Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Самоделка» для детей 5-6 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, успеваемость и сознательное стремление научиться, то заниматься им ребенку как говорят в народе: «Сам бог велел».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_samodelka_st.gruppa.docx62.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»

Принято на педагогическом совете

Протокол № 4 от 26.03.2019г.

«Утверждено»

Приказом №  __  от

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35»

___________________________Т.Г. Титова

«Рекомендовано» Экспертным советом

по вопросам проведения экспертизы

 программ платных образовательных услуг

Управления по образованию

Администрации Городского округа Балашиха

Протокол №_____от _________20_____г.

Рабочая программа

дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Самоделка» для детей 5-6 лет

Срок реализации – 1 год

Рабочая программа учебного курса

Включает содержание за пределами

ООП МБДОУ «Детский сад № 35»

Автор - составитель:

Фомкина Ирина Алексеевна

Городской округ Балашиха

Московской области, 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

  • Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).

Рабочая программа дополнительного образования «Самоделка» разработана на основе программы Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду». Программа направлена на развитие художественно-эстетического творчества детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Направленность дополнительной образовательной программы:

  • по содержанию: художественно-эстетическая;
  • по функциональному предназначению: прикладная;
  • по форме организации: групповое;
  • по времени реализации: годичная;

Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.
           Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, успеваемость и сознательное стремление научиться, то заниматься им ребенку как говорят в народе: «Сам бог велел».

        Основная задача взрослого состоит не в том, чтобы научить ребенка мастерить конкретного зайчика или котика (это, как известно, просто способствует формированию ручных умений и навыков при воспроизведении образца), а в том, чтобы дать обобщенные способы изготовления, усваивая которые ребенок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом неистощимую фантазию и выдумку. Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
        Новизна программы заключается в применении методов и технологий, способствующих развитию воображения. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник ( конструирование, бумагокручение ,мозаика, аппликация).

Актуальность программы заключается в следующем: Самоделка. Какое хорошее слово!
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложили свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит.

Ребенок приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Он познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, выкройками, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить другой материал и т. д.

Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Малыш приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.

Цель программы  «Самоделка» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи программы «Самоделка»:

Обучающие:

  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • создавать игрушки, выполненными из бумаги.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Планируемые результаты освоения программы:

  • дети освоят различные приемы работы с бумагой;
  • научаться следовать устным инструкциям;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • дети освоят правила безопасности во время работы.
  • у детей выявятся улучшения показателей развития мелкой моторики рук, умение

экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Средства обучения: наглядные, словесные, практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  • объяснение, рассказ воспитателя;
  • показ способов действия;
  • рассматривание иллюстраций, несущих информацию о предполагаемых результатах;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.  

Форма занятий:

Занятия проводятся с группой детей 1 раза в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность занятий 25минут (среда) с 15.15 по 15.40. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика умений детей.

Учебный план

Название курса

Количество НОД в неделю

Количество НОД в месяц

Количество НОД в год

Длительность НОД

Количество воспитанников

«Самоделка»

1

4

33

25минут

27

Учебно-методическое обеспечение

Название

курса

Автор

Издательство

Учебно – методические пособия

Кем рекомендовано или утверждено

 

«Самоделка»

Куцакова Л. В.

Москва, «Сфера», 2010 г.

«Конструирование и художественный труд в детском саду»

Рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ

Новикова И. В.

Ярославль «Академия развития», 2006г.

«Конструирование из бумаги в детском саду»

Петрова И. М.

Санкт-Петербург «Детство- пресс», 2002г.

«Волшебные полоски»

Нагибина М. И.

Ярославль: Академия развития: Академия и К 2000г.

« Из простой бумаги мастерим как маги»

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Содержание

Кол-во

в месяц

октябрь

1.

«Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

1

2.

«Фантазии с листом бумаги»

Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

1

3.

Базовая форма «Квадрат»

Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей, укреплять мелкие мышцы рук,  воспитывать аккуратность.

1

4.

