Конспект интегрированного занятия "Осеннее настроение" с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка»
Тема: «Осеннее настроение»
Цель:
-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе
Задачи:
-уточнить приметы осени, название осенних месяцев.
- продолжать учить слушать музыку, стихи, рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение в связи с изменениями в природе
- закрепить умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине и рассказ из личного опыта, используя в своей речи образные выражения; подбирать сравнительные эпитеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennee.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК»)
Конспект непосредственно образовательной
деятельности в старшей группе
Выполнили:
воспитатель
Менлимурзаева А.А.
г. Надым
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка»
Тема: «Осеннее настроение»
Цель:
-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе
Задачи:
-уточнить приметы осени, название осенних месяцев.
- продолжать учить слушать музыку, стихи, рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение в связи с изменениями в природе
- закрепить умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине и рассказ из личного опыта, используя в своей речи образные выражения; подбирать сравнительные эпитеты, упражнять в образовании различных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.
- развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин об осени.
- Составление описательных рассказов по пейзажным и сюжетным картинам об осени.
- » Разучивание стихов Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной …», А.С.Пушкин «Унылая пора!…», С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», А.А.Блок «Зайчик», И.Бунин «Листопад», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
Материалы к занятию: репродукция картины Кончаловского «Первый снег», Щербакова «Осенняя пора»
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Воспитатель: — Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие.
Музыкальный руководитель: — Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие?
Дети: — Хорошее, веселое, грустное.
Музыкальный руководитель: — А сейчас мы это проверим. На столе лежат осенние листья. Красный лист — радость, веселье, коричневый — грусть, недовольство, а желтый это хорошее, спокойное настроение. А теперь выберите листик, который соответствует вашему настроению.
(Дети выбирают и показывают)
Вы сейчас высказали каждый свое настроение. А знаете ли вы, что такое настроение? Настроение — это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Часто на наше с вами настроение влияет то погода, то музыка, то человек, с которым мы разговариваем. Настроение можно выразить по—разному: движением, мимикой лица. Вот сейчас мы с вами попробуем показать настроение музыкального произведения движениями, танцем с осенними листьями.
«Танец осенних листьев», муз. Филиппенко (Дети двигаются с листьями по всему залу.)
Вот видите, музыка была одна, а эмоции она вызвала у каждого свои. У кого-то радость, у кого-то грусть, у кого-то спокойствие, у кого-то веселье.
Воспитатель: — А теперь дети садитесь на стулья, и мы продолжим наше занятие.
О каком времени года это музыкальное произведение?
Дети: — Об осени.
Воспитатель: — А сейчас какое время года?
Дети: — Время года осень.
Воспитатель: — А по каким признакам вы определили, что время года осень?
Дети: — Листья пожелтели, листопад, холодно, день короче ночь длиннее, ночью заморозки, небо серое, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, люди убирают урожай, утепляют свои жилища.
Воспитатель: — Да, одна из первых примет осени — желтые пряди в листве деревьев, на одних листья еще зеленые, на других золотые, на третьих огненно красные, птицы готовятся к отлету в теплые края, а звери делают запасы и готовятся к зимней спячке, люди утепляют свои дома и запасают урожай в прок. В народе любят осень, особенно урожайную и теплую. Издавна в народе подмечали: «Если снег выпадает, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает». А вы знаете народные осенние приметы?
Дети: — «Гром в сентябре к теплой осени», «Осенью паутинка на ясную погоду», «Облака идут низко скоро похолодает».
Воспитатель: — Молодцы. Осенние приметы вы знаете. А на какие три периода можно разделить осени?
Дети: — Ранняя, золотая, поздняя.
Воспитатель: — А какие осенние месяца вы знаете?
Дети: — Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: — А теперь попробуйте угадать какой период осени описывают поэты.
1 ребенок:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
(Ф.И.Тютчев)
2 ребенок:
Унылая пора! Очей очарованье!
Прията мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)
3 ребенок:
Нивы сжаты, рощи голы
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
(С.Есенин)
Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель: — Художники и поэты, музыканты часто выражают свое эмоциональное состояние, настроение в своих картинах, стихах, музыкальных пьесах. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на эти картины. Осень на них изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Эти картины вам уже знакомы, давайте вспомним, о чем они. Вот первая картина, в каком жанре она изображена?
Дети: — Это пейзаж.
Воспитатель: — Кто её нарисовал?
Дети: — Художник Щербаков
Воспитатель: — Как она называется?
Дети: — Эта картина называется «Осенняя пора»
Воспитатель: — Какое время года изображено на ней?
Дети: — Художник изобразил время года осень.
Воспитатель: — Как вы узнали, что художник изобразил осень?
Дети: — Желтые листья на деревьях, пожухлая трава, прозрачное голубое небо и т.д.
Воспитатель: — А какое настроение вызывает у вас эта картина?
Дети: — Радостное, веселое.
Воспитатель: — Почему?
Дети: — Художник использовал яркие, теплые краски.
Воспитатель: — А теперь будет такое задание: придумать рассказ по этой картине, но название картине дать свое. Как бы вы назвали эту картину?
(Дети составляют один, два рассказа.)
Воспитатель: — А вот другая картина автор ее художник Кончаловский. А как называется эта картина?
Дети: — Картина называется «Первый снег».
Воспитатель: — А почему она так называется?
Дети: — Художник изобразил на ней первый снег.
Воспитатель: — В каком жанре она изображена?
Дети: — Это пейзаж.
Воспитатель: — Какое время года изображено на ней?
Дети: — Художник изобразил время года позднюю осень.
Воспитатель: — Как вы определили, что художник изобразил осень?
Дети: — Желтые листья на деревьях, опавшие листья, снег на крышах и на земле. Серое холодное небо.
Воспитатель: — Какое настроение у вас вызывает эта картина?
Дети: — Грустное, унылое, хмурое, не веселое.
Воспитатель: — Почему?
Дети: — Художник использовал в картине серые холодные тона.
Воспитатель: — А по этой картине кто составит рассказ?
(Дети составляют один, два рассказа.)
Физ. минутка под музыку. «Травиата», муз. Верди
Воспитатель: — Отдохнули, вот и славно. А теперь поговорим о главном, садитесь на свои места.
Воспитатель: — Садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте осенний день под музыку Кореневского «Осенью».
(Дети слушают музыку с закрытыми глазами.)
Воспитатель: - Вот если бы вы были художниками, какие картины вы бы нарисовали, услышав эту музыку? Может кто-то нарисовал бы осенний день, как он гуляет по осеннему парку, а кто-то сидит дома и смотрит в окно на осенние улицы и т.д.
(Дети рассказывают два, три рассказа.)
Воспитатель: — Писатели и поэты также в своих произведениях по-разному воспевают осеннюю природу. Дети выучили стихи об осени известных поэтов. Стихотворение прочтет Харченко Маша.
1 ребенок:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И.Бунин)
Воспитатель: — Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Дети: — Радостное, веселое.
Воспитатель: — Почему?
Дети: — Автор говорит об осени веселыми, радостными словами.
2 Ребенок:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора….
(А.С.Пушкин)
Воспитатель: — Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Дети: — Грустное, печальное.
Воспитатель: — Почему вы так думаете?
(Ответы детей.)
3 ребенок:
«Зайчик»
Хмурая дождливая наступила осень,
Всю капусту сняли, нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть…
Думает о лете, прижимает уши,
На небо косится — неба не видать…
Только б потеплее, только бы посуше…
Очень неприятно по воде ступать!
(А.А.Блок)
Воспитатель: — Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Дети: — Грустное, печальное.
Воспитатель: — Почему вы так думаете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: — Сегодня мы с вами увидели и почувствовали, что осень у людей может вызывать разное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а быть может, теплую радость, если денек солнечный и погожий; возможно, тоску и уныние.
Предлагаю вам закончить наше занятие песней «Осенний мотив», муз. и сл. Смирнова.
Воспитатель: — Ничего что осень наступила
Ничего что идут холода,
Ничего что на сердце тоскливо
Осень бывает уныла,
Осень бывает красива
Но жизнь продолжается, за осенью придет зима, которая будет радовать новыми красками, а пока еще осталось несколько деньков осени, давайте будем наслаждаться их красотой.
Воспитатель: — Дети вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Этот загадочный космос"
Конспек интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Этот загадочный космос"...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Подводный мир"
В конспекте использованы приёмы мнемотехники...
Презентация к конспекту интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию "Бабочки"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Бабочка"...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие с детьми включает в себя различные виды деятельности - познавательную, художественную, изобразительную....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге; развивать фантазию, мелкую моторику рук; способствовать ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В ГОСТЯХ У ПЧЁЛКИ»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: дать представление, как пчёлы приспособились к окружающей среде; познакомить с продуктами пчеловодства (мёд, воск); активизировать и обогащать словарный запа...
Конспект Интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
1. Уточнить с детьми понятие «транспорт» 2. Учить группировать транспорт по назначению: пассажирский и грузовой 3. Обогащать словарь за счет слов: железнодорожный порт, пассажирский, грузовой, расст...