Календарно – тематическое планирование по кружковой работе для воспитанников средней группы Нетрадиционные техники рисования "Фантазёры"
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа)
Кружковая работа "Фантазёры"
(нетрадиционные техники рисования)
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей через различные техники нетрадиционного изображения.
Образовательные области:
Приоритетная область.
Художественно – эстетическое развитие:
- Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
- Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Познавательное развитие:
- Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
- Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Социально – коммуникативное развитие:
- Формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий);
- Желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми;
Пояснительная записка
В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение.
Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.
Актуальность.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учить нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной красоты. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Пути и методы реализации
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Время проведения кружковой работы
Кружковые занятия проводятся по 20 минут, два раза в месяц.
Содержание и формы работы
- Световосприятие
- Монотипия
- Кляксография
- Аппликация с использованием бросового материала
- Пластилинография
- Рисование мыльными пузырями
- Оттиск изображения различными предметами
Материально техническое оснащение
1. Иллюстрации
2. Раздаточный материал (краски «Гуашь», восковые мелки, природный и бросовый материал, вата и ватные диски, клей, нитки… )
Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы
«Фантазёры»
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация кружковой работы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Перспективное планирование на 2021 – 2022 учебный год.
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Сентябрь | Световосприятие «Теплая цветовая гамма»
| Знакомство с новым понятием «цветовая гамма», расширение кругозора детей, закрепления названия цветов, развитие чувства цвета, желание смешивать и получать другие цвета и оттенки, развивать воображение и фантазию. | Воспитатель знакомит детей с понятием «цветовая гамма», рассказываем о теплых, холодных и нейтральных цветах. Воспитатель показывает и объясняет, как при помощи смешивания цветов получить другой цвет или оттенок ( красный + желтый = оранжевый, красный + белый = розовый, желтый + белый = светло - желтый…), что в результате смешивания всех полученных цветов, мы видим как изменяется вся цветовая палитра от ярких и насыщенных к более светлым.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Световосприятие «Холодная цветовая гамма»
| Развивать память , активизировать в речи детей новые слова :(цветовая гамма, палитра, теплые и холодные тона…)Закрепление названия цветов и оттенков, развивать ассоциативное мышление и поощрять творчество детей. | Воспитатель закрепляет с детьми понятием «цветовая гамма», Предлагает детям самостоятельно определить к какой гамме относится тот или иной цвет д/и « Цвета». Воспитатель показывает и объясняет, как при помощи смешивания цветов получить другой цвет или оттенок ( синий + красный = фиолетовый, синий + белый = голубой, желтый + синий = зеленый…), что в результате смешивания всех полученных цветов, мы видим как изменяется вся цветовая палитра от ярких и насыщенных к более светлым.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия.
| |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Октябрь | Монотипия «Листопад» отпечаток фактуры листика с использование природного материала и краски «гуашь». | Формировать умение использовать в рисунке природные материалы (листики деревьев) для создания образа природного явления – листопад. | Воспитатель загадывает загадку: Ветер листьями играет, Их с деревьев обрывает, Всюду листики кружат, Значит это …(листопад) Воспитатель обращает внимание детей на то, как опадают листики с деревьев, предлагает их собрать и нарисовать это прекрасное природное явление «листопад». Воспитатель объясняет и рассказывает технику выполнения рисунка, используя нетрадиционную технику рисования – отпечаток листика на бумаге при помощи нанесения на него краски «Гуашь».
