Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебный комочек» детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебный комочек»
детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад» О.В.Долингер______________ «04» сентября 2023г. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Анцирский детский сад»
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебный комочек»
детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Батина Лилия Александровна
Анцирь
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
2.1. Характеристика возрастных возможностей детей от 1,5 до 3-х лет. | 9 |
| 11 |
| 15 |
| 16 |
3.1. Условия реализации программы | 16 |
| 17 |
Список используемой литературы | 18 |
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Парциальная программа «Цвет творчества» составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов художественной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по художественно-эстетическому развитию для детей младшей группы.
Разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития дошкольников. «Цвет творчества» От 2 до 7 лет. Дубровская Н. В.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019
Парциальная программа «Волшебный комочек» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом Российской Федерации «Об образовании»; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Актуальность
Дети в младшей группе обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия художественно-эстетической направленности.
Работа с пластилином, тестом для лепки, гуашью, манкой – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление художественных работ (нарисованных, изготовленных из пластилина и теста).
Процесс творчества происходит совместно с игрой. Изготовленные изделий, поделок стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к художественному творчеству, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
- Цели и задачи программы. Принципы программы.
Цели - помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности. Развить в воспитанниках самостоятельность и детскую инициативу.
Задачи:
- развитие детской инициативы в художественной деятельности;
- формирование художественно-образного мышления средствами разных видов детского творчества;
- развитие у воспитанников желания творить, мастерить, лепить, рисовать;
- формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;
- развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения и фантазии, творческой активности, художественных способностей.
Принципы программы:
-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Пути реализации программы
В работе с детьми:
- Внедрение новых форм и методов в организацию занятий
- Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий
- Создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий
В работе со взрослыми:
- Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы
- Создание предметно – развивающей и пространственной среды
- Проведение бесед – консультаций с родителями
- Привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду
В работе педагогов:
- Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов
- Обзор новой методической литературы
- Накопление материалов – образцов для использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»
-занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
- подобраны все необходимые материалы и пособия
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки
- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки.
- Содержание программы
Содержание занятий кружка «Волшебный комочек» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек.
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 1,5 - 3х лет, является первым из этапов в освоении ИЗО деятельности.
Объём и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется:
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, в четверг, в 16.00-16.15, 15 минут. В год 37 занятий.
Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста. Взрослый, приступая к реализации любой из программ по изобразительной деятельности, прочитав конспект, мысленно задает себе ряд вопросов и не уверен в правильности ответов. Например: «Старший возраст. Тема ”Осенние листья“. Рисование контура листьев цветными карандашами, с использованием разных приемов штриховки. Материал: цветные карандаши, бумага». Возможные вопросы: «А можно ли заменить простые карандаши на фломастеры? А как лучше рисовать листья — по трафарету или по памяти? А можно ли показать, как надо рисовать листья? А если в задании прописано, что надо рисовать листья березы или клена, можно ли добавить другие листья, например дуба, тополя, вяза? А если ребенок захочет вырезать из бумаги эти листья, давать ли ему ножницы?» Новая модель творческого задания по изобразительной деятельности поможет ответить на все эти вопросы.
Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника
Данная программа отличается от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников тем, что в ней используется новая модель задания, в основе которой — специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности, предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения; «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно-образного восприятие цвета.
«Творческий замысел» — метод, выходящий за рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно-эстетического воспитания личности; метод художественно-творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слова «представить...» Это ключевое слово. Ребенок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Эта идея, которая придумана ребенком, а взрослый только помогает ее развить. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:
- наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности. У ребенка начинает развиваться наблюдательность;
- замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения;
- поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.
«Ощущение цвета» — важное свойство цвета — это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.
Помните, что выбранный ими цвет может оказаться совсем не тем, какой бы вам хотелось увидеть.
Роль взрослого
Сам педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса.
Роль «организатора», который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. Какими бы демократичными ни были здесь формы общения, в этом случае взрослый находится как бы над ребенком.
Роль «участника» — партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жестких оценок «правильно — неправильно», «хорошо — плохо» и т. п.
Роль «художника», создающего развивающую среду, предметный мир ребенка, когда взрослый непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
Каждая из представленных ролей имеет самостоятельное значение для наиболее эффективного решения задач развития и воспитания ребенка, не вытесняется другими и имеет свое место в педагогическом процессе. Мастерство педагога связано с овладением каждой из указанных ролей.
Каждое задание по программе представлено в трех категориях:
простое — для группы детей от 20 до 25 человек; ограниченное количество изобразительного материала (например, только карандаши, или только краски, или только бумага);
с усложнением — для подгруппы детей от 8 до 10 человек; к основному изобразительному материалу добавляется вспомогательный (например, основной материал — карандаши, а дополнением могут служить восковые мелки, акварель);
сложное — для индивидуального выполнения от одного до трех детей (например, основной материал — восковые мелки, акварель, а дополнением могут служить тонкая гофрированная бумага, пластилин, блестки).
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является:
1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.
- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию рук.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
3. Постепенное усложнение программного материала.
