клей, соль. |
3.Организационный раздел
3.1. Методическое сопровождение.
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.
2.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.
3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004 – 128с.
5.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А.А.– Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
6.Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
7.Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
8.Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
9.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.
10.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
3.2. Материально-технические условия реализации программы.
1.Учебно-наглядные пособия:
1. Учебно-методический комплекс.
1.1 Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература
1.2. Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
- кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Технические средства обучения:
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в большом, хорошо освещенном зале, за устойчивыми оттирающимися столами. Для проведения занятий собрана необходимая обучающая литература.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
Сложности некоторых нетрадиционных техник рисования:
⎯ проводить индивидуальную помощь в процессе работы со всем коллективом детей;
⎯ не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и другими собственными характерными дополнениями образа;
⎯ обеспечить меры безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
⎯ для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
Материалы и инструменты:
- бумага разного формата, цвета, фактуры;
- акварельные краски;
- акварельные карандаши;
- гуашь;
- восковые мелки;
- кисти круглые и плоские разного размера (белка, синтетика, коза);
-цветные карандаши;
- простые карандаши;
- трубочки для коктейля.
- ванночки с поролоном и губкой;
- ватные палочки;
- кисти-штампы;
- баночки для воды;
- ПВА;
- соль;
- салфетки.
ТСО:
- музыкальный центр;
- аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект по художественному труду в средней группе "Подставка для кисточек"
Конспект занятия по художественному труду в средней группе. Программа "Из Детства в Отрочество".Цель: Закреплять умение лепить предметы шаровидной и овальной формы. Упражнять в украшении поверхности в...

Виды техники изображения. Перспективное планирование По "Волшебной кисточке"
Познакомить детей с многообразием используемых материалов, научить на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, развивать творческие личности, способной применить свои знания и уме...

Волшебная кисточка программа
Программа заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материало...
Перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"
Перспективное планирование занятий по рисованию на учебный год....

Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»
В предлагаемой системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года. Занятия по рисо...

Конспект занятия по изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - ладошками; рисование кисточкой) "Весёлая зебра"
Задачи:способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;формировать предметные представления у детей по теме «Животные»развивать зрительное воспр...