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Монотипия «Вот она какая, золотая осень» оттиск фактуры листики при помощи восковых мелков | Развивать умение слушать и слышать, выделять главную мысль в тексте стихотворения. Подбирать материал и необходимые цвета для создания изображения. Развивать внимательность. | Воспитатель читает стихотворение З.Федоровского « Золотая осень». В диалогической беседе дети выделяют строчки наиболее характерные для золотой осени. Перед началом рисования дети играют в д/и «Выбери цвет» для подбора цветовой гаммы для изображения «золотой осени». Воспитатель показывает и делает пояснение, как правильно получить оттиск на бумаге при помощи природного материала и восковых мелков (листик расправляют, кладут на стол, накрывают листом бумаги и восковым мелком проводят, катая его, по листику…)
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Ноябрь | Монотипия «Дерево поздней осенью» отпечаток силуэта дерева при помощи сложения листа бумаги пополам. | Продолжать развивать умение выделять и сопоставлять характерные особенности в создании образов живой природы, руководствуясь собственными наблюдениями. Развивать эстетическое восприятие и творчество. | Воспитатель проводит беседу на тему «Поздняя осень». В диалогической беседе с детьми, отмечает характерные признаки осени (деревья стоят голые, небо серое, часто идет дождь и дует холодный ветер…) Д/и «Выбери нужный цвет» - подготовить цветовую гамму характерную для ноября. Создание фона для основного рисунка и использованием холодных оттенков цветовой гаммы. Воспитатель объясняет, как нанести контуры дерева и сложить лист бумаги пополам, в результате чего получится отпечаток дерева.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Кляксография « Ветер качает деревья», создание изображения посредством раздувания капли краски при помощи трубочки для когтеля. | Расширить кругозор детей о многообразии изобразительных средств, развивать воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность при выполнении работ. | Воспитатель продолжает тему «Поздней осени» и знакомит детей с нетрадиционной техникой изображения «Кляксографией». Выполняет образец рисунка «Ветер качает деревья» и комментирует каждое свое действие, обращая внимание детей.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Декабрь | Аппликация «Веселый снеговик» с использованием подручных материалов (ватных дисков). | Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, терпение, интерес к аппликации, воспитывать чувство радости от достижения положительного результата.
| Беседа «Зимние забавы» по сюжетным картинкам. Д/и «Лепим мы снеговика». Воспитатель предлагает выполнить аппликацию из ватных дисков, ведь они так похожи на снежные комочки. Выполнение аппликации происходит поэтапно: сначала приклеиваем большой – средний и маленький диски, далее ручки и ножки – маленькие круги из ватных дисков, затем из цветной бумаги глаза, нос – морковкой и рот.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Поделка из бросового материала (пенопластовые шайбочки от бабин с лентами) «Елочные украшения» | Формирование интереса детей к созданию елочных игрушек своими руками; Освоение способов изготовления новогодних поделок из разных материалов (природного, бросового, материала для творчества).
| Новый год к нам мчится, нужно уже подготовить подарки! Самый лучший подарок — сделанный своими руками. Воспитатель показывает детям пенопластовые шайбочки и предлагает их раскрасить яркими красками, повесить на ленточку и получится прекрасное елочное украшение. Педагог показывает и объясняет поэтапное выполнение елочного украшения.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Январь
| Аппликация из геометрических фигур и ватных шариков «Рукавичка» | Продолжать обучать детей пользоваться ножницами (разрезать полоски цветной бумаги на небольшие квадраты) Учить располагать геометрические фигуры (квадраты) на поверхности бумаги рядом друг с другом, чтобы варежка была красивая, «без дырок». Украшать отвороты рукавички ватными шариками. Продолжать развивать умение пользоваться кисточкой и клеем, а также салфеткой для вытирания клея.
| Воспитатель читает загадку: Едва повеяло зимой – Они всегда со мной. Согреют две сестрички, Зовут их …(рукавички) Предлагает рассмотреть всевозможные рукавички – варежки, назвать какие рисунки – орнаменты изображены на них. д/и «Найди пару варежек». Воспитатель показывает прорезной шаблон рукавички на листе бумаги сложенном пополам, на второй половине листа шаблон рукавички для выполнения аппликации из геометрических фигур. Дети самостоятельно нарезают квадратики из полос цветной бумаги и выполняют аппликацию. Затем складывают лист пополам так, чтобы прорезной шаблон был сверху аппликации, и наклеивают ватные шарики на отворот рукавички.
Рефлексия.
|
Аппликация «Чудо валенки» из бросового материала (мелко -нарезанных шерстяных ниток) и конфетти. | Развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание, мелкую моторику. Закреплять умение работать ножницами, клеем, соблюдая правила безопасности; - воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
| Познакомить детей с традиционной русской обувью. Беседа «Изготовление валенок» по иллюстрациям, рассказать о том, как и чем люди украшали свои валенки. Воспитатель предлагает тоже побыть мастерами и украсить свои валенки, использую мелко – нарезанные шерстяные нитки и конфетти из бумаги. Объясняет и показывает выполнение образца.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Февраль
| Рисование «Замела метелица» сочетание техник световосприятие в холодной цветовой гамме и техника набрызга (зубная щетки и расческа) | Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; изобразительных навыков и умений; наблюдательности, внимания и усидчивости; эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
| Беседа «Зимние природные явления: метель, вьюга, пурга…», просмотр мультфильма «12 месяцев», диалогическая беседа с детьми о том, какая была погода в мультфильме. д/и «Выбери цвет» для подбора цветовой гаммы для изображения зимнего вечера. Показ и поэтапное объяснение выполнения образца, применение техники набрызга, для создания эффекта метели.
Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Рисование «Морозные узоры» сочетание техник световосприятие в холодной цветовой гамме и восковые мелки. | Формировать умение передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью; развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы.
| Организационный момент. Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста загадку. Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! (Мороз) д/и «Выбери цвет» для подбора цветовой гаммы для изображения фона. На белый лист бумаги белым восковым мелком наносятся различные узоры, затем наносим краски (холодных тонов) в хаотичном порядки и справа налево закрашиваем лист бумаги, постепенно смешивая цвета, наблюдаем, как проявляются узоры. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Март
| Пластилино -графия «Весна пришла!» | Развивать эстетическое восприятие мира природы; чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы, развивать мелкую моторику рук.
| Беседа «Весна пришла». Д/и «Признаки весны». Познакомить с детей с техникой пластилинографии, показать приемы нанесения изображения пластилином (размазывая его, формируя жгутик, круг, овал…, прижимая его к фону). Создаем композицию «Весна пришла!» - деревья стоят голые, солнышко пригревает, появляются первые проталинки, где – то лежит снег…
Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Пластилино-графия «Открытка на 8 марта Мимоза» | Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность; формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.
| Беседа «Международный женский день – 8 марта», «Что же маме подарить?». Ответы детей. Изготовление открытки в нетрадиционной технике рисования пластилинографии. Для работы потребуется цветной картон, пластилин зеленого и желтого цвета, стека. Воспитатель показывает образец и объясняет: сделать жгутики разной длины из зеленого пластилина, прижать их к картону, при помощи стеки сделать надсечки, формируя листики; из желтого пластилина скатать много мелких шариков – это цветы мимозы и расположить их среди веточек и листьев.
Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. | |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Апрель | Нетрадицион-ное рисование мятой бумагой «Медвежо-нок» | Вызвать интерес у детей к нетрадиционной технике рисования мятой бумагой, развивать творческие способности и воображение, мелкую моторику и тактильные ощущения, воспитывать самостоятельность при выполнении работ. | Сюрпризный момент – игрушка медвежонок, дети рассматривают его, трогают, определяют, какой он по ощущениям. Воспитатель объясняет и показывает, как с помощью мятой бумаги можно передать характерные особенности медвежонка (пушистая шерстка). Дать рисунку подсохнуть. Далее рисуем глазки, носик и ротик.
Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Нетрадицион-ное рисование жесткой сухой кистью «Береза кудрявая» | Развивать умение работать сухой кистью, наносить изображение тычковыми движениями. Развивать эстетический вкус, формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.
| Наблюдение в природе за появлением молодых листочков на березе. Музыкальная игра «Во поле береза стояла». Беседа «Русская березка», «Отношение человека к березе». Воспитатель показывает и объясняет выполнение образца, обращает внимание детей на то, что при изображении листвы березки мы используем два оттенка зеленого цвета (темно – зеленый и молодые светло – зеленый), так мы можем передать характерное природное сходство.
Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы
|
Май | Нетрадицион-ное рисование мыльными пузырями «Рыбки» | Развивать эстетическую потребность в творчестве и расширять знания о многообразии нетрадиционных техник рисования, воспитывать самостоятельность, смелость, потребность в творческой реализации. | Д/и «Мыльные пузыри» Познакомить с нетрадиционной техников рисования мыльными пузырями. Воспитатель объясняет и показывает: смешиваем краску «Гуашь»с мыльными пузырями, трубочкой от когтеля вспениваем и надуваем цветные пузыри, так чтобы они образовали пену на поверхности стаканчика с раствором, прикладываем лист бумаги и получаем отпечаток, затем на высохшей поверхности дорисовываем глазки, ротик и плавнички рыбке.
Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Нетрадицион-ное рисование бросовым материалом (пластикивой вилкой) «Одуванчики – цветы небывалой красоты!» | Развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать фантазию и воображение, воспитывать любовь к природе. | Наблюдение и рассматривание на прогулке одуванчиков. Познакомить с нетрадиционной техников рисования пластиковой вилкой. Воспитатель объясняет и показывает: краска «Гуашь» желтого цвета находится в тарелочке, берем пластиковую вилку, окунаем ее в краску и делаем оттиск на листе бумаги, такие движения делаем многократно, при этом поворачивая листок, чтобы передать характерные особенности одуванчика; кистью дорисовываем стебель и листики растения.
Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия.
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по кружковой работе
для воспитанников средней группы
Нетрадиционные техники рисования "Фантазёры"
на 2021 – 2022 учебный год
Составили воспитатели
группы «Божья коровка»
Киреева Светлана Александровна
(высшей квалификационной категории)
Байбакова Светлана Александровна
(высшей квалификационной категории)
Кружковая работа "Фантазёры"
(нетрадиционные техники рисования)
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей через различные техники нетрадиционного изображения.
Образовательные области:
Приоритетная область.
Художественно – эстетическое развитие:
- Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
- Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Познавательное развитие:
- Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
- Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Социально – коммуникативное развитие:
- Формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий);
- Желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми;
Пояснительная записка
В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение.
Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.
Актуальность.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учить нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной красоты. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Пути и методы реализации
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Время проведения кружковой работы
Кружковые занятия проводятся по 20 минут, два раза в месяц.
Содержание и формы работы
- Световосприятие
- Монотипия
- Кляксография
- Аппликация с использованием бросового материала
- Пластилинография
- Рисование мыльными пузырями
- Оттиск изображения различными предметами
Материально техническое оснащение
1. Иллюстрации
2. Раздаточный материал (краски «Гуашь», восковые мелки, природный и бросовый материал, вата и ватные диски, клей, нитки… )
Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы
«Фантазёры»
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация кружковой работы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Перспективное планирование на 2021 – 2022 учебный год.
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Сентябрь | Световосприятие «Теплая цветовая гамма» | Знакомство с новым понятием «цветовая гамма», расширение кругозора детей, закрепления названия цветов, развитие чувства цвета, желание смешивать и получать другие цвета и оттенки, развивать воображение и фантазию. | Воспитатель знакомит детей с понятием «цветовая гамма», рассказываем о теплых, холодных и нейтральных цветах. Воспитатель показывает и объясняет, как при помощи смешивания цветов получить другой цвет или оттенок ( красный + желтый = оранжевый, красный + белый = розовый, желтый + белый = светло - желтый…), что в результате смешивания всех полученных цветов, мы видим как изменяется вся цветовая палитра от ярких и насыщенных к более светлым. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Световосприятие «Холодная цветовая гамма» | Развивать память , активизировать в речи детей новые слова :(цветовая гамма, палитра, теплые и холодные тона…)Закрепление названия цветов и оттенков, развивать ассоциативное мышление и поощрять творчество детей. | Воспитатель закрепляет с детьми понятием «цветовая гамма», Предлагает детям самостоятельно определить к какой гамме относится тот или иной цвет д/и « Цвета». Воспитатель показывает и объясняет, как при помощи смешивания цветов получить другой цвет или оттенок ( синий + красный = фиолетовый, синий + белый = голубой, желтый + синий = зеленый…), что в результате смешивания всех полученных цветов, мы видим как изменяется вся цветовая палитра от ярких и насыщенных к более светлым. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. | |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Октябрь | Монотипия «Листопад» отпечаток фактуры листика с использование природного материала и краски «гуашь». | Формировать умение использовать в рисунке природные материалы (листики деревьев) для создания образа природного явления – листопад. | Воспитатель загадывает загадку: Ветер листьями играет, Их с деревьев обрывает, Всюду листики кружат, Значит это …(листопад) Воспитатель обращает внимание детей на то, как опадают листики с деревьев, предлагает их собрать и нарисовать это прекрасное природное явление «листопад». Воспитатель объясняет и рассказывает технику выполнения рисунка, используя нетрадиционную технику рисования – отпечаток листика на бумаге при помощи нанесения на него краски «Гуашь». Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Монотипия «Вот она какая, золотая осень» оттиск фактуры листики при помощи восковых мелков | Развивать умение слушать и слышать, выделять главную мысль в тексте стихотворения. Подбирать материал и необходимые цвета для создания изображения. Развивать внимательность. | Воспитатель читает стихотворение З.Федоровского « Золотая осень». В диалогической беседе дети выделяют строчки наиболее характерные для золотой осени. Перед началом рисования дети играют в д/и «Выбери цвет» для подбора цветовой гаммы для изображения «золотой осени». Воспитатель показывает и делает пояснение, как правильно получить оттиск на бумаге при помощи природного материала и восковых мелков (листик расправляют, кладут на стол, накрывают листом бумаги и восковым мелком проводят, катая его, по листику…) Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Ноябрь | Монотипия «Дерево поздней осенью» отпечаток силуэта дерева при помощи сложения листа бумаги пополам. | Продолжать развивать умение выделять и сопоставлять характерные особенности в создании образов живой природы, руководствуясь собственными наблюдениями. Развивать эстетическое восприятие и творчество. | Воспитатель проводит беседу на тему «Поздняя осень». В диалогической беседе с детьми, отмечает характерные признаки осени (деревья стоят голые, небо серое, часто идет дождь и дует холодный ветер…) Д/и «Выбери нужный цвет» - подготовить цветовую гамму характерную для ноября. Создание фона для основного рисунка и использованием холодных оттенков цветовой гаммы. Воспитатель объясняет, как нанести контуры дерева и сложить лист бумаги пополам, в результате чего получится отпечаток дерева. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Кляксография « Ветер качает деревья», создание изображения посредством раздувания капли краски при помощи трубочки для когтеля. | Расширить кругозор детей о многообразии изобразительных средств, развивать воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность при выполнении работ. | Воспитатель продолжает тему «Поздней осени» и знакомит детей с нетрадиционной техникой изображения «Кляксографией». Выполняет образец рисунка «Ветер качает деревья» и комментирует каждое свое действие, обращая внимание детей. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Декабрь | Аппликация «Веселый снеговик» с использованием подручных материалов (ватных дисков). | Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, терпение, интерес к аппликации, воспитывать чувство радости от достижения положительного результата. | Беседа «Зимние забавы» по сюжетным картинкам. Д/и «Лепим мы снеговика». Воспитатель предлагает выполнить аппликацию из ватных дисков, ведь они так похожи на снежные комочки. Выполнение аппликации происходит поэтапно: сначала приклеиваем большой – средний и маленький диски, далее ручки и ножки – маленькие круги из ватных дисков, затем из цветной бумаги глаза, нос – морковкой и рот. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Поделка из бросового материала (пенопластовые шайбочки от бабин с лентами) «Елочные украшения» | Формирование интереса детей к созданию елочных игрушек своими руками; Освоение способов изготовления новогодних поделок из разных материалов (природного, бросового, материала для творчества). | Новый год к нам мчится, нужно уже подготовить подарки! Самый лучший подарок — сделанный своими руками. Воспитатель показывает детям пенопластовые шайбочки и предлагает их раскрасить яркими красками, повесить на ленточку и получится прекрасное елочное украшение. Педагог показывает и объясняет поэтапное выполнение елочного украшения. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Январь
| Аппликация из геометрических фигур и ватных шариков «Рукавичка» | Продолжать обучать детей пользоваться ножницами (разрезать полоски цветной бумаги на небольшие квадраты) Учить располагать геометрические фигуры (квадраты) на поверхности бумаги рядом друг с другом, чтобы варежка была красивая, «без дырок». Украшать отвороты рукавички ватными шариками. Продолжать развивать умение пользоваться кисточкой и клеем, а также салфеткой для вытирания клея. | Воспитатель читает загадку: Едва повеяло зимой – Они всегда со мной. Согреют две сестрички, Зовут их …(рукавички) Предлагает рассмотреть всевозможные рукавички – варежки, назвать какие рисунки – орнаменты изображены на них. д/и «Найди пару варежек». Воспитатель показывает прорезной шаблон рукавички на листе бумаги сложенном пополам, на второй половине листа шаблон рукавички для выполнения аппликации из геометрических фигур. Дети самостоятельно нарезают квадратики из полос цветной бумаги и выполняют аппликацию. Затем складывают лист пополам так, чтобы прорезной шаблон был сверху аппликации, и наклеивают ватные шарики на отворот рукавички. Рефлексия. |
Аппликация «Чудо валенки» из бросового материала (мелко -нарезанных шерстяных ниток) и конфетти. | Развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание, мелкую моторику. Закреплять умение работать ножницами, клеем, соблюдая правила безопасности; - воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость. | Познакомить детей с традиционной русской обувью. Беседа «Изготовление валенок» по иллюстрациям, рассказать о том, как и чем люди украшали свои валенки. Воспитатель предлагает тоже побыть мастерами и украсить свои валенки, использую мелко – нарезанные шерстяные нитки и конфетти из бумаги. Объясняет и показывает выполнение образца. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Февраль
| Рисование «Замела метелица» сочетание техник световосприятие в холодной цветовой гамме и техника набрызга (зубная щетки и расческа) | Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; изобразительных навыков и умений; наблюдательности, внимания и усидчивости; эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. | Беседа «Зимние природные явления: метель, вьюга, пурга…», просмотр мультфильма «12 месяцев», диалогическая беседа с детьми о том, какая была погода в мультфильме. д/и «Выбери цвет» для подбора цветовой гаммы для изображения зимнего вечера. Показ и поэтапное объяснение выполнения образца, применение техники набрызга, для создания эффекта метели. Самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Рисование «Морозные узоры» сочетание техник световосприятие в холодной цветовой гамме и восковые мелки. | Формировать умение передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью; развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы. | Организационный момент. Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста загадку. Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! (Мороз) д/и «Выбери цвет» для подбора цветовой гаммы для изображения фона. На белый лист бумаги белым восковым мелком наносятся различные узоры, затем наносим краски (холодных тонов) в хаотичном порядки и справа налево закрашиваем лист бумаги, постепенно смешивая цвета, наблюдаем, как проявляются узоры. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Март | Пластилино -графия «Весна пришла!» | Развивать эстетическое восприятие мира природы; чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы, развивать мелкую моторику рук. | Беседа «Весна пришла». Д/и «Признаки весны». Познакомить с детей с техникой пластилинографии, показать приемы нанесения изображения пластилином (размазывая его, формируя жгутик, круг, овал…, прижимая его к фону). Создаем композицию «Весна пришла!» - деревья стоят голые, солнышко пригревает, появляются первые проталинки, где – то лежит снег…
Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Пластилино-графия «Открытка на 8 марта Мимоза» | Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность; формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах. | Беседа «Международный женский день – 8 марта», «Что же маме подарить?». Ответы детей. Изготовление открытки в нетрадиционной технике рисования пластилинографии. Для работы потребуется цветной картон, пластилин зеленого и желтого цвета, стека. Воспитатель показывает образец и объясняет: сделать жгутики разной длины из зеленого пластилина, прижать их к картону, при помощи стеки сделать надсечки, формируя листики; из желтого пластилина скатать много мелких шариков – это цветы мимозы и расположить их среди веточек и листьев. Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. | |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Апрель | Нетрадицион-ное рисование мятой бумагой «Медвежо-нок» | Вызвать интерес у детей к нетрадиционной технике рисования мятой бумагой, развивать творческие способности и воображение, мелкую моторику и тактильные ощущения, воспитывать самостоятельность при выполнении работ. | Сюрпризный момент – игрушка медвежонок, дети рассматривают его, трогают, определяют, какой он по ощущениям. Воспитатель объясняет и показывает, как с помощью мятой бумаги можно передать характерные особенности медвежонка (пушистая шерстка). Дать рисунку подсохнуть. Далее рисуем глазки, носик и ротик. Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Нетрадицион-ное рисование жесткой сухой кистью «Береза кудрявая» | Развивать умение работать сухой кистью, наносить изображение тычковыми движениями. Развивать эстетический вкус, формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах. | Наблюдение в природе за появлением молодых листочков на березе. Музыкальная игра «Во поле береза стояла». Беседа «Русская березка», «Отношение человека к березе». Воспитатель показывает и объясняет выполнение образца, обращает внимание детей на то, что при изображении листвы березки мы используем два оттенка зеленого цвета (темно – зеленый и молодые светло – зеленый), так мы можем передать характерное природное сходство. Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Месяц (два занятия) | Название занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Май | Нетрадицион-ное рисование мыльными пузырями «Рыбки» | Развивать эстетическую потребность в творчестве и расширять знания о многообразии нетрадиционных техник рисования, воспитывать самостоятельность, смелость, потребность в творческой реализации. | Д/и «Мыльные пузыри» Познакомить с нетрадиционной техников рисования мыльными пузырями. Воспитатель объясняет и показывает: смешиваем краску «Гуашь»с мыльными пузырями, трубочкой от когтеля вспениваем и надуваем цветные пузыри, так чтобы они образовали пену на поверхности стаканчика с раствором, прикладываем лист бумаги и получаем отпечаток, затем на высохшей поверхности дорисовываем глазки, ротик и плавнички рыбке. Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
Нетрадицион-ное рисование бросовым материалом (пластикивой вилкой) «Одуванчики – цветы небывалой красоты!» | Развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать фантазию и воображение, воспитывать любовь к природе. | Наблюдение и рассматривание на прогулке одуванчиков. Познакомить с нетрадиционной техников рисования пластиковой вилкой. Воспитатель объясняет и показывает: краска «Гуашь» желтого цвета находится в тарелочке, берем пластиковую вилку, окунаем ее в краску и делаем оттиск на листе бумаги, такие движения делаем многократно, при этом поворачивая листок, чтобы передать характерные особенности одуванчика; кистью дорисовываем стебель и листики растения. Дети самостоятельно выполняют работу. Помощь со стороны воспитателя по мере необходимости. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по кружковой работе - аппликация Вторая группа раннего возраста
Данная программа составлена с учётом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой.Аппликация — ...
Календарно - тематическое планирование по кружковой работе "Пластилинография"
Календарно - тематическое планирование по кружковой работе "Пластилинография"...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы тема "Домашние животные"
Цель недели: Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям).Задачи недели: познакомить детей с ...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы тема "Комнатные растения"
Цели: расширить представления детей о комнатных растениях. Развитие интереса к творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике.Задачи: Повысить урове...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы тема "Овощи"
Расширять знания детей об овощах . Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формироват...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы тема "Профеессии"
Цель: расширение представлений о труде людей разных профессий, воспитание уважения к людям труда и желания трудиться.Задачи: Расширение знаний и представлений о людях разных профессий, их деловых...
Календарно – тематическое планирование по кружковой работе для воспитанников второй младшей группы по речевому развитию "Говорушки"
Кружковая работа «Говорушки».Цель:Формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики и игровую деятельность. Образовательные области:...