Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Соколова Жанна Михайловна

Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_fayl.docx37.75 КБ
Файл monitoring.docx17.48 КБ
PDF icon merged_pdf.io_.pdf2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8

г.Вязьма Смоленской области

Принято: приказ№91/01-08                     Утверждаю: Заведующий                                                                        От30.082017г                                       МБДОУ д/сад№8 Мацкул Н.В.

Рабочая программа кружковой работы «Мастерская чудес»

на 2017-2018 учебный год.

Разработчик: Соколова Ж.М.

Оглавление

1. Целевой раздел…………………………………………………… 3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………. 3

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса……………. 4

1.3 Промежуточные результаты освоения программы………….. 4

2. Содержательный раздел…………………………………………5

2.1 Характеристика возрастных особенностей детей…………... 5

2.2 Задачи рабочей программы………………………………….....5

2.3 Модель образовательного процесса………………………......5

2.4 Содержание работы……………………………………………..6

3. Организационный раздел…………………………………...….7

3.1 Общий объем учебной нагрузки………………………………..7

3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса....7

3.3 Технологии обучения…………………………………………... 7

3.4 Формы организации обучения……………………………….....9

3.5 Образовательная деятельность с детьми……………………...9

3.6 Мониторинг ……………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………...18


  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

В федеральном законе «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяются основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Это дает ориентировку на личностное своеобразие ребенка, на развитие его способностей.

Согласно Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы деятельности детей определены аксиологический, компетентностный и личностно-деятельный подходы.

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с потребностями и интересами и потребностями воспитанников. Обязательно отслеживается мониторингом.

Личностно-деятельный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное, инициативное, индивидуальное.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок активен в выборе своего образования
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценных участником образовательных отношений
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  5. сотрудничество ДОУ с семьей
  6. формирование познавательных интересов и познавательных действий в художественно-эстетической деятельности
  7. возрастная адекватность дошкольного образования

Представленная парциальная программа по развитию рукодельно-дизайнерской деятельности обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного образования.

Данная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующего систему организации образовательной деятельности педагога по развитию рукодельной деятельности детей.

3


Рабочая программа построена на основе учета конкретных  условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

1)образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.

2)закон об образовании в Российской Федерации.

3)приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.

4)приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№1014.

5)постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.№26.

В результате данной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера. Это позволяет решать одну из основных задач образовательной работы - развитие самостоятельного детского творчества.

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

1) ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними

2) стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

3) владеет навыками самообслуживания

4) владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых

5) стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях

6) проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями

7) проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин

8) эмоционально откликается на произведения искусства

1.3 Промежуточные результаты освоения программы

-сформировать знания и умения в работе с фетром

-научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями

-развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер

-воспитывать аккуратность,усидчивость,трудолюбие,целеустремленность,терпение,положительное отношение к труду

-научиться следовать устным указаниям

4

2.Содержательный раздел

2.1 Характеристика возрастных особенностей детей

Возрастные особенности детей имеют первоочередное значение при составлении программы. Опираясь на них регламентируем учебную нагрузку, объем занятости детей. Согласно общепринятой возрастной периодизации, дети 5лет являются детьми старшего дошкольного возраста.

В данном возрасте уже сформировано наглядно-практическое мышление, в результате которого накоплен первый опыт общения, первое понимание связей между предметами. В этом возрасте идет процесс формирования образного мышления, а это является основой развития словесно-логического развития ребенка.

Дети этого возраста любознательны, задают много вопросов, интересуются окружающим миром. Им нравится лепить, раскрашивать картинки, творить новое из новых для них материалов. Именно поэтому занятия по декоративно-прикладному помогают воплотить свои идеи в жизнь, создать воображаемые образы. Эти занятия развивают мелкую моторику рук, а это особенно важно для детей логопедической группы. Кисть и мускулатура пальцев начнет работать  и развиваться, что в дальнейшем поможет ребенку научиться правильно держать ручку, карандаш, проводить четкие и ровные линии, то есть играет важную роль в овладении графическим навыкам.

