Программа тематических занятий «Юные волшебники». Нетрадиционные методы в художественно-эстетическом развитии: рисовании, аппликации.
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_volshebniki.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАТО ГОРОД СЕВЕРОМОРСК
«ДЕТСКИЙ САД № 41 «РАДУГА»
Программа
тематических занятий «Юные волшебники».
Нетрадиционные методы в художественно-эстетическом развитии: рисовании, аппликации.
Воспитатель:Павловская Е. С.
2020 - 2021 уч. год
Актуальность.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель и задачи программы
Цель:
- Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;
- формирование художественногомышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи:
- Учить детей использовать в рисовании разнообразные техники, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Создавать условия для развития экспериментально-поисковой деятельности при выборе материала и способа изображения образа.
Ожидаемый результат.
- Дети освоят правила безопасности во время работы.
- Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
- У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
План работы на год
СЕНТЯБРЬ | |||||
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ТЕХНИКА | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ | |
1. | "Репка" | тампонирование | Учить аккуратно Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – тампонирования тонировать фон, наносить краску двух видов, | Трафарет репки, листы бумаги, гуашь зелёная, жёлтая, поролоновые тампоны. | |
2. | «Яблочный компот» | Штамп, рисование ватной палочкой. | Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку. | Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма. | |
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…» | (рисование смятой бумагой) | Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. | Силуэт ёжика, гуашь, смятая бумага, картина «Ежи». | |
2. | «Украшение платочка» | (рисование пальчиками, печать пробками) | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма | Цветной лист треугольной формы, гуашь, пробки, поршни от шприца, салфетки, платки. | |
НОЯБРЬ | |||||
1. | «Первый снег» | рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снег помощью рисования пальчиков. Воспитывать аккуратность | Лист бумаги тонированный синим и серым цветом, белая и коричневая гуашь, кисти, иллюстрации «Зима в лесу». | |
2. | «Шарфик» | Печать по трафарету, рисование пальчиками. | . Продолжать знакомить с печатью по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество. | Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки | |
ДЕКАБРЬ | |||||
1. | Новогодние игрушки» | Смешанные техники | Учить использовать разные виды техник (ватные палочки, мятая бумага, губка) | Заготовки ёлочных игрушек из белой бумаги, гуашь разного цвета, ватные палочки, губки, мятая бумага. | |
2. | «Снежинки» | Рисование по сырой бумаге | Продолжить знакомить с техникой «краской по сырой бумаге» | Синяя акварель, разведенная в баночке, тонкая кисточка, миска с водой, кусочек губки, Салфетка. | |
ЯНВАРЬ | |||||
1. | «Украсим елку бусами» | (рисование пальчиками, печатание пробками) | Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробками, учить чередовать бусины разных предметов. | Готовые ёлки из цветной бумаги, гуашь, пробки, салфетки. | |
2. | «Зимнее дерево» | Рисование мятой бумагой | Учить новой техники рисованиямятой бумагой или полиэтиленовый кульком, | Мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | «Зима» | рисования на мятой бумаге. | Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. | Лист бумаги, акварель,кисти. | |
2. | «Укрась варежки» | Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками. | Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки. | |
3. | «Самолёт» | (печать по трафарету) | Упражнять в печатании с помощью трафарета. Закреплять умение дорисовывать у самолёта детали: иллюминаторы, дверь. Воспитывать аккуратность. | Поролон, трафареты, бумага, гуашь, кисти, салфетки, готовая композиция – образец | |
МАРТ | |||||
1. | «Подснежник» первый цветок | Аппликация из ватных дисков | Совершенствовать умения в данной технике. Учить составлять композицию из ватных дисков. Дополнять работу деталями | Тонированный лист бумаги, ватные диски, клей, кисти. | |
2. | «Весеннее солнышко» | Рисование кистью | Закрепить умение рисовать кистью. Создать бодрое, радостное настроение. | Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти. | |
3. | «Зайка» | Аппликация из ватных дисков | Учить составлять композицию из ватных дисков. Дополнять работу деталями. | Тонированный лист бумаги, ватные диски, клей, кисти. | |
АПРЕЛЬ | |||||
1. | «Жили у бабуси два весёлых гуся» | Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей, салфетка | |
2. | «На что похоже?» | Техника монотипии) | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки | |
МАЙ | |||||
1. | Праздничная открытка «9 Мая» | Аппликация из салфеток | Учить скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы. | Заготовки открыток, цветные салфетки, клей, кисти. | |
2. | «Праздничный салют» | Восковые мелки, акварель. | Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона. | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти. |
Работа с родителями
- Выставки детских работ
- Статьи на тему Консультация для родителей на тему: «Рисование нетрадиционными способами»
- Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
- Картотека «Нетрадиционные методы рисования»-как и чем можно рисовать с ребёнком дома.
Выход темы
- открытое занятие
- оформить папку - передвижку
- отчет по проделанной работе за год
Список литературы
- Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр "Академия", 2002.
- . Комарова С. Как научить ребенка рисовать.
- Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей.
- Комарова Т.С. Изобразительная Деятельность в детском саду:
- Комарова Т.С. Развитие Художественных способностей дошкольников. Монография.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/06/21/kruzhok-yunye-volshebniki
- https://pandia.ru/text/80/538/10981.php
Анализ, диагностика на конец учебного года
Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.
• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.
• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.
начало учебного года
1-низкий уровень- 28 %
2-средний уровень - 72%
3 –высокий уровень - 0%
конец учебного года
1-низкий уровень- 0 %
2-средний уровень - 100%
3 –высокий уровень - 0%
Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые познакомились с использованием в рисовании нетрадиционных приемов, можно смело говорить о том, что работа в данном направлении заметно улучшила показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.
На основе проделанной работы можно увидеть, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали правильно пользоваться материалами и инструментами, проявлять интерес к освоению новых техник, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Низкий уровень в начале эксперимента, можно объяснить недостаточным владением техническими навыками и умениями. Восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным приемам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые знакомятся с использованием в рисовании нетрадиционных техник, можно смело говорить о том, что работа по данной программе заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.
У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.
Низкий уровень в начале года, объясняется, чаще всего, недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.
Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования
Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.
Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.
Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.
Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.
Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.
Вывод: Результаты проведенной мониторинга показывают овладение нетрадиционными техниками рисования у большей части детей группы. Что самое важное, у детей возрос интерес к изобразительной деятельности. Ребята с нетерпением ждут занятия рисованием. Нетрадиционные техники рисования, использованные в технологии по возрасту детей, в очередной раз доказали свою эффективность в развитии детского творчества. Рисуя, ребенок нацелен на успех, у него пропадает страх не справиться с работой. Работы детей стали яркими, разнообразными. Рисование в нетрадиционных техниках позволяют детям раскрыться, а воспитателю лучше узнать ребят. Доказательством удачной реализации проекта служит и то, что дети активно используют разнообразные материалы для рисования в свободной деятельности, экспериментируют с использованием знакомых нетрадиционных техник для передачи замысла. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...
Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»
Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционным способом, рисование пальчиками). Тема: "Лесной гость"
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование нетрадиционным способом - пальчиками) Цель: развитие у детей творческих способностей, средствами нетради...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование,аппликация,конструирование,лепка)
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группепо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование,аппликация,конструирование,лепка)...