Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Самоделка» для детей 5-6 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, успеваемость и сознательное стремление научиться, то заниматься им ребенку как говорят в народе: «Сам бог велел».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_samodelka_st.gruppa.docx | 62.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»
Принято на педагогическом совете Протокол № 4 от 26.03.2019г. | «Утверждено» Приказом № __ от Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35» ___________________________Т.Г. Титова |
«Рекомендовано» Экспертным советом
по вопросам проведения экспертизы
программ платных образовательных услуг
Управления по образованию
Администрации Городского округа Балашиха
Протокол №_____от _________20_____г.
Рабочая программа
дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Самоделка» для детей 5-6 лет
Срок реализации – 1 год
Рабочая программа учебного курса
Включает содержание за пределами
ООП МБДОУ «Детский сад № 35»
Автор - составитель:
Фомкина Ирина Алексеевна
Городской округ Балашиха
Московской области, 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:
- Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15.05.2015г.).
Рабочая программа дополнительного образования «Самоделка» разработана на основе программы Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду». Программа направлена на развитие художественно-эстетического творчества детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Направленность дополнительной образовательной программы:
- по содержанию: художественно-эстетическая;
- по функциональному предназначению: прикладная;
- по форме организации: групповое;
- по времени реализации: годичная;
Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, успеваемость и сознательное стремление научиться, то заниматься им ребенку как говорят в народе: «Сам бог велел».
Основная задача взрослого состоит не в том, чтобы научить ребенка мастерить конкретного зайчика или котика (это, как известно, просто способствует формированию ручных умений и навыков при воспроизведении образца), а в том, чтобы дать обобщенные способы изготовления, усваивая которые ребенок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом неистощимую фантазию и выдумку. Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
Новизна программы заключается в применении методов и технологий, способствующих развитию воображения. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник ( конструирование, бумагокручение ,мозаика, аппликация).
Актуальность программы заключается в следующем: Самоделка. Какое хорошее слово!
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложили свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит.
Ребенок приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Он познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, выкройками, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.
С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить другой материал и т. д.
Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Малыш приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.
Цель программы «Самоделка» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы «Самоделка»:
Обучающие:
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать игрушки, выполненными из бумаги.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Планируемые результаты освоения программы:
- дети освоят различные приемы работы с бумагой;
- научаться следовать устным инструкциям;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- дети освоят правила безопасности во время работы.
- у детей выявятся улучшения показателей развития мелкой моторики рук, умение
экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Средства обучения: наглядные, словесные, практические методы:
- наблюдения с детьми;
- объяснение, рассказ воспитателя;
- показ способов действия;
- рассматривание иллюстраций, несущих информацию о предполагаемых результатах;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Форма занятий:
Занятия проводятся с группой детей 1 раза в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность занятий 25минут (среда) с 15.15 по 15.40. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика умений детей.
Учебный план
Название курса | Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год | Длительность НОД | Количество воспитанников |
«Самоделка» | 1 | 4 | 33 | 25минут | 27 |
Учебно-методическое обеспечение
Название курса | Автор | Издательство | Учебно – методические пособия | Кем рекомендовано или утверждено
|
«Самоделка» | Куцакова Л. В. | Москва, «Сфера», 2010 г. | «Конструирование и художественный труд в детском саду» | Рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ |
Новикова И. В. | Ярославль «Академия развития», 2006г. | «Конструирование из бумаги в детском саду» | ||
Петрова И. М. | Санкт-Петербург «Детство- пресс», 2002г. | «Волшебные полоски» | ||
Нагибина М. И. | Ярославль: Академия развития: Академия и К 2000г. | « Из простой бумаги мастерим как маги» |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № | Тема | Содержание | Кол-во в месяц |
октябрь | 1. | «Волшебные свойства бумаги» | Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. | 1 |
2. | «Фантазии с листом бумаги» | Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. | 1 | |
3. | Базовая форма «Квадрат» | Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей, укреплять мелкие мышцы рук, воспитывать аккуратность. | 1 | |
4. | «В некотором царстве, в бумажном государстве» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги, познакомить с некоторыми из них, познакомить с историей искусства оригами. | 1 | |
5. | «Книжка» | Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | ||
