Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Чтобы книжки дольше жили»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Познавательное развитие. Обучение грамоте. Ручной труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_chtoby_knizhki_dolshe_zhili.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной
непосредственно-образовательной деятельности с детьми
старшего возраста
«Чтобы книжки дольше жили»
2016
Познавательное развитие. Обучение грамоте. Ручной труд.
Тема: «Чтобы книжки дольше жили»
Цель: Развивать у детей любознательность, активность. Формировать элементарные исторические представления о письменности и книжном издательстве.
Задачи:
Образовательная область | Задача |
Познание | - Формировать представление детей об истории письменности. - Формировать представление о процессе создания книги. - Закреплять знания о звуках и буквах. |
Коммуникация и социализация | - Учить детей использовать имеющиеся знания при решении проблемных ситуаций. - Учить детей работать в группе и принимать решения. - Учить слушать другого и высказывать свое мнение, аргументирую его. - Воспитывать любовь и уважение к книге как к источнику информации о мире. |
Чтение художественной литературы | - Стимулировать детей использовать русское народное творчество. - Развивать интерес к художественным произведениям и устному народному творчеству. |
Художественное творчество | - Развивать навыки ручного труда. - Воспитывать уважение к труду других людей. |
Физическое развитие | - Развитие координации и точности передачи движений в игре под музыку. |
Материалы необходимые для организации проведения непосредственно-образовательной деятельности:
- Иллюстрации письменности на камнях, бересте, папирусе, пергаменте.
- Иллюстрации памятника первопечатнику Ивану Федорову.
- 2 листа белой бумаги А-4 и цветные и графические карандаши.
- Разные книги: словари, энциклопедии, учебники, азбуки, сказки и т.п.
- Цветная и белая бумага.
- Цветной картон.
- Ножницы, клей, кисти.
- Тесьма, шнурки.
Ход: (дети сидят полукругом на ковре перед ними фланелеграф).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о книгах, о том как хорошо уметь читать. Но что для этого нужно?
Дети - отвечают.
Воспитатель: Отгадайте загадки:
- Человечки черные
Умные, ученые
Друг за другом
Стали в ряд
Молча с нами говорят.
- 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
Дети - отвечают.
Воспитатель: Да, конечно, это буквы и с их помощью мы можем читать. Но чтобы что-то прочитать, нужно что-то написать. Вот послушайте и посмотрите: «В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, бересте, пергаменте и т.д.» А вы знаете, что такое папирус? Что такое береста? Что такое пергамент?
Дети - отвечают.
Воспитатель: А для чего надо уметь читать?
Дети - отвечают.
Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Воспитатель: Читать нужно для того, чтобы получить какую-либо информацию. А откуда мы получаем информацию?
Дети - отвечают.
Воспитатель: раньше, когда люди не знали букв, они передавали информацию с помощью рисунков на камнях и скалах. Я предлагаю вам поиграть в одну игру.
Игра «Сообщи где ты».
Условия: «Мы ушли из дома, но нам надо оставить записку, куда мы пошли».
Разделимся на 2 команды.
I команда | II команда |
Пишет записку буквами: «Я пошел в лес за грибами» | Графически изображает (с помощью рисунка) «Я пошел в детский сад». |
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает этот дом?
Дети - отвечают.
Воспитатель: Да, действительно этот дом может быть и детским садом, и магазином и школой. А если бы вы написали, было бы все понятно и точно.
Входит Емеля (под музыку).
Емеля: (с книгой подмышкой) – Я хотел показать вам книгу с картинками, интересная!
Воспитатель: Емеля, что это такое? Вошел и не поздоровался.
Емеля: Здрасьте!
Дети – здороваются.
Воспитатель: - А книгу как развернул. Разве можно так обращаться с книгой?
Емеля: - Как? Нормально я с ней обращаюсь, очень интересная книга, мне она нравится.
Воспитатель: Ребята, расскажите Емеле, как надо обращаться с книгами.
Дети рассказывают Емеле.
Емеля: Да я просто картинку хотел показать, вот и развернул книгу на нужной странице.
Дети – Нужно было закладку вложить.
Воспитатель: Знаете что, я расскажу вам, как делают книги, садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать. И ты, Емеля, присаживайся. Книги делают (печатают) в типографии. Сначала буква к букве составляют слово, затем строку, а из строк целую страницу. Делают оттиск и только потом уже из многих страниц собирают книгу, изготавливают обложку-переплет и только потом из типографии отправляют на полки магазинов и библиотек. На самом деле над книгой трудятся много людей - это и наборщики на строкоотливных машинах, и печатники, и художники, и переплетчики и еще много - много других специалистов.
- Ребята, а давайте отправимся на экскурсию в книжный магазин.
(Дети переходят в другую часть группы, специально подготовленную).
Посмотрите сколько здесь книг и какие они разные: большие и маленькие. С картинками и без них. Здесь стоят книги со сказками, а здесь большие словари и энциклопедии, здесь книги о природе, а тут – учебники. Как вы думаете, почему книги стоят по разделам?
Дети – отвечают.
Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о книгах?
Дети – отвечают.
Примерно: 1. Книжное слово – свет дневной.
2. Грамоте учиться – всегда пригодится.
3. Книга как птица, может весь мир облететь.
4. Книги – реки, наполняющие вселенную мудростью.
5. Чтение – вот лучшее учение.
6. Книга – окно в мир.
Воспитатель: Да, чтобы уметь читать книги, надо знать буквы. А вы знаете буквы?
Дети – отвечают.
Воспитатель: А какие книги вам помогают учить буквы? Какие книги учат вас читать?
Дети – (азбука, букварь).
Воспитатель: это было давным-давно, 440 лет назад. Первопечатник Иван Федоров написал для детей первую «Азбуку».
Раньше книги писали вручную, это было очень трудно и долго. А Иван Федоров по указу царя, создал первый печатный станок, и в Москве была открыта первая печатня (типография).
- Ребята, вы мне сказали, что знаете буквы, сейчас я это проверю, я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Замени букву».
- Как каплю превратить в цаплю?
- Можно ли из слова ноль получить соль?
- Как из слова жар сделать шар?
- Как из палки сделать полку?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все знаете буквы, многие из вас умеют читать, но главное, что вы любите и бережете книги. Книги многому вас научат.
Емеля: Я тоже люблю книги и обязательно научусь бережно относиться к книгам. У меня много книг. А еще я люблю играть, а вы (дети)?
Игра «Если нравится тебе, то делай так…».
(под музыку)
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Емеле и сделаем для него закладки.
Ручной труд. Дети самостоятельно выбирают материал. Работают за столами. Готовые работы подносят Емеле.
Емеля: Радуется, благодарит детей.
- Много нового я узнал о книгах и мне очень хочется отблагодарить вас. Я приглашаю вас с вашими родителями на экскурсию в детскую библиотеку.
(Раздает листовки – приглашения с адресом ближайшей детской библиотеки).
- Думаю, что вам там будет очень интересно, и вы тоже узнаете много нового. Мы с вами научимся читать и разгадывать кроссворды и ребусы с помощью знаков и рисунков.
- Спасибо вам ребята! До свидания!
(уходит)
Воспитатель: Ребята, вам было интересно? Конечно, скоро вы все пойдете в школу и многому научитесь. Послушайте, что написал для вас (детей) Б.Заходер.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
С ними подружиться.
...
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной организованной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Автоматизация - Ш - "
.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛА.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ.ОЦЕНКА РАБОТЫ....
Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."
Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ - в словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....
Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."
Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ - в словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтобы помнили…»
Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Рассказать о героическом подвиге народа в годы ВОВ. Показать детям памятники Мемориал славы погибшим воинам, Аллея памяти солдатам павших во...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
Два года назад я прошла обучение на курсах по теме «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге и в транспорте». Актуальность данной про...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Чтобы помнили" 2018 учебный год
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Чтобы помнили" 2018 учебный год...
КОНСПЕКТ Совместной образовательной деятельности С детьми средней группы На тему: «Жили – были овощи» С использованием исследовательской технологии.
Образовательные технологии:Здоровьесберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей в разной пространственной ...