Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема. «Перелётные птицы (лебедь)».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Кобзева Наталья Александровна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по рисованию

 «Перелётные птицы (лебедь)».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_risovaniyu_lebed.docx392.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail:vasilek.dou@mail.ru,

сайт: http://ds14.educrub.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

для детей с задержкой психического развития

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (рисование)

Тема. «Перелётные птицы (лебедь)».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Подготовила:

                                                                                  Кобзева Н.А.,

                                                                                воспитатель.

                                                                     

 

 

 

 

Рубцовск, 2024 г.

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования птиц - «оттиск ладонью» и способами дополнения изображения необходимыми деталями для получения законченного образа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • учить изображать силуэт птицы в технике «оттиск ладонью», дорисовывать элементы, добиваясь сходства с лебедем;
  • формировать умение детей замечать характерные особенности лебедя (пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста) и отражать их в рисунке;
  •  продолжать расширять знания детей о перелётных птицах.  

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать умение применять нетрадиционные техники рисования при изображении силуэтов животных; 
  • развивать и  укреплять здоровье детей через здоровьесберегающие технологии;
  • развивать умение отечать полными предложениями;
  • развивать у детей мышление, внимание, наблюдательность, воображение и  познавательный интерес к жизни  птиц.

Коррекционно-воспитательные: 

  • воспитывать интерес к природе, доброе и бережное  отношение детей ко всему живому;    
  • воспитывать умение слушать ответы других детей.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь:   клин, оттиск.

Индивидуальная работа: 

Юля Х. - напоминать, как правильно держать кисть в руке;

Артем  Б.- отрабатывать умение аккуратно снимать лишнюю краску о край баночки с гуашью.

Предварительная работа: 

  • отгадывание загадок о птицах;   
  • рассматривание репродукций картин  «Лебеди» Кнуд Эрик Эдсберг,  Роберт Бейтман; иллюстраций с изображением птиц;  
  • чтение рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»;
  • просмотр и обсуждение мультфильма по сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

Материалы и оборудование: образец,  синяя гуашь; зелёная гуашь, красная гуашь, белая гуашь, черная гуашь, кисти,  стаканчики-непроливайки, подставки под кисточки, тряпочки,  бумага голубого цвета А4 по количеству детей.

Планируемый результат занятия: овладели умением рисовать лебедя в нетрадиционной технике - «оттиск ладонью».

 

1.  Организационно – мотивационный этап.

 В.: -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей в группу. Давайте с ними поздороваемся. Но чтобы это сделать и пройти в группу, нужно назвать время года и один из признаков осени.

Д.: Дети перечисляют признаки осени.

  • Деревья покрываются красками разных цветов и оттенков. От жёлтого до бурого.  Потом опадают.
  • Наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада. 
  • Дни становятся короче, ночи — длиннее. 
  • Насекомые прячутся в щели домов, под кору деревьев, в землю. 
  • Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных. 
  • Солнце светит, но не греет.
  • Перелётные птицы улетают в тёплые края. 

В.: -Проходите и присаживайтесь.  

2. Основная часть

Вступительная беседа.  

Сообщение темы (загадки).

В.:  Умницы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Д.:  Грачи, скворцы, журавли, аисты,  лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи.

В.:  Отлично.  А сейчас отгадайте загадки, и кода вы отгадаете, вы узнаете, о ком сегодня пойдет речь:

Вспомни, кто же был такой,
Из сказки птенчик наш-герой.
Его все долго прогоняли
И грубо гадким обзывали.

Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает

Д.:  Лебедь.

В.:  Верно, это лебедь. Показ макета лебедя.

Введение в тему. 

  В.:  Посмотрите, к нам залетел лебедь. Он мне сказал, что его стая уже улетела. Он ещё молодой лебедь и отстал от клина (клин это построение углом вперёд   стаи перелётных птиц для облегчения перелёта). Теперь он один боится лететь, но мы можем ему помочь. Как вы думаете, чем мы можем помочь? (нарисовать ему друзей, с которыми он догонит свою стаю и улетит в теплые края). Давайте рассмотрим нашего лебедя.

Беседа с использоваием макета лебедя.

