Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по рисованию на тему
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolaya_kistochka.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Веселая кисточка»
(развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
«Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его со связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».
Е. А Флерина.
«Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое»
Л.С. Выготский.
« Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…
Другими словами – чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Объяснительная записка.
Человек – это сложный мир, идей, идеалов, замыслов, чувств, страстей, стремлений и надежд. Каждый человек индивидуален, каждый имеет свой характер, свои наклонности, свои способности.
Задача воспитателя, педагога – полное развитие личности каждого ребёнка, умелое её формирование на каждом возрастном этапе жизни.
Изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать своё отношение к изображаемому.
Рисование, лепка, аппликация - очень интересны для детей, увлекательны, но при условии успешного ими овладения. Только в этом случае может быть обеспечено всестороннее развитие ребёнка и исподволь, не искусственно и не под давлением, способствовать подготовке детей к школе.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивают детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) и позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире.
Цели и задачи обучения.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности средствами народного и прикладного и декоративного искусства с учётом их индивидуальных возможностей.
В связи с этим в группе детей старшего дошкольного возраста становится следующие задачи:
1. Для формирования умения передавать в рисунке, лепке свои впечатления от окружающей действительности:
- Развивать художественное восприятие жизни;
- Уточнять представления об окружающем мире;
- Вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
- Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
2. Для приобретения изобразительного мастерства:
- Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных цветов, разных оттенков и разный тональности; правильные пропорции предметов;
- Научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов;
- Развивать композиционные умение при изображении групп предметов или сюжета.
3. Для развития технических навыков:
- Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
- Развивать способность широкие и тонкие линии;
- Закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипией и т. д.
- Обучать технике рисования «по сырому» и т.д.
- Развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- Помочь освоить технику рисования разнообразными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, простой карандаш, фломастеры, пластилин и технику лепки – из пластилина, глины и т.д.
4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- Замечать красивое в окружающем мире и отличать уродливое в окружающем мире;
- Знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;
- Научить различать жанры живописи;
- Знакомить со свойствами художественной выразительности и развивать их;
- Развивать художественно – эстетический вкус.
Методы и формы обучения.
Программа рассчитана на два года обучения. Составлена она на основе работы с дошкольниками
Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные виды занятий:
- Рисование и лепке с натуры (игрушки);
- Рисование, аппликация на заданные темы, по представлению, по памяти;
- Показ репродукций картин известных художников с беседами, предметы народно-прикладного искусства.
В качестве учебных пособий на занятиях используется:
- Детские работы;
- Игрушки;
- Открытки, репродукции художественные произведения;
- Предметы быта (посуда и т.д.)
- Растения (живые цветки, ветки деревьев, фрукты, овощи) и т.д.
В некоторых случаях занятию по изобразительному искусству должны предшествовать прослушивание или проигрывание сказки или литературных произведений на других занятиях и в свободное от занятий время.
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребёнка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям.
Учебный план.
№ |
Темы занятий | Количество часов 1год обучения | Количество часов 2год обучения |
1. | Знакомство с искусством | 5 | 6 |
2. | Занятия на тему | 31 | 30 |
3. | Индивидуальные занятия (1ч. в неделю) |
36 |
36 |
4. | Участие в оформлении выставки | 4 | 4 |
Всего: |
76 |
76 |
К концу обучения дети должны уметь:
- Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию);
- Различать виды изобразительного искусства;
- Высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства;
- В своей работе использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;
- Передавать в рисунке выразительность образцов, использую форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных материалов;
- Рисовать по представлению и с натуры;
- Располагать изображения на всём листе, на одной линии и на широкой полосе;
- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта.
Учебно-тематический план
первого года обучения.