«В некотором царстве, в бумажном государстве»

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги, познакомить с некоторыми из них, познакомить с историей искусства оригами.

1

5.

«Книжка»

Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

 Всего 5 занятий

                                                           

ноябрь

1.

«Вертушки»

Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками

1

2.

« Украшение вертушки»

Закрепить и расширить навыки работы с бумагой. Закрепить правила работы с ножницами, клеем; умение готовить своё рабочее место к занятию, приводить его в порядок по завершении работы.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

1

3.

«Змейка»

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги. Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес.

1

4.

«Снежинка»

Учить изготовлять поделки из бумаги. Воспитывать работоспособность, творческий интерес к выполняемой работе.

1

Всего 4 занятия

                                                           

Поделки из полосок   (Волшебные полоски И. М. Петрова)

Декабрь

1.

«Шары из снежинок»

Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес, устную разговорную речь.

1

2.

« Неваляшка»

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги. Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес.

1

3.

«Цветы, Венок и гирлянда»

Подготовка. Делаем отдельные элементы гирлянды. Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.

1

4.

«Цветы, Венок и гирлянда»

Закрепить и расширить навыки работы с бумагой. Закрепить правила работы с ножницами, клеем; умение готовить своё рабочее место к занятию, приводить его в порядок по завершении работы.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

1

Всего 4 занятия

Четвероногие друзья (Куцакова Л.В. Ручной труд в детском саду и дома.)

январь

1.

«Кошка»

Формировать представление о значении животных в жизни людей, дать представление о разнообразии бумаги, закрепить знания о некоторых свойствах бумаги. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к животным .Развивать внимание, познавательную активность детей.

1

2.

«Корова»

Закреплять геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество при дополнении поделки мелкими деталями.

1

3.

« Свинка»

Обучать детей разным приемам работы с бумагой: складывать квадрат по схеме; формировать умение следовать устным инструкциям;

развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать внимание, память, логическое мышление.

1

4.

« Слон»

Закреплять геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество при дополнении поделки мелкими деталями.

1

Всего 4 занятия

февраль

1.

«Жираф»

Развитие умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. Воспитание аккуратности бережливости, эстетического вкуса.

1

2.

«Лев»

Развитие умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. Воспитание аккуратности бережливости, эстетического вкуса.

1

3.

« Солдатики из бумажных конусов»

Вызвать интерес детей к конструированию. игрушек на основе бумажных конусов разного размера, показать и предложить для обследования разные варианты конуса: высокий (низкий), широкий (узкий), острый (тупой), усеченный; создать условия для художественного экспериментирования; помочь детям установить связь межу конусом и его разверткой; расширить опыт соединения деталей: с помощью клея, скотча и степлера; развивать восприятие мышление, творческое воображение.

1

4.

« Носорог»

. Закреплять геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество при дополнении поделки мелкими деталями.

1

Всего 4 занятия

                                                                         Поделки из полосок   (Волшебные полоски И. М. Петрова)                                                                         

март

1.

«Цветы»

Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.

1

2.

«Рыбка»

Учить изготовлять поделки из бумаги. Воспитывать работоспособность, творческий интерес к выполняемой работе.

1

3.

«Осьминог»

Учить детей резать по прямой линии, продолжать формировать практические навыки работы с бумагой;

 Развивать мелкую моторику, творческие способности;

Воспитывать аккуратность в работе, эстетическое отношение к природе в окружающем мире.

1

4.

«Аквариум»

Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.

1

Всего 4 занятия

оригами

апрель

1.

Базовая форма «Квадрат»

Закреплять умение делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей, укреплять мелкие мышцы рук,  воспитывать аккуратность.

1

2.

«Кошка»

Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей», научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы.

1

3.

«Собака»

Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности.

1

4.

«Лисичка»

Продолжать знакомить детей с животными. Развивать мелкую моторику рук и умение использовать ранее приобретённые навыки и умения для создания образа лисы в технике оригами .

1

5.