Всего 5 занятий | ||||
| ||||
ноябрь | 1. | «Вертушки» | Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками | 1 |
2. | « Украшение вертушки» | Закрепить и расширить навыки работы с бумагой. Закрепить правила работы с ножницами, клеем; умение готовить своё рабочее место к занятию, приводить его в порядок по завершении работы. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | 1 | |
3. | «Змейка» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги. Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес. | 1 | |
4. | «Снежинка» | Учить изготовлять поделки из бумаги. Воспитывать работоспособность, творческий интерес к выполняемой работе. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Поделки из полосок (Волшебные полоски И. М. Петрова) | ||||
Декабрь | 1. | «Шары из снежинок» | Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес, устную разговорную речь. | 1 |
2. | « Неваляшка» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги. Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес. | 1 | |
3. | «Цветы, Венок и гирлянда» | Подготовка. Делаем отдельные элементы гирлянды. Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы. | 1 | |
4. | «Цветы, Венок и гирлянда» | Закрепить и расширить навыки работы с бумагой. Закрепить правила работы с ножницами, клеем; умение готовить своё рабочее место к занятию, приводить его в порядок по завершении работы. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Четвероногие друзья (Куцакова Л.В. Ручной труд в детском саду и дома.) | ||||
январь | 1. | «Кошка» | Формировать представление о значении животных в жизни людей, дать представление о разнообразии бумаги, закрепить знания о некоторых свойствах бумаги. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к животным .Развивать внимание, познавательную активность детей. | 1 |
2. | «Корова» | Закреплять геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество при дополнении поделки мелкими деталями. | 1 | |
3. | « Свинка» | Обучать детей разным приемам работы с бумагой: складывать квадрат по схеме; формировать умение следовать устным инструкциям; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать внимание, память, логическое мышление. | 1 | |
4. | « Слон» | Закреплять геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество при дополнении поделки мелкими деталями. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
февраль | 1. | «Жираф» | Развитие умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. Воспитание аккуратности бережливости, эстетического вкуса. | 1 |
2. | «Лев» | Развитие умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать к точным движениям пальцев. Коррекция образного мышления, мелкой моторики руки, внимания, зрительного восприятия, глазомера. Воспитание аккуратности бережливости, эстетического вкуса. | 1 | |
3. | « Солдатики из бумажных конусов» | Вызвать интерес детей к конструированию. игрушек на основе бумажных конусов разного размера, показать и предложить для обследования разные варианты конуса: высокий (низкий), широкий (узкий), острый (тупой), усеченный; создать условия для художественного экспериментирования; помочь детям установить связь межу конусом и его разверткой; расширить опыт соединения деталей: с помощью клея, скотча и степлера; развивать восприятие мышление, творческое воображение. | 1 | |
4. | « Носорог» | . Закреплять геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество при дополнении поделки мелкими деталями. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
Поделки из полосок (Волшебные полоски И. М. Петрова) | ||||
март | 1. | «Цветы» | Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов. | 1 |
2. | «Рыбка» | Учить изготовлять поделки из бумаги. Воспитывать работоспособность, творческий интерес к выполняемой работе. | 1 | |
3. | «Осьминог» | Учить детей резать по прямой линии, продолжать формировать практические навыки работы с бумагой; Развивать мелкую моторику, творческие способности; Воспитывать аккуратность в работе, эстетическое отношение к природе в окружающем мире. | 1 | |
4. | «Аквариум» | Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности. | 1 | |
Всего 4 занятия | ||||
оригами | ||||
апрель | 1. | Базовая форма «Квадрат» | Закреплять умение делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей, укреплять мелкие мышцы рук, воспитывать аккуратность. | 1 |
2. | «Кошка» | Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей», научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы. | 1 | |
3. | «Собака» | Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности. | 1 | |
4. | «Лисичка» | Продолжать знакомить детей с животными. Развивать мелкую моторику рук и умение использовать ранее приобретённые навыки и умения для создания образа лисы в технике оригами . | 1 | |
5. | «Волчок -серый бочок» | Совершенствовать навык делать правильные и чёткие сгибы при складывании. Формировать конструктивное мышление, внимание, память и творческие способности. Воспитывать любознательность и доброжелательное отношение к окружающему миру. | ||
Всего 5 занятий | ||||
май | 1. | «Лягушка» | Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей», научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы. | 1 |
2. | «Мишка косолапый» | Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности. | 1 | |
3. | «Выставка» | Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка. | 1 | |
Всего 3 занятия | ||||
Итого 33 занятия |
Методическое обеспечение:
- оборудование (цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, клеенки, кисточки, салфетки, простой карандаш, линейка (мерка), цветные карандаши, тесьма ).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Сформированность устойчивого интереса к конструированию из бумаги.