-Кто это? (лебедь)

-Какие части тела есть у лебедя? (голова, шея, туловище, крылья, лапы, хвост)

-Какой формы тело лебедя? (овальное)

-Какой величины тело птицы? (крупное, большое)

-Какого цвета тело? (белого)

-Что есть на теле лебедя? (перья, крылья, шея, лапы, голова)

-Какие по размеру крылья? (длинные и широкие)

 -Какая по размеру шея? (длинная, изогнутая)

-Какой формы голова лебедя? (овальная)

-Что есть у лебедя на голове? (клюв)

-Какого цвета клюв? (красный)

-Какой формы и цвета глаза? (круглые,черные)

-Что еще у лебедя есть? (лапы)

-Какого цвета лапы? (чёрные)

В.: Лебедь - крупная, перелетная, водоплавающая птица. У нашей птицы перья белого цвета. Голова у лебедя небольшая с небольшими черными, блестящими глазками. У лебедя мощный плоский клюв. У лебедя длинная, гибкая, изогнутая шея. У лебедя крупные, широкие и крепкие крылья, которые помогают ему лететь в далекие теплые края. Лебедь любит лакомиться водными растениями, водными червячками и рыбой. Лебедь плывет неспешно, гордо, плавно. Лебедь очень красивая птица. А знаете ли вы, почему они улетают последними? Потому что они могут спокойно переносить  небольшие морозы и находиться в ледяной воде благодаря перьям, которые имеют жировую смазку. А ещё потому, что пока водоемы не успели замерзнуть (пруд, речка, озеро), то лебедям имеется, чем кормиться.

Дидактическая игра

В.: Устали сидеть? Давайте поиграем в игру «Кто что делает?». Я буду назывпть животное, а вы будете показывать действия этого животного.

Кит - плавает.

Заяц - прыгает.

Ласточка - летает.

Лошадь - бегает.

Черепаха - ползает.

В.: Здорово поиграли! Присажиайтесь.

Анализ образца рисунка

В.: Ну что, поможем нашему лебедю, нарисуем ему друзей?        

Д.:  Да, поможем.

В.:  Какие вы добрые дети!  Но обратите внимание, как нарисован лебедь.

Надо также нарисовать его друзей. Эта  нетрадиционная  техника рисования птиц называется - «оттиск ладонью».

Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа

на лебедя. А вы как думаете? Где же клюв у птицы? Где шея? Покажите

туловище птицы. А вот какой замечательный  хвост. (Воспитатель

показывает на своей ладошке, дети на своей).

 Только наша птичка совсем не яркая. Давайте ее раскрасим. Для этого я обмакну ладонь в белую краску и  посажу своего лебедя в самый центр листа. Для этого я раскрываю широко свои пальчики и прикладываю ладонь к листу бумаги. Прижала крепко-крепко и резко подняла вверх. Вот и получился лебедь. Оставлю его подсыхать и пойду вымою руки.

Голову и шею рисую  кистью белой краской. Красной краской дорисовываю клюв примакиванием кисти,   черной краской глаз - концом кисти. Основание клюва тоже подчеркну черной краской. Вот и получился лебедь. Только чего то не хватает, картина какая то не полная.

Давайте я вам покажу,  как можно написать полную картину. Темно-зеленой краской сделаю вертикальные и наклонные мазки снизу вверх. Создаю высокую траву. Самые высокие травинки располагаются ближе к левому  и правому краю листа. В самой высокой траве рисую вытянутые овалы коричневым цветом. Это будут «шишки» камышей. На глади воды еще остались кувшинки. Высоко в небе можно добавить клин улетающих птиц. Лебедь плавает и этим вызывает рябь по поверхности озерной воды. Вот теперь картина полная, красивая.

В.:  Что-то мы засиделись, давайте отдохнем.

Физминутка "Лебеди"

Лебеди летели,

На поляну тихо сели.

Походили, пощипали,

А потом улетели.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

(Во время самостоятельной работы педагог обращает внимание на осанку, на последовательность работы, оказывает индивидуальную помощь при затруднении).

В.:   Отдохнули, теперь приступаем к выполнению работы. Только пожалуйста не забывайте про технику безопасности при работе с красками. Чтобы вспомнить, обратите внимание на таблиццу - подсказку.

