Конспект мастер-класса «Использование игровых компьютерных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27» г. Орла
Конспект мастер-класса
«Использование игровых компьютерных технологий
в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Учитель-логопед
Половинкина Светлана Валерьевна
Орел - 2023
Цель: транслирование опыта работы по использованию игровых компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- повысить интерес педагогов к поиску инновационных методов и технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи;
- создать условия для активного участия педагогов в проведении мастер-класса.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук.
Фокус-группа: педагоги.
Ход мастер-класса:
- Организационный момент
- Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги. Меня зовут Половинкина Светлана Валерьевна, я учитель-логопед, представляю МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27».
Сегодня хочу представить вам опыт по теме: «Использование игровых компьютерных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
- Теоретическая часть
Своё выступление хочу начать словами Василия Александровича Сухомлинского: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В настоящее время компьютер очень плотно входит в нашу жизнь и в педагогический процесс, в частности. К наиболее эффективным средствам обучения принадлежат игровые компьютерные технологии, применение которых расширяет возможности, способствующие развитию речи у дошкольников.
Игровые компьютерные технологии целесообразно использовать при изучении любой темы и на любом этапе логопедической работы. Их использование в коррекционной работе с детьми с нарушением речи дает целый ряд преимуществ:
• предъявление информации на экране несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
• поощрение ребенка самим компьютером - является стимулом для детей;
• предоставление возможности индивидуализации обучения;
• использование деятельностного способа обучения, при котором ребенок становится активным субъектом обучения;
• решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий);
• благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, можно учесть зрительную нагрузку.
- Практическая часть
В своей работе я использую интерактивные дидактические игры в виде мультимедийных презентаций, которые создаю сама. Для этого необходимо иметь картотеку картинок, фонов для игр и, конечно, компьютер с Microsoft PowerPoint. Интерактивные мультимедийные игры-презентации применяются мной на разных этапах работы.
Так как ежедневное повторение артикуляционных движений может наскучить ребёнку, использование игровых компьютерных технологий в ходе проведения артикуляционной гимнастики повышает мотивационную активность, привносит эффект наглядности в занятие, способствует более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.
Артикуляционную гимнастику можно провести в виде сочетания наглядного материала и музыки, или сделать так, чтобы язычок сам рассказывал стихи или сказку о себе и своих друзьях.
На слайде представлен вариант такой игры: ребёнку предлагается выполнить комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р], отгадывая, какое упражнение сейчас будем выполнять.
Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении лексического материала, вызывающего утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные игры-презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и издавать различные звуки. У ребёнка появляется возможность имитировать движения или подражать этим звукам. На этапе дифференциации звуков в презентации ребенок может самостоятельно распределять картинки по заданным группам, отрабатывая различия звуков на практике.
Например, на данном слайде представлена игра для автоматизации изолированного произношения звука [Л].
Это продолжение игры, где мы предлагаем ребёнку «подружить» звук [Л] с гласными. Таким образом, мы автоматизируем звук [Л] в прямых слогах.
Далее представляю игры на автоматизацию звука [Л] в словах.
«Потуши пожар» - ребёнок нажимает на изображение огня, за которым спряталась картинка, и называет её.
«Что изменилось» - ребёнку предлагается назвать появляющиеся на экране картинки, а затем закрыть глаза. В этот момент происходит переключение на следующий слайд. Ребёнок называет новую картинку на экране.
Далее представлена игра на автоматизацию звука [Л] в предложениях. Ребёнку предлагается ответить полным предложением на вопрос: «Что ела Мила?».
А теперь представляю игру на дифференциацию звуков [С] и [Ш]. Ребёнку предлагается распределить вещи между Нюшей и Совуньей. Вещи Нюши те, в названии которых есть звук [Ш], а Совуньи - звук [С].
Использование на занятиях по речевому развитию интерактивных игр-презентаций на развитие лексико-грамматических категорий помогает детям совершенствовать свои навыки в овладении правильной речью.
Совершенствуя грамматическую правильность речи ребенка, происходит обучение умению изменять слова по падежам, согласовывать их в единственном и множественном числе.
Например, в игре «Сосчитай-ка» ребёнку предлагается сосчитать с Ёжиком его запасы.
В работе над обогащением словаря использование интерактивных игр-презентаций позволяет быстрее перевести слова из пассивного словаря в активный. В своей работе я использую такие игры:
«Кто как голос подаёт?» - ребёнок после прослушивания голосов животных должен назвать их голосоподачу.
В игре «Скажи наоборот» ребёнок после просмотра анимации называет противоположное действие.
Особенность работы над связной речью с использованием интерактивных дидактических игр-презентаций заключается в том, что ребенок, учитывая последовательное появление изображения на экране, имеет возможность выполнять задачи внимательнее, строить грамматически-правильные предложения, его рассказ становится последовательным. Дети дословно делают пересказ произведений, хорошо описывают предметы.
Предлагаю вам вместе со мной, опираясь на картинки и анимацию с элементами мнемотехники, составить рассказ о весне. Сначала рассмотрим картинки.
Использование игровых компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет объединять традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к исследуемому материалу и качеству коррекционно-развивающей работы, что значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
Дети, которые неохотно идут на контакт, отказываются повторять упражнения, с большим интересом выполняют упражнения за героем интерактивной игры, ждут встречи с ним. Гиперактивные дошкольники становятся внимательнее, усидчивее. Чтобы получить положительную оценку от героя, ребенок очень внимательно и терпеливо повторяет задачи, которые были выполнены неправильно.
Таким образом, использование игровых компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, как инновационного подхода, дает принципиально новые возможности совершенствования логопедической деятельности.
- Рефлексия
Для подведения итога мастер-класса, хочу применить прием «На ладошке». Каждый палец имеет свое значение. Зажмите пальцы в кулак и разожмите по одному пальцу если:
- сегодня научились чему-то новому;
- тема мастер-класса была важной;
- вам было интересно;
- материал мастер-класса был доступен и прост в применении для работы с детьми;
- будете использовать в работе полученные знания с мастер-класса.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. В процессе игры реб...
Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....
Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...
«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей
консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...
Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"
Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...