Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Гомзова Вера Сергеевна

Продолжать знакомить с росписью народных мастеров – гжель. Дать знания о цветке – агашка, умение создавать узоры по мотивам народной росписи.

Формировать  умения  детей видеть и выделять характерные элементы росписи; точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька»,  сеточка, цветы.

Обогащать словарь: агашка, гжельские мастера.

Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать её своеобразие, колорит, нежность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposredstvenno.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно  образовательной деятельности в старшей  группе  «Сказочная гжель».

Описание: img6

Задачи:

Продолжать знакомить с росписью народных мастеров – гжель. Дать знания о цветке – агашка, умение создавать узоры по мотивам народной росписи.

Формировать  умения  детей видеть и выделять характерные элементы росписи; точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька»,  сеточка, цветы.

Обогащать словарь: агашка, гжельские мастера.

Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать её своеобразие, колорит, нежность.

Материал: готовые картонные тарелки  для росписи, краски синяя и белая, баночки с водой, кисточки №6, №3, салфетки, образцы.

Предварительная работа: Знакомство с историей промысла, с элементами росписи, роспись детьми силуэтов  посуды, рассматривание альбома «Гжель». Оформление выставки «Голубая сказка», разучивание стихотворения «Голубая сказка», слушание песни «Незабудковая гжель».

 Ход занятия:

- Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да, очень любим путешествовать.

Вос-ль:

«Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.        

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас

И мы отправимся на выставку сейчас».

 А на выставку каких мастеров, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

«Сине-белая посуда,

расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

и цветами расцвела:

голубыми, синими,

нежными, красивыми».

- Что это за роспись?   Дети: Это роспись гжель.

Вос-ль: Вокруг себя повернись и на выставке народных мастеров окажитесь.

- Вы догадались на выставку, каких мастеров мы попали? (гжельских).

- А почему вы так решили?

Дети: Потому что синие, голубые узоры и цветы на белой посуде - это гжельские узоры.

- Выставка называется «Голубая сказка».

Повторяйте за мной: «Лель-лель-лель - голубая гжель».

Дети повторяют громко и тихо.

- А где  живут мастера?

Дети: Мастера живут в деревне Гжель не далеко от Москвы.

- Ребята, давайте вспомним, что обозначает слово гжель?

Дети: Слово Гжель обозначает: жечь, обжечь.

Вос-ль: Давным – давно, жили там смелые да умелые, веселые мастера. Решили они свой край прославить, свое мастерство показать и людей порадовать. Нашли в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее посуду разную. Расписывать синей краской.

- А почему синей краской, вы знаете? Как вы думаете?

Дети: Потому что Гжельцы любили говорить, что небо у них синие-синие, реки и озера голубые - голубые и красивые васильковые поля. Вот и задумали они перенести эту синеву на белые изделия.

-Ребята, давайте вспомним и  прочитаем стихотворение про гжель:

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.  

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её название гжель».

Посмотрите и расскажите, какая гжельская посуда?

Дети: Фарфоровая, красивая, сине-голубая, сказочная, глиняная и т.д.

Вос-ль: Посуда, цветы, люди, птицы и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров. Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель».

Вос-ль: Ребята, а я предлагаю и вам сегодня стать народными мастерами и расписать тарелку элементами  гжельской росписи.

Отправляемся в мастерскую «Голубая сказка».

Вос-ль: Ребята, мы с вами уже знакомы с гжельской росписью, давайте вспомним, какие узоры наносятся на гжельские изделия (на доске элементы узоров)?

Дети: Узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек, бордюров, волнистых линий, усиков, точек и т.д.

Вос-ль: – Один из любимых элементов Гжели это цветок - роза, а называют ее Агашкой.

Вос-ль: Хотите узнать, почему так назвали?

А назвали ее так, потому что расписывали гжельскую посуду в основном работницы-крестьянки и звали многих работниц именем Агафья. Отсюда и пошло название Агашка.

Сегодня предлагаю вам расписать тарелки для выставки.

А украшать тарелку будем цветком – агашкой.

- Из каких элементов состоит роза?

Дети: Состоит цветок из широких мазков. 

Рисуем крупной кистью, мазками лепестки дугообразными линиями. Сначала верхние лепестки, боковые и нижние синим цветом.  

Края тарелки украсим сеточкой и капельками, чередуя.

- Какой кисточкой будем рисовать эти элементы?

Дети: Сеточку и капельки будем рисовать кончиком тонкой кисточки и способом примакивания.

- Рассматриваем схему рисования цветка, обращаю на последовательность действий.

Дети под музыку «Сказочная Гжель» расписывают тарелку.

По окончании работы, один из детей выходит к доске и рассказывает о том, какая у него получилась тарелка.

Вос-ль: Под песню «Незабудковая гжель» дети выходят и встают  в круг.

Вам понравилось быть мастерами? Какое у вас настроение?

Ребята, давайте вспомним, что мы узнали про роспись гжель.

Дети: Узнали про цветок-агашка. Почему расписывают посуду синим цветом.

- Вы все расписали по одной тарелке, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится?

У русских людей есть поговорка«Умелец да рукоделец, себе и людям радость приносит».

- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

Ребята, пока сохнут ваши тарелочки, предлагаю посмотреть видеофильм о процессе создания гжельской посуды.

Дети садятся на коврик и смотрят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « ГЖЕЛЬ»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ИЗО"Гжель-небесная лазурь"

Ознакомление обучающихся с историей искусства Гжели, мастерами Гжели, обучение Гжельской росписи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»

 Знакомить детей с русскими народными промыслам на примере гжельской керамики; поддерживать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе «Сказочная гжель»

ü Продолжать знакомить с росписью народных мастеров, развивать детское творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народной росписи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы на тему «Голубая Гжель»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию  для детей подготовительной группы на тему «Голубая Гжель»...