4.Групповой характер освоения программного материала.
Возраст от 1,5 до 3х лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
- Планируемые результаты освоения программы
К планируемым результатам в художественно-эстетическом развитии дошкольника по видам деятельности (рисование, аппликация, лепка) младшей группы относятся следующие показатели:
- уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты, самостоятельно искать способы изображения в соответствии с создаваемым образом; выбирать способы и направления штриховки для рисунка; работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки);
- составлять новые цветовые тона на палитре, сочетать один цвет с другим;
- уметь лепить из различных материалов: теста, пластилина, снега, песка;
- использовать некоторые приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание;
- аккуратно вырезать и наклеивать детали; выбирать из декоративно-прикладных материалов дымковские игрушки, матрешки.
- Содержательный раздел.
- Характеристика возрастных возможностей детей от 1,5 до 3-х лет.
К базисным характеристикам личности трехлетнего ребенка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.
Компетентность. К 3-м годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми ребенок использует речевые и неречевые способы общения. Осознает свою половую принадлежность.
Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители, знает словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, знает понятия «много» и «мало», активно экспериментирует, наблюдает. Овладевает родным языком, пользуясь основными грамматическими категориями и словарем разговорной речи. В плане физического развития компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Инициативность. Проявляется во всех сферах жизнедеятельности, общении, практической предметной деятельности, самодеятельных сюжетных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).
Самостоятельность. Фундаментальная характеристика ребенка 3-х лет («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться, включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т. д.)).
Возрастные особенности. Ребенок начинает активно выражать интерес к окружающей жизни. Этот период является самым важным, поскольку именно сейчас происходит «закладка фундамента будущего здания». Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), выразительность и свойства форм (округлость, устойчивость, подвижность), величина (большой — маленький, длинный — короткий и др.), характеристика поверхности (пушистый, гладкий, шершавый и др.). Ребенок узнает образы знакомых предметов, живых объектов в рисунках, иллюстрациях. Взрослый помогает соотносить увиденное посредством изобразительной деятельности. Ребенок понимает, что свои впечатления можно передать линией, пятном, формой. Он накапливает опыт в работе с разным изобразительным материалом. Бумага может быть плотная и тонкая, она может мяться, рваться. На ней следует аккуратно рисовать, составлять аппликацию. На карандаш нужно нажимать сильнее, чем на кисточку. Из пластилина, снега можно слепить знакомые предметы. Происходят формирование пространственного образного мышления, становление координации руки и глаза. Развиваются навыки и умения использования карандаша, фломастера, кисти и гуаши. Ребенок получает первые навыки сотворчества с взрослым и самостоятельного творчества. Развиваются любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им.
Задачи художественного воспитания. Основная задача — заинтересовать ребенка творческим процессом, чтобы каждое занятие было эмоциональным, включало в себя игровые моменты, разнообразные и красочные наглядные материалы. Яркость цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Именно сейчас важны качество изобразительного материала, спланированность заданий, разнообразие художественных техник. Для практической работы предпочтительнее использовать гуашь (густую или средней густоты) ярких и чистых цветов. Кисти должны быть широкие — среднего размера, круглые и мягкие. На этом этапе дети узнают, что различие форм зависит от инструмента (кисти, карандаши, фломастеры оставляют на бумаге разные линии), движения руки с инструментом (толщина и цвет линии), правильной организации рабочего места. Профессиональная организация творческого процесса поставлена на реализацию важной задачи — формирование самой способности к изобразительной деятельности.
Показатели развития:
- ребенок раскрепощен, проявляет интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание исследовать изобразительный материал. Совместная деятельность взрослого и ребенка: «Ты справишься, у тебя все получится, давай попробуем вместе!» Эмоциональный отклик ребенка: выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах;
- ребенок способен дать простую оценку, используя отдельные слова, характеризующие образ (веселый, хороший, теплый, мягкий и др.). Называет основные сенсорные признаки предметов, узнает яркие эмоциональные состояния, их внешнее выражение;
- проявляет интерес к изобразительной деятельности; понимает, что значит нарисовать, слепить, построить, выполнить аппликацию;
- знает отдельные изобразительные материалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями выше программных требований данной группы;
- проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнении об- раза деталями.
