Конспект мастер-класса «Использование игровых компьютерных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
материал

Половинкина Светлана Валерьевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_wecompress.com_.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27» г. Орла

Конспект мастер-класса

«Использование игровых компьютерных технологий

в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614578908_1-p-noutbuk-na-belom-fone-1.png

Учитель-логопед

Половинкина Светлана Валерьевна

Орел - 2023

Цель: транслирование опыта работы по использованию игровых компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Задачи: 

- повысить интерес педагогов к поиску инновационных методов и технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи;

- создать условия для активного участия педагогов в проведении мастер-класса.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук.

Фокус-группа: педагоги.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги. Меня зовут Половинкина Светлана Валерьевна, я учитель-логопед, представляю МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27».

Сегодня хочу представить вам опыт по теме: «Использование игровых компьютерных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

  1. Теоретическая часть

Своё выступление хочу начать словами Василия Александровича Сухомлинского: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В настоящее время компьютер очень плотно входит в нашу жизнь и в педагогический процесс, в частности. К наиболее эффективным средствам обучения принадлежат игровые компьютерные технологии, применение которых расширяет возможности, способствующие развитию речи у дошкольников.

Игровые компьютерные технологии целесообразно использовать при изучении любой темы и на любом этапе логопедической работы. Их использование в коррекционной работе с детьми с нарушением речи дает целый ряд преимуществ:

•        предъявление информации на экране несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

•        движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

•        поощрение ребенка самим компьютером - является стимулом для детей;

•        предоставление возможности индивидуализации обучения;

•        использование деятельностного способа обучения, при котором ребенок становится активным субъектом обучения;

•        решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий);

•        благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, можно учесть  зрительную нагрузку.

  1. Практическая часть

В своей работе я использую интерактивные дидактические игры в виде мультимедийных презентаций, которые создаю сама. Для этого необходимо иметь картотеку картинок, фонов для игр и, конечно, компьютер с Microsoft PowerPoint. Интерактивные мультимедийные игры-презентации применяются мной на разных этапах работы.

Так как ежедневное повторение артикуляционных движений может наскучить ребёнку, использование игровых компьютерных технологий в ходе проведения артикуляционной гимнастики повышает мотивационную активность, привносит эффект наглядности в занятие, способствует более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.

Артикуляционную гимнастику можно провести в виде сочетания наглядного материала и музыки, или сделать так, чтобы язычок сам рассказывал стихи или сказку о себе и своих друзьях.

На слайде представлен вариант такой игры: ребёнку предлагается выполнить комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р], отгадывая, какое упражнение сейчас будем выполнять.

Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении лексического материала, вызывающего утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные игры-презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и издавать различные звуки. У ребёнка появляется возможность имитировать движения или подражать этим звукам. На этапе дифференциации звуков в презентации ребенок может самостоятельно распределять картинки по заданным группам, отрабатывая различия звуков на практике.

Например, на данном слайде представлена игра для автоматизации изолированного произношения звука [Л].

Это продолжение игры, где мы предлагаем ребёнку «подружить» звук [Л] с гласными. Таким образом, мы автоматизируем звук [Л] в прямых слогах.

Далее представляю игры на автоматизацию звука [Л] в словах.

 «Потуши пожар» - ребёнок нажимает на изображение огня, за которым спряталась картинка, и называет её.

«Что изменилось» - ребёнку предлагается назвать появляющиеся на экране картинки, а затем закрыть глаза. В этот момент происходит переключение на следующий слайд. Ребёнок называет новую картинку на экране.

 

Далее представлена игра на автоматизацию звука [Л] в предложениях. Ребёнку предлагается ответить полным предложением на вопрос: «Что ела Мила?».

А теперь представляю игру на дифференциацию звуков [С] и [Ш]. Ребёнку предлагается распределить вещи между Нюшей и Совуньей. Вещи Нюши те, в названии которых есть звук [Ш], а Совуньи - звук [С].

Использование на занятиях по речевому развитию интерактивных игр-презентаций на развитие лексико-грамматических категорий помогает детям совершенствовать свои навыки в овладении правильной речью.

Совершенствуя грамматическую правильность речи ребенка, происходит обучение умению изменять слова по падежам, согласовывать их в единственном и множественном числе.

Например, в игре «Сосчитай-ка» ребёнку предлагается сосчитать с Ёжиком его запасы.

                 

В работе над обогащением словаря использование интерактивных игр-презентаций позволяет быстрее перевести слова из пассивного словаря в активный. В своей работе я использую такие игры:

«Кто как голос подаёт?» - ребёнок после прослушивания голосов животных должен назвать их голосоподачу.

   

В игре «Скажи наоборот» ребёнок после просмотра анимации называет противоположное действие.

   

Особенность работы над связной речью с использованием интерактивных дидактических игр-презентаций заключается в том, что ребенок, учитывая последовательное появление изображения на экране, имеет возможность выполнять задачи внимательнее, строить грамматически-правильные предложения, его рассказ становится последовательным. Дети дословно делают пересказ произведений, хорошо описывают предметы.

Предлагаю вам вместе со мной, опираясь на картинки и анимацию с элементами мнемотехники, составить рассказ о весне. Сначала рассмотрим картинки.

Использование игровых компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет объединять традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к исследуемому материалу и качеству коррекционно-развивающей работы, что значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.

Дети, которые неохотно идут на контакт, отказываются повторять упражнения, с большим интересом выполняют упражнения за героем интерактивной игры, ждут встречи с ним. Гиперактивные дошкольники становятся внимательнее, усидчивее. Чтобы получить положительную оценку от героя, ребенок очень внимательно и терпеливо повторяет задачи, которые были выполнены неправильно.

Таким образом, использование игровых компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, как инновационного подхода, дает принципиально новые возможности совершенствования логопедической деятельности.

  1. Рефлексия

Для подведения итога мастер-класса, хочу применить прием «На ладошке». Каждый палец имеет свое значение. Зажмите пальцы в кулак и разожмите по одному пальцу если:

  • сегодня научились чему-то новому;
  • тема мастер-класса была важной;
  • вам было интересно;
  • материал мастер-класса был доступен и прост в применении для работы с детьми;
  • будете использовать в работе полученные знания с мастер-класса.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. В процессе игры реб...

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей

консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...