Перед выполнением работы давайте разомнем руки.                    

Пальчиковая гимнастика: "Перелетные птицы"                                     Птицы на юг улетают,

Крыльями машут вдали

Утки, гуси, лебеди, журавли,

Крылья к небу вскинули,                                                                    

Милый край покинули                                                        

  Анализ последовательности дейстий

В.: С чего начинаем? (оттиск ладони)

Что потом? (дорисовываем лебедя)

Что в конце? (заканчиваем картину)

  1.  Заключительный этап.

Анализ сравнения работ с образцом

В.:  Какая картина больше всего похожа на образец? Чья работа вам нравится больше всего?  Почему?

В.: Напомните мне, пожалуйста, про каких птиц мы сегодня говорили? (про перелётных птиц).  Кому мы сегодня помогали? (Лебедю). Что мы делали, чтобы помочь лебедю? (Рисовали ему друзей).  Помните ли как называется техника рисования?  (Оттиск ладонью) Вы отличная команда, нарисовали таких красивых лебедей. Молодцы. И поэтому попозже я вам покажу небольшой фильм про лебедей, из которого вы узнаете интересные факты, о которых вы даже не догадываетесь.

Ход НОД:

  1. Начало совместной  деятельности.

Организационный момент

Цель: создание условий для положительного эмоционального настроя детей. Задачи: активизировать познавательный интерес к предстоящей деятельности.                                                                                                   Методы и приёмы: игровой, сюрпризный момент.

Деятельность   детей

Деятельность  педагога

Примечание

Приветствуют гостей

В.: -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей в группу. Давайте с ними поздороваемся. Но чтобы это сделать и пройти в группу, нужно назвать время года и один из признаков осени.

Дети называют  проходят в группу

Садятся на стульчики

                                                                        

                                                 

               

               «  

  1. Основная часть

2.1     Вступительная беседа

Сообщение темы (загадки).

Цель:  создание условий для закрепления знаний детей о перелётных птицах.

Задачи:

- продолжать расширять знания детей о перелётных птицах;

- развивать у детей мышление, внимание, наблюдательность, воображение и  познавательный интерес к жизни  птиц;

- развивать и  укреплять здоровье детей через здоровьесберегающие технологии;

- воспитывать интерес к природе, доброе и бережное  отношение детей ко всему живому;    

- воспитывать умение слушать ответы других детей.

Методы и приемы:  художественное слово, вопросы,  беседа, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение, похвала,  физминутка.

 Слушают   воспитателя и отвечают на поставленные вопросы

 

Слушают   воспитателя и отгадыают загадки

 

В.:  Умницы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Д.:  Грачи, скворцы, журавли, аисты,  лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи.

В.:  Отлично.  А сейчас отгадайте загадки, и кода вы отгадаете, вы узнаете, о ком сегодня пойдет речь:

1 загадка:

Вспомни, кто же был такой,
Из сказки птенчик наш-герой.
Его все долго прогоняли
И грубо гадким обзывали.

2 загадка: 

Длинношеяя та птица
Грациозна, как царица,
Гладью водной проплывает,
Чудно шею извивает.

Д.:  Лебедь.

В.:  Верно, это лебедь. Показ макета лебедя.

Ответы принимаются полными предложениями

 

2.2  Введение в тему

Цель:  побуждение детей размышлять и выражать свои мысли.

Задачи: создать положительные эмоции, повысить интерес к занятию.

Методы и приёмы:   игровой, наглядный.

Деятельность   детей

Деятельность педагога

Примечание

 Дети смотрят на макет и слушают воспитателя

В.:  Посмотрите, к нам залетел лебедь. Он мне сказал, что его стая уже улетела. Он ещё молодой лебедь и отстал от клина (клин это построение углом вперёд   стаи перелётных птиц для облегчения перелёта). Теперь он один боится лететь, но мы можем ему помочь. Как вы думаете, чем мы можем помочь? (нарисовать ему друзей, с которыми он догонит свою стаю и улетит в теплые края). Давайте рассмотрим нашего лебедя.

 Следить за правильной посадкой детей за столом (ноги ровно, спина прямая)

2.3  Беседа с использоваием макета лебедя

Цель:  способствование к анализу строения птицы на примере конкретного представителя (лебедя).

