Реализация задач художественно¬ эстетического образования детей дошкольного возраста в контексте требований Ф Г О С дошкольного образования и современные подходы к ней.
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Перцевая Татьяна Александровна

     В статье рассматриваются современные подходы к решению задач художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_zadach_hudozhestvenno.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация задач  художественно эстетического образования детей дошкольного  возраста в контексте  требований  Ф Г О С дошкольного образования и современные подходы к ней.

     В статье рассматриваются современные подходы к решению задач художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

     Ключевые слова: художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста, ситуации педагогического взаимодействия, детский дизайн, художественное экспериментирование.

      С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменилась практика художественно-эстетического развития и образования детей дошкольного возраста. Для осуществления образовательного процесса в ДОО ФГОС ДО определил новые подходы. Прежде всего, использование инновационных форм организации педагогического процесса, которые связаны с освоением нового содержания, форм, методов и средств образовательной работы с детьми. Рассмотрим некоторые из них.

          Следует подчеркнуть, что занятия остаются основной формой работы с детьми. Но они   проводятся тогда, когда способ деятельности осваивается детьми впервые или   решаются сложные учебные задачи. В иных случаях целесообразно использовать ситуации педагогического взаимодействия, основанные на свободной совместной деятельности педагога и детей. Это сделает педагогический процесс более дифференцированным и гибким, что  удовлетворит интересы и потребности детей, учитывая  предпочтения каждого ребенка. Ситуации педагогического взаимодействия можно разделить на следующие виды: ситуации обучающего взаимодействия; ситуации творческого взаимодействия; ситуации игрового взаимодействия; ситуации проблемного взаимодействия и т. д. Основанием для отнесения ситуаций педагогического взаимодействия к тому или иному виду служат доминирующие в их структуре методы и приёмы обучения.     Ситуации свободного педагогического взаимодействия от занятий отличаются, облегчённой организационной структурой. В них отсутствует вводная, а также заключительная части. Каждая ситуация начинается с постановки  вопроса (Как украсить группу? Что подарить другу?).  Дети обсуждают, как выполнить задания и ход работы. Педагог   организовывает процесс сотворчества. Он устанавливает партнёрские   взаимоотношения с детьми, включается в деятельность наравне с ними, избегая жёстких оценок   их деятельности. Очень важно, чтобы каждому ребёнку была предоставлена свобода выбора, возможность работать в индивидуальном темпе, а после достижения желаемого результата перейти к другой деятельности по собственному выбору.

     Суть предлагаемых нововведений в том, чтобы   сохранить обязательный минимум художественных занятий и уравновесить их свободными   формами и ситуациями педагогического взаимодействия. Разнообразие организационных форм даст возможность гибко проектировать и успешно реализовывать задачи художественно-творческого развития дошкольников.

      Понятие «детский дизайн» появилось в научно-методической литературе в конце 90-х годов ХХ века. Детский дизайн рассматривается как вид художественной деятельности детей, направленный на создание эстетических и функциональных качеств предметно-пространственной среды. Основа детского дизайна –это умения и навыки, которые дети получили в процессе освоения изобразительной деятельности и художественного труда.  В старшем дошкольном возрасте возможно освоение детьми различных видов дизайна.      В соответствии с классификацией Г.Н. Пантелеева, последовательное обучение детей основам дизайна предусматривает, выполнение двух видов оформительских заданий: 1 предметно-декоративного; 2 пространственно-декоративного характера.

     Задания предметно-декоративного характера являются наиболее простыми. Для их выполнения достаточно того, что сформировано у дошкольников   в рамках занятий, предусмотренных программой. Оформительская работа даёт возможность осваивать разнообразные художественные материалы и техники.

Выбор содержания заданий предметно-декоративного характера определяется с учётом реализуемых образовательных задач. Возможны следующие их варианты: разработка вариантов оформления пригласительных билетов, афиш, открыток; создание элементов костюмов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр; изготовление изделий быта, подарков-сувениров.

     Оформительские задания пространственно-декоративного характера являются более сложными. Их выполнение требует освоения специфических умений и способов деятельности (выполнение эскизов, макетов, использование схем, выкроек и т.д). Они не вписываются в содержание традиционных обучающих занятий и обуславливают необходимость   организационных форм работы с детьми в виде тематических циклов.

             С введением ФГОС ДО произошли  изменения в использовании методов художественно-эстетического развития и образования детей дошкольного возраста. Выражением данной тенденции стало применение в образовательной практике детского экспериментирования и метода творческих проектов. Традиционно детское экспериментирование   рассматривается в контексте познавательного развития дошкольников, ознакомления детей с физическими свойствами объектов окружающего мира и т.п.

      Теоретической основой для организации детского экспериментирования служат положения, выдвинутые Н.Н. Поддъяковым. Экспериментирование   дошкольников проявляется в двух видах:1)бескорыстное экспериментирование. В основе   потребность ребёнка в получении новых знаний, сведений об объекте;2)утилитарное экспериментирование, направленное на решение дошкольником конкретной практической задачи.

     В обучении изобразительной деятельности возможно использование различных видов художественного экспериментирования.

1.Экспериментирование с цветом – получение составных цветов; оттенков одного и того же цвета; осветление и затемнение;

2.Экспериментирование с материалами, их свойствами и способами применения – рисование масляными красками, восковыми мелками; методом набрызгивания краски; получение изображения с помощью ладони и т. д.; создание рисунка с помощью подручных средств (верёвок, бросового и природного материалов);

 3.Экспериментирование с художественными эффектами – оттиски пробкой; рисование тычками, подкрашенной мыльной пеной; кляксография и т.д.

     Возможен следующий алгоритм организации занятий на основе детского художественного экспериментирования:

1.Вводная часть.  Заинтересовать   предстоящей деятельностью с помощью сюрпризных моментов, демонстрации нового оборудования. Затем организация проблемно-поисковой ситуации на основе формулирования проблемных вопросов (Куда-то исчезли все карандаши и кисти? Чем же мы будем теперь рисовать?). После следует совместное обсуждение проблемной ситуации, поиск вариантов решения проблемы.

2.Основная часть включает организацию художественного экспериментирования, направленного на выявление свойств различных художественных материалов и возможностей получения оригинальных художественных решений.

3.Заключительная часть. Подводя итог занятия, педагог должен подчеркнуть значимость выполненных творческих работ, обозначить личные достижения и успехи каждого ребенка.

     Рассмотренные в статье подходы не исчерпывают всех возможностей совершенствования художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста. В области художественно-эстетического развития и образования детей можно выделить следующие направления:

  –переосмысление значения и содержания самостоятельной художественной деятельности детей;

  –установление баланса между репродуктивным и творческим освоением детьми художественного опыта в различных видах и формах деятельности;

  –совершенствование методов художественно-творческого развития детей;

  –реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе продуктивной деятельности;

  –формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

 

Библиографический список

  1.Бубнова С.Ю. Ситуации педагогического взаимодействия как инновационная форма организации художественно -творческой деятельности детей //Цветной мир.2013. № 3. С. 50.

  2.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011.

  3.Пантелеев Г.Н. О детском дизайне //Дошкольное воспитание. 1997. № 11. С. 55.

  4.Поддьяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основ...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Межмуниципальная методическая конференция "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

quot;Нетрадиционные техники рисования как средство развития интегративных качеств обучающихся предшкольной группы"https://disk.yandex.ru/d/fO8lchStAVG16Q...