Виды техники изображения. Перспективное планирование По "Волшебной кисточке"
методическая разработка по рисованию по теме
Познакомить детей с многообразием используемых материалов, научить на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, развивать творческие личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_netr.teh_.ris_.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИДЫ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
1. Рисование не только кистью, карандашом, но и необычными предметами и материалами.
2.Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода Правило -каждый палец набирает одну определенную краску Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.
3. Использование «монотипии» - отпечатка. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.
- «Волшебный рисунок» - изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила.
- Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
- Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки - волны, бахрому, густую траву.
- Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
- Рисование краской прямо из тюбика. Но необходимо научить ребёнка выжимать краску нужного объёма сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону Получается выпуклый рисунок. Если размыть краски, выпуклость уменьшится и появятся разные
оттенки цвета.
9. «Объемная аппликация» Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.
10. Кляксография.
Вариант1.Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.
Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение
- «Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка
- Рисунок на мятой бумаге. Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.
- «Пушистый рисунок» Наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской.
- Рисунок через копировальную бумагу. Используется копировальная бумага разных цветов. Изображение наносится пальцем, палочкой.
- Размытый рисунок. Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане. Дождливый день).
- «Рисунок клеем». На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура.
- «Цветные ниточки». Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь), кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.
- «Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
19. Трафарет.
ВИДЫ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
Возрастная группа | «Техника» | Тема |
II мл. группа | «Пальчиковая живопись» | «Бусы», «Платочки для матрёшки», «Падает пушистый снег» «Пришла зелёная весна»… |
Средняя | «Пальчиковая живопись» Тампонирование Монотипия Рисование свечой Набрызг Трафарет | «Цыплята», «Рыбки», «Бусы на ёлку», «Зимний узор» «Дымковская барышня»… «Осеннее дерево», «Одуванчики», «Цветы в вазе»... «Бабочка», «Ваза» «Солнце греет травку», «Ёлочка в лесу», «морозные узоры» «Дождь», «Первый снег» Декоративное рисование |
Старший дошкольный возраст | «Пальчиковая живопись» Тампонирование Монотипия Рисование свечой Пушистый рисунок Трафарет Набрызг Рисование на мятой бумаге Рисование на мокрой бумаге Рисование ладошкой Размытый рисунок Рисование ниточками Кляксография | «Украшение подноса из рябины», «Арбуз», «Корзина с яблоками», «Три медведя», «Здравствуй, Зима»… «Бабочка», «Цветы в вазе», «Город на реке»… «Поздняя осень», «Зима пришла», «Вечерний город» Декоративное рисование Дождь, снег… Пейзажи, салют, цветы… «Ветвистое дерево», «Пальма», «Лебедь», «Павлин»… Сюжетное рисование, пейзажи На воображение |
«Пальцевая живопись»
(краска наносится пальцами, ладошкой).
В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.
«Монотипия»
(отпечатка).
Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.
«Рисование свечой»
Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила.
Рисование на мокрой бумаге.
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Набрызг, рисование зубной щёткой.
Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.
Кляксография.
Вариант1.Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.
Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.
Рисунок на мятой бумаге.
Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.
«Цветные ниточки».
Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь), кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.
Трафарет.
Вариант 1.Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.
Рисование ладошкой.
Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге. (можно раскрасить ладонь в разные цвета)
Тампонирование.
Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…
Печатка.
Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное).
Рисование жёсткой кистью.
Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
«Штриховка»
Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз , слева - направо…
«Рисование солью»
Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой)
Литература.
Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
Александрова Т.Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.2007г.
Кожохина С.К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
Лыкова И.А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности.- г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К.К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
«ВОЛШЕБНЫЕ КИСТОЧКИ» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Старшая группа
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сентябрь | ||||
1 | Луг | Акварельные краски+восковые мелки | Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете | |
2 | Ваза для цветов | Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | |
3 | Бабочки | Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | |
4 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
5 | Ежики на опушке. | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | |
Рябина | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | ||
7 | Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек | Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятие | ||
8 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Октябрь | ||||
9 | Листопад | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | |
10 | Осенние листья | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции | |
11 | Георгины в вазе (с натуры) | Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой | ||
12 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
13 | Ковер из осенних листьев | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | |
14 | Роспись дымковской игрушки | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. | ||
15 | Платье | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Закрепить умение украшать платье | |
16 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Ноябрь | ||||
17 | Осеннее дерево | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить изображать изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | |
18 | Кошечка | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | |
19 | Городецкие узоры | Закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции | ||
20 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
21 | Снежок | Монотипия. Рисование пальчиками | Закрепить умение изображать снег,используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | |
22 | Осенние дары | Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции | ||
23 | Красивая тарелочка | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | ||
24 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Декабрь
25 | Фантазии | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение |
26 | Вечер | Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих |
27 | Снежинки | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | |
28 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
29 | Рисование с натуры | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, линия, штрих). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепить умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь | |
30 | Волшебная птица | Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи). | |
31 | Новый год | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. |
32 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Январь
33 | Сказочный сад | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). |
34 | Любимый узор | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) |
35 | Сова | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. |
36 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
37 | Мой друг | Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки | Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.
|
38 | Комнатное растение | Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью | |
39 | Волшебный цветок | Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие | |
40 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
Февраль
41 | Подводное царство | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции |
42 | Полярная ночь | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности | |
43 | Арктика | Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Развивать умение отображать в рисунке сложный сюжет | |
44 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
45 | Матрешка | Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи | |
46 | Матрешки | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие |
47 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании. |
48 | Ваза с ветками | Оттиск печатками | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. |
Март
49 | Подарок маме | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному |
50 | Портрет любимого друга | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека. | |
51 | Платок для бабушки | Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие | |
52 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
53 | Весенние цветы | Акварель + восковой мелок | Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие |
54 | Узор на платке | Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции | |
55 | Натюрморт | Восковые мелки + акварель | Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели |
56 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
Апрель
57 | Автопортрет | Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. | |
58 | Роспись подноса | Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию . | |
59 | Фантазия | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник |
60 | Красивые цветы | Продолжать знакомить с росписью жостовксих подносов. Развивать чувство ритма, композиции | |
61 | Наш детсад | Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции | |
62 | Наш сад | Тиснение | Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров.Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу |
63 | Цветы | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью |
64 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании . |
Май
65 | Пчелки | Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции |
66 | Одуванчики | Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно. |
67 | Игрушки | Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции | |
68 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
69 | Дерево | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ.ВРазвивать чувство композиции |
70 | Украшение фартука | Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его | |
71 | Весеннее дерево | Рисование пальчиками, тычками | Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки |
72 | Итоговая выставка рисунков за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по связи с другими видами деятельности в процессе реализации проекта «Новый год у ворот»
Цель: разработать тематику мероприятий проводимых в ходе реализации проекта во всех возрастных группах....
Перспективное планирование продуктивных видов деятельности для детей старшей группы с ЗПР
Подборка занятий по лексическим темам , старшая группа ЗПР...
Перспективное планирование логопедической работы по развитию фонематического восприятия (старшая группа компенсирующего вида для детей с ЗПР)
Представлено перспективное (годовое) планирование работы учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия (подготовка к обучению грамоте) для старшего возраста группы ЗПР....
Перспективное планирование кружка по рисованию «Волшебная кисточка»
Перспективное планирование кружка по рисованию «Волшебная кисточка»сентябрь1 Мячики для котят Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчи...
Перспективное планирование кружковой деятельности"Нетрадиционные способы изображения животного мира во второй младшей группе"
Перспективное планирование кружковой деятельности"Нетрадиционные способы изображения животного мира во второй младшей группе" на октябрь, ноябрь, декабрь, январь,февраль, март, апрель, май....
24.06.2021г Конспект ООД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» ( использование средств нетрадиционной техники изображения) «Космос» (техника граттаж)
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...
Перспективное планирование по видам образовательных областей. Перспективное планирование по художественно- эстетической деятельности в средней группе. ( Аппликация/ Лепка/ Рисование) .
Перспективное планирование по видам образовательных областей.Перспективное планирование по художественно- эстетической деятельности в средней группе.( Аппликация/ Лепка/ Рисование) ....