Кружковая работа по экспериментальной деятельности.
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
"Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал" В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая работа | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга» г.Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
ПРИНЯТ: УТВЕРЖДЕН:
На педагогическом совете: Приказом №__
МБДОУ Д/с «Радуга» г.Чадаана от «___»______2023г
Протокол № 1 Заведующий МБДОУ Д/с
от «__»___2023 г «Радуга» г.Чадаана
_______/Куулар З.Х/
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
по опытно-экспериментальной деятельности
«Я познаю мир»
на 2023– 2024 учебный год
Срок реализации программы – 1 год
Уровень программы: стартовая
Условие реализации - бюджетная
Направленность: естественно – научная
Возраст обучающихся: с 4-5 лет
Количество часов в год: 31
Составитель программы:
воспитатель
Первой квалификационной категории
Монгуш Опей Ооржаковна
Чадан- 2023год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
.1.Пояснительная записка-----------------------------------------------------------------3
1.2. Цель и задачи Программы-----------------------------------------------------------4
1.3. Содержание ДООП--------------------------------------------------------------------7
1.4.Ожидаемые результаты--------------------------------------------------------------10 Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график-----------------------------------------------------11
2.2.Условия реализации ДООП---------------------------------------------------------14
2.3.Формы контроля и аттестации-----------------------------------------------------14
2.4.Оценочные материалы---------------------------------------------------------------15
2.5.Методическое обеспечение---------------------------------------------------------16
3.Список литературы---------------------------------------------------------------------17
I.Пояснительная записка
Программа «Я познаю мир» разработана на основе методического пособия И.Э.Куликовской и Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», проблемных заданий, занимательных опытов, экспериментов для детей, предложенных О.В.Дыбиной («Неизведанное рядом», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников») и программы Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа».
Данная программа реализуется в подготовительной к школе группе МБДОУ Детский сад «Радуга» г. ЧадаанаДзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва в течение года.
Нормативно- правовые документы ДООП
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Познаю мир» разработана с учетом современных требований и основных законодательных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;
- «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы обраховательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН) (в редакции 2020 г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»(с изменениями от 30.09.2020);
- Письмо Минобрнауки Росси №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»
Направленность ДООП:
Данная программа имеет естественно научную направленность.
Программа направлена на: потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.
Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
1.2.Цель и задачи Программы
Цель:
развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет, познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Отличительная особенность программы.
- В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует ФГОС. В Программе отсутствует жесткого регламента знаний детей и предметный центризм в обучении.
- Адресат программы
- Программа ориентирована на воспитанников с 4-5 лет. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений.
- Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (в течение учебного года – с сентября по май). Продолжительность занятий определяется возрастными и индивидуальным особенностями детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013 г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргинизации режим работы дошкольных образовательных организаций и составляет:
- - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут.
- Зачисление детей на занятия по Программе дополнительного образования производится на основе письменного согласия родителей (законных представителей) и договора оказания услуг, составленного в 2-х экземплярах. Отказ от занятий производится только на основании письменного согласия родителей (законных представителей.
- Уровень программы:
- 1 год обучения – стартовая
Формировать коммуникативные навыки.
Формы реализации ДООП: занятия проводятся индивидуально или подгруппе (по 8 человек) 1 (один) раз в неделю во второй половине дня по индивидуальному расписанию, составленному в начале года.
-индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Режим занятий
Год обучения | Продолжительность занятий | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 год | 1 час | 1 раз | 1 час | 31 часов |
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
- О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).
- О человеке.
- О предметном мире.
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники:
- лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
.3.Содержание ДООП
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации и контроля | ||||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||||
1 | «Прозрачная вода» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
2 | «Нюхаем, пробуем, трогаем» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
3 | «Почему все звучит?» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
4 | «Какие предметы могут плавать?» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
5 | «Делаем мыльные пузыри» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
6 | «Вода принимает форму» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
7 | «Подушка из пены» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
8 | Тема разноцветные шарики | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
9 | «Взаимодействие воды и снега» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
10 | «Как согреть руки» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
11 | «Что отражается в зеркале?» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
12 | «Каждому камешку свой домик» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
13 | «Испытание магнита» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
14 | «Замерзшая вода» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
15 | «Волшебное сито» | 1 | 1 | 1 | Опрос Задание эсперимент | ||||||||
16 | «Взаимодействие воды и снега» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
17 | «Свойства песка» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
18 | «Дерево и его свойства» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
19 | «Растения» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
20 | «Условия, необходимые для роста растений» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
21 | «Поиск воздуха» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
22 | «Что растворяется в воде» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
23 | «Воздух работает» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
24 | «Волшебный мешочек» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
25 | «Здравствуй, солнечный зайчик» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
26 | «Цветной песок» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
27 | «Фонтанчики» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
28 | «Пластмасса» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
29 | «Необычные кораблики» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
30 | «Свет и тень» | 1 | 1 | 1 | Опрос эсперимент | ||||||||
31 | «Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей) | 1 | 1 | 1 | Показ открытого занятия | ||||||||
Итого | 31 | 31 | 31 |
Работа с родителями
- Привлечение к изготовлению, сбору материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
- Консультация «Детские вопросы- взрослые ответы».
- Фоторепортажи о кружковой работе.
- Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
- Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей).
1.4.Ожидаемые результаты:
Ребенок знает
- Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- Правила охраны природы;
- Правила личной безопасности;
- Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений
Имеет представление
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о свойствах металла;
- о построении простейших гипотез
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения
Раздел 2.Комплекс организационно педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Месяц | № | Тема | Дата | ||||
Октябрь | 1 | «Прозрачная вода» | 04.10.23 | ||||
2 | «Нюхаем, пробуем, трогаем» | 11.10.23 | |||||
3 | «Почему все звучит?» | 18.10.23 | |||||
4 | «Какие предметы могут плавать?» | 25.10.23 | |||||
Ноябрь | 5 | «Делаем мыльные пузыри» | 01.11.23 | ||||
6 | «Вода принимает форму» | 08.11.23 | |||||
7 | «Подушка из пены» | 15.11.23 | |||||
8 | Тема разноцветные шарики | 22.11.23 | |||||
Декабрь | 9 | «Взаимодействие воды и снега» | 06.12.23 | ||||
10 | «Как согреть руки» | 13.12.23 | |||||
11 | «Что отражается в зеркале?» | 20.12.23 | |||||
12 | «Каждому камешку свой домик» | 27.12.23 | |||||
Январь | 13 | «Испытание магнита» | 17.01.24 | ||||
14 | «Замерзшая вода» | 24.01.24 | |||||
15 | «Волшебное сито» | 31.01.24 | |||||
Февраль | 16 | «Взаимодействие воды и снега» | 07.02.24 | ||||
17 | «Свойства песка» | 14.02.24 | |||||
18 | «Дерево и его свойства» | 21.02.24 | |||||
19 | «Растения» | 28.02.24 | |||||
Март | 20 | «Условия, необходимые для роста растений» | 06.03.24 | ||||
21 | «Поиск воздуха» | 13.03.24 | |||||
22 | «Что растворяется в воде» | 20.03.24 | |||||
23 | «Воздух работает» | 27.03.24 | |||||
Апрель | 24 | «Волшебный мешочек» | 03.04.24 | ||||
25 | «Здравствуй, солнечный зайчик» | 10.04.24 | |||||
26 | «Цветной песок» | 17.04.24 | |||||
27 | «Фонтанчики» | 24.04.24 | |||||
Май | 28 | «Пластмасса» | 08.05.24 | ||||
29 | «Необычные кораблики» | 15.05.24 | |||||
30 | «Свет и тень» | 22.05.24 | |||||
31 | «Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей) | 29.05.24 |
2.2. Условия реализации ДООП
2.2. Условия реализации программы
В ходе реализации данной программы воспитанники приобретают знания, умения и навыки на теоретических и практических занятиях. Эти знания выявляются в устных ответах, при проведении бесед, наблюдений и экспериментов на занятиях.
Оценка качества реализации программы включает в себя, вводный, промежуточный и итоговый контроль обучающихся.
Кадровое обеспечение: воспитатель первой квалификационной категории
Материально-техническое оснащение
- Приборы – «помощники»; лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- Разные виды бумаги, ткани;
- Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки.
Помещение:
- Наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;
- Демонстрационное лабораторное оборудование;
- Дидактический материал, игры экологического содержания;
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование
2.3.Формы контроля и аттестации
Формы и содержание аттестации определяются ПДО на основании содержания ДООП и в соответствии с её прогнозирующими результатами.
Формы контроля
1.Наблюдение
2.Экспериметальная деятельность
3.Практический контроль.
Формы проведения промежуточной аттестации: итоговое занятие, выставка, защита проектов, тестирование. Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты,конкурсы и викторины, открытые мероприятия для родителей, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
2.4. Оценочные материалы
Входной контроль: определение исходного уровня знания и умений. Входной контроль осуществляется в начале года.
Текущий контроль – проводится в течение года,возможно изучение динамики на каждом занятии освоения обучающимся содержания ДООП
Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого года обучения и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по ДООП – проверка освоения ДООП, учет изменений качеств личности каждого обучающегося. Итоговой формой проверки результатов освоения программы являются:
1. Организация выставки детских работ
2. Оформление коллажей по изучаемым темам
3. Защита проектов
4.Открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
персонажами.
Способы определения результативности освоения программы
Педагогический мониторинг
Мониторинг усвоения знаний воспитанников ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется два раза в год (сентябрь, май)
При этом учитывается адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности целесообразно перенести на более поздний срок.
Результаты педагогической диагностики позволяет выделить достижения и индивидуальные проявления ребенка, требующей педагогической поддержки, определить слабые стороны (проблемы) освоения образовательной программы, наметить задачи работы и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
2.5. Методическое обеспечение программы
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы, формы и технологии
Метод наблюдения:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод:
- опыт
Словесные методы:
- рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- художественное слово
- загадки
- напоминание о последовательности работы
- совет
- беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Информационно-коммуникативные технологии:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- Наглядные пособия:
- - глобус, карта физическая;
- - иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов;
- - детские энциклопедии, атласы, тетрадь «Безопасность»;
- - ТСО: интерактивная доска, проектор, ноутбук;
- - дневники наблюдений, пооперационные карты, схемы, алгоритмы
- Дидактические материалы: схема,
Сисок литературы
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
- Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
- Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»
- Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
- Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
- Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
13. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.
14. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир методическое пособие «Детское экспериментирование» (2003 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по экспериментальной деятельности.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захот...
Кружковая работа по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Материал для педагога...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»...
Планирование кружковой работы по экспериментальной деятельности «Опыты и эксперименты» в подготовительной группе
Сентябрь - октябрь «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность;развивать способность устанавливать причинно-следственные связ...
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».
Пояснительная записка Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на з...
Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности "Маленькие учёные" в подготовительной группе
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...