Задачи: формировать умение детей замечать характерные особенности лебедя (пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста).

Методы и приёмы: наглядный (показ макета), словесный (обобщение).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Воспринимают и осознают содержание используемого материала

В.: -Кто это? (лебедь) Какие части тела есть у лебедя? (голова, шея, туловище, крылья, лапы, хвост)Какой формы тело лебедя? (овальное) Какой величины тело птицы? (крупное, большое) Какого цвета тело? (белого) Что есть на теле лебедя? (перья, крылья, шея, лапы, голова) Какие по размеру крылья? (длинные и широкие) Какая по размеру шея? (длинная, изогнутая) Какой формы голова лебедя? (овальная)Что есть у лебедя на голове? (клюв)Какого цвета клюв? (красный)Какой формы и цвета глаза? (круглые,черные)Что еще у лебедя есть? (лапы)Какого цвета лапы? (чёрные)

Лебедь - крупная, перелетная, водоплавающая птица. У нашей птицы перья белого цвета. Голова у лебедя небольшая с небольшими черными, блестящими глазками. У лебедя мощный плоский клюв. У лебедя длинная, гибкая, изогнутая шея. У лебедя крупные, широкие и крепкие крылья, которые помогают ему лететь в далекие теплые края. Лебедь любит лакомиться водными растениями, водными червячками и рыбой. Лебедь плывет неспешно, гордо, плавно. Лебедь очень красивая птица. А знаете ли вы, почему они улетают последними? Потому что они могут спокойно переносить  небольшие морозы и находиться в ледяной воде благодаря перьям, которые имеют жировую смазку. А ещё потому, что пока водоемы не успели замерзнуть (пруд, речка, озеро), то  лебедям имеется, чем кормиться.

Добиваться  полных ответов от детей

2.4 Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель:   закрепление знаний через игру

 Выполняют движения

В.: Устали сидеть? Давайте поиграем в игру «Кто что делает?»

Я буду назывпть животное, а вы будете показывать действия этого животного.

Кит - плавает.

Заяц - прыгает.

Ласточка - летает.

Лошадь - бегает.

Черепаха - ползает.

В.: Здорово поиграли! Присажиайтесь.

 

2.5  Анализ образца рисунка

Цель:   создание условий для овладения нетрадиионной техникой.

Задачи: учить изображать силуэт птицы в технике «оттиск ладонью», дорисовывать элементы, добиваясь сходства с лебедем.

Методы и приёмы:  наглядный (показ образца), практический (показ хода действий).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 Дети слушают, отвечают, повторяют.

Дети смотрят, запоминают.

В.: Ну что, поможем нашему лебедю, нарисуем ему друзей?        

Д.:  Да, поможем.

В.:  Какие вы добрые дети!  Но обратите внимание, как нарисован лебедь. Надо также нарисовать его друзей. Эта  нетрадиционная  техника рисования птиц называется - «оттиск ладонью».

 Посмотрите на мою ладонь, мне, кажется, она очень похожа на лебедя. А вы как думаете? Где же клюв у птицы? Где шея? Покажите

туловище птицы. А вот какой замечательный  хвост. (Воспитатель

показывает на своей ладошке, дети на своей).

 Только наша птичка совсем не яркая. Давайте ее раскрасим. Для этого я обмакну ладонь в белую краску и  посажу своего лебедя в самый центр листа. Для этого я раскрываю широко свои пальчики и прикладываю ладонь к листу бумаги. Прижала крепко-крепко и резко подняла вверх. Вот и получился лебедь. Оставлю его подсыхать и пойду вымою руки.

 В.: Голову и шею рисую  кистью белой краской. Красной краской дорисовываю клюв примакиванием кисти,   черной краской глаз - концом кисти. Основание клюва тоже подчеркну черной краской. Вот и получился лебедь. Только чего то не хватает, картина какая то не полная.