- Сформированность умений творчески подходить к решению задачи.
- Сформированность умений работать в коллективе, умение распределять обязанности.
- Сформированности умений экспериментировать и ориентироваться на плоскости.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- Наблюдение за работой детей на занятиях;
- Выставка творческих работ дошкольников;
- Изготовление подарков для близких людей;
- Участие в творческих конкурсах.
Диагностическая карта кружка «Самоделка»
2019-2020 учебный год
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали, вертикали, диагонали | использовать основную базовую форму техники «Оригами» – «Простой треугольник» | закручивать прямоугольник в цилиндр | закручивать круг и полукруг в конус | переплетать бумажные полосы | подбирать необходимый для конструирования материал | итоги | |||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
В | |||||||||||||||
СВ | |||||||||||||||
ОКН |
Условные обозначения:
- высокий
- соответствует возрасту,
- отдельные компоненты не развиты
Список литературы
- Куцакова Л.В. «Ручной труд в детском саду и дома». Москва, «Сфера», 2010 г.
- Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду». Ярославль «Академия развития», 2006г.
- Петрова И. М. «Волшебные полоски». Санкт-Петербург «Детство- пресс», 2002г.
- Нагибина М. И. « Из простой бумаги мастерим как маги». Ярославль: Академия развития: Академия и К 2000г.
Список Интернет-ресурсов:
- https://www.igrushki-rukami-svoimi.ru/kak-sdelat-iz-bumagi-zhivotnyh-igrushki-dlya-detej-svoimi-rukami/
- https://multiurok.ru/files/diagnosticheskaia-karta-poznavatelnoe-razvitie-raz.html
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 35»
__________________________Т.Г.Титова
«_____» _______________________2019г.
График проведения занятий
День недели | Время проведения |
четверг | 15.15-15.40 |
Доведено до сведения родителей
Протокол родительского собрания № 1 от 10.09.2019г.
Список детей
№ | Ф.И. девочек | Дата рождения | Ф.И. мальчиков | Дата рождения |
1. | Атабекова София | 28.06.2014 | Байбаков Александр | 03.09.2014 |
2. | Ибрагимова София | 16.08.2014 | Варначёв Павел | 23.05.2014 |
3. | Иванова Екатерина | 12.02.2014 | Дьяченко Константин | 30.08.2014 |
4. | Карбонель Бенитес Эмилия | 26.06.2014 | Овсянников Владимир | 04.07.2014 |
5. | Коваль Софья | 08.03.2014 | Прудников Платон | 03.04.2014 |
6. | Кравченко Дарья | 10.04.2014 | Рыбковский Матвей | 12.06.2014 |
6. | Кулагина Варвара | 01.03.2014 | Сырых Глеб | 15.05.2014 |
7. | Попова Василиса | 23.04.2014 | Тезин Владимир | 25.02.2015 |
8. | Ртищева Виктория | 30.01.2015 | Усов Алексей | 22.08.2014 |
9. | Сергеева Мелания | 18.08.2014 | Фирсов Платон | 02.10.2014 |
10. | Устинова София | 11.06.2014 | Харламов Иван | 16.03.2014 |
11. | Филатова Юлия | 13.04.2014 | Чижов Дмитрий | 17.01.2014 |
12. | Чередник Алиса | 01.08.2014 | Шашлов Дмитрий | 08.09.2014 |
13. | Юсупов Умар | 23.08.2014 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...