Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Знакомить детей с русскими народными промыслам на примере гжельской керамики; поддерживать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_gzhel_str.gr_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»
Задачи.
Знакомя детей с русскими народными промыслам на примере гжельской керамики; поддерживать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству.
Способствовать развитию музыкально-эстетического вкуса, формированию прекрасного. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Содействовать формированию практических умений и навыков рисования. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками. Закрепить навык рисования двойным мазком. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор.
Способствовать развитию речь детей, умение использовать в речи относительные прилагательные.
Оборудование: слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, трафареты чайного сервиза, салфетки, гуашь, кисти, стаканчик с водой. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом.
Содержание организованной образовательной деятельности:
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – Быль или небыль? Изделия рук золотых! Да! Это синяя сказка – Глазам загляденье, Словно весною капель! Ласка, забота, тепло и терпенье – Русская звонкая Гжель!
Воспитатель. Вот с этого красивого, нежного стихотворения, я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
Сейчас мы с вами послушаем и посмотрим сине-голубую сказку, а почему она так называется, вы поймете сами. Закрыли глазки, представили, что вы попали в сказку. Глазки открываются, сказка начинается. (Рассказ воспитателя и просмотр слайдов).
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель (слайд №2). Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков (слайд №3). Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать (слайд№4). Один мастер слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. А этот совсем необычный, невиданный! Толи слон на дом похож, толи дом на слона (слайд №5). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал (слайд №6). А слепил вазу. Гжельские мастера большие фантазеры (слайд№7). Слепил мастер масленку - на цветочном лугу сидит пастушок и играет на дудочке. А другой мастер услышал «сказку про кита», да сделал масленку (слайд №8). На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал (слайд№9). Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. При виде гжельской посуды глаза разбегаются. Уж очень она хороша! (слайд№10) Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные (слайд №8) Лепили гжельские мастера животных и птиц (слайд №11). Занятно сделан петух с пышным хвостом, сова мудрая, гордый конь и кошки, никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза! Делают в Гжели и часы (слайд №12). Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, в доме хозяева чай из самовара пьют, а на крыше волшебная птица «Берегиня» сидит. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая (слайд №13). Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось (слайд №14), что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная роспись получается. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики. Так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разлетелась не только у нас в стране, но и по всему миру.
Дети:
1. Ай да вазы! Что за диво! Хороши и та, и та. Все нарядны, все красивы. Расписные все, в цветах.
2. Здесь и роза, и ромашка, Одуванчик, васильки. С синей сеточкой по краю, Просто глаз не отвести.
3. Чашки, чайники и блюдца, Так и светят на столе. Из раскрашенной посуды, Есть вкусней и веселей
Воспитатель:
- О каком промысле эта сказка? - Из чего гжельские мастера делают свои изделия? - Каким узором украшают мастера свои изделия? - Какие изделия делали мастера из глины? (ответы детей) Ребята, а сейчас мы отправимся в мастерскую и увидим, работы мастеров. (Дети проходят к столам, на которых стоит Гжельская посуда)
Гжельская роспись на белом фарфоре – Синее небо, синее море, Синь васильков, Синие птицы на ветках тонких. Музыка скромной российской природы, Кружит и водит свои хороводы.
- Почему гжель называют сине-голубой? - Какими узорами украшена посуда? (цветы, веточка, бордюр). - Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки). - На что похожи лепестки? (на капельки). - Чем украшена чашка? (веточка). - На веточке листья одинаковые или нет? (снизу крупные, а вверху мелкие). Физкультминутка: игра «Составь узор»
Воспитатель. Сегодня вы будите сами мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.
Я думаю, что сделать вам это будет не сложно, ведь вы - настоящие умельцы, мастера своего дела. А теперь, садитесь за столы поудобнее и приступайте к работе. Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. « Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать- переделывать».
Работа детей. Дети садятся за столы и рисуют узоры (на бумажных силуэтах посуды). Во время работы звучит песня, «Незабудковая Гжель»
У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Смотрите, растаяли белые зимние сугробы и открылась нам Гжели красота несказанная. А помогли совершить это превращение ваше трудолюбие и любовь к народному творчеству, талант и умение. (Рассматривание детских работ). О каком промысле мы сегодня беседовали? (Ответы детей)
Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (стихотворение читает ребенок)
Сине-голубые Чудо на фарфоре Розы, листья, птицы, Синяя капель. Увидев нас впервые, Это называется Каждый удивится. Просто роспись Гжель. П.Синявский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе "Васильковая Гжель".
Викторина по музейной педагогике в подготовительной группе...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе «Сказочная гжель»
ü Продолжать знакомить с росписью народных мастеров, развивать детское творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народной росписи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Сказочное путешествие"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Сказочное путешествие"...
конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Сказочные животные»
конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Сказочные животные»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель».
Продолжать знакомить с росписью народных мастеров – гжель. Дать знания о цветке – агашка, умение создавать узоры по мотивам народной росписи.Формировать умения детей видеть и в...