Давайте я вам покажу,  как можно написать полную картину. Темно-зеленой краской сделаю вертикальные и наклонные мазки снизу вверх. Создаю высокую траву. Самые высокие травинки располагаются ближе к левому  и правому краю листа. В самой высокой траве рисую вытянутые овалы коричневым цветом. Это будут «шишки» камышей. На глади воды еще остались кувшинки. Высоко в небе можно добавить клин улетающих птиц. Лебедь плавает и этим вызывает рябь по поверхности озерной воды. Вот теперь картина полная, красивая.                              В.:  Что-то мы засиделись, давайте отдохнем.

Проговорить с каждым ребёнком этапы работы, оказание индивидуальной помощи

2.6 Физминутка "Лебеди"

Цель: снижение утомляемости, смена вида деятельности, профилактика переутомления и снижения внимания.

Задачи: создать положительные эмоции, повысить интерес к занятию.

Методы и приёмы:   игровой, наглядный.

Выполняют движения

Лебеди летели,

На поляну тихо сели.

Походили, пощипали,

А потом улетели.

Плавные движения руками с большой амплитудой, приседания, оьба по кругу.

2.7 Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Анализ последовательности дейстий

Цель: формирование практического  опыта детей посредством указаний взрослого.

Задачи:  совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности; развивать эстетические чувства, эмоции,  интерес к искусству; воспитывать аккуратно выполнять свою работу.

Методы и приёмы: словесный.

Слушают воспитателя и отвечают на вопросы

  

В.:Отдохнули, теперь приступаем к выполнению работы. Только пожалуйста не забывайте про технику безопасности при работе с красками. Чтобы вспомнить, обратите внимание на таблиццу - подсказку.            В.: С чего начинаем? (оттиск ладони) Что потом? (дорисовываем лебедя)Что в конце? (заканчиваем картину). Перед выполнением работы давайте разомнем руки.

Во время самостоятельной работы педагог обращает внимание на осанку, на последовательность работы, оказывает индивидуальную помощь при затруднении

2.8 Пальчиковая гимнастика: "Перелетные птицы"

 Цель:  развитие мелкой моторики, укрепление мышц рук.

Дети повторяют движения

Птицы на юг улетают, Крыльями машут вдали

Утки, гуси, лебеди, журавли,    

Крылья к небу вскинули, Милый край покинули  

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.  Кисти рук перекрестить — взмахи крыльями.

  1. Заключительная часть. Окончание.

Анализ сравнения работ с образцом

Цель: формирование элементарных навыков оценки и самооценки.    Задачи: побуждать к высказыванию собственного мнения; закреплять сформированные представления и обобщать их.                                    Методы и приёмы: словесный (вопросы, поощрение).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 Ответы детей

 В.:  Какая картина больше всего похожа на образец? Чья работа вам нравится больше всего?  Почему?                              В.: Напомните мне, пожалуйста, про каких птиц мы сегодня говорили?( Про перелётных птиц) Кому мы сегодня помогали? (Лебедю)Что мы делали, чтобы помочь лебедю? (Рисовали ему друзей) Помните ли как называется техника рисования?   (Оттиск ладонью)Вы отличная команда, нарисовали таких красивых лебедей. Молодцы. И поэтому попозже я вам покажу небольшой фильм про лебедей, из которого вы узнаете интересные факты, о которых вы даже не догадываетесь.

Предоставление возможности ребенку создать повторно работу с более точной передачей образа птицы при необходимости

https://filed15-24.my.mail.ru/pic?url=https%3A%2F%2Firalebedeva.ru%2Fimages%2Fknud_2b.jpg&mw=&mh=&sig=e78dd3799e45141de8a6a52b5b9c7780

Лебеди (The Swans)
Кнуд Эрик Эдсберг

Роберт Бейтман

Роберт Бейтман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Игрушки»

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с игрушками и их свойствами, закреплению элементарных математических представлений, формированию навыков аппликации....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Я – Человек»

Формирование понятий о человеке, его семье, о детях и взрослых, о правилах поведения в обществе....

Образовательная деятельность для педагогов и детей по ознакомлению с нетрадиционными методиками художественно-эстетическому развитию. Мастер-класс: «Рыбки»

Мастер-класс преднозначен для широкого круга.Данню технологию художественного творчества могут использовать педагоги дополнительго образования,воспитатели детских садов,домом -интернатов,гувернёры и в...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе  для детей с задержкойпсихического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной» @font-f...