Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
консультация

Маврова Альфия Миннырахмановна

 Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh_estet_razvit.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в действие 1 сентября 2013 г., дошкольная ступень приобретает статус уровня системы российского образования. Согласно новому закону, каждый уровень системы образования полагает введение образовательных стандартов.

В стандарте дошкольного образования есть особенности, четко выделяющие этот стандарт на фоне стандартов школьных и профессиональных. Дошкольный уровень образования, хотя и должен быть общедоступным, не является обязательным.

Должна сложиться позитивная «социальная ситуация» развития - это центральный акцент в тексте стандарта, т.е. прежде всего система отношений между детьми и взрослыми, между педагогами и семьями воспитанников.

Важнейшими идеями Стандарта можно считать:

А) установку на «поддержку разнообразия детства» в связи с «обеспечением вариативности и разнообразия содержания образовательных про-грамм и организационных форм»;

Б) установку на «содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей», на то, что дошкольник должен рассматриваться не просто как объект воздействий взрослых – а как участник взаимодействия и субъект саморазвития;

В) Стандарт последовательно старается сдвинуть логику дошкольных программ и самой практики с позиций «образование вместо семьи» на позицию «образование вместе с семьёй».

Достоинством Стандарта является определение Требований к предметно-пространственной среде (п. 3.3.).

Раздел Стандарта «Требования к результатам освоения программы…». Если к целевым ориентирам дошкольного образования отнести «характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования», то по содержанию в перечень этих характеристик включены не внешние, а те сущностные черты, которые не противоречат бесконечной множественности вариантов развития детей-дошкольников.

Содержание образовательной программы основывается на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

– сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

– формирование у детей целостной картины мира;

– социальную и жизненную адаптацию ребенка;

– развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

– развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

«Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Такой взгляд соответствует и мировому опыту нормирования дошкольного образования: не требования к детям, а ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,

стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;

владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится  двигаться под музыку;

 эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.»

Оценка индивидуального развития детей

Согласно пункта 3.2.3. Стандарта «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

1 – 3 года

Развитие музыкально-художественной деятельности:

  • узнаёт знакомые мелодии; различает звуки по высоте (высокий – низ-кий);
  •         вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
  • двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
  • умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, по-ворачивать кисти рук.

Приобщение к музыкальному искусству:

  • с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам про-граммные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого;
  • слушает рассказы, иллюстрируемые музыкой;
  • называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен.

3 – 4 года

Развитие музыкально-художественной деятельности:

  • слушает музыкальное произведение до конца;
  • различает звуки по высоте (в пределах октавы;
  • замечает изменения в звучании (тихо-громко);
  • поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
  • допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»;
  • сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу;
  • умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).;
  • выполняет движения, передающие характер изображаемых животных;
  • различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.).

Приобщение к музыкальному искусству:

  • узнаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует.

4 – 5 лет:

Развитие музыкально-художественной деятельности:

  • различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы);
  • выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро);
  • узнаёт песни по мелодии;
  • может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение;
  • самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты хочешь, кошечка?»;
  • импровизирует мелодии на заданный текст;
  • способен выполнять танцевальные движения пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами (с куклами, игрушками, лентами);
  • выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
  • инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли;
  • умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, погремушках, барабане, ложках.

Приобщение к музыкальному искусству:

  • внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства движением, звуком, рисунком.

5 – 6 лет

Развитие музыкально-художественной деятельности:

  • различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
  • может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;
  • умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс);
  • способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте;
  • ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
  • самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
  • умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;
  • исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).

Приобщение к музыкальному искусству:

  • определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению;
  • различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).

6 – 7 лет

Развитие музыкально-художественной деятельности:

  • узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения;
  • различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев);
  • выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику);
  • может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от до первой октавы до ре второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
  • умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
  • самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него;
  • умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп;
  • способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок;
  • импровизирует под музыку соответствующего характера;
  • инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
  • исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии.

Приобщение к музыкальному искусству:

  • определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);
  • называет инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...

«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образо...