Внимание у таких детей задерживается на 20-25 минут, поэтому занятия не должны превышать этого времени. Планируя занятие выбирается для каждой темы определенная форма организации.

2.2 Задачи рабочей программы

-развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения

-обучение техническим приемам и способам создания различных поделок из фетра

- развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к созданному своими руками

-привитие интереса к народному искусству

-организовать участие детей в выставке детского творчества.

2.3 Модель образовательного процесса

В программе использована комплексно-тематическая модель структурирования содержания образования. Этот принцип определен научной концепцией дошкольного образования как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности

5


их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа направлена на индивидуализацию сложных работ: более сильным будет сложная конструкция, менее подготовленным, предлагается работа проще.

При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.

2.4Содержание работы

Все занятия строятся по одному плану, дополнительно идет использование художественного слова, сведения о предстоящем предмете. Основной вид деятельности -практический.

Вводная часть:

-повторение пройденого и закрепление

-повторение правил пользования ножницами, иглой, клеевым пистолетом (под руководством воспитателя), закрепление правил техники безопасности

-введение в новую тему

-художественное слово, раскрывающее тему занятия

-показ образца, рассматривание, анализ

-знакомство с планом действий по созданию работы

Практическая часть:

-показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, карте технологической) в зависимости от уровня сформированности навыков

-самостоятельное изготовление детьми поделки

-оформление, украшение готового изделия.

-анализ педагогом проделанной работы

Методы обучения:

Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

6

Организационный раздел

3.1 Общий объем учебной нагрузки

Деятельность детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 мин. Длительность продуктивной деятельности может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей. Желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Занятия проходят в свободной, необязывающей обстановке, с использованием художественного слова.

3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса

Формы организации учебной деятельности:

-коллективная

-групповая

-индивидуальная

-выставка

-демонстрация поделок

-творческая мастерская

Приемы организации учебной деятельности:

-свобода выбора

-формирование взглядов (пример, дискуссия)

-организация деятельности (стимулирование и коррекция)

3.3 Технологии обучения

Перечисленные методы и приемы обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности

-игровая технология

-технология, опирающаяся на познавательный интерес

-технология сотрудничества

-проектная технология

7


Игровая технология

-игра- ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения

-игровые методы и приемы - средство побуждения, стимул к познанию

-игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение передается, общением она организуется, в общении она функционирует.

-использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению изучаемой дисциплины.

-цель игры- учебная, усвоение знаний.

Технологии, опирающиеся на познавательный интерес

-активный, деятельный способ обучения

-обучение с учетом закономерностей детского развития

-опережающее, педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие

Ребенок - полноценный субъект деятельности

Технология сотрудничества

-позиция педагога, как партнера детей, включенного в их деятельность

-уникальность партнеров и их равенство друг другу, ориентация каждого на понимание, взаимная дополнительность позиций  участников совместной деятельности.

- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге -фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными.

Проектная технология

-развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды

-особые функции взрослого, побуждающего ребенка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к возникновению, включение ребенка в обсуждение путем решения поставленной проблемы

-способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы.

-интеграция образовательных содержаний и видов деятельности

8

в рамках единого проекта совместная интеллектуально-творческая деятельность

3.4 Формы организации обучения

-совместная работа педагога и детей

-работа по образцу

-работа по наглядным схемам

3.5 Образовательная деятельность с детьми

Тема

Месяц

Сентябрь

Образовательные задачи

«Волшебный фетр»

1 занятие

Знакомство детей с фетром, побеседовать о свойствах материала, его возможностях. Рассказать о видах, разнообразии цветовой гаммы фетра, рассмотреть иллюстрации с поделками из фетра. Учить детей видеть разницу между простой тканью и фетром. Воспитывать любознательность к новому виду творчества, внимание и интерес.

«Цветок»

(заколка)

2 занятие

Освоение техники резания ножницами по прорисованному контуру по фетру, не заходя за черту. Учить соединять готовые формы в единую композицию. Развивать интерес к творчеству, желание украсить готовую поделку по собственному желанию.

