Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
консультация по рисованию на тему
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_-klass_net_teh_risovaniya.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер -класс для педагогов
«Творчество! Фантазия! Вдохновение!»
Нетрадиционная техника рисования
Воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ Детский сад № 240 «Ручеек» Гамаюнова Анжелика Павловна
2014-2015 учебный год
город Саратов
Актуальность мастер-класса:
- в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
- в процессе работы, у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.
Задачи:
- познакомить с различными техниками рисования;
- развивать интерес к различным нетрадиционным способами изображения предметов на бумаге, картоне и др.
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Материал: акварельные краски, восковые мелки, кисти, листы бумаги, ватные палочки. Размещение: участники мастер-класса рассажены за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.
Применение: в работе кружка, в повседневных НОД по рисованию, в работе с родителями
План мастер-класса:
Подготовительный этап:
1. Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.
2. Презентация «Нетрадиционные художественно – графические техники»
3. Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.
4. Цитата «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Вступительное слово
Нетрадиционное рисование – Искусство изображать не основываясь на традиции .
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатите уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и, как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:
· Способствует снятию детских страхов;
· Развивает уверенность в своих силах;
· Развивает пространственное мышление;
· Учит детей свободно выражать свой замысел;
· Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
· Учит детей работать с разнообразным материалом;
· Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
· Развивает мелкую моторику рук;
· Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
· Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. (Показ презентации ) Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
- Перед началом «Мастер – класса» уважаемые коллеги ,я попрошу ответить на вопрос: «Знаю ли я о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности?» Перед Вами таблички; Вам необходимо выбрать табличку с соответствующим ответом на вопрос.
Не знаю | Кое – что знаю | Знаю |
- Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения, обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей навыкам рисования, приёмам работы с различными художественными материалами, главное – пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Предлагаю Вам превратиться в художников и попытаться освоить некоторые нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Практическая часть «Мастер – класса»
Мы открыли мастерскую.
Полюбуйтесь - вот какую!
Приглашаем всех учиться
Вместе весело трудиться!
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро.
Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса.
И хочу познакомить вас с некоторыми видами нетрадиционной техникой рисования.
1. «Монотопия предметная»
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия
Материал: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель
Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после
рисования нескольких украшений.
2. «Рисование свеча + акварель»
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура
Материал: свеча, плотная бумага, акварель, кисти
Способ получения изображения: рисуем свечой на бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
3. « Кляксография с трубочкой»
Возраст: от 6 лет
Средства выразительности: пятно
Материал: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (трубочка для коктейлей)
Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки, так чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- «Тычок жесткой полусухой кистью.»
Возраст: любой
Средства выразительности: фактурность окраски
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
5. «Восковые мелки + акварель»
Возраст: от 4 лет
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: рисуем восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашиваем лист бумаги акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается не закрашенным.
6. «Кляксография с ниточкой.»
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
7. «Рисование мыльными пузырями.»
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: цветные круги.
Материалы: шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).
Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши.
Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.
Сегодня я познакомила Вас лишь с 7 нетрадиционными техниками изображения. Надеюсь, использование их в работе позволит сделать занятия по изобразительной деятельности более интересными и разнообразными.
Заключительный этап.
1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточных медалей)
2. Памятки всем участникам мастер-класса.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Литература:
· Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
· Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.
· Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
· Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир.-М., 2007.
· Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.
В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....
Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...
«Применение рамок Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста»
Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому»....
ДОКЛАД Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру» в работе с детьми дошкольного возраста
Для работы с детьми, как правило, используют такие нетрадиционные техники рисования как: рисование пальцем, ладонью, кляксами, рисование нитками, мыльной пеной, по стеклу и т. д. Каждая техника ...
Статья на тему: "Рисование открытками как нетрадиционная техника изо деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Рисование открытками - коллаж. Коллаж - это технический прием в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и факту...
Семинар – практикум: «Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возраста»
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...