«Волчок -серый бочок»

Совершенствовать навык делать правильные и чёткие сгибы при складывании. Формировать конструктивное мышление, внимание, память и творческие способности. Воспитывать любознательность и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Всего 5 занятий

май

1.

 «Лягушка»

Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей», научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы.

1

2.

«Мишка косолапый»

 Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности.

1

3.

«Выставка»

Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка.

1

Всего 3 занятия

Итого 33 занятия 

Методическое обеспечение:

  • оборудование (цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, клеенки, кисточки, салфетки, простой карандаш, линейка (мерка), цветные карандаши, тесьма ).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • Сформированность устойчивого интереса к конструированию из бумаги.
  • Сформированность умений творчески подходить к решению задачи.
  • Сформированность умений работать в коллективе, умение распределять обязанности.
  • Сформированности умений экспериментировать и ориентироваться на плоскости.

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

  • Наблюдение за работой детей на занятиях;
  • Выставка творческих работ дошкольников;
  • Изготовление подарков для близких людей;
  • Участие в творческих конкурсах.

Диагностическая карта кружка «Самоделка»

2019-2020 учебный год    

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали, вертикали, диагонали

использовать основную базовую форму техники «Оригами» – «Простой треугольник»

закручивать прямоугольник в цилиндр

закручивать круг и полукруг в конус

переплетать бумажные полосы

подбирать необходимый для конструирования материал

итоги

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

В

СВ

ОКН

Условные обозначения:      

    - высокий

    - соответствует возрасту,        

   - отдельные компоненты не развиты

Список литературы

  1. Куцакова Л.В. «Ручной труд в детском саду и дома». Москва, «Сфера», 2010 г.
  2. Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду».  Ярославль «Академия развития», 2006г.
  3. Петрова И. М. «Волшебные полоски». Санкт-Петербург «Детство- пресс», 2002г.
  4. Нагибина М. И. « Из простой бумаги мастерим как маги». Ярославль: Академия развития: Академия и К 2000г.

Список Интернет-ресурсов:

  1. https://www.igrushki-rukami-svoimi.ru/kak-sdelat-iz-bumagi-zhivotnyh-igrushki-dlya-detej-svoimi-rukami/ 
  2. https://multiurok.ru/files/diagnosticheskaia-karta-poznavatelnoe-razvitie-raz.html 

                                                                                 

«Утверждаю»

                                                                                                Заведующий МБДОУ  «Детский сад № 35»

                                                                                                 __________________________Т.Г.Титова

                                                                                                «_____» _______________________2019г.

График проведения занятий

День недели

Время проведения

четверг

15.15-15.40

Доведено до сведения родителей

Протокол родительского собрания  № 1 от  10.09.2019г.

Список детей

Ф.И. девочек

Дата рождения

Ф.И. мальчиков

Дата рождения

1.

Атабекова София

28.06.2014

Байбаков Александр

03.09.2014

2.

Ибрагимова София

16.08.2014

Варначёв Павел

23.05.2014

3.

Иванова Екатерина

12.02.2014

Дьяченко Константин

30.08.2014

4.

Карбонель Бенитес Эмилия

26.06.2014

Овсянников Владимир

04.07.2014

5.

Коваль Софья

08.03.2014

Прудников Платон

03.04.2014

6.

Кравченко Дарья

10.04.2014

Рыбковский Матвей

12.06.2014

6.

Кулагина Варвара

01.03.2014

Сырых Глеб

15.05.2014

7.

Попова Василиса

23.04.2014

Тезин Владимир

25.02.2015

8.

Ртищева Виктория

30.01.2015

Усов Алексей

22.08.2014

9.

Сергеева Мелания

18.08.2014

Фирсов Платон

02.10.2014

10.

Устинова София

11.06.2014

Харламов Иван

16.03.2014

11.

Филатова Юлия

13.04.2014

Чижов Дмитрий

17.01.2014

12.

Чередник Алиса

01.08.2014

Шашлов Дмитрий

08.09.2014

13.

Юсупов Умар

23.08.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...