2.2 Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | тема | Вид деятельности | Творческий замысел |
1. | 07.09.23. | Лепка | «Солнышко» | Представить фактуру, форму цветов пластикой изобразительных материалов |
2. | 14.09.23. | Рисование | «Листочки» | Представить линией, цветом характерные особенности формы листьев |
3. | 21.09.23. | Лепка | «Тучка» | Представить выразительный образ тучки цветом, объемом |
4. | 28.09.23. | Лепка | «Гриб» | Представить линией, цветом характерные особенности строения гриба |
5. | 05.10.23. | Рисование | «Домики» | Представить простую форму домиков (квадрат, треугольник) |
6. | 12.10.23. | Лепка | «Ягодки» | Представить цветом выразительность образа ягод клюквы, клубники, малины |
7. | 19.10.23. | Пластилинография | «Виноград» | Представить строение, форму, цвет грозди винограда |
8. | 26.10.23. | Рисование | «Колпачок для клоуна» | Представить разные варианты объемного, плоского изображения колпачка для клоуна на основе треугольника |
9. | 02.11.23. | Лепка | «Арбуз» | Представить выразительность образа арбуза фактурой материала |
10. | 09.11.23. | Рисование | «Мчячики для котенка» | Представить форму мяча, характерные особенности цвета, декора |
11. | 16.11.23. | Лепка | «Снеговик»» | Представить объем и выразительность образа снеговика |
12. | 23.11.23. | Рисование | «Снежинки» | Представить линией, цветом хрупкость и легкость снежинок |
13. | 30.11.23. | Лепка | «Елочки» | Представить характерные особенности цве- та, декора, формы елки |
14. | 07.12.23. | Рисование | «Шарики на елке» | Представить цветом эффект блеска и про- зрачности елочных шариков |
15. | 14.12.23. | Лепка | «Шарики на елке» | Представить цветом эффект блеска и про- зрачности елочных шариков |
16. | 21.12.23. | Лепка | «Колокольчики» | Представить форму, цветом стилизованное изображение новогоднего колокольчика |
17. | 28.12.23. | Рисование | «Подарки» | Представить разные варианты изображения подарочных упаковок |
18. | 11.01.24. | Пластинография | «Деревце под снегом» | Представить линией, формой выразительность снежного дерева |
19. | 18.01.24. | Рисование | «Узоры на окне» | Представить линией, цветом элементы растительного узора |
20. | 25.01.24. | Пластилинография | «Нарядные перчатки» | Представить вариативность линейного узора для перчаток |
21. | 01.02.24. | Рисование | «Яркий шарфик» | Представить цветом, линией украшения для узора шарфика |
22. | 08.02.24. | Лепка | «Теплая шапочка» | Представить цветовым пятном форму ша-почки |
23. | 15.02.24. | Лепка | «Звезда» | Представить выразительные возможности линии и цвета в изображении звезды |
24. | 22.02.24. | Рисование | «Флажки для папы» | Представить линией, формой внешний вид флажков |
25. | 29.02.24. | Лепка | «Сосульки» | Представить линией, формой внешний вид сосулек |
26. | 07.03.24. | Пластилинография | «Мамины цветочки» | Представить красочное оформление для цветов |
27. | 14.03.24. | Рисование | «Конфетки» | Представить формой, цветом красочные упаковки для конфет |
28. | 21.03.24. | Лепка | «Блюдце» | Представить форму блюдца на примере круга |
29. | 28.03.24. | Пластилинография | «Чайник» | Представить форму чайника на примере двух кругов |
30. | 04.04.24. | Лепка | «Сладкие кексики» | Представить фактуру, цвет кекса изобразительными материалами |
31. | 11.04.24. | Рисование | «Ракета» | Представить выразительность образа ракеты цветом и формой |
32. | 18.04.24. | Лепка | «Цыплятки» | Представить выразительность образа цыпленка линией, формой |
33. | 25.04.24. | Рисование | «Платочки» | Представить характерные особенности формы, расцветки платков |
34. | 02.05.24. | Пластилинография | «Блестящие звездочки» | Представить эффект золотого свечения звездочек |
35. | 16.05.24. | Лепка | «Гусеница» | Представить формой, цветом характерные особенности образа гусеницы |
36. | 23.05.24. | Лепка | «Мячик» | Представить разные украшения мячика |
37. | 30.05.24. | Пластилинография | «Бабочка» | Представить формой, цветом характерные особенности образа бабочки |
- Взаимодействие с родителями
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен Стандарт, — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества. Оно в свою очередь во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Семья — это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встает вопрос: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками не только воспитательного, но и творческого процесса?
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т. к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства
«детский сад — семья».
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей творческого развития ребенка, порой завышают или занижают планку творческих возможностей ребенка.
Успех в этом творческом процессе зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
- Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы.
Психолого-педагогические условия реализации программы.
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей, результаты которой используются для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. В целях эффективной реализации Программы в учреждении созданы условия для консультативной поддержки родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей.
- Материально- техническое оборудование
Дополнительной образование проводится раз в неделю в Арт-студии, которая оснащена: проектором, музыкальным центром, столами, стульями, различными стендами для организации выставок.
В работе используются разнообразные материалы.
Примерный список материалов:
1. Мука пшеничная, ржаная, соль;
2. Пищевые красители;
3. Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
4. Бросовый материал;
5. Природный материал;
6. Тесто, пластилин для лепки
7. Клеёнки, досточки для лепки;
8. Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
9. Стеки разной формы, тычки;
10. Формы для выдавливания;
11. Салфетки для рук;
12. Стаканчики для воды;
13. Цветная гуашь;
14. Кисточки разной толщины;
15. Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Список использованной литературы:
1. «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии “Искусство - детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
2. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»
Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован...
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию, музыкальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
Цель: развивать музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность, в непроизвольной форме сохранять и укреплять здоровье....
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить знания о диком животном ...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....
Конспект обязательной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с народным искусством «В гостях у домовёнка Кузи»
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции «Умелочка»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции " Умелочка"...