Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Чтобы книжки дольше жили»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Познавательное развитие. Обучение грамоте. Ручной труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_chtoby_knizhki_dolshe_zhili.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной

непосредственно-образовательной деятельности с детьми

старшего возраста

«Чтобы книжки дольше жили»

2016

Познавательное развитие. Обучение грамоте. Ручной труд.

Тема: «Чтобы книжки дольше жили»

Цель: Развивать у детей любознательность, активность. Формировать      элементарные исторические представления о письменности и книжном издательстве.

Задачи:

Образовательная

область

Задача

Познание

- Формировать представление детей об истории письменности.

- Формировать представление о процессе создания книги.

- Закреплять знания о звуках и буквах.

Коммуникация и

социализация

- Учить детей использовать имеющиеся знания при решении проблемных ситуаций.

- Учить детей работать в группе и принимать решения.

- Учить слушать другого и высказывать свое мнение, аргументирую его.

- Воспитывать любовь и уважение к книге как к источнику информации о мире.

Чтение художественной

литературы

- Стимулировать детей использовать русское народное творчество.

- Развивать интерес к художественным произведениям и устному народному творчеству.

Художественное

творчество

- Развивать навыки ручного труда.

- Воспитывать уважение к труду других людей.

Физическое

развитие

- Развитие координации и точности передачи движений в игре под музыку.

Материалы необходимые для организации проведения непосредственно-образовательной деятельности:

       - Иллюстрации письменности на камнях, бересте, папирусе, пергаменте.

       - Иллюстрации памятника первопечатнику Ивану Федорову.

       - 2 листа белой бумаги А-4 и цветные и графические карандаши.

       - Разные книги: словари, энциклопедии, учебники, азбуки, сказки и т.п.

       - Цветная и белая бумага.

       - Цветной картон.

       - Ножницы, клей, кисти.

       - Тесьма, шнурки.

Ход: (дети сидят полукругом на ковре перед ними фланелеграф).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о книгах, о том как хорошо уметь читать. Но что для этого нужно?

Дети - отвечают.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

  1. Человечки черные

Умные, ученые

Друг за другом

                                                        Стали в ряд

           Молча с нами говорят.

  1. 33 родных сестрицы,

    Писаных красавицы,

              На одной живут странице

    И повсюду славятся.

Дети - отвечают.

Воспитатель: Да, конечно, это буквы и с их помощью мы можем читать. Но чтобы что-то прочитать, нужно что-то написать. Вот послушайте и посмотрите: «В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, бересте, пергаменте и т.д.» А вы знаете, что такое папирус? Что такое береста? Что такое пергамент?

 Дети - отвечают.

Воспитатель: А для чего надо уметь читать?

Дети - отвечают.

Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»

Как хорошо уметь читать!

  Не надо к маме приставать.

                                                 Не надо бабушку трясти:

        «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

                                                 Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, прочитай еще страницу!»

   Не надо звать, не надо ждать,

 А можно взять и прочитать!

Воспитатель: Читать нужно для того, чтобы получить какую-либо информацию. А откуда мы получаем информацию?

Дети - отвечают.

Воспитатель: раньше, когда люди не знали букв, они передавали информацию с помощью рисунков на камнях и скалах. Я предлагаю вам поиграть в одну игру.

Игра «Сообщи где ты».

Условия:  «Мы ушли из дома, но нам надо оставить записку, куда мы пошли».

Разделимся на 2 команды.

I команда

II команда

Пишет записку буквами: «Я пошел в лес за грибами»

Графически изображает (с помощью рисунка) «Я пошел в детский сад».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает этот дом?

Дети - отвечают.

Воспитатель: Да, действительно этот дом может быть и детским садом, и магазином и школой. А если бы вы написали, было бы все понятно и точно.

Входит Емеля (под музыку).

Емеля: (с книгой подмышкой) – Я хотел показать вам книгу с картинками, интересная!

Воспитатель: Емеля, что это такое? Вошел и не поздоровался.

Емеля: Здрасьте!

Дети – здороваются.

Воспитатель: - А книгу как развернул. Разве можно так обращаться с книгой?

Емеля: - Как? Нормально я с ней обращаюсь, очень интересная книга, мне она нравится.

Воспитатель: Ребята, расскажите Емеле, как надо обращаться с книгами.

Дети  рассказывают Емеле.

Емеля: Да я просто картинку хотел показать, вот и развернул книгу на нужной странице.

Дети – Нужно было закладку вложить.

Воспитатель: Знаете что, я расскажу вам, как делают книги, садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать. И ты, Емеля, присаживайся. Книги делают (печатают) в типографии. Сначала буква к букве составляют слово, затем строку, а из строк целую страницу. Делают оттиск и только потом уже из многих страниц собирают книгу, изготавливают обложку-переплет и только потом  из типографии отправляют на полки магазинов и библиотек. На самом деле над книгой трудятся много людей - это и наборщики на строкоотливных машинах,  и печатники, и художники, и  переплетчики и еще много -  много других специалистов.

- Ребята, а давайте отправимся на экскурсию в книжный магазин.

(Дети переходят в другую часть группы, специально подготовленную).

Посмотрите сколько здесь книг и какие они разные: большие и маленькие. С картинками и без них. Здесь стоят книги со сказками, а здесь большие словари и энциклопедии, здесь книги о природе, а тут – учебники. Как вы думаете, почему книги стоят по разделам?

Дети – отвечают.

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о книгах?

Дети – отвечают.

Примерно: 1. Книжное слово – свет дневной.

                   2. Грамоте учиться – всегда пригодится.

                   3. Книга как птица, может весь мир облететь.

                   4. Книги – реки, наполняющие вселенную мудростью.

                   5. Чтение – вот лучшее учение.

                  6. Книга – окно в мир.

Воспитатель: Да, чтобы уметь читать книги, надо знать буквы. А вы знаете буквы?

Дети – отвечают.

Воспитатель: А какие книги вам помогают учить буквы? Какие книги учат вас читать?

Дети – (азбука, букварь).

Воспитатель: это было давным-давно, 440 лет назад. Первопечатник Иван Федоров написал для детей первую «Азбуку».

Раньше книги писали вручную, это было очень трудно и долго. А Иван Федоров по указу царя, создал первый печатный станок, и в Москве была открыта первая печатня (типография).

- Ребята, вы мне сказали, что знаете буквы, сейчас я это проверю, я предлагаю поиграть в игру.

Игра «Замени букву».

  1. Как каплю превратить в цаплю?
  2. Можно ли из слова ноль получить соль?
  3. Как из слова жар сделать шар?
  4. Как из палки сделать полку?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все знаете буквы, многие из вас умеют читать, но главное, что вы любите и бережете книги. Книги многому вас научат.

Емеля: Я тоже люблю книги и обязательно научусь бережно относиться к книгам. У меня много книг. А еще я люблю играть, а вы (дети)?

Игра «Если нравится тебе, то делай так…».

(под музыку)

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Емеле и сделаем для него закладки.

Ручной труд. Дети самостоятельно выбирают материал. Работают за столами. Готовые работы подносят Емеле.

Емеля: Радуется, благодарит детей.

- Много нового я узнал о книгах и мне очень хочется отблагодарить вас. Я приглашаю вас с вашими родителями на экскурсию в детскую библиотеку.

(Раздает листовки – приглашения с адресом ближайшей детской библиотеки).

- Думаю, что вам там будет очень интересно, и вы тоже узнаете много нового. Мы с вами научимся читать и разгадывать кроссворды и ребусы с помощью знаков и рисунков.

- Спасибо вам ребята! До свидания!

(уходит)

Воспитатель: Ребята, вам было интересно? Конечно, скоро вы все пойдете в школу и многому научитесь. Послушайте, что написал для вас (детей) Б.Заходер.

                   Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

         На одной живут странице,

И повсюду славятся!

        К вам они сейчас спешат,

                                                      Славные сестрицы,

      Очень просим всех ребят

С ними подружиться.

...

            Познакомьтесь с ними, дети!

 Вот они стоят рядком.

        Очень плохо жить на свете

         Тем, кто с ними не знаком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной организованной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Автоматизация - Ш - "

.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛА.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ.ОЦЕНКА РАБОТЫ....

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтобы помнили…»

Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Рассказать о героическом подвиге народа в годы ВОВ. Показать детям памятники Мемориал славы погибшим воинам, Аллея памяти солдатам павших во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»

     Два года назад я прошла обучение на курсах по теме «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге и в транспорте». Актуальность данной про...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Чтобы помнили" 2018 учебный год

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Чтобы помнили" 2018 учебный год...

КОНСПЕКТ Совместной образовательной деятельности С детьми средней группы На тему: «Жили – были овощи» С использованием исследовательской технологии.

Образовательные технологии:Здоровьесберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей в разной пространственной ...