Конспект открытого занятия «Художество без кисточки» Рисование на воде «Эбру».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сиделёва Валерия Александровна

Конспект открытого занятия
«Художество без кисточки»
Рисование на воде «Эбру».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ebru.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия
«Художество без кисточки»
Рисование на воде «Эбру».

                                                     Провела: 19.10.2022

                                                                         

                                                                                 Составила: педагог дополнительного                                   образования Черезова Ольга Владимировна
                                                                                 


 

                                                       

                                                         2020 год


Необычный рисунок.

Эбру.

Цель:

Развитие творческих способностей у детей через использование нетрадиционной техники рисования на воде  «эбру»

Задачи:

1.Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «эбру»
2.Развивать творческие способности, художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
3.Воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность.

Материалы и оборудование:

  • подкладные листы
  • поддоны для  жидкости
  • кисти
  • краски (для Эбру)
  • шпажки для рисования
  • баночки для воды
  • салфетки, тряпочки
  • листы бумаги
  • волшебная музыка


                                           

                                       


                                   
Ход занятия:

1.Орг.  момент.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.  Сегодня у нас будет с вами необычное занятие.
На занятиях по рисованию, мы часто используем нетрадиционные техники рисования.
-Какие из них вы знаете? (ответы детей)
Сегодня мы с вами  познакомимся с новой техникой.
2.Основная часть
Педагог:
- Можно ли рисовать по воде? (нет) Почему? (краска растворяется в воде).
Оказывается, есть такая техника-рисование на воде. Называется она ЭБРУ.

История возникновения эбру
Эбру считается турецким искусством рисования на воде. Возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных. (слайд 3)

Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи. Термин  Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называли.(слайд 4)

На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность.
В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру. (слайд 6)

Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму. (слайд 7)

Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.
Все компоненты для эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы.
 (слайд 9)

Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор. (слайд 10)

Рисование на воде даёт возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства.  Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом и гребнем создаёт неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставит вам удовольствие, вы сможете фантазировать без границ. (слайд 11)

А теперь сами картины. (слайд 12)
Педагог:
  Прекрасные рисунки. Вот бы нам научится так рисовать. Согласны?
Но прежде чем приступить к рисованию,  предлагаю немного отдохнуть, и подготовить свои руки к рисованию.

   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали (2 раза)

Показ техники

Педагог:   Я приглашаю вас подойти к столу.
 В домашних условиях можно рисовать по подобию «эбру»  Я знала, что вам понравится и всё для этого приготовила.
      На столе стоит лоток,  в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, я  добавила в воду загуститель-крахмал. Краски необычные, специальные. Мне понадобится  кисточка, волшебная палочка-шпажка и салфетка.

     
Я беру  палочку, с заостренным концом, поэтому работать нужно аккуратно, набираю краску и опускаю ее на воду. Работать надо на поверхности воды, только чуть – чуть  прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором. Рисунок готов, отпечатываем его на бумагу.  Теперь мы все вместе ждём несколько секунд. Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой. Смотрите, что у нас получилось. Я размещу наш рисунок  на нашей выставке. Здесь окажутся и ваши рисунки.
Продуктивная деятельность детей
Педагог: Давайте ещё раз  вспомним последовательность   выполнения работы.
1.Наносим краску для фона.
2.Рисуем узоры.
3.Отпечатываем готовый рисунок.

 Педагог:   Ребята, а сейчас я предлагаю вам поучиться, попробовать  и пофантазировать за столом. Когда будите рисовать острыми   палочками, будьте осторожны.
   
Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые рисунки, которые вы можете подарить тому, кого любите или оставить себе на память.
Рассматривание рисунков на выставке.
Педагог:  рисунки готовы. Я предлагаю вам подойти к нашей выставке. Интересно посмотреть, что же у нас получилось.
3.Заключительная часть
Педагог:  
-Ребята, вам понравились рисунки, которые мы нарисовали?
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
- Чем она отличается от других техник рисования?
- Кто запомнил, какие предметы используют при данной технике?
-
Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)
Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки. Наше  занятие закончилось, сегодня мы научились рисовать необычные рисунки. Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.
- Спасибо ребята за работу, и вам уважаемые гости за  внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по кружке нетрадиционному рисованию «Волшебная кисточка»

Конспект НОД нетрадиционная техника рисования картофельными печатками « Путешествие по осеннему лесу», фото и справка к данному занятию....

Конспект занятия экспериментирование в изобразительной деятельности: Рисование на воде. Техника Эбру.

Восточная техника Эбру – это техника рисования на воде. Для работы в этой технике применяются специальные инструменты и краска. В данной работе я использовала подручные средства, ведь педагог до...

2. Конспект ООД в средней группе на тему: «Море волнуется раз…» (по области «Художественно-эстетическое развитие», с использованием нетрадиционной техники рисования по воде «ЭБРУ» )

Cовершенствовать творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование по воде ЭБРУ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию на воде в технике «Эбру» для детей 5-6лет Тема: «Разноцветные снежинки»

Данное занятие по рисованию  проводится с группой детей старшего дошкольного возраста.  В ходе занятия дети знакомятся с техникой рисования на воде (Эбру), учатся готовить основу для р...

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «ЭБРУ» «Необычные цветы» в разновозрастной группе (5-7лет)

Цель: Сформировать у дошкольника способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественно - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие с...

Конспект НОД по области «художественно-эстетическое развитие в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования на воде «ЭБРУ»

Конспект НОД по области «художественно-эстетическое развитиев средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования на воде «ЭБРУ». Тема: «Море волнуется р...

Конспект занятия "рисование на воде ЭБРУ"

Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования – «Рисование на воде-Эбру»Тема: «Мир фантазий»Задачи: Продолжить знакомить детей с нетрадиционной ...