Коррекционная направленность нетрадиционных техник рисования
статья по рисованию

Мельникова Ирина Михайловна

В статье говорится о значимости проведения нетродиционных техник рисования с детьми с ограничеными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность нетрадиционных техник рисования

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. У них ослаблена мотивация, порой они не знают основных цветов, им характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной), смещение центра листа в стороны. Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с ОВЗ.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и другие материалы.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.  

В процессе рисования у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, они учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса, а также происходит ослабление возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Рекомендуется использовать на занятиях музыкальное сопровождение, чтобы создать выразительность художественного образа и развивать творческие способности.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

В процессе обучения воспитанников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования;
  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения.

Таким образом, нетрадиционные техники изображения являются одним из эффективных методов в обучении детей рисованию, имеют ярко выраженную коррекционную направленность, способствуют развитию координации движений, познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.

Изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта, но и определённой коррекцией недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей с ОВЗ.

Создание ситуации успеха для каждого ребенка очень важна, так корректируется его эмоционально-волевая сфера. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка, развивает коммуникацию, межличностное взаимодействие детей с ОВЗ.

Рекомендуется использовать на занятиях по нетрадиционному рисованию и музыкальное сопровождение, чтобы создать выразительность художественного образа и развивать творческие способности.

Каждая из этих техник – это маленькая игра, которая доставляет детям только радость и положительные эмоции.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это категория детей, требующая особого внимания и подхода. Наиболее эффективное средство для таких детей - изобразительная деятельность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Чтобы научить ребенка рисовать специалисты Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Лотошинский центр социальной помощи семье и детям» развивают определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Мы развиваем мелкую моторику у детей, используем игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев и др. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.  Целью нашей работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.

Организация педагогических условий при обучении детей с ОВЗ

нетрадиционным техникам изображения

Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике (Г.Г. Григорьева, 1999):

1.        принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в процессе творчества;

2.        принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем рисования;

3.        принцип стабильности-динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовывать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настроение, замысел.

Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. В уголке для рисования должны находиться мольберты, достаточно легкие и удобные по конструкции, чтобы дошкольники могли самостоятельно передвигать их в любое место. К шкафам, полкам, где находятся различные материалы, необходимо обеспечить свободный доступ. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п.; инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, с различным по жесткости ворсом, полоски картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, баночки для воды, салфетки, палитры, подставки под инструмент и т. д.), а также материал и оборудование, позволяющие детям использовать в своих работах смешанные техники. Все это оборудование удобно хранить в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. Уголок украшается рисунками детей, которые помещаются на специальный стенд. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по изобразительной деятельности рекомендуется использовать музыкальные произведения, поэтому в группе должен быть проигрыватель (магнитофон), пластинки (магнитофонные записи) с музыкой различного характера, настроения.

При проведении занятий необходимо соблюдать ряд гигиенических правил: помещение должно быть достаточно освещено, спектр излучения искусственных источников приближен к спектру дневного света. Следует следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку.

На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

1.        учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

2.        ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

3.        учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;

4.        учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

5.        учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

6.        развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

7.        воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

8.        учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

При проведении занятий по изобразительной деятельности педагогу следует учитывать возрастные и индивидуальные возможности дошкольников с ЗПР, а также требования программы. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связывать с такими разделами программы воспитания и обучения детей с ЗПР, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, с музыкальным, трудовым, физическим воспитанием. Так, при прохождении тем «Домашние и дикие животные», «Насекомые» дети могут рисовать рыб (клеевая техника, рисование ребром картона), бабочек (монотипия), пингвинов (рисование на стекле), крокодила (рисование с использованием соли), котенка (печатание бумагой), других животных. С разделом «Родная природа», темой «Времена года» связаны такие занятия по рисованию, как «Зима» (смешанная техника), «Осенний лес» (печатание листьями), «Лето» (рисование по кругу) и другие. В процессе прохождения темы, посвященной изучению ближайшего окружения, педагог может предложить нарисовать свою улицу, город (коллективная работа, выполненная в смешанной технике).

Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность, педагог может читать стихи, загадывать загадки, придумывать различные сюрпризные и игровые моменты; так, к дошкольникам могут приходить в гости различные сказочные персонажи: Снеговик, Весна, фея Фантазия, Оле-Лукойе, Краски и т. д. Хорошо в конце занятия обыгрывать полученные изображения.

При проведении занятий, связанных с нетрадиционными техниками рисования, рекомендуем давать детям прослушивать музыкальные произведения. Затем в рисунках они постараются отразить свои эмоциональные переживания, вызванные музыкой.

Для предупреждения утомления, профилактики нарушения осанки в структуру занятия полезно включать физкультминутки. Их целесообразно проводить перед началом самостоятельной работы - тогда дети не будут отвлекаться. В физкультминутку могут быть включены игры на развитие мелкой моторики рук, имитационные двигательные упражнения, движения, которые выполняются по ходу чтения стихотворного текста. Например, при проведении занятия «Дерево осенью» (печатание листьями деревьев) можно использовать следующее упражнение. Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения:

Ветер тихо клен качает, (взмах руками вперед-вверх и обратно) Влево - вправо наклоняет, (покачивание руками над головой) Раз - наклон и два - наклон, (наклоны корпусом) Зашумел листвою клен, (быстрые движения кистями рук над головой)

Таким образом, содержание физкультминуток перекликается с темами занятий.

Связь с трудовым обучением прослеживается в том, что дети могут самостоятельно изготовить нетрадиционное оборудование для занятий. Например, нарезать нитки, картон, сделать валик для рисования методом наката и т. д., подготовить рабочее место для занятий, убрать материалы и оборудование после окончания работы. Таким образом, у них формируются навыки самообслуживания, умение работать аккуратно.

Роль взрослого заключается в создании развивающей среды, в обогащении детей знаниями и представлениями об окружающем мире, в организации и проведении различных мероприятий (экскурсий, наблюдений, чтении художественной литературы и т. п.), в стимулировании дошкольников, в организации работы с родителями. Педагог показывает способы действий с нетрадиционными материалами, инструментами, учит детей пользоваться ими, помогает создать сюжетный рисунок, стимулирует максимальное проявление творческих способностей: самостоятельное создание замысла и воплощение его на бумаге. Задача педагога — активизировать речь детей, научить их планировать свою деятельность, выполнять действия в определенной последовательности, адекватно оценивать свою работу и рисунки сверстников. Руководство педагога заключается в контроле, напоминании, оказании помощи при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно, чтобы воспитатель поощрял деятельность детей.

Организация работы с родителями - важная составляющая деятельности педагога. Он проводит консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционными техниками изображения для детей и родителей, привлекает взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, к другим мероприятиям. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЖЕНИЯ

В настоящее время обучение дошкольников с задержкой психического развития изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное на...

Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы общеразвивающей направленности «Дорисовывание картин» с использованием нетрадиционной техники рисования «тычком».

С помощью картин великих художников развивать воображение ребенка и духовный мир. Развивать мышление и творческие способности. Познание окружающего мира через произведения искусства....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Нетрадиционные техники рисования»

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с б...

Направления нетрадиционные техники рисования.

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию.Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках,и, таким образом, преодолев страх перед ...