Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)
статья (подготовительная группа) по теме

Галина Васильевна Ларионова

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основе использования  фольклора чувашского народа в развитии двигательной деятельности детей  5-7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-_formirovanie.docx81.59 КБ

Предварительный просмотр:

D:\поволжье\материалы игры Поволжья\narodnie-igri-detym1-259x300.jpg

Формирование двигательных умений и навыков у детей 5-7 лет средствами  народных подвижных игр.

У каждого этноса есть свои игры, праздники, песни, сказки и др. в них отражается образ жизни людей, их быт, мировоззрение.

       Детский сад представляет собой естественную  поликультурную среду, где каждый ребенок, является представителем своего народа, его традиций и культуры. В детском саду мы реализуем проект «Традиционная культура в физическом воспитании детей». Этот проект предусматривает обновление образовательной деятельности на основе использования  фольклора чувашского народа в развитии двигательной деятельности детей  5-7 лет. Задачи проекта предусматривает отбор фольклорного материала для применения  в развитии двигательной деятельности  старших дошкольников, создание этнофизкультурной предметно - пространственной среды в игровых помещениях дошкольной организации, разработку конспектов фольклорных образовательных ситуаций по развитию двигательной деятельности детей.

          В качестве основных направлений, обеспечивающих эффективность образовательной деятельности, нами были определены, во-первых, повышение компетентности  педагогов в использовании фольклора чувашского народа в развитии двигательной деятельности детей, во- вторых, проведение комплекса образовательных ситуаций  по развитию двигательной деятельности воспитанников на фольклорном материале  чувашского народа, в – третьих, вовлечение  родителей в реализации проблемы

         В процессе реализации нами  была обогащена двигательная среда дошкольной организации. Нами были воссозданы  снаряды и атрибуты, которые использовались в старину в играх и забавах, а также предметы, о которых повествуется в народных сказках богатырской тематики.

Для развития двигательной деятельности детей нами была подобрана и составлена картотека народных игр, потешек, считалок, прибауток, пословиц и поговорок. Педагоги творчески используют их не только на занятиях по физической культуре, но и в образовательной деятельности в процессе режимных моментов. Так, например, с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке проводятся такие национальные игры, как «Хищник в море», «Иголка, нитка, узелок», «Луна и солнце» и другие. А на занятиях из цикла «В гостях у дядюшки Ивана» дети знакомятся с легендами и сказками о богатырях, пословицами и поговорками о здоровье, старинными спортивными пособиями, предметами гигиены. и т. д.

          Одной из эффективных форм работы с детьми  являются физкультурные досуги. Так, на физкультурных досугах с участием фольклорных персонажей «Фестиваль подвижных игр», «Играй, играй- да меру знай», «Делу время- потехе час», «День народных игр», «За играми в Поволжье» проводятся игровые турниры  с использованием  не только чувашских, но и русских народных игр.

 Совместно с родителями проводятся календарно-обрядовые праздники. В детском саду стало традицией проведение музыкально- литературного праздника «Посиделки» (Улах). Дети в национальной чувашской одежде поют, пляшут, водят хороводы, рассказывают сказки, загадывают и разгадывают загадки. К нашим детям приходят участники ансамбля «Ручеек» фольклорного отделения городской музыкальной школы. Они рассказывают об обычае наряжаться на святки, предшествующей Рождеству, и показывают театрализованное представление, в ходе которого воспроизводятся последовательность и порядок действий, принятые в старину.

Большое место в празднике «Рождество»(Сурхури) занимают песни, танцы, игры и новогодние гадания. Дети- ряженные ходят из группы в группу и распевают сатирические куплеты (Сурхури, Керкури), а воспитатели, хозяйки групп, угощают ребят национальным печеньем «Йавача», приговаривая добрые пожелания.

            Традиционным стал праздник «Саварни» (Масленица). Молодежь в масленицу обычно по утрам и вечерам катались на санках с горок возле деревни. На нашем празднике воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки. Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте в спортивных эстафетах. В разгар праздника приходят масленичные баба с дедом (саварни карчакки) и водят с детьми хоровод (Саварни килет), играют в такие игры, как «Тух-ха, Ванюк», «Ят пелмелле», «Ал татмалла», «Юр савать», угощают детей блинами.

        Также традиционным праздником у нас стала «Пасха» (Манкун). Манкун- праздник встречи весеннего нового года по древнему чувашскому календарю. Название манкун переводится как «великий день». После распространения христианства чувашский манкун совпал с христианской Пасхой. Заранее мы с детьми слушаем и разучиваем заклички, прибаутки, песни «Пукане», «Сурхи хевел», «Семерт сески суралсан», подвижные игры «Сурет Ваня», «Васка кушак», «Самартана ан семер», «Хевел тух», раскрашиваем пасхальные яйца. Во время праздника дети с увлечением играют в полюбившиеся игры, подпевают взрослым, исполняющим чувашские народные песни.

                 По окончании весенне- полевых работ чуваши проводили праздник «Акатуй»(праздник земледелия). Мы проводим этот праздник как музыкально- спортивный, на котором звучат стихи и песни на чувашском языке («Илемле, илемле»,»Линка- линка»), организуются чувашские народные игры «Луна и солнце» (Уйахпа хевел),»Дочку замуж отдаю» (Хер памалла), «Тили-рам» (Ал татмалла), различные состязания, выявляющие самых быстрых, ловких, сильных: борьба на полотенцах, бег в мешках, перетягивание каната, лазание столбу и другие.

В целях установления  сотрудничества с семьями воспитанников нами был организован   родительский клуб «Мы вместе». Встречи всегда проводятся в нетрадиционных фомах, таких как деловая игра, КВН, круглый стол, совместные фольклорные занятия или досуги.. темы мероприятий самые различные: «Здоровая семья- здоровые дети», «Народная подвижная игра в укреплении здоровья ребенка», «Воспитание у детей ценностного отношения к здоровью через народную сказку», «Народные традиции в домашнем физическом воспитании» и т.д.

Результаты реализации проекта «Традиционная культура в физическом воспитании детей» свидетельствуют об эффективности проводимой работы. Так, значительно снизился уровень заболеваемости старших дошкольников (за 2014 год одним ребенком по болезни пропущено 5,8 дня, за 2015 год-3,6 дня). Существенно повысился уровень сформированности двигательных умений и навыков наших воспитанников (рис №1).

Рис №1. Уровни сформированности у детей двигательных умений и навыков

 Родители активно участвуют в организации и проведении фольклорных физкультурных праздников и досугов.

Таким образом, можно сделать вывод, что народные традиции, устное и музыкальное народное творчество- это эффективное средство физического воспитания дошкольников, развития их двигательных умений и навыков, а также формирование начал гражданственности, этнической принадлежности и уважения к культуре своего народа

Список литературы.

1 . Махалова И.В. .   Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания. «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа  /И. В. Махалова.  - Чебоксары: Чуваш. Кн издательство, 2015.

2. Махалова  И. В., Николаева.- Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду: Учебно - методическое пособие./ Махалова И. В., Николаева.- Е. И. Чебоксары: «Новое время» 2006.

3. Махалова И. В., Ягодова Л.Г. Чувашские детские игры.  Махалова И. В., Ягодова Л.Г. - Чебоксары: «Клио»,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Статья раскрывает требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования...

Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

«Организация работы по физическому развитию в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Систематемотизация  работы в детском саду по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей.     ...

Презентация «Организация работы по физическому развитию в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» 1часть.

Си      Систематизация  работы в детском саду по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей....

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Искусство начинается с удивления.  Умение удивляться (казалось бы  обыденному), и есть начало творчества. К сожалению, людей   которые видят лужу под ногами, а не звезды отра...

Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

«Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»...

Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"

ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.   ОП дошкольной образовательной орг...