Конспект интегрированного занятия по правополушарному рисованию с детьми старшего возраста «Снегири на ветке»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

 Создание условий для выявления и развития художественных, коммуникативных, познавательных, творческих способностей детей через методику правополушарного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по правополушарному рисованию

с детьми старшего возраста «Снегири на ветке»

.

Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения.

Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи. А это функция левого полушария. Однако если для развития правого полушария ничего не предпринимается, асимметрия усиливается. А ребёнок должен развиваться гармонично. Это важно для всей жизни, поэтому надо стремиться к развитию обоих полушарий. Начинать необходимо с детства.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающего занятия художественной направленности «Правополушарное рисование - это "включение" творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и обучение обучающегося приёмам, позволяющим осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения. В основе предложенного  занятия обучения используются необычные, нетрадиционные техники рисования, методика правополушарного рисования Бетти Эдварс (Американский преподаватель искусства, Доктор наук, авторская методика комментированного рисования Микляевой Натальеи Викторовны (Профессор, кандидат педагогических наук,главный редактор журнала "Современный детский сад").

Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.

В упражнениях представленных на занятии, предложены техники помогающие дать волю развитию правого полушария, к которым относится:

-рисование пальцами рук;

-рисование с игнорированием границ листа (холста);

-создание творческой атмосферы с помощью музыки и расслабляющих упражнений.

Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.

Базовые навыки:

- Восприятие краёв.

- Восприятие пространства.

- Восприятие соотношений.

- Восприятие света и тени.

- Восприятие целостного образа.

Тренировочные навыки:

- Рисование по памяти.

- Рисование при помощи воображения.

Польза метода правого полушарного рисования:

1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. Ребенку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, при закреплении навыка развивается воображениея.

2. Данная работа это своеобразное путешествие к источнику своих творческих способностей, раскрытие себя как личности в новых тонких чувствах восприятия целостного «Я». Рисование правым полушарием – развивает творческое вдохновение, снятие мышечных зажимов и внутренних отрицательных установок, развивается креативное мышление, а также происходит тонкая синхронизация работы центральной нервной системы и моторики.

3. Правое полушарие «активированное» остается рабочим, развиваясь изменяя и перестраивая весь образ мышления ребенка, оно позволяет внести необходимую долю творчества в жизнь и развитие ребенка, помогает почувствовать расслабленность и гармонию внутреннего мира.

4. Работа правого и левого полушария с помощью занятия по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка, а так же помогает ему легче усваивать материал, и главное бережет от перегрузки и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Используемый метод:

–позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

–дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; –формирует эмоционально

–положительное отношение к самому процессу рисования;

–способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Занятия правополушарным рисованием для ребенка – это не только овладение техникой рисования и создание художественного образа, так же это формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления, полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим детям.

Отличительные особенности занятия.

Занятие составлено с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

1. «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, используется художественное слово - потешки, загадки. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, идёт развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи дошкольников.

2. «Познавательное развитие». Для рисунков подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, позволяющие уточнить усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование рисунков в оформлении (выставка) в приемной группе, для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Цель  занятия: Создание условий для выявления и развития художественных, коммуникативных, познавательных, творческих способностей детей через методику правополушарного рисования.

Задачи:

Обучающая: Сформировать основные навыки правополушарного рисования:

-восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй);

-восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);

- восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции);

-восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета)

-восприятие целостного образа (умение  видеть целое и  его части).

Развивающая:

-развивать коммуникативные языковые способности в процессе комментированного рисования;

-развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Возраст: детей участников данного занятия дети от 5 до 7 лет.

Каждое занятие с ребенком – это маленькая игра, позволяющая детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными. Занятия способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

- эмоциональный настрой –использование музыкальных произведений;

- практические упражнения, дидактические игры;

- словесные  методы  и  приемы – беседы,  художественное  слово,  объяснение, пояснение, педагогическая оценка;

- наглядные  методы  и  приемы –наблюдение,  рассматривание,  показ  образца,  показ способов выполнения и др.

Ожидаемые результаты:

Дети на занятии получат эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;

- уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно оценивать свою работу;

- общий кругозор воспитанников расширен, т.к. занятия проходят в соответствии с календарно – тематическим планом;

- расширен и обогащен художественный опыт детей;

- сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

- дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием;

- побуждение детей к творческим поискам и решениям;

- развитие мелкой моторики рук.

Материалы: птичка игрушка «Снегирь», картинка «Снегирь», успокаивающая зимняя музыкальное сопровождение, мольберт, бумажный скотч, гуашь белая титановая, гуашь, кисти № 2, 5, 8, листы для рисования А3 и А4, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Занятие «Снегири на ветке» 

Ход занятия:

Воспитатель:  «Добрый день скажу я Вам – всех рада видеть вас!»

Повернемся к соседу слева, а потом вправо и своим друзьям дружно улыбнемся: «Добрый день – я рад(а) видеть тебя!» (можно помахать рукой)

Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста каких птиц мы можем увидеть зимой на улице? А как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать?

- Молодцы! как много птиц вы знаете!

Воспитатель: А чтобы нам узнать… кто к нам придёт в гости послушайте загадку….

Кто сидит в тенистом парке

На рябиновых ветвях?

Красногрудый, в черной шапке,

Сзади крылышки блестят.

Весь напыщенный и важный,

Как из дальних стран визирь.

Знают все, и знает каждый,

Что зовут его… (Снегирь)  - Молодцы!

Воспитатель: Ребята сегодня именно к нам на занятие хочет прилететь в гости эта самая маленькая птичка Снегирь…. но дело в том что она замерзла и боится что мы ее не сможем согреть…Давайте позовем ее к нам в гости и в этом нам помогут наши ручки…

Мини - терапевтическая сказка о птице «Снегирь».

Жил-был Снегирь. Он был очень воспитанный и вежливый.

Наступила зима, а вместе с ней морозы. Вылетел однажды Снегирь из гнезда, чтобы добыть пропитание для своей семьи. Долго летал, пока не увидел рябину. Обрадовался Снегирь: будет вкусный ужин для детей! Собрал ягод, сколько смог, и полетел домой.

Пока Снегирь добывал еду, поднялся сильный колючий ветер. Снегирь преодолел полдороги и замёрз насквозь. Пролетая мимо одного дома, он заметил открытое окно. Из него шёл тёплый воздух. «Вот бы сейчас залететь в окно и немного погреться!» — подумал Снегирь. И приземлился на отлив окна.

Так как Снегирь был очень вежливым, он знал, что в чужой дом без разрешения входить нельзя. «Нужно поздороваться, может быть, кто-то ответит», — подумал Снегирь.

— Здравствуйте, уважаемые жители дома! Разрешите мне войти и немного погреться!

В это время с другой стороны окна за Снегирём следила хитрая Кошка. Она спряталась за большим цветочным горшком. Кошка обрадовалась появлению Снегиря: ей хотелось поймать и съесть его.

— Проходите, пожалуйста! — сказала Кошка из-за горшка.

Снегирь был вежлив, но не глуп. Он заметил торчащий кошачий хвост и понял, в чём дело.

— Простите меня великодушно, я вдруг вспомнил, что меня ждут дома дети. Всего хорошего! — попрощался Снегирь и пулей полетел домой.

Пришёл он домой, накормил семью, поел сам и согрелся. Затем подумал: «Вежливость ещё никому не навредила. А мне сегодня по-настоящему жизнь спасла!»

Хитрая Кошка же свернулась в клубок на подоконнике, с сожалением вздохнула и проговорила:

— Ох уж эти вежливые Снегири!

Автор: Татьяна Нененко

Мини обсуждение с детьми об общем содержании сказки.

- Что такое вежливость? Это способность уважительно относиться к людям. Соблюдать такт. Не нарушать личные границы. Умение находить компромисс. Готовность выслушать и понять иную точку зрения.

. Упражнение «Спаси птенца»

Воспитатель: «Ребята представьте, что у вас в руках маленький замерзший снегирь, он потерялся… потерял свою маму … и не может согреться.

 Вытяните руки ладошками вверх – ведь он прилетел к нам за помощью и погреться.

 А теперь давайте попробуем согреть его, и медленно, по одному пальчику сложим в ладони, спрячем в ладошках снегиря, подышим на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложив ладони к своей груди, подарите снегирю всю доброту своего сердца и дыхания.

 А теперь раскройте ладони и Вы увидите, что снегирь радостно взлетел и сел на ветку рябины… и теперь он нашел свою маму и будет греться на веточке рябины под ее крылом, улыбнитесь ему и не грустите, помашите ему ручкой он еще прилетит к вам!» Теперь он чувствует себя хорошо…он с мамой.

Воспитатель:И конечно мы все с вами сегодня уже поняли, кого же мы будем сегодня рисовать, а рисовать мы с вами будем необычным «волшебным способом».

Воспитателем демонстрируется картинка или игрушка «снегирь» и читается стихотворение:

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

(А.Прокофьев)

Воспитатель: Ребята а вы знаете, что снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму. Снегирь – красивая, спокойная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щечки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

 «Круговой фон»

Теория: показ нового способа создания фона - по спирали.

Практика: самостоятельная работа детей по рисованию зимнего пейзажа, деревьев, снегирей, нанесение светотени, снега на грозди рябины, ветки деревьев.

Воспитатель наглядным образом рисует предварительно с детьми фон будущей картины.

Рассматривание рисунка «Снегири на ветке», показ приема рисования снегиря от яркого цветового пятна.

Уточнить у детей форму и части тела птиц, их позу на ветке (сидят, наклонились вниз, подняли голову, клюют ягоды).

Физминутка – (когда сохнет фон) «Поймай зимнее слово»

Воспитатель проводит игру «Ладошки» называя различные слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат слово, которое ассоциируется с понятием «Зима», если не подходит, то топают ногами.

Пример: Снег, радуга, бабочка, мороз, снежинка, ветер, Дед Мороз, солнце, дождь, метель, зайчик, лед, санки, море, корабль, лыжи, велосипед, Снегурочка, елка, роса и т.д.

Дорисовывание сюжета зимней картины «Снегири на ветке»

Упражнения «Эмоции и чувства» 

Ход упражнения: дети сидят за своими столами. Дети смотрят на свои получившиеся картины, и делятся о своих чувствах получившихся на картине.

Список эмоций и чувств: радость, гнев, грусть, страх, печаль, смущение, удивление, интерес.

Рефлексия: Обсуждение рисунков.

Что было сложно, а что легко?

Что понравилось в работе?

Что бы хотелось изменить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Осеннее настроение" с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка» Тема: «Осеннее настроение»Цель:-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природеЗадачи:-уточнить приметы осе...

Конспект интегрированного занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми старшей группы

Конспект НОД по закреплению знаний о свойствах воды и круговороте воды в природе с использованием экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми старшего возраста «Путешествие в сказочный лес»

Конспект интегрированного занятия по экологиис детьми старшего возраста«Путешествие в сказочный лес»...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Конспект интегрированного занятия по робототехнике с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи: Обучающие задачи:Обогащать представления детей о профессии инженера-конструктора.Закрепить знания, умения и навыки при работе с конструктором UARO Формировать умение конструиров...

Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми старшего возраста «Путешествие в сказочный лес»

Конспект интегрированного занятия по экологиис детьми  старшего возраста«Путешествие в сказочный лес»...