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
1. | Знакомство с искусством - рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». | Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности; цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником. |
2-3. | Рисование – «Золотая осень». | Учить детей отражать в свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени; яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад. |
4. | Аппликация: «Машины везут урожай. | Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, вызвать желание трудиться, передавать свои впечатления о труде взрослых, уметь составлять несложный сюжет (вырезать и наклеивать машину из частей, дорисовывать карандашами или фломастерами). |
5. | Рисование: «Поздняя осень». | Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать акварельными красками. |
6. | Аппликация: «Осенний ковёр». | Учить детей украшать узором из осенних ягод и листьев ковёр прямоугольной формы, располагать части узора по углам и в середине прямоугольника, в центре составлять в соответствии с формой изделия (вытянутая), особенно подбирать цвет для элементов узора, закреплять приёмы парного вырезывания. |
7. | Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек. | Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус. |
8-9. 10. | Рисование: «Роспись дымковских игрушек». Рисование: «Ткань на юбку дымковской кукле». | Формировать умения составлять узор, используя элементы дымковской росписи. Закреплять полученные ранее приёмы и навыки. Воспитывать эстетические и нравственные чувства. Учить видеть выразительность образов: важность барынь, весёлость водоносок и др. |
11. | Знакомство с искусством – рассматривание филимоновских игрушек. | Познакомить детей с одним из видов народно- прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. |
12-14. | Рисование: «Роспись филимоновских игрушек». | Учить составлять узор, используя элементы филимоновской росписи. |
15. | Знакомство детей с тремя основными цветами краски. Рисование: «Воздушные шары». | Познакомить детей с 3 основными цветами (красный, жёлтый, синий), объяснить детям, что остальные цвета получаются путём смешивания красок. |
16. 17. | Знакомство с тёплыми и холодными цветами. Рисование: «Нарисуй картину холодными цветами». Рисование: «Нарисуй картину тёплыми цветами». | Познакомить детей с понятием: холодный цвет, тёплый цвет. Учить различать их. |
18. | Смешивание цветов. Дидактическая игра: «Какой цвет получиться». | Познакомить детей с палитрой экспериментировать на палитре для создания новых, других цветов. |
19. | Рисование: «Кто бывает рыжим». | Продолжать учить детей пользоваться палитрой. Закрепить умение составлять оранжевый цвет (жёлтый + красный = оранжевый). Закрепить знание детей понятия: рыжий – это оранжевый. |
20-21. | Составление оттенков. Рисование: «Варежки для Снегурочки». 1 вариант (белый + синий = голубой) 2 вариант (синий + вода = голубой) | Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок, для получения светлых оттенков. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета. |
22 | Знакомство с искусством – рассматривание портретов (в рост, поясной, групповой) | Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешниё вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего лишнего не бывает, всё работает на раскрытие образа человека. Познакомить с видами портретов. |
23. | Дидактическая игра «Какое выражение лица бывает у людей». Рисование: «Портрет человека» (поясной). | Закрепить понятие портрет. Повторить виды портретов. Познакомить с понятием художники – портретисты. Учить правильно, располагать части лица. |
24. | Рисование простым карандашом: «И весёлое и грустное». | Учить передавать различное выражение лица (радостное, грустное, злое, испуганное). |
25. | Рисование простым карандашом: «Мой поэт А.С. Пушкин». | Вызвать желание нарисовать портрет А.С. Пушкина. Закрепить правильно, рисовать части лица. |
26. 27. | Знакомство детей с новым изобразительным материалом – цветной тушью. Рисование: «Красивая салфетка». | Познакомить детей с цветной тушью. Учить детей ею работать на ткани. |
28. | Дидактическая игра «игра со светом». | Закрепить представления о зависимости цвета от степени освещённости. |
29. | «Зелёный цвет – цвет особый». | Вспомнить название тёплых и холодных цветов. Познакомить детей с составлением холодного и тёплого зелёного цвета. Продолжать учить пользоваться палитрой. |
30. | Рисование: «Красивые розовые цветы». | Добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными ими средствами выразительности. |
31. | Рисование: «Бабочки» (симметричная монотипия). | Вызвать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов. Учить детей использовать в своей работе симметричную монотипию. |
32. | Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов. | Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета в сочетании форм и цвета. |
33. | Рисование: «Тюльпаны в вазе» или «Ветки сирени в вазе». | Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные ими средства выразительности (цвет, композиция). |
34. | Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов» (совместная работа двух детей). | Развивать композиционные умения детей (вылепленных плодов расположенных на тарелке в красивом сочетании по форме, величине и цвету); воспитывать умение совместно выполнять общую работу; учить самостоятельно, определять величину овощей и фруктов с учётом размера тарелки. |