«Грибок»

3 занятие

Продолжаем осваивать резание ножницами по контуру, не заходя за черту, используя шаблон для прорисовывания готовых форм..Учим аккуратности при выполнении работы, соблюдаем технику безопасности с ножницами.

9

«Лист дерева»

4 занятие

Продолжать учить выполнять выкройку по схеме. Развивать художественный вкус, фантазию(при украшении листочка)детей 6 лет учить простейшему шву.

Октябрь

«Яблоко» (брелок)

1 -2 занятие

Составление полихромного яблока из нескольких частей, подбор красивого цветосочетания. Освоение приема оформления яблока дополнительными деталями (лист, бочок) Развитие чувства композиции.

 

«Желудь»

3 занятие

Выполнение самостоятельно выкройки поделки. Воспитывать внимание при выполнении работы.

Развивать           графические навыки.

«Овощи»

4 занятие

Закрепляем овощи и выполняем выкройку любимого.Учить самостоятельно выбирать цветовое решение .развивать фантазию и художественный вкус.

Ноябрь

«Птичка»

(подвеска)

1 занятие

Продолжаем учиться пользоваться ножницами и выполнять выкройку по предложенным лекалам. Воспитывать желание создавать красивые игрушки и доводить начатое до конца. Выполняем простейшие швы, дополняем птичку бусинками.

«Рыбка»

2-3 занятие

Выполнение изделия с использованием клееных и пришивных деталей. Оказание помощи младшим товарищам. Самостоятельное решение цвета изделия. Знакомство с сендипоном

10

«Подарок маме на день матери»

4 занятие

Продолжать учить основным технологическим приемам работы с фетром. Учить аккуратности в работе, Показать своей работой любовь к самому родному человеку-маме. Развивать  усидчивость.

Декабрь

«Закладка для книги»

1 занятие

Расширять знания о фетре, закреплять умение пользоваться выкройкой. Воспитывать эстетический вкус, желание творить красоту.

«Снеговик»

2 занятие

Учить составлять целое из предложенных частей. Учим работе с иголкой и знакомим с простейшим швом.

«Новогодняя елочка»

3 занятие

Работаем по образцу, самостоятельно украшая готовое изделие предложенными аксессуарами. Используем в работе паралон. Р азвивать чувство меры при оформлении изделия.

«Игрушка на елку»

4 занятие

Учить самостоятельно выбирать игрушку и вовлекать детей в активную творческую деятельность.Воспитывать желание создать самим украшение на елку.

Январь

«Ангелочек»

(подвеска)

1 занятие

Закрепляем умение работать с выкройкой. Расширяем знания о празднике «Рождества Христова» Развиваем художественный вкус.

«Заснеженный домик»

2-3 занятие

Передать строение сказочного, зимнего домика. Продолжаем самостоятельно работать с выкройкой. Украшаем готовое изделие .

11


«Пальчиковая игрушка»

4 занятие

Продолжаем учить работать с фетром. Учим из мелких кусочков фетра мастерить игрушку на пальчик для театра. Обыгрываем свою игрушку.

Учим аккуратности в работе, развиваем художественный вкус.

Февраль

«Пингвин»

1 занятие

Приобщаем к народному творчеству, развиваем пространственное воображение. Продолжаем учить работать по выкройке. Закрепляем простейший шов. Учим оформлять поделку самостоятельно.

«Подарок папе (машинка)»

2-3 занятие

Выполняем игрушку и украшаем ее самостоятельно. Воспитывать стремление дарить близким людям подарки. Совершенствовать свои навыки.

«Совенок»

4 занятие

Развивает художественный вкус, фантазию. Воспитываем внимание, трудолюбие. Продолжаем учить приемам работы с фетром.

Март

«Сердечко маме»

1 занятие

Развиваем интерес к занятиям по фетру, желание мастерить для родного человека подарок. Учим составлять единое из составных частей.

Игольница

«Петушок»

2-3 занятие

Побеседовать с детьми о игольнице, ее необходимости в хозяйстве. Совершенствовать и творчески использовать свои умения и навыки. Воспитывать желание создавать красоту своими руками. Выполнять простейший шов, продолжать учить наполнять готовое изделие поролоном, делать это постепенно распределяя его внутри игольницы.

12

«Слоник»

4 занятие

Повторяем известных животных теплых стран. Учим шить слона из целого куска фетра, дополняя его деталями и оформляя его бижутерией. Учим аккуратности в работе.

Апрель

«Цыпленок»

1 занятие

Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки.Продолжать учить составлять единое из составных частей.Уметь работать в коллективе и самостоятельно.

«Ракета»

2 занятие

Беседа о празднике «Дне Космонавтики»Выполняем изготовление ракеты из целого куска, дополняя отдельными элементами.

«Подснежник»

3 занятие

Беседа о первых цветах.

В ыполняем подснежник на подложке, учим использовать в работе основу для работы. Учим находить удачное цветовое решение работы.

«Пасхальное яйцо»

4 занятие

Выполняем работу по выкройке, дополняем яйцо элементами декора самостоятельно выбирая дизайн. Беседуем о православном празднике Пасхе.

Май

«Цветок на палочке»

1 занятие

Самостоятельно выбираем выкройку цветка  и цветовое решение работы. Учим аккуратности при работе с клеем. Развиваем фантазию и вкус. Воспитываем стремление к разумной организации своего свободного времени.

13

«Черепаха»

2-3 занятие

Закрепляем умение работать с выкройкой. Развиваем художественный вкус, творческую активность. Расширяем знания о качествах фетра. Развиваем моторику рук, терпение.

«Бабочка»

4 занятие

Повторяем насекомых и создаем из фетра одно из них. Выбираем выкройку по своему желанию. Украшает готовое изделие понравившейся бижутерией.

3.6.Мониторинг освоения материала дополнительного образования

Данный мониторинг используется для решения следующих образовательных задач:

1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

2)Оптимизации работы с группой детей.

Основные методы сбора информации о ребенке

-систематическое наблюдение;

-сохранение продуктов детской деятельности;

-беседы с детьми с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;

-мониторинг на середину и конец года обучения.

 Все диагностики проводятся методом наблюдения .

Данные  обрабатываются и заносятся в сводную таблицу. Эффективность реализации программы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень

14

Список использованной литературы

1) Зайцева И.Г. «Мягкая игрушка», ИД МСП, 2005.

2)  Груша О.С. «Яркие поделки и аппликации из фетра»

3) Кононович Т. «Мягкая игрушка. Веселый зоопарк» Рипол  Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

4) Лепгина Ю. «Фантазии из фетра»

5) Зайцева А.Войлок и фетр»

6) Кочетова С. «Мягкая игрушка. Игрушки с бисером» Рипол  Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

7) Соколова О. «Этот удивительный фетр»

8) Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров». М.: Просвещение, 1990.

9) Нестерова Д. «Рукоделие»

10) Владимирова Е. «Фетр. Поделки для детей»

18



Предварительный просмотр:

  ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА

Фамилия Имя

Развитие мелкой моторики

Правильность выполнения

Усидчивость

Уравновешенность

Аккуратность выполнения

Творческое оформление

ВСЕГО

н г

к г

н г

к г

н г

к г

н г

к г

н г

к г

н г

к г

15

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Фамилия

Имя

Внимание

Контактность

Реакция на поощрение и порицание

Всего

н г

к г

н г

к г

н г

к г

н г

к г

16

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ

НАЧАЛО ГОДА

Образовательная область

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Количество детей

Процентный показатель

Количество детей

Процентный показатель

Количество детей

Процентный показатель

  1. Основы творчества

  1. Эмоционально-волевая сфера

Итоговая оценка

КОНЕЦ ГОДА

Образовательная область

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Количество детей

Процентный показатель

Количество детей

Процентный показатель

Количество детей

Процентный показатель

  1. Основы творчества

  1. Эмоционально-волевая сфера

Итоговая оценка

17


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию старших дошкольников «От песочных рисунков до анимаций»

   Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания ииндивидуальности ребёнка. И поэтому в ДОУ необходимо использовать инновационные те...

ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»

рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию дошкольников «ВОЛШЕБНАЯ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе.Основное преимущество пла...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....