программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Акварелька" (для детей 4-5 лет)
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мальвина»
г. Тулуна
Программа дополнительного образования дошкольников
"Акварелька"
Развития их творческих способностей детей 4 – 7 лет
Воспитатель: 1 квалификационной категории
Кунц О.А.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………… 3
- Актуальность…………………………………………………………………………………………………………. 4
- Практическая значимость……………………………………………………………………………………………. 4
- Педагогическая целесообразность…………………………………………………………………………………... 5
- Методические рекомендации………………………………………………………………………………………… 7
- Режим занятий………………………………………………………………………………………………………… 7
- Учебно-тематический план работы кружка…………………………………………………………………………. 8
- Нетрадиционные техники рисования………………………………………………………………………………... 58
- Список литературы……………………………………………………………………………………………………. 61
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах.
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами .
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения
чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие
изобразительных навыков ребенка.
4. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности
работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы:
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 60 занятий (октябрь – май). Длительность занятия - 30 мин
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ
- Проведение открытого мероприятия
Ожидаемый результат:
посредством данной работы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация этой работы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Учебно-тематический план работы кружка
Программа «Акварелька» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Акварельки». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
№ п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 1 год обучения: 35 | ||
2 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 2 год обучения: 35 | ||
3 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 3 год обучения: 35 | ||
4 год обучения | ||
Сентябрь | «Овощи, фрукты» | 4 |
Октябрь | «Деревья» | 4 |
Ноябрь | «Птицы» | 4 |
Декабрь | «Животные» | 4 |
Январь | «Человек» | 3 |
Февраль | «Сказки» | 4 |
Март | «Цветы» | 4 |
Апрель | «Игрушки» | 4 |
Май | «Загадки Акварельки» | 4 |
Всего за 4 год обучения: 35 | ||
Общее количество занятий по Программе: 140 |
2.1. Перспективное планирование первого года обучения
(2 младшая группа)
№ п/п | Тема занятия: | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «Веселый горошек» «Компот из ягод и яблок» «Собираем урожай» «Ветка рябины» | «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись» «печать от руки» «печатание карандашом-печаткой» | Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись». Учить детей набирать краску на палец. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура (контур банки). Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки». Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге. Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Осенние мотивы» «Пейзаж у озера» «Деревья у озера» «Ветка рябины» | «рисование на полиэтиленовой пленке» «монотипия» «монотипия» «пальчиковая живопись» |
Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закрепить знание детей о цветах. Познакомить детей с новой техникой «монотипия». Учить детей наносить краску не выходя за контур. Закрепить умение держать правильно кисть. Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку. Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Веселые цыплята» «Жили у бабуси два веселых гуся» «Птичий двор» «Люли, люли, люли, прилетели гули». | «монотипия», «пальчиковая живопись» «печать от руки», «пальчиковая живопись» «печать от руки», «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись» |
Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Побуждать детей дополнять изображение деталями. Развивать у детей чувства цвета и формы. Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями. Развивать воображение. Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони. Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы. Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно. Закрепить представление о цветах. Развивать ориентировку в пространстве, координацию. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Котенька-коток» «Зайчонок» «Колючий ёжик» «Дымковская игрушка. Петух» | «бумажная трубочка» «бумажная трубочка» «печать от руки», «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись», «печатание карандашом-печаткой» | Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка». Развивать творчество детей через выбор цвета. Учить детей рисовать трубочкой. Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать формировать навыки рисования. Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев. Воспитывать воображение. Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев. Побуждать детей самостоятельно украшать дымковским узором фигурку петуха. Развивать умение передавать колорит узора. Воспитывать радостное настроение у ребят. |
Январь | |||
17 18 19 | «Человек» «Моя мама» «Украсим шубку снегурочке» «Неваляшки вышли погулять» | «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись», «печатание карандашом-печаткой» «штамп» | Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев. Побуждать детей к самостоятельности. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. Воспитывать у детей радостные воспоминания от новогоднего праздника. Познакомить детей с новым приемом рисования «штампом». Развивать творчество детей через выбор цвета. Воспитывать радостное настроение у ребят. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Золотая рыбка» «Пряничный домик» Рисование + аппликация.
«Храбрый петушок» «Тень, тень, потетень» | «рисование на полиэтиленовой пленке», «печать от руки» «рисование на полиэтиленовой пленке» «штамп», «печать от руки» «пальчиковая живопись» | Продолжать учить детей рисовать при помощи полиэтиленовой пленки море. Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок. Развитие творческого воображения. Закрепить навыки рисования полиэтиленовой пленкой. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Закрепить навыки рисования ладонью. Продолжать знакомить детей с новым приемом рисования « штампом». Развивать эстетическое восприятие. Закрепить у детей навыки использования «пальчиковой живописи». Развивать мелкую моторику. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. |
Март | |||
24 25 26 27 | «Цветы» «Открытка для мамы» «Сказочные цветы» «Одуванчики» «Цветы в вазе» | «пальчиковая живопись», «печатание карандашом-печаткой», «штамп» и др. «печатание карандашом-печаткой», «штамп» «пальчиковая живопись» «печать от руки», «пальчиковая живопись» |
Учить украшать цветами открытку. Развивать чувство ритма и цвета. Совершенствовать умение пользоваться знакомыми техниками. Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов. Развивать чувство композиции. Воспитывать радостное настроение у детей. Закрепить умение рисовать пальчиками. Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами. Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками. Закрепить у детей знание цветов. Воспитывать радостное настроение. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Дымковская игрушка. Конь» «Разноцветная юла» «Смешарики» «Мячики» | «пальчиковая живопись» «бумажная трубочка» «рисование салфетками» «печатание пробкой», «печатки из картофеля» | Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур фигурки коня. Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно. Воспитывать аккуратность. Воспитывать интерес к народной игрушке. Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка. Воспитывать интерес к работе. Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток. Закрепить название цветовой гаммы. Развивать творческое воображение детей. Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «Аленький цветочек» «Волшебные картинки» «Весенние фантазии» «Краски северного лета» | «монотипия, «пальчиковая живопись» «пальчиковая живопись», «печать от руки», «монотипия», «рисование салфетками», «рисование на полиэтиленовой пленке», «штамп» и др. «пальчиковая живопись», «печать от руки», «монотипия», «рисование салфетками», «рисование на полиэтиленовой пленке», «печатание пробкой» и др. «печать от руки», «печатание пробкой», «бумажная трубочка», печатки из картофеля и др. | Совершенствование техники «монотипия», Закрепить умение владения кистью. Развивать мышление и творческое воображение. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать цветовосприятие у детей. Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования. Закрепить знания и умения полученные за год. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия. Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал: трубочки, печатки. Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать воображение и творчество. |
«Выставка рисунков детей данной группы» |
2. Перспективное планирование второго года обучения
(средняя группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «В лес по ягоды» «Я зеленый огурец, я веселый молодец» «Бананы для обезьянки» «Апельсин и ананас» | «пальчиковая живопись» «отпечаток боковой стороной ладони» «отпечаток боковой стороной пальца» «печать от руки» |
Продолжать учить детей технике пальчикового рисования. Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей технике рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца. Развивать чувства ритма и цвета. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки. Продолжать учить детей наносить на ладонь гуашь двух цветов. Развивать у детей композиционные умения. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Осенний листопад» «Могучая сосна» «Осенний лес» «Осень северного края» | «печать листьями» «печать от руки», «пальчиковая живопись», «штамп» «трафарет», «пальчиковая живопись» «рисование по сырой бумаге» | Познакомить детей с новой техникой «печать листьями». Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа. Развивать ориентировку в пространстве. Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева. Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом. Продолжать развивать ориентировку в пространстве. Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет. Показать прием печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции. Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги. Продолжать учить рисовать деревья. Подбирать колорит осени. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Петушок, петушок – золотой гребешок» «Красивые павлины» «Птица счастья» «Снегирь» | «печать от руки» «монотипия» «рисование по сырой бумаге» «рисование по сырой бумаге», «пальчиковая живопись» и др. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение.
Продолжать учить детей использовать технику монотипия. Развивать у детей чувство цвета и формы. Закрепить основные цвета. Продолжать знакомить детей с новой техникой «рисование по сырой бумаге». Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге». Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями. Поощрять детское творчество. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Ежик» «Хоровод» «Звери под елочкой» «Филимоновская игрушка. Конь» | «кляксография» «трафарет» «кляксография» «пальчиковая живопись» | Познакомить детей с новой техникой – кляксография. Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения. Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности. Продолжать знакомить детей с техникой - трафарет. Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции. Развивать фантазию. Продолжать знакомить детей с техникой кляксография. Развивать творчество у ребят через выбор цвета. Развивать усидчивость. Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
Январь | |||
17 18 19 | «Человек» «На арене цирка клоун»
«Снегурочка» «Моя мама» | «трафарет», «набрызг» «восковые мелки + акварель» «Восковые мелки» + «пальчиковая живопись» | Закрепить умение рисовать человека, используя трафарет. Учить подбирать цветовую гамму для отражения радости, веселья. Развивать воображение, фантазию. Учить изображать сказочного персонажа при помощи новой техники «восковые мелки + акварель». Учит отражать в рисунке свои впечатления. Развивать воображение и фантазию. Учить рисовать портрет мамы восковыми мелками, стараясь передать сходство (цвет волос, глаз, одежда). Украсить портрет изображением цветов в технике «пальчиковая живопись». Воспитывать самостоятельность в использовании изобразительных техник. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Веселые кляксы» «Лесной мишка и проказница мышка» «Ожившая сказка» «Рисуем сказку «Колобок» | «кляксография» «трафарет», «тампонирование» «штамп», «трафарет» «трафарет» | Продолжать учить детей рисовать кляксы. Учить детей фантазировать. Закрепить название теплых оттенков. Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета. Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской. Воспитывать аккуратность. Познакомить детей с элементами ненецких орнаментов, состоящих из геометрических и мотивов. Вызвать интерес у детей к изучению декоративно-прикладного искусства ненцев. Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета. Закрепить умение пользоваться трафаретами. Развивать воображение, наблюдательность, внимание. |
Март | |||
24 25 26 27 | «Цветы» «Открытка для мамы» «Весенние одуванчики» «Цветы на клумбе» «Весенние цветы» | «печатка» «кляксография» «монотипия», «штамп», «кляксография» «монотипия», «штамп», «кляксография» «печать от руки» и др. | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. Совершенствовать навыки рисования кляксами. Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг). Воспитывать эстетический вкус. Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы. Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета. Развивать творчество, воображение. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Филимоновские свистульки» «Веселые зайчики» «Кораблики» «Петушок да курочка» | «рисование тычком», «пальчиковая живопись» «тампонирование» «рисование по сырой бумаге», «трафарет» «пальчиковая живопись, «печать от руки» | Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народной игрушке.
Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой. Совершенствовать умения детей подбирать цвета. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом. Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев. Развивать творчество у ребят. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «В гостях у акварельки» «Праздничный салют. День Победы» «Бабочки» «В гостях у Королевы-кисточки» | «рисование по сырой бумаге», «трафарет», «пальчиковая живопись, «печать от руки» и др. «кляксография», «набрызг» «монотипия», «пальчиковая живопись «рисование по сырой бумаге» | Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования. Поддерживать интерес к изодеятельности. Доставить детям радость и удовольствие. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография, учить использовать новую технику «набрызг» Совершенствовать умения детей подбирать цвета. Воспитывать патриотические чувства. Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. Воспитывать желание помочь друг другу. Выявить знания детей полученные за год. Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы. Вызвать эмоциональный отклик. |
«Выставка рисунков детей данной группы» | |||
3. Перспективное планирование третьего года обучения
(старшая группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «Черёмуха» «Во саду ли, в огороде» «Мандаринки» «Натюрморт из яблок» | «рисование тычком» «рисование свечой» «рисование свечой» «рисование по сырой бумаге», «штамп» |
Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка». Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус. Познакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь. Развивать творческое мышление и воображение. Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой. Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок. Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности. Развивать фантазию, воображение детей. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Осень на опушке краски разводила» «Мое любимое дерево осенью» «Золотая осень» «Пейзаж у озера» | «печать листьями» «кляксография» «рисование свечой» «монотипия по-сырому» | Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Совершенствовать навыки рисования кляксами. Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски. Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования. Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования свечой. Учить использовать в работе разнофактурный материал. Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Познакомить детей с новой техникой монотия по-сырому. Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Городецкая роспись. Птица.» «Сова и синица» «Воробушки» «Снегири и синицы» | «пальчиковая живопись», «печать от руки», «печатки» тампонирование+ аппликация ватой «рисование по сырой бумаге» «штампы» | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Развивать чувство композиции. Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки. Развивать умение пользоваться печатками при украшении образа. Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: вырезывания и наклеивания. Закрепить технику создания изображения на плоскости и в полуобъеме при помощи ватных шариков. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге. Закрепить умения красиво размещать изображения на листе. Развивать композиционные умения. Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Конь на лугу» «Лисичка-сестричка» «Животные Севера» «Верблюд в пустыне» | «трафарет», «рисование тычком» «рисование поролоном», «трафарет» «тампонирование», «трафарет», аппликация ватными шариками «набрызг», «трафарет» | Учить детей составлять композицию с фигурой Городецкого коня. Продолжать учить детей украшать образ способом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет. Развивать фантазию, творческую активность в выборе дополнительных элементов. Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством ватных шариков на горизонтальной плоскости. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Продолжать учить детей технике набрызг. Закрепить навыки рисования при помощи трафарета. Расширить представление детей о пустыне. Воспитывать у ребят интерес к природе разных климатических зон. |
Январь | |||
17 18 19 | «Снегурочка и Дед Мороз» «Добрые глаза бабушки моей» «Ненецкая кукла» | «пластилиновая живопись» «пальчиковая живопись», «восковой мелок» «граттаж» | Познакомить детей с новой техникой «пластилиновая живопись». Учить изображать несколько персонажей. Развивать умение отражать свои впечатления от новогоднего праздника. Закрепить умение использовать различные материалы для более точного воплощения образа. Развивать умение передавать внешнее сходство человека, его характер, настроение, возраст. Воспитывать самостоятельность в использовании изобразительных техник. Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж». Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. Развивать мелкую моторику рук. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Сказочная птица» «Теремок» «Снежная королева» «Кот, петух и лиса»
| «печать от руки» «трафарет» акварель «по сырому»+ восковые мелки «печать от руки», «печать боковой стороной ладони», «тампонирование» |
Совершенствовать навыки рисования ладошкой. Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре. Развивать воображение, фантазию. Продолжать учить детей работать в технике - трафарет. Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения. Учить детей технике рисования восковыми мелками и акварелью. Учить ребят передавать образ сказочного дворца. Развивать чувство композиции. Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя знакомые нетрадиционные техники рисования. Развивать творчество, фантазию. Развивать стремление выполнять работу красиво. |
Март | |||
24 25 26 27 | «Цветы» «Сирень» «Комнатные цветы» «Цветик-разноцветик» «Букет хризантем» | «рисование тычком» «рисование поролоном», «трафарет» «смешивание цветов» «кляксография», «набрызг» | Закрепить умение рисовать ветку сирени способом тычка. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Продолжать учить наносить на бумагу отпечаток с помощью поролонового тампона и трафарета, меняя цвет. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. Поощрять детское творчество, инициативу. Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать навыки работы в технике кляксография. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. Развивать у детей творческое воображение. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Космическая ракета. День космонавтики» «Веселые матрешки» «Машинки на стоянке» «Плюшевый медвежонок» | «граттаж» «граттаж» «граттаж» «рисование поролоном» | Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта. Учить создавать композицию звездного неба. Развивать эстетические чувства. Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж». Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. Закрепить умение рисовать поролоном. Побуждать передавать в рисунке образ знакомой игрушки. Закреплять умение изображать форму частей, их величину, расположение и цвет. Развивать творческое воображение детей. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «Подводное царство» «Космический город» «Воздушные замки» «Вот и лето пришло» | «рисование по сырому»+ восковые мелки, «набрызг» и др. «рисование свечой», «набрызг» и др «рисование по-сырому», «граттаж», «рисования тычком» «печать от руки» | Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования. Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до конца. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Закрепить умения использовать в работе нетрадиционные техники рисования тычком, по-сырому, граттаж. Развивать чувство композиции и ритма. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования. Понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа. Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. |
«Выставка рисунков детей данной группы» |
2.4. Перспективный план работы четвертого года обучения (подготовительная к школе группа)
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 2 3 4 | «Овощи, фрукты» «Овощи и фрукты-герои сказки «Чипполино» «Дары осени» «Натюрморт с арбузом» «Фрукты» | «смешивание цветов», «рисование по мятой бумаге» «монотипия» «трафарет», «рисование тычком» «рисование по сырому», «монотипия» |
Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре. Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета. Совершенствовать технику рисования «монотипия». Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность. Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением. Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство композиции. |
Октябрь | |||
5 6 7 8 | «Деревья» «Ветка рябины в вазе» «Березка» «Дерево под ветром и дождем» «Ёлочка пушистая» | «пальчиковая живопись» «рисование свечей» «рисование свечей» в сочетании с акварелью «рисование смятой бумагой», «тычок жесткой полусухой кистью» и восковыми мелками. | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник. Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины. Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала. Совершенствовать умение в технике «рисование свечей». Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей», сочетать с акварелью. Учить детей изображать различные образы деревьев осенью. Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление композиции. Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью, мелками. Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью. Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо небольших предметов. |
Ноябрь | |||
9 10 11 12 | «Птицы» «Снегири на ветках» «Ночной филин» «Голуби» «Воробьи на крыше» | «тычок», «набрызг» «рисование свечой», «трафарет», «рисование ватными палочками» «граттаж» «трафарет» | Совершенствовать навыки рисования способом «тычка» и набрызга. Развивать умение самостоятельно создавать композицию. Закрепить навыки рисования при помощи трафарета и ватных палочек. Продолжать учить детей рисованию свечей. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать совершенствовать технику граттаж. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент. Развивать композиционное и пространственное восприятие. Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет. Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности. |
Декабрь | |||
13 14 15 16 | «Животные» «Пушистые детеныши животных» «Пушистая собака» «Животные жарких стран» «Олени в зимнем лесу» | «рисование поролоном», «тычок жесткой полусухой кистью» «тычок жесткой полусухой кистью» «рисование тычком», «пальчиковая живопись», «кляксография», «набрызг. «тычок жесткой полусухой кистью», «рисование поролоном» | Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении. Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида: поролон, трубочка. Развивать творческое воображение. Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону, передавая фактуру шерсти животного, тычком полусухой кисти. Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер. Развивать творческую активность. Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу. Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком, набрызгом. Развивать любознательность. Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования. Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования. Развивать чувство цвета и композиции. |
Январь | |||
17 18 19 | «Человек» «Это мамочка моя» «Олимпийские чемпионы» «Саночники» | «Восковые мелки + акварель» и др. «рисование на полиэтиленовой пленке», «пальчиковая живопись» «печать цветными мыльными пузырями», «восковые мелки» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционными материалами и техниками. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику выполнения портрета мамы. Закреплять умение изображать человека в движении в технике «пальчиковая живопись». Развивать умение располагать фигуры на листе в соответствии с задуманным сюжетом. Воспитывать желание заниматься спортом. Познакомить с новой техникой «печать цветными мыльными пузырями» для создания фона. Развивать умение располагать фигуры на листе в соответствии с задуманным сюжетом. Закреплять умение изображать человека в движении. |
Февраль | |||
20 21 22 23 | «Сказки» «Лиса и журавль» «Фонари в городе Снеговиков» «Снежная королева» «Госпожа Метелица» | «рисование по сырой бумаге», «смешивание цветов» «батик» «батик» «свеча+акварель» | Закрепить навыки рисования «по сырому». Закрепить умение смешивать на палитре краску. Развивать у детей усидчивость. Познакомить детей с новой техникой «батик». Учить детей рисовать по ткани. Формировать эстетический вкус. Продолжать знакомить детей с техникой «батика». Развивать у детей чувство цветовосприятия. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы. Учить детей самостоятельно придумывать и изображать морозные узоры при помощи рисования свечой в сочетании с акварелью. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику. |
Март | |||
24 25 26
27 | «Цветы» «Цветы в вазе» «Георгины» «Маки» «Подсолнухи» | «граттаж» «кляксография» «граттаж» «батик» | Совершенствовать технику рисования «граттаж». Продолжать формировать чувство композиции и ритма. Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира. Закрепить приемы работы в технике кляксография. Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж. Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки. Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик». Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь. Закрепить представление о внешнем виде цветка. |
Апрель | |||
28 29 30 31 | «Игрушки» «Веселые человечки» «Ёжик в тумане» «Баба Яга и леший» «Семеновские матрешки» | «пластилинография», «процарапывание палочкой» «тампонирование», «набрызг» «рисование деревянными и ватными палочками» «пальчиковая живопись», «оттиск штампами, печатками». | Продолжать знакомить детей с техникой «пластилинография». Закрепить и усложнить способ изображения фигурки человека. Продолжать знакомить детей с орнаментами народов севера. Воспитывать у детей аккуратность в работе.
Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в технике тампонирование и набрызг. Закрепить знание детей о цветовой гамме. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев. Развивать чувство композиции. Развивать интерес к народному творчеству. Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов. Продолжать учить детей использовать техники рисования: «пальчиковая живопись», оттиск штампами, печатками. Развивать самостоятельность, творческую активность. |
Май | |||
32 33 34 35 | «Загадки Акварельки» «Космический пейзаж» «С днем Победы!» «Любимый город» «КВН по изобразительной деятельности» | «батик», «граттаж», «кляксография» «граттаж» или «кляксография» и др. «восковые мелки+акварель» и др. Разные техники | Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике нетрадиционного рисования. Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию. Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить рисовать детей праздничный салют, используя технику гратаж или кляксографию . Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д. Продолжать воспитывать патриотические чувства. Показать красоту родного города. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками. Развивать наблюдательность. Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования. Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства. Закрепить знания детей об орнаментах народов севера. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству. |
«Выставка рисунков детей данной группы» |
Нетрадиционные техники выполнения:
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленыеквадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут
рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие
орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Метод монотипии.
На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или
пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска,
переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы
промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение
остается на целлофане, иногда на бумаге.
Список использованной литературы
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий.– М., 2007
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам
и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.:
КАРО,2010.
9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва.
2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию старших дошкольников «От песочных рисунков до анимаций»
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания ииндивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные те...
Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)
Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»
рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Самоделка» для детей 5-6 лет
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинт...
Образовательная программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию дошкольников «ВОЛШЕБНАЯ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе.Основное преимущество пла...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный комочек» детей младшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию«Волшебный комочек»детей младшего дошкольного возраста...