35. | Рисование: «Нарисуй свой натюрморт». | Учить детей самостоятельно выполнять задуманную работу. |
36. | Живопись по-мокрому слою бумаги: «Мой котёнок». | Познакомить детей с приёмами работы краской по мокрому слою, для создания лёгкости и пушистости шерсти животного. |
Всего: 36 занятий.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ | Тема занятий | Программное содержание |
1. 2. | Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов. Рисование с натуры «Натюрморт» | Познакомить детей с жанром живописи– натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрморта является изображение предметов природы и быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их формы, цвет, колорит, манера исполнения). |
3. | Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов» (коллективная работа). | Учить детей точно передавать форму, величину фруктов или овощей; формировать умение объединять вместе вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт. |
4. 5. | Знакомство с искусством – калининские глиняные игрушки. Лепка: «Калининские птички». | Формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; лепить птицу из целого куска, вытягивая части тела из исходной формы – овоида. |
6. | Рисование: «Ветки рябины в вазе». | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; развивать стремление детей дополнять свой рисунок – вносить в натюрморт изображение каких – либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист); учить новому техническому приёму – двухцветному боковому мазку. |
7. | Знакомство с искусством – рассматривание гравюр и иллюстраций, выполненных штрихами. | Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой. Объяснить, чем она отличается от живописи; познакомить с одним из технических приёмов изображения в графике – штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного характера. |
8. | Рисование: «Ёжик в ельнике» (фломастеры + цветные карандаши). | Развивать умение рисовать штрихами хвою молодой ёлочки – короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа – неотрывными штрихами в несколько рядов. |
9. | Рисование: «Совушка – сова». | Учить изображать сову штрихами, использовать в рисунке лёгкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы, нанесение штрихов разным нажимом карандаша и разного положения глаз (смотрит в сторону или вверх) |
10. 11. | Рисование: «Воробышек». Рисование: «Стайка воробьёв». | Формировать у детей представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме, величине частей, сходные по строению; познакомить с штриховыми рисунками птиц, учить передавать в рисунке характерные особенности воробья; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приёмы рисования карандашом: тушёвку, штриховку, разный нажим. |
12. | Рисование: «Сорока оглянулась». | Продолжать учить детей определять по изображению птиц её характерные особенности, видеть различия; учить изображать новую позу птицы – птица сидящая на ветке с повёрнутой назад головой. |
13. | Рисование: «Ворона летит». | Учить детей изображать птицу в полёте; передавать в рисунке характерную окраску вороны: голова, крылья и хвост – чёрные, а тело – серое; располагать летящую птицу по диагонали на листе бумаги. |
14. | Знакомство с искусством – рассматривание предметов Городецкой росписи. | Формировать у детей представление, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями Городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетание). |
15-18. | Рисование: «Городецкая роспись». | Показать особенности рисования растительных элементов Городецкой росписи: розана, ромашки, листика, виноград; продолжать формировать умения работать концом кисти; закреплять навыки работы с палитрой. |
19. 20-23. | Знакомство с искусством – Золотая хохлома. Рисование: «Хохломская роспись». | Познакомить с хохломской росписью; её содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. |
24. 25-28. | Русский народный костюм. История русского костюма. Рисование: «Оденем Ваню и Маню в русский костюм». | Познакомить детей с историей русского костюма; показать особенности национального костюма на Руси; расширять знания детей о русской культуре; развивать эстетический вкус, формировать нравственные качества дошкольников. |
29. 30. 31. | Знакомство детей с новым изобразительным материалом Рисование: «Рыбки в аквариуме». Рисование: Салют» | Познакомить детей с новым изобразительным материалом – восковыми мелками; учить детей приёмами работы с ними. Учить детей смешанной технике рисования – восковые мелки и акварель. |
32. 33 - 36 | Знакомство с искусством – «Голубая Гжель» «Рисование элементов гжельской росписи» | Расширять знание детей об истории гжельского помысла. Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить детей выделять характерные особенности его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства. Расширять знание детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Развивать эстетический вкус. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. |
Всего: 36 занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...
Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы педагога по развитию техники рисования детей дошкольного возраста с различными изобразительными материалами. Опираясь н...
Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисо...
Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...
Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...