Программа тематических занятий «Юные волшебники». Нетрадиционные методы в художественно-эстетическом развитии: рисовании, аппликации.
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)

Павловская Елена Сергеевна

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_volshebniki.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАТО ГОРОД СЕВЕРОМОРСК

«ДЕТСКИЙ САД № 41 «РАДУГА»

Программа

тематических занятий «Юные волшебники».

Нетрадиционные методы в художественно-эстетическом развитии: рисовании, аппликации.

Воспитатель:Павловская Е. С.

2020 - 2021 уч. год

Актуальность.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Новизной и отличительной особенностью программы «Юные волшебники» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель и задачи программы

Цель:

  • Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;
  • формирование художественногомышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи:

  • Учить детей использовать в рисовании разнообразные техники, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Создавать условия для развития экспериментально-поисковой деятельности при выборе материала и способа изображения образа.

Ожидаемый результат.

  • Дети освоят правила безопасности во время работы.
  •  Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  •  Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
  • У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

План работы на год

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ТЕХНИКА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

1.

"Репка"

тампонирование

Учить аккуратно Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – тампонирования тонировать фон, наносить краску двух видов,

Трафарет репки, листы бумаги, гуашь зелёная, жёлтая, поролоновые тампоны.

2.

«Яблочный компот»

Штамп, рисование ватной палочкой.

Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.

Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.

ОКТЯБРЬ

1.

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»

(рисование смятой бумагой)

Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.

Силуэт ёжика, гуашь, смятая бумага, картина «Ежи».

2.

«Украшение платочка»

(рисование пальчиками, печать пробками)

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма

Цветной лист треугольной формы, гуашь, пробки, поршни от шприца, салфетки, платки.

НОЯБРЬ

1.

«Первый снег»

рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снег помощью рисования пальчиков. Воспитывать аккуратность

Лист бумаги тонированный синим и серым цветом, белая и коричневая гуашь, кисти, иллюстрации «Зима в лесу».

2.

«Шарфик»

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

. Продолжать знакомить с печатью по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество.

Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки

ДЕКАБРЬ

1.

Новогодние игрушки»

Смешанные техники

Учить использовать разные виды техник (ватные палочки, мятая бумага, губка)

Заготовки ёлочных игрушек из белой бумаги, гуашь разного цвета, ватные палочки, губки, мятая бумага.

2.

«Снежинки»

Рисование по сырой бумаге

Продолжить знакомить с техникой «краской по сырой бумаге»

Синяя акварель, разведенная в баночке, тонкая кисточка, миска с водой, кусочек губки, Салфетка.

ЯНВАРЬ

1.

«Украсим елку бусами»

(рисование пальчиками, печатание пробками)

Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробками, учить чередовать бусины разных предметов.

Готовые ёлки из цветной бумаги, гуашь, пробки, салфетки.

2.

«Зимнее дерево»

Рисование мятой бумагой

Учить новой техники рисованиямятой бумагой или полиэтиленовый кульком,

Мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти,

ФЕВРАЛЬ

1.

«Зима»

рисования на мятой бумаге.

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.

Лист бумаги, акварель,кисти.

2.

«Укрась варежки»

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

3.

«Самолёт»

(печать по трафарету)

Упражнять в печатании с помощью трафарета. Закреплять умение дорисовывать у самолёта детали: иллюминаторы, дверь. Воспитывать аккуратность.

Поролон, трафареты, бумага, гуашь, кисти, салфетки, готовая композиция – образец

МАРТ

1.

«Подснежник» первый цветок

Аппликация из ватных дисков

Совершенствовать умения в данной технике. Учить составлять композицию из ватных дисков. Дополнять работу деталями

Тонированный лист бумаги, ватные диски, клей, кисти.

2.

«Весеннее солнышко»

Рисование кистью

Закрепить умение рисовать кистью. Создать бодрое, радостное настроение.

Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти.

3.

«Зайка»

Аппликация из ватных дисков

Учить составлять композицию из ватных дисков. Дополнять работу деталями.

Тонированный лист бумаги, ватные диски, клей, кисти.

АПРЕЛЬ

1.

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Рисование ладошкой

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей, салфетка

2.

«На что похоже?»

Техника монотипии)

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

МАЙ

1.

Праздничная открытка «9 Мая»

Аппликация из салфеток

Учить скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы.

Заготовки открыток, цветные салфетки, клей, кисти.

2.

«Праздничный салют»

Восковые мелки, акварель.

Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.

Работа с родителями

  • Выставки детских работ
  • Статьи на тему Консультация для родителей на тему: «Рисование нетрадиционными способами»
  • Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
  • Картотека «Нетрадиционные методы рисования»-как и чем можно рисовать с ребёнком дома.

Выход темы

  • открытое занятие
  • оформить папку - передвижку
  • отчет по проделанной работе за год

Список литературы

  • Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  • . Комарова С. Как научить ребенка рисовать.
  •  Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей.
  • Комарова Т.С. Изобразительная Деятельность в детском саду:
  • Комарова Т.С. Развитие Художественных способностей дошкольников. Монография.
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/06/21/kruzhok-yunye-volshebniki
  • https://pandia.ru/text/80/538/10981.php

Анализ, диагностика на конец учебного года

Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.

начало учебного года

1-низкий уровень- 28 %

2-средний уровень -  72%

3 –высокий уровень - 0%

конец учебного года

1-низкий уровень- 0 %

2-средний уровень -  100%

3 –высокий уровень - 0%

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые познакомились с использованием в рисовании нетрадиционных приемов, можно смело говорить о том, что работа в данном направлении заметно улучшила показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.

На основе проделанной работы можно увидеть, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали правильно пользоваться материалами и инструментами, проявлять интерес к освоению новых техник, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Низкий уровень в начале эксперимента, можно объяснить недостаточным владением техническими навыками и умениями. Восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным приемам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые знакомятся с использованием в рисовании нетрадиционных техник, можно смело говорить о том, что работа по данной программе заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.

У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года, объясняется, чаще всего, недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования

Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.

Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.

Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Вывод: Результаты проведенной мониторинга показывают овладение нетрадиционными техниками рисования у большей части детей группы. Что самое важное, у детей возрос интерес к изобразительной деятельности. Ребята с нетерпением ждут занятия рисованием. Нетрадиционные техники рисования, использованные в технологии по возрасту детей, в очередной раз доказали свою эффективность в развитии детского творчества. Рисуя, ребенок нацелен на успех, у него пропадает страх не справиться с работой. Работы детей стали яркими, разнообразными. Рисование в нетрадиционных техниках позволяют детям раскрыться, а воспитателю лучше узнать ребят. Доказательством удачной реализации проекта служит и то, что дети активно используют разнообразные материалы для рисования в свободной деятельности, экспериментируют с использованием знакомых нетрадиционных техник для передачи замысла. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционным способом, рисование пальчиками). Тема: "Лесной гость"

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование нетрадиционным способом - пальчиками)  Цель:  развитие у детей творческих способностей,  средствами нетради...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование,аппликация,конструирование,лепка)

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группепо образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование,аппликация,конструирование,лепка)...