Конспект мастер-класса «Правополушарное рисование как форма работы с детьми с ОВЗ и их родителями»
материал по рисованию (средняя группа)
Конспект мастер-класса для педагогов-участников мастер-класса с организационными методическими приемами, которые используются как форма работы с детьми с ОВЗ и их родителями, в технике правополушарного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 18 «Подснежник»
663604, Россия, Красноярский край, г. Канск, ул.Герцена-9, № 40
Мастер-класс
«Правополушарное рисование как форма работы с детьми с ОВЗ и их родителями»
Выполнила: воспитатель МБДОУ №18
Беляева Элеонора Вячеславовна
e-mail : itrustofgod@mail.ru
телефон: 8-963-254-44-09
Канск 2023
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов-участников мастер-класса с организационными методическими приемами, которые используются как форма работы с детьми с ОВЗ и их родителями, в технике правополушарного рисования.
Задачи:
- Передача опыта работы с родителями детей ОВЗ.
- Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов педагогической деятельности;
- Совместная отработка методических методов и приёмов, которые используются в работе с детьми с ОВЗ и их родителями;
- Развивать творческий потенциал педагогов-участников мастер-класса средствами использования технологии правополушарного рисования;
- Оказать помощь педагогов-участников мастер-класса в самореализации и в
самосовершенствования.
Целевая аудитория: родители (законные представители) детей с ОВЗ, дети с ОВЗ
Оборудование: компьютер, презентация «Правополушарное рисования как форма работы с родителями детей с ОВЗ»
Раздаточный материал: Листы для акварели (формат А3); гуашь для рисования «Невская палитра» белого, синего, желтого, красного цвета; кисти для рисования щетина №24, №2, №5; салфетки; влажные салфетки; доски для творчества; скотч малярный; банки-непроливайки.
Содержание мастер-класса
1.Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Беляева Элеонора Вячеславовна, я являюсь воспитателем МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 18 «Подснежник».
Человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого.
Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы.
Правое полушарие обрабатывает информацию в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.
Правополушарное рисование – это не просто современный метод обучения техникам рисования, но и сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем.
Этот метод разработан американской преподавательницей рисования Бэтти Эдвардс и основан на исследовании мозга Роджера Сперри, получившего за свои достижения в области работы головного мозга в 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.
Метод правополушарного рисования заключается в том, чтобы временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого.
Вопрос аудитории: - Давайте, по возможности, перечислим все известные вам преимущества технологии правополушарного рисования, в чём польза правополушарного рисования для детей с ОВЗ:
- Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
- Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
- Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
- Расслабление. Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
Таким образом, дети рисуют свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части их головного мозга. Занятия правополушарным рисованием не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжение всего времени, отведенного на выполнение задания.
Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть творческий потенциал любого человека, в том числе ребенка с ОВЗ. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, индивидуальные особенности личности.
Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир правополушарного рисования. Но для начала я хотела бы поделиться своим опытом работы с детьми с ОВЗ и их родителями.
Опыт работы с детьми с ОВЗ и их родителями
В рамках организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию я посчитала необходимым внедрить педагогическую технологию «Правополушарное рисование» как форму работы с детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) средней младшей группы.
Можете ознакомиться с задачами.
Для того, чтобы дети с ОВЗ и их родители почувствовали себя раскованнее, смелее, непосредственнее, запустили свое воображение и дали полную свободу для самовыражения, я предлагаю им выполнить нейро-гимнастику, которая сопровождается ритмичной музыкой. Дети с ОВЗ и их родители выполняли нейро-гимнастику «Кулак-ладонь», «Пальчиковую гимнастику».
Я объяснила детям с ОВЗ и их родителям элементарные правила П-рисования:
• Рисунки выполняются в быстром ритме;
• Во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;
• Кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают сухой салфеткой.
• При создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.
После проведения нейро-гимнастики и ознакомления с правилами П-рисования детям с ОВЗ и их родителям предлагается «разбудить» краску, т.е. перемешать краску шпажкой. Перемешивание краски успокаивает, расслабляет ребенка с ОВЗ.
После перемешивания краски мы приступаем к основной части – рисованию. На этапе рисования фона картины включаю динамическую музыку, а затем спокойную. Так же музыка дает меньше возможности разговаривать детям друг с другом. Задача правополушарного рисования - меньше слов, больше практики. Все занятие провожу из «Я-позиции». Допустим, говорю детям – «Я беру краску», а не «Мы берем краску», это позволяет убрать сопротивление в группе.
Дети с ОВЗ и их родители, слушая сопроводительную инструкцию приступают к рисованию белого фона, нанесению разноцветных точек на белый фон и «оживлению картины», посредствам растягивания белой краски по разноцветным точкам.
Далее в качестве гимнастики для глаз я выбрала упражнение «Бабочка», которое направлено на укрепление глазных мышц, снятие напряжения и общее оздоровление зрительного аппарата.
После выполнения гимнастики для глаз, во время которой фон подсох дети с ОВЗ и их родители приступают к завершающему этапу рисования картины.
В конце занятия я беру рисунок ребенка и показываю его всем детям, при этом не выношу никаких оценок, не говорю «молодец», «умница», а применяю технику обратной связи, например:
- Факт (У меня твоя картина)
- Чувство, эмоции (Мне так приятно становится, когда я на нее смотрю)
- Телесный отклик (Даже плечи опустились)
- Призыв к действию (Хотелось бы, чтобы ты не останавливался (ась).
Далее я перехожу к рефлексии, использую открытые и закрытые вопросы: дети с ОВЗ и их родители, что на протяжении всего процесса П-рисования не знали, что они рисуют. Дети были в восторге от собственных картин, а родители были удивлены успехам своих детей.
Во время занятий дети с ОВЗ и их родители чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.
2.Основная часть
А теперь и вы сможете окунуться в мир правополушарного рисования!
Нейрогимнастика:
Для того, чтобы почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, запустить воображение и дать полную свободу для самовыражения я предлагаю выполнить нейро-гимнастику (нейро-гимнастика сопровождается ритмичной музыкой):
1. «Кулак-ладонь». Согнутая в локте и сжатая в кулак правая рука расположена на уровне груди перед собой. Левая рука с открытой вниз ладошкой расположена под локтем правой руки. Теперь руки меняем, увеличиваем темп и добавляем между движениями хлопок в ладоши.
2. «Пальчиковая гимнастика». Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите большой палец на правой руке и вложите на ладонь левой. Теперь поменяйте руки. Увеличиваем темп и меняем руки через хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под ритмичную музыку.
3. Правую руку положите на голову, левую на живот. Правая рука гладит голову круговыми движениями, левая поглаживает живот. Далее руки меняются. Темп упражнения увеличивается.
Правила рисования:
• Рисунки выполняются в быстром ритме;
• Во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;
• Кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают сухой салфеткой.
• При создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.
Отличительной особенностью правополушарной живописи является то, что нет необходимости создания наброска простым карандашом, сразу начинается создание фона красками. А на фоне уже создаётся композиция.
2.Основная часть (рисование) на занятие фоном звучит музыка.
- Давайте сначала «разбудим» нашу краску, для этого я возьму шпажку и перемешаю каждую краску, очень важно: после того как я перемешаю краску одного цвета шпажку необходимо протереть сухой салфеткой, перед перемешиванием краски другого цвета. (Размешивание краски успокаивает, расслабляет ребенка).
(На этапе рисования фона картины включаю динамическую музыку, а затем спокойную. Так же музыка дает меньше возможности разговаривать детям друг с другом. Задача правополушарного рисования - меньше слов, больше практики.)
(Все занятие провожу из «Я-позиции». Допустим, говорю детям – «Я беру краску», а не «Мы берем краску», это позволяет убрать сопротивление в группе)
- А сейчас я начнаю рисовать фон будущей картины. Для этого я возьму в руку самую толстую кисть с белой полоской на ручке и обмакну ее в краску белого цвета. Белой краски на кисти должно быть много, но она не должна капать с кисти. Теперь закрашиваю весь лист бумаги белой краской. Наносить краску можно в любых направлениях, выходя за границы листа. Делать это нужно быстро. Необходимо обратить внимание, чтобы все края и углы были прокрашены. После того как белый фон готов протираю кисть сухой салфеткой и откладываю ее в сторону.
- Белый фон готов. Теперь я возьму кисть поменьше с красной полоской на ручке и обмакиваю ее в желтую краску и кистью ставлю точки: на верхнюю половину листа желтые точки. Далее я протираю кисть сухой салфеткой и обмакиваю ее в синюю краску и кистью ставлю точки на нижнюю половину листа синие. Точки распределяются так, чтобы в итоге получилось то, что нужно (голубое небо, зеленая трава). После того как точки поставлены протираю кисть сухой салфеткой и откладываю ее в сторону.
- Теперь можно приступить к «оживлению» картин. Я возьму толстую кисть с белой полоской на ручке обмакну ее в белую краску и начну с левой верхней части листа «протягивать» кисть к правой верхней части листа. Важно делать это быстро, обращая внимание, чтобы все края были прокрашены. Много раз по одному месту я кистью не провожу. Оживленный фон готов, теперь я протираю толстую кисть сухой салфеткой и откладываю ее в сторону.
- А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем глазками (гимнастика для глаз):
«Бабочка»
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
- Пока мы поиграли наш фон подсох. Сейчас я могу взять кисть с красной полоской обмакнуть ее в синюю и желтую краску и поставлю посередине листа точки так, чтобы их совокупность напоминала небольшой овал. Теперь протираю кисть сухой салфеткой и откладываю кисть в сторону. Сейчас кисть мне не нужна, вместо нее я буду использовать свои пальцы. «Протягиваю» пальцы по «овалу» по направлению слева-направо. Протираю пальцы влажной салфеткой и набираю указательным пальцем синюю краску и растягиваю краску небольшим «пучком» с правой стороны «овала» и посередине верхней части овала.
- Теперь я возьму самую тонкую кисть с зеленой полоской на ручке. Я переверну свой лист так чтобы желтый цвет был внизу, а синий наверху. Я обмакну кончик кисти в зеленую краску и нарисую волнистые линии сверху и до середины листа. Протираю кисть сухой салфеткой и откладываю ее в сторону.
- Обмакиваю мизинец поочередно в желтую, красную и синюю краску и наношу на овал хаотично. Далее я протираю пальцы влажной салфеткой и обмакиваю указательный палец в белую краску. Ставлю несколько точек. Протираю пальцы влажной салфеткой. Переворачиваю лист и медленно убираю малярных скотч с листа.
В конце мастер класса я предлагаю желающим показать свою работу коллегам, при этом чтобы они не выносили никаких оценок, не говорили «молодец», «умница», а применяли технику обратной связи, например:
- Факт (У меня твоя картина)
- Чувство, эмоции (Мне так приятно становится, когда я на нее смотрю)
- Телесный отклик (Даже плечи опустились)
- Призыв к действию (Хотелось бы, чтобы ты не останавливался (ась)
3. Подведение итога - рефлексия:
- Вы знали, что вы рисовали? (ответы)
- Какие эмоции вы сейчас переживали? (ответы)
- Что вызывало у вас трудности?
- Что показалось вам интересным?
- Что вам не понравилось?
В процессе П-рисования педагоги, дети с ОВЗ и их родители чувствуют эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие.
А теперь я предлагаю вам, уважаемые участники сформулировать тему нашего мастер-класса. Вы можете сформулировать ее самостоятельно или собрать пазл, с заранее подготовленными мной словами.
Сформулируйте, пожалуйста, цель проведенного мной мастер-класса исходя из всего вышеуслышанного. Для этого возьмите лист, лежащий у вас на столе и ручку и напишите ее. После написания педагоги зачитывают несколько сформулированных ими целей мастер-класса.
При разработке данной формы работы я изучила методическую литературу и пособия по обучению технологии правополушарного рисования, а также изучила методику проведения зрительной гимнастики и нейро-гимнастики. Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования....
Мастер-класс по правополушарному рисованию с детьми ДОУ "Путешествие в страну Акварелия"
Мастер-класс по правополушарному рисованию с детьми ДОУ "Путешествие в страну Акварелия"...
Мастер-класс по правополушарному рисованию "Путешествие в страну Разноцветию"
Мастер-класс по правополушарному рисованию "Путешествие в страну Разноцветию"...
Мастер-класс «по правополушарному рисованию «Зимний вечер» с детьми дошкольного возраста
Современное общество требует креативных и творческих людей, но чаще всего воспитывая ребёнка, мы взрослые на нагружаем его своими стереотипами и условностями и тем самым угнетаем творческое начало реб...
Мастер - класс по правополушарному рисованию
Цель: распространение своего педагогического опыта, использование метода правополушарного рисования.Задачи:1.Познакомить с методом правополушарного рисования;2.Познакомить педагогов с орган...
Пошаговый мастер-класс по правополушарному рисованию «Одуванчики»
Что такое правополушарное